Классификация методов воспитания

(различные подходы)

 

Автор Основания классификации Группы методов
Сластенин В.А. основные базовые функции методов воспитания 1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера; 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций; 3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание; 4.Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы.
Щуркова Н.Е. Практическая работа педагога 1) методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды и представления, осуществляется оперативный обмен информацией – методы убеждения. 2) методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы – методы упражнения. 3) методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанника – методы самооценки.
Щукина Г.И. Направленность методов (интегративная характеристика, включающая в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания) методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Караковский В.А. средства воспитания Воспитание словом. Воспитание ситуацией. Воспитание делом. Воспитание игрой. Воспитание общением. Воспитание отношениями.
Лихачев Б.Т. Логика целостности педагогичес- кого процесса 1. Методы педагогической организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, коллективные единые требования, коллективное самоуправление, коллективное соревнование, коллективное самообслуживание,). 2. Методы организации общения, взаимодействия и взаимовоздействия (уважение, педагогическое требование, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика, конфликтная ситуация). 3. Методы детской самодеятельности (духовно-нравственное самосовершенствование (самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение), самовоспитание, самообучение, самодисциплина). 4. Методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию (обращение к сознанию, чувству, воле и поступку).
Рожков М.И. Бинарные методы воспитания (выделение пар методов «воспитания — самовоспитания») 1) Интеллектуальная сфера: методы убеждения и методы самоубеждения 2) Мотивационная сфера: методы стимулирования (поощрение, наказание) и методы мотивации 3) Эмоциональная сфера: методы внушения и методы самовнушения 4) Волевая сфера: методы требования и методы упражнения 5) Сфера саморегуляции: Методы коррекции и самокоррекции 6) Предметно-практическая сфера: воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания 7) Экзистенциальная сфера: метод дилемм и рефлексия
Кукушин В.С. степень гуманизации и демократизации общества 1) методы авторитарной педагогики (информирование, педагогическое требование, упражнение, внушение, беседа, индивидуальный контроль, наказание, подражание, осуждение, принуждение); 2) методы православной педагогики (информирование, пример, приучение, беседа, лекция, похвала, осуждение, личный пример, одобрение, переубеждение, требование-норма, подражание, индивидуальный контроль, коррекция, самоконтроль, самоанализ, самообразование, самокритика, внушение); 3) методы гуманистической педагогики (исходное требование, пример, создание учебной ситуации, игра, приучение, убеждение, личный пример, лекция, поощрение, одобрение, упражнения, КТД, коррекция, награждение, диспут, разъяснение, беседа, похвала, соревнование, система перспективных линий, ситуация морального успеха, воспитывающая ситуация, самоконтроль, самоанализ, самонаблюдение, самовоспитание, самообразование, самокритика, самообязательство, самоубеждение, самореализация, педагогическое сотрудничество)
Маленкова Л.И. формирование отношений к окружающему миру 1) Рациональная форма отношений: методы убеждения; 2) Эмоциональная сфера отношений: стимулирующие (или возвратно-оценочные) методы; 3) Поведенческо-деятельностная сфера отношений: методы организации жизни и деятельности учащихся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: