Принцип наглядности.
Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, который применяется с древнейших времен.
В его основе лежат следующие научные закономерности:
органы чувств человека обладают разной восприимчивостью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения;
пропускная способность оптического канала связи от рецепторов к центральной нервной системе наибольшая;
информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует перекодирования, она запечатлевается в памяти ученика легко, быстро и прочно.
Практика обучения выработала множество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Напомним некоторые из них.
· Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
|
|
· Помните: дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще; отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.
· Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию - путем осязания.
· Никогда не ограничивайтесь наглядностью: наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.
· Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учеников легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
· Используйте наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Это позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учеников.
· Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
· Следите за тем, чтобы наблюдения учеников были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.
· Применяя наглядные средства, рассматривайте их с детьми сначала в целом, потом — главное и второстепенное, а затем снова в целом.
· Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание детей и мешает воспринимать главное.
|
|
· Используя наглядность, активизируйте чувственный опыт учеников: опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.
· Старайтесь сами изготовлять вместе с детьми наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое сделано самими учениками.
· Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению.
· Научно обоснованно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, слайды, полиэкранную проекцию и др.; овладейте техническими средствами обучения, методикой их использования.
· Применяя наглядные средства, воспитывайте у детей внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
· Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.
· С возрастом учеников предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом учителю следует особо заботиться об адекватности понимания сущности явления и его наглядного представления.
· Помните, что наглядность — сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести мысль учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.
· При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием для глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.
Принцип связи теории с жизнью и практикой
Основой данного принципа является главное положение классической философии, согласно которому жизнь, практика — критерий истины, источник познавательной деятельности. Правильно организованное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной деятельности. Эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность. Прочность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся.
Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впитавших в себя теоретические выводы и опыт лучших школьных коллективов.
· Общественно-исторической практикой доказывайте необходимость научных знаний, изучаемых в школе. Обучайте так, чтобы ученик и понимал, и чувствовал, что обучение является для него жизненной необходимостью.
- Идите от жизни к знаниям или от знаний к жизни: связь «знания — жизнь» необходима.
- Рассказывайте детям о новых современных технологиях, производственных отношениях, прогрессивных методах труда.
- Настойчиво приучайте учеников проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения.
- Не должно быть ни одного урока, на котором бы ученик не понимал жизненного значения своей работы.
- Используйте связь школы и производства. Добивайтесь того, чтобы общение» школьников с производственниками продолжало учебно-воспитательную работу: для этого умело направляйте и контролируйте связь «учебный предмет — производство».
- Составляйте и решайте с учениками задачи и упражнения «жизненного» характера, дополняйте примеры учебника данными из окружающей действительности.
- Связывайте обучение с перспективами развития своего поселка, села, города, области, республики, страны. Осуществляйте профориентацию, основываясь на перспективах развития региона.
- Проблемно-поисковые и исследовательские задания — лучшее средство связи теории с практикой: широко используйте их в различных сочетаниях.
- Воспитывайте сознательное и положительное отношение к труду, общественной и личной собственности, показывайте личный пример такого отношения.
- Общественно полезный и производительный труд организуйте так, чтобы он сопровождался самостоятельными наблюдениями и размышлениями учеников, возбуждал вопросы, стимулировал потребность больше узнать, стремление разобраться в непонятном.
- Не забывайте, что общественно полезный труд учеников должен быть в подчинен учебным и воспитательным целям.
- Внедряйте НОТ (научную организацию труда) в учебный процесс. Помогайте детям овладевать теорией и практикой научно организованного труда, учите их применять наиболее продуктивные и экономные методы, планировать и анализировать свою деятельность.
- Развивайте, закрепляйте успехи учеников в одном виде деятельности и переносите их на другие виды деятельности: через эпизодический успех — к постоянным достижениям.
- Воспитывайте у детей стремление к постоянному улучшению своих результатов, развивайте соревновательность.
- Стремитесь соединить умственную деятельность школьников с практической, в процессе которой усваивается 80—85% знаний.
- Поощряйте попытки детей что-то усовершенствовать, улучшить, изменить: если позволяют условия, проведите конкурсы юных изобретателей.
- Побуждайте учеников к самостоятельной работе по приобретению знаний сначала в полюбившейся области науки, техники, искусства; используйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.
|
|