Принцип связи теории с жизнью и практикой

Принцип наглядности.

Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, который применяется с древнейших времен.

В его основе лежат следующие научные закономерности:

органы чувств человека обладают разной восприимчивостью к внешним раздра­жителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувст­вительностью обладают органы зрения;

пропускная способность оптического канала связи от рецепторов к центральной нервной сис­теме наибольшая;

информация, поступающая в мозг из органов зре­ния (по оптическому каналу), не требует перекодирования, она за­печатлевается в памяти ученика легко, быстро и прочно.

 

Практика обучения выработала множество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Напомним некоторые из них.

· Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словес­ной форме, устной или письменной.

· Помните: дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще; отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредст­венно воспринимаемых ребенком.

· Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слы­шимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, дос­тупное осязанию - путем осязания.

· Никогда не ограничивайтесь наглядностью: наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.

· Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные по­ложения доходят до сознания учеников легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необхо­димо использовать различные виды наглядности.

· Используйте наглядность не только для иллюстрации, но и в качес­тве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуа­ций. Это позволяет организовать эффективную поисковую и исследова­тельскую работу учеников.

· Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способству­ют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.

· Следите за тем, чтобы наблюдения учеников были систематизиро­ваны и поставлены в отношение причины и следствия независимо от по­рядка, в котором они наблюдались.

· Применяя наглядные средства, рассматривайте их с детьми сначала в целом, потом — главное и второстепенное, а затем снова в целом.

· Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрез­мерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание детей и мешает воспринимать главное.

· Используя наглядность, активизируйте чувственный опыт учеников: опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллю­стрирует изучаемые понятия.

· Старайтесь сами изготовлять вместе с детьми наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое сделано самими учениками.

· Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению.

· Научно обоснованно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, слайды, полиэкранную про­екцию и др.; овладейте техническими средствами обучения, методикой их использования.

· Применяя наглядные средства, воспитывайте у детей внимание, на­блюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.

· Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.

· С возрастом учеников предметная наглядность должна все более ус­тупать место символической; при этом учителю следует особо заботиться об адекватности понимания сущности явления и его наглядного представ­ления.

· Помните, что наглядность — сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести мысль учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.

· При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятст­вием для глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактно­го мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

 

Принцип связи теории с жизнью и практикой

 

Основой данного принципа является главное положение клас­сической философии, согласно которому жизнь, практика — крите­рий истины, источник познавательной деятельности. Правильно ор­ганизованное воспитание вытекает из самой жизни, практики, не­разрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к актив­ной деятельности. Эффективность формирования личности зави­сит от включения ее в трудовую деятельность. Прочность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания об­разования, организации учебно-воспитательного процесса, приме­няемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудо­вую и политехническую подготовку, а также от возрастных особен­ностей учащихся.

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впитавших в се­бя теоретические выводы и опыт лучших школьных коллективов.

· Общественно-исторической практикой доказывайте необходимость научных знаний, изучаемых в школе. Обучайте так, чтобы ученик и пони­мал, и чувствовал, что обучение является для него жизненной необходи­мостью.

  • Идите от жизни к знаниям или от знаний к жизни: связь «знания — жизнь» необходима.
  • Рассказывайте детям о новых современных технологиях, производ­ственных отношениях, прогрессивных методах труда.
  • Настойчиво приучайте учеников проверять и применять свои зна­ния на практике. Используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения.
  • Не должно быть ни одного урока, на котором бы ученик не понимал жизненного значения своей работы.
  • Используйте связь школы и производства. Добивайтесь того, чтобы общение» школьников с производственниками продолжало учебно-воспи­тательную работу: для этого умело направляйте и контролируйте связь «учебный предмет — производство».
  • Составляйте и решайте с учениками задачи и упражнения «жизнен­ного» характера, дополняйте примеры учебника данными из окружающей действительности.
  • Связывайте обучение с перспективами развития своего поселка, села, города, области, республики, страны. Осуществляйте профориентацию, основываясь на перспективах развития региона.
  • Проблемно-поисковые и исследовательские задания — лучшее сред­ство связи теории с практикой: широко используйте их в различных сочета­ниях.
  • Воспитывайте сознательное и положительное отношение к труду, общественной и личной собственности, показывайте личный пример та­кого отношения.
  • Общественно полезный и производительный труд организуйте так, чтобы он сопровождался самостоятельными наблюдениями и размышле­ниями учеников, возбуждал вопросы, стимулировал потребность больше узнать, стремление разобраться в непонятном.
  • Не забывайте, что общественно полезный труд учеников должен быть в подчинен учебным и воспитательным целям.
  • Внедряйте НОТ (научную организацию труда) в учебный процесс. Помогайте детям овладевать теорией и практикой научно организованно­го труда, учите их применять наиболее продуктивные и экономные мето­ды, планировать и анализировать свою деятельность.
  • Развивайте, закрепляйте успехи учеников в одном виде деятельно­сти и переносите их на другие виды деятельности: через эпизодический успех — к постоянным достижениям.
  • Воспитывайте у детей стремление к постоянному улучшению своих результатов, развивайте соревновательность.
  • Стремитесь соединить умственную деятельность школьников с прак­тической, в процессе которой усваивается 80—85% знаний.
  • Поощряйте попытки детей что-то усовершенствовать, улучшить, из­менить: если позволяют условия, проведите конкурсы юных изобре­тателей.
  • Побуждайте учеников к самостоятельной работе по приобретению знаний сначала в полюбившейся области науки, техники, искусства; ис­пользуйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: