Педагогика (Начальное образование)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ: РАЗДЕЛ ЗООЛОГИЯ»

Специальности

050708.65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью

Педагогика (Начальное образование)

    Учебная работа проводится в форме лекций, практических или лабораторных занятий и зачетов или экзаменов в соответствии с учебным планом. На лекционных занятиях студентам сообщаются основные знания по наиболее трудным разделам курса зоологии, приводятся исторические и современные сведения, примеры неадекватной (с точки зрения экологии, зоологии и гигиены) деятельности педагогов в школе. Весь остальной теоретический материал разбирается и прорабатывается на практических или лабораторных занятиях, где отрабатываются навыки соответствующей деятельности и в процессе самостоятельной подготовки студентов.

В течение учебного семестра студенты должны изучить вопросы, изложенные в учебной программе, для чего необходимо:

· ознакомиться с указанной ниже литературой;

· выполнить практические и лабораторные занятия (в соответствие с учебным планом);

· отчитаться перед преподавателем по теоретическому и практическому компоненту выполненного задания;

· выполнить тесты по соответствующему разделу дисциплины;

· выполнить задания для самостоятельной работы.

По окончании курса студент сдает зачет или экзамен в соответствии с учебным планом.

Тема 1. Изучение данной темы следует начать с вводной части, охарактеризовав предмет, содержание и методы исследования естествознания: раздел зоологии, значение этого курса для педагогики, психологии, медицины, сельскохозяйственной деятельности, экологии и экологического образования и воспитания детей.

Тема 2. По этой теме программы следует вспомнить иерархические уровни организации живой природы, особо выделив клеточный уровень, выйдя на понятие открытости и целостности живой системы, поддерживать которую позволяет регуляция функций. Важным для понимания целостности организма выступает и понятия «гомеостаза», «саморегуляции».

Далее по этой теме программы актуализируются знания особенностей подцарства простейшие, формируются общие понятия о соотношении свободноживущих и паразитических типов Саркомастигофоры, Споровики, Инфузории.

Тема 3. Изучение этой темы предполагает изучение закономерностей организации и функционировании представителей типов, образуемых ими экологических групп. Рассматриваются характеристика отдельных представителей подцарства простейших. Изучается многофункциональность клетки простейших, типы питания, размножения, восприятия раздражения, перенесение неблагоприятных условий. Особое внимание обращается на паразитические виды, имеющие медицинское значение. Рассматривается распространенность и значение одноклеточных организмов в природе и жизни человека.

Изучаются также происхождение многоклеточных организмов, обращается внимание на значение вольвокса для понимания становления многоклетости.

Рассматривается краткая характеристика типа губок, как представителей низших многоклеточных водных животных. Подчеркивается эволюционная роль этого класса в становлении многоклеточности. Обращается особое внимание на экологию, практическое значение губок и их роль в самоочищении водоемов.

Далее при освоении данной темы проводится актуализация знаний о кишечнополостных. Рассматриваются основные характеристики типа кишечнополостные и класса гидроидные полипы как представителей первых двуслойных животных. Изучается общая характеристика типа, его систематика. Акцентируется внимание на появлении первых клеточных дифференцировок, рассматривается их строение и формируется понимание значения дифференцировка отдельных клеточных элементов в филогенезе. Рассматриваются размножение и распространение типа, его значение в природе и для теории эволюции.

Рекомендуется беседа с преподавателем и рассмотрение подцарства простейшие на лабораторном (практическом) занятии, с изучением микропрепаратов простейших (инфузорий, амебы, эвглены), выявление основных характеристик подцарства, и отличий деталей строения и физиологии у представителей отдельных классов (саркомастигофоры, инфузории, жгутиконосцы, споровики), с последующим зарисовыванием образцов (по образцу изображения на табл.) с соответствующими подписями.

Разбираются (с использованием литературных источников) экологические группы простейших. Особое внимание следует уделить их формированию в филогенезе и роли в природных цепях питания, накоплении минеральных компонентов, очищении водоемов и т.д. Определяются понятия «элементарный рефлекс», «раздражение» и дается эволюция этих феноменов. Составляется таблица «Экологические группы простейших», с указанием местообитаний и способов питания.

Предполагается проведение элементарных опытов, самостоятельно или на лабораторных занятиях, в соответствии с описанием, предложенным преподавателем для установления особенностей физиологии или экологии отдельных представителей надкласса.

Тема 4. По этой теме программы следует изучить происхождение многоклеточных организмов. Обращается внимание на отличительные особенности класса губок, как представителей низших многоклеточных водных животных. Дается анализ экологии, практического значения и роли губок в развитии теории филогенеза.

Актуализируются знания характеристик типа кишечнополостных. Уделяется внимание общей характеристике типа, раскрывается его систематика. Изучаются закономерности строения и дифференцировки клеточных элементов. Особое внимание уделяется двуслойности животного, появлению нового – полостного – типа пищеварения, нервной системы, связанной с оформлением прообраза безусловного рефлекса. Обращается внимание на эволюционное значение дифференциации клеток. Формируются общие понятия о размножении и распространении типа, его значение в природе; актуализируются знания схемы строения пищевых цепей морских экосистем, значении хищников для их регуляции.

После беседы с преподавателем рекомендуется рассмотреть и зарисовать строение губки и гидры в рабочей тетради, сделать соответствующие подписи.

Тема 5. Акцентируется внимание на эволюционных ароморфозах типа плоские черви. Рекомендуется провести беседу с преподавателем, нацеленную на выявление понимания основных особенностей организации свободноживущих плоских червей на примере белой планарии. В ходе изучения данной темы следует рассмотреть анатомо-физиологические особенности этого вида, указывающие на его образ жизни. Подчеркивается повышение уровня организации плоских червей по сравнению с простейшими и кишечнополостными: трехслойность тела, кожно-мускульный мешок, развитие органов чувств, усложнение нервной системы и т.п.

Рассматривается систематика типа плоские черви, выявляются отличительные черты классов ленточные черви, особенности биологии его отдельных представителей.

Рассматриваются паразитические плоские черви, подчеркиваются упрощение их организации как приспособление к паразитическому образу жизни. Дается понятия о жизненном цикле паразита; об основном, промежуточном и дополнительном хозяине. Особо следует обратить внимание на приспособительные особенности гельминтов в виде интенсивного размножения, смены хозяев в процессе развития, упрощение организации. Разобрать отличительные черты и возможности отдельных представителей типа в ходе усвоения таких понятий, как среда обитания гельминтов, экологические группы, адаптация к паразитическому образу жизни, биотические взаимосвязи и взаимоотношения, поддержание гомеостаза, наличие простейших ответных реакций на раздражение и т.д. Вводится понятия о гельминтозах и особое внимание обращается на биологические основы их профилактики.

На лабораторном (практическом) занятии рекомендуется провести беседу с преподавателем, выполнить рисунок белой планарии с соответствующими подписями и заполнения части таблицы «Особенности строения и размножения червей».

Следует рассмотреть на практических занятиях расположение слоев и органов тела белой планарии, члеников солитера, распознать основные структуры тела, освоить их наиболее характерные черты строения, его яиц, и зарисовать предложенные образцы.

Данная тема предполагает осуществление сравнительной характеристики типов плоских и круглых червей.

Предполагается проведение (самостоятельно или на лабораторных занятиях) элементарных опытов в соответствии с описанием, предложенным преподавателем для установления физиологических и экологических характеристик изучаемых объектов.

В ходе изучения данной темы далее следует рассмотреть изучить тип круглые черви, обратить внимание на его отличительные черты от типа плоские черви, усложненную организацию, морфологические и физиологические адаптации, систематику, анатомические и физиологические особенности, размножение и развитие.

Необходимо ознакомиться с характеристиками отдельных видов круглых червей, выявить общие черты и различия в организации, их роль в природе и жизни человека. Особо следует обратить внимание на приспособительные отличия в жизненно цикле этих видов круглых червей. Акцентировать внимание на способах предотвращения заражения гельминтами.

На лабораторных или практических занятиях, в соответствие с учебным планом, следует рассмотреть препараты, зарисовать, сделать соответствующие подписи. Выполнить наблюдения и задания, направленные на самостоятельные наблюдения.

Тема 6. Рассмотреть тип кольчатые черви. Выявить прогрессивные черты организации, эволюционные перспективы типа. Обратить внимание на появление целома, органов передвижения – прообраза конечностей последующих животных, замкнутость кровеносной системы и другие особенности.

Далее рекомендуется раскрыть систематику типа кольчатые черви. Необходимо выявить отличительные признаки классов многощетинковые, малощетинковые кольчецы и пиявки; подчеркнуть особенности биологии его отдельных представителей, связанные с адаптивными требованиями вида.

Следует усвоить характеристику основных представителей кольчатых червей (дождевой червь, нереида, медицинская пиявка). Особо акцентировать внимание на роли кольчецов в экосистемах и участии человека в изменении их численности и ареала обитания.

Поскольку данная тема предлагается для освоения не только на лекционных, но и на лабораторном или практическом занятии, поэтому особое внимание следует уделить пониманию студентами адаптивных особенностей экологических типов червей. Рекомендуется уточняющая беседа с преподавателем, выполнение наблюдений на занятиях и заданий, направленных на самостоятельные наблюдения и организация самостоятельной работы по составлению таблицы, в которой отражены плоские, круглые и кольчатые черви, их основные характеристики и адаптации к образу жизни.

Целесообразно организовать помимо рассмотрения сухих препаратов вскрытие необходимых объектов (например, дождевого червя) с целью ознакомления студентов с деталями его внутреннего строения и закрепления полученных теоретических знаний.

Затем следует для закрепления материала выполнить необходимые зарисовки, с соответствующими подписями и заполнить оставшуюся часть таблиц «Особенности строения и размножения червей» и «Кольчатые черви».

Тема 7. Акцентируется внимание на понятии моллюски, или мягкотелые. Актуализируются знания об особенностях их организации, опорно-двигательном аппарате, нервной, кровеносной, дыхательной и др. систем. Вспоминаются устройство раковины, мантии, особенности питания, дыхания, вводится классификация. Рассматриваются размножение и развитие моллюсков. Изучается адаптивные особенности организации, связанные с наземным и водным образом жизни. Особое внимание уделяется значению моллюсков в природе (промежуточный хозяин гельминтов, пища для других видов, растительноядность, участие в круговоротах веществ и потоках энергии, образовании залежей мела и т.д.

Рассматриваются головоногие моллюски и их роль как морских хищников. Существенным является выявление черт сходства головного мозга головоногих и позвоночных. Обращается внимание на значение головоногих для человека. Далее изучаются в общих чертах брюхоногие моллюски, их морфофизиологические особенности, образ жизни и значение в жизни природы и человека.

Выясняются отличительные свойства класса двустворчатых моллюсок, строение которых изменилось под влиянием малоподвижного образа жизни и пассивного питания. Подчеркиваются эти отличительные черты. Особо выделяется экология двустворчатых, их роль в процессах самоочищения водоемов; выделяются моллюски, имеющие пищевое и промысловое значение.

При освоении данной темы рекомендуется организация беседы со студентами, в ходе которой выявляются существенные черты строения и физиологии двустворчатых и брюхоногих.

Рекомендуется рекомендовать студентам самостоятельно составить таблицу «сравнительная характеристика моллюсок», в которой необходимо отразить адаптивные детали и экологические характеристики классов; и сделать соответствующие выводы.

Тема 8, 9. При освоении данных тем проводится актуализация знаний строения членистоногих, сущности и значения типа в жизни природы. Рассматриваются особенности отдельных классов в связи с адаптацией к обитанию в различных средах. Существенным выступает понимание, как изменяются строение членистоногих в различных классах и отрядах, живущих в различных условиях среды.

Дается общая характеристика типа членистоногие, его морфофизиологические особенности, экологические вариации, различные циклы развития; подчеркиваются прогрессивные черты организации – образование хитинового покрова, особенности роста и развития, усовершенствование нервной системы, кровеносной, органов чувств. Рассматривается многообразие членистоногих. Выявляются основные направления их эволюции, косвенно отраженные в систематике типа. Рассмотреть систематику типа членистоногие. Выявить отличительные черты классов. Обратить внимание на особенности морфологии, жизнедеятельности и экологии классов ракообразных (высших и низших раки), паукообразных, насекомых. Подчеркнуть черты сходства, позволяющие отнести изучаемых представителей к типу членистоногие. На практических занятиях предусматривается формирование навыков и умений различать основные классы членистоногих. Следует усвоить характеристику основных представителей членистоногих (дафния, речной рак, клеща, скорпиона, паука, бабочки или жука и др.); их адаптивные черты, роль в природе и жизни человека.

Студентам следует усвоить значение типа членистоногие для жизни человека и природы, их эволюционное значение; роль в природе и деятельности человека.

Изучаются особенности организации представителей класса ракообразные как первичноводных членистоногих. Рассматриваются органы передвижения, дыхания, покровы тела и т.д. Проводится сравнение организации низших и высших ракообразных. Подчеркивается санитарное значение ракообразных в природе и выясняется их промысловое значение.

Далее изучаются особенности организации паукообразных как наземных членистоногих: роль хитинового покрова, способы экономии воды при выделении, строение конечностей и др. Разбирается классификация паукообразных, выделяются основные черты скорпионов и пауков, их распространение и образ жизни. Особое внимание необходимо уделить клещам, как переносчикам возбудителей заболеваний человека и животных, способам предотвращения заражения ими, и клещам – вредителям с/х культур. Следует продолжать развивать убеждения в необходимости соблюдать гигиенические навыки, убежденность в необходимости такой работы и умения развивать их у детей.

Рекомендуется беседа с преподавателем по выявлению основных особенностей строения и жизнедеятельности данных классов.

В ходе изучения данной темы следует рассмотреть также класс насекомых как эволюционно прогрессивный и отметить его отличительные особенности, признаки адаптации к различным условиям обитания, проявляющиеся в различных типах ротовых аппаратов, конечностей, крыльев и т.п., актуализируются понятия «развитие с полным превращением», «развитие с неполным превращением». Подчеркивается разница понятий «развитие с полным превращением» и «развитие с неполным превращением» и самих процессов. Обращается внимание на адаптационные особенности к среде обитания различных стадий развития насекомых. Следует раскрыть сущность зависимости типа развития от условий среды обитания данной онтогенетической стадии с позиций избегания внутривидовой конкурентной борьбы особей различных возрастных стадий. Определить эволюционное значение насекомых, выяснить их роль в природе и деятельности человека. Особое внимание обращается на виды Белгородской области, охраняемые и рекомендуемые к охране, причем надо выяснить причины их малочисленности в виде изменения среды обитания, исчезновения пищевых ресурсов, химизации сельского хозяйства и других.

Обращая особое внимание на вышеприведенные положения, необходимо провести закрепление и углубление усвоенного материала. Рекомендуется провести беседу с преподавателем, позволяющую уточнить взаимозависимость строения различных отрядов насекомых. На лабораторных или практических занятиях (в соответствии с рабочей программой) предусматривается выполнение наблюдений и вскрытия членистоногих, в ходе которого наглядно демонстрируются сходные и особенные черты разнообразных классов членистоногих (включая и насекомых). Рекомендуется рассмотреть препараты представителей типа членистоногие, в процессе выполнения самостоятельной работы необходимо пронаблюдать за дафниями, зарисовать, сделать соответствующие подписи, заполнить таблицы «характеристика типа членистоногие» и «циклы развития членистоногих».

На последующих лабораторных занятиях, посвященных отрядам насекомых, необходимо актуализировать понятия «адаптивные особенности», их отличия у разных видов, обитающих в различной среде, их свойства и функции; знания особенностей развития насекомых.

Существенно важно оказывается разобраться с основами систематики класса насекомых, выявить отличия таксономической классификации от классификации экологической.

Акцентируя внимание на особенностях морфологии, жизнедеятельности и экологии отрядов насекомых с полным превращением и с неполным превращением, обращается внимание на присутствие сильно отличающейся от взрослой личиночной стадии. Вспоминаются характерные признаки насекомых с полным и неполным превращением: чешуекрылых, перепончатокрылых, двукрылых, жесткокрылых, полужесткокрылых, прямокрылых и др.; детальнее рассматривается их роль в природе и жизни человека. Особое внимание акцентируется на признаках, используемых при классификации, актуализируются названия частей его тела, детали строения представителей разных отрядов.

Особо рекомендуется ознакомить студентов со строением определителя насекомых, с алгоритмом определения отдельных их отрядов, семейств и видов. На лабораторных занятиях выполняется определение 5 – 10 насекомых из различных отрядов, обитающих в Белгородской области, с целью приобретения навыков определения и закрепления знаний об особенностях отрядов.

Используя литературу, закрепляются знания отличительных особенностей членистоногих, особо выделив их прогрессивные черты строения и физиологические адаптации.

Тема 10. По этой теме программы следует изучить характеристику и сделать систематический обзор типа хордовые. Анализируя общую характеристику типа, отмечаются его черты как наиболее высокоорганизованной группы животных, ведущие к занятию верхних этажей систематической структуры животного мира.

Дается характеристика подтипа бесчерепных, как первичных появившихся в эволюции хордовых животных, отличающихся примитивными и прогрессивными чертами строения. Рассматриваются особенности их организации на примере ланцетника. Подчеркиваются черты сходства с беспозвоночными животными, указывающие на возможные предковые формы хордовых.

Далее в данной теме рассматривается подтип позвоночные. Отмечаются прогрессивные характеристики этой эволюционной ветви. Характеризуется распространение позвоночных в разнообразных средах. Подчеркивается, что в их формировании основная роль принадлежит генотипу, а среда обитания выполняет корректирующую функцию. Предполагается изучить такие основополагающие идеи, как адаптивная радиация, важная для понимания привычной картины мира, закона единства всего живого и взаимозависимости и относительной взаимозаменяемости его частей. Подробно разбираются причины адаптивной радиации типа, сходство и отличие разнообразных приспособлений к практически всем средам обитания. Важно понять сущность адаптивной радиации и приспособительного поведения (человека, животного). Существенным для педагогов является понимание особенностей и условий образования подтипа позвоночных, поскольку аспекты эволюции рассматриваются по программе Н.Ф. Виноградовой уже в начальных классах. Анализируя литературу, необходимо вскрыть сущность концепции эволюции и ее значение для понимания механизмов развития живой системы Земли. Необходимо понять узловые механизмы эволюции, невозможность их строгой пространственной локализации необратимость событий. Изучается экологическое значение подтипа позвоночные и его взаимосвязи с человеком.

Данная тема предполагает значительную самостоятельную работу по изучению отдельных представителей подтипа, причем от преподавателя требуется сделать акцент на адаптивных механизмах данных феноменов.

Используя литературу, рассматривая предлагающиеся в книгах схемы, таблицы и рисунки, раскрывается сущность психофизиологических аспектов адаптаций к условиям существования и эволюционных перспектив группы.

Тема 11. Изучая данную тему, необходимо определить понятия «надкласс рыбы», «бесчелюстные», «хрящевые рыбы», «костные рыбы» и их соотношения. Рассматриваются черты сходства и отличия различных представителей надкласса рыбы, принадлежащим разным классам; их экология. Выявляются экологические группы надкласса рыб.

Далее по этой теме изучается класс хрящевые рыбы. Здесь проводится сравнительный анализ отрядов акулы и скаты (химеры рассматриваются при наличии достаточного времени, в противном случае этот отряд остается на самостоятельное изучение). Обращается внимание на особенности организации этих животных в связи с приспособлением к придонному и пелагическому образу жизни, рассматриваются их распространенность и экологическое значение.

Характеризуется класс костные рыбы, давая общую характеристику класса, особо выделяются его прогрессивные черты. Отмечаются особенности строения и функционирования отдельных систем в связи с водным образом жизни. Рассматривается надотряд костистые, включающий отряды сельдеобразные, карпообразные, щукообразные, тресковые, камбаловые и другие. Весьма интересен для изучения подкласс кистеперые, как эволюционные предки земноводных. Изучаются особенности их организации. Рыбы предоставляют широкие возможности для продолжения формирования понятия «экология животных» (в данном случае – рыб), и «экологические группы». Актуализируется понятие жизненный цикл, и углубляется понимание адаптивного значения жизненного цикла рыб, их миграции, питания, особенностей размножения, заботы о потомстве, биологическая основа данных феноменов. Рассматривается хозяйственное значение рыб.

На лабораторном (практическом, в соответствии с учебным планом) занятии, в беседе с преподавателем актуализируются полученные на лекциях знания о систематике, морфофизиологических, экологических и эволюционных аспектах надкласса рыбы. Для лучшего понимания экосистемы Белгородской области, на занятиях предусмотрено изучение основных представителей рыб: щука, судак, сазан, карась, окунь, пескарь, плотва, красноперка; оценивается их роль в природе и жизни человека. Особы выделяются группы распространенных и охраняемых рыб Белгородской области, дается их сравнительный анализ.

Целесообразно рассмотреть рыбу в виде сухого препарата или натурального объекта. Отмечаются особенности внешнего строения одного из видов рыб (окуня, красноперки, карася или другой) с точки зрения приспособления их к водной среде обитания. Вскрывая рыбу, рассматриваются детали внутреннего строения (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной, половой и других систем). Делаются зарисовки вскрытой рыбы и соответствующие подписи. Предлагаются задания по самостоятельным наблюдениям за рыбой в аквариумах, анализируются их движения, работа различных плавников, обращается особое внимание на экологические группы на примере гуппи (меченосца), сомика, неона (скалярии); отмечается проявление адаптаций у разных экологических групп; наличие условных рефлексов и т.д.

Тема 12. По данной теме изучается общая характеристика классов земноводные и пресмыкающиеся, проводится их сравнительный анализ как таксонов, впервые среди позвоночных осваивающих наземную среду обитания. Изучая класс земноводные, обращается внимание на его прогрессивные черты строения по сравнению с костными рыбами, на двойственность приспособлений его представителей – как к водному образу жизни, так и к наземному. В общей характеристике класса подчеркиваются черты организации в связи с земноводным образом жизни. Отмечаются такие приспособления, позволившие выйти земноводным на сушу, как наличие легких, парные конечности, подвижно закрепленный череп, появление третьей камеры сердца и другие. Изучается систематика класса: отряды хвостовые, безногие и бесхвостые, их адаптивные особенности и эволюционное положение. Обращается внимание на экологию земноводных, образующих следующие экологические группы: водные, наземные, древесные, роющие; на детали приспособлений внутри каждой из групп. Рассматриваются условия обитания и распространения амфибий, их питание, размножение, забота о потомстве. Примечательными оказываются и сезонные изменения в жизни земноводных, с которыми учитель начальных классов должен знакомить своих учеников. С позиций экологического воспитания важно, чтобы будущие учителя хорошо представляли себе проблему исчезновения или сокращения численности земноводных, их роль в экосистемах и значение пропаганды полезности земноводных среди населения, представляли себе основные факты их жизнедеятельности.

Далее при изучении данной темы рассматривается класс пресмыкающиеся. Давая общую характеристику класса, необходимо особо выделить основные черты организации в связи с выходом на сушу: ороговевание кожных покровов, улучшение легочного дыхания, совершенствование скелета, сердечно-сосудистой системы и другие. Следует подчеркнуть, что одной из важнейших адаптаций явилось появление плотных кожистых покровов яйца, позволяющих впервые покинуть водную среду для размножения. Изучается происхождение пресмыкающихся. Дается сравнительный анализ отрядов: чешуйчатые, черепахи, крокодилы, клювоголовые. Используя представителей этих отрядов, производится также анализ экологии пресмыкающиеся, рассматриваются приспособления к различным условиям существования, распространение, питание. В качестве специфической адаптации к поимке добычи и защите изучается ядовитый аппарат у змей. Отмечаются сезонные изменения в жизни рептилий, просматривается годовой цикл их жизни, приспособления к обитанию в условиях средней полосы России. Особо важным для понимания этой приспособленности могут оказаться и различные способы и формы размножения: яйцекладущие и живородящие, детали развития рептилий, проявление заботы о потомстве и появление прообраза теплокровности. Оценивается значение пресмыкающихся в сельском, лесном хозяйстве и медицине. Рассматривая отдельных представителей класса, надо показать основные характеристики основных отрядов земноводных (лягушка травяная, жаба зеленая, тритон обыкновенный, тритон гребенчатый и др.) и пресмыкающихся (прыткая ящерица, степная черепаха, гадюка обыкновенная, водяной уж и др.). Детальнее оценивается их роль в природе и жизни человека. Особо характеризуются виды земноводных и пресмыкающихся Белгородской области, охраняемые и рекомендуемые к охране, выясняются причины их малочисленности в виде антропогенного воздействия на среду обитания (изменение ландшафтов, климата, засоление почвы, эвтрофикации водоема и т.п.). Необходимо показать значимость международного сотрудничества в области охраны окружающей среды на примере земноводных и пресмыкающихся.

С позиций экологического воспитания будущих учителей необходимо осветить проблему исчезновения или сокращения численности пресмыкающихся, наблюдаемое и на территории Белгородской области, проследить их роль в экосистемах и оценить значимость пропаганды полезности пресмыкающихся среди населения, неправильно представляющего их жизнедеятельность психологически отторгающих рептилий за их необычные свойства: особенно форму тела, немигающий взгляд и раздвоенный язык змеи.

На лабораторных или практических занятиях в соответствии с учебным планом рекомендуется организовать беседу с преподавателем, во время которой акцентируются внимание на существенных проблемах и понятиях изучаемой темы. При подготовке к данному занятию необходимо рассмотреть понятия земноводные и пресмыкающиеся, раскрыть характерные признаки земноводных и пресмыкающихся, показать роль приспособления к среде обитания в становлении фенотипа и физиологического статуса вида, выявить отличия в экологических требованиях и классификацию земноводных и пресмыкающихся, освоить признаки отдельных отрядов изучаемых классов. Это помогает продолжать формировать понимание сущности эволюционного значения земноводных и пресмыкающихся. По рекомендации преподавателя выполняются наблюдения и задания, направленные на самостоятельное освоение изучаемого материала. В соответствие с разработкой, целесообразно рассмотреть внешнее и внутреннее строение классов, для чего организовать вскрытие лягушки, с целью ознакомления с внутренним строением представителей земноводных, сделать необходимые зарисовки, подписи и комментарии, заполнить таблицы «Классификация земноводных» и «Классификация пресмыкающихся» (можно организовать последнее как самостоятельную работу по изучению темы).

Тема 13. Актуализируются понятие «птицы», вспоминаются черты их приспособленности к полету. Дается общая характеристика класса птиц с позиций их адаптаций к обитанию в наземно-воздушной среде. Изучается строение и функционирование отдельных систем органов в связи с приспособленностью к полету. Подчеркиваются эволюционное значение класса, детально просматриваются черты организации птиц, указывающие на их связь с пресмыкающимися. Существенным представляется рассмотрение подкласса древние птицы на примере археоптерикса, являющегося «промежуточным звеном» между птицами и их предками рептилиями. Далее изучается более прогрессивный подкласс - подкласс настоящие птицы. Здесь целесообразно рассмотреть надотряд бескилевые, охарактеризовать их как нелетающих птиц, отметить образ жизни, распространение на Земном шаре. Рассматриваются отряды: африканские страусы, американские страусы, австралийские, бескрылые. Дается сравнительная характеристика надотряда пингвины, отмечается их сходство и отличие с бескилевыми и килегрудыми, обращается внимание на причины появления у пингвинов киля. Отмечаются особенности организации пингвинов с позиции приспособленности к водной и полуводной среде, образ жизни, распространение. Наибольшее внимание следует уделить надотряду килегрудые, включающему отряды: поганки, трубконосые, веслоногие, аистообразные, гусеобразные, дневные хищные, куриные, журавлиные, совы, кукушки, воробьиные. Необходимо уяснить, что эти отряды отличаются образом жизни, определяющим особенности их организации. Для развития и углубления понимания филогенеза надо уделить внимание происхождению птиц, показать их связь с рептилиями. Развитию экологического сознания способствует изучение экологии класса птиц, отличающегося условиями существования и распространения. Изучаются экологические группы птиц, такие как дневные хищники, ночные хищники, насекомоядные, зерноядные; обитатели открытых пространств, степей, лесов, болот, побережий пресных и морских водоемов и другие, с позиций приспособления этих групп к среде обитания. Необходимо, чтобы студенты понимали связь строения с образом жизни, и умели определять предполагаемые местообитания и образ жизни птицы в зависимости от строения ее клюва, ног, крыльев. Рассматриваются особенности питания птиц в связи с приспособленностью к полету и размножения. Существенными для понимания высокой адаптивной способности птиц является их размножение, хорошо развитая забота о потомстве, особенности образования пар, насиживания и выкармливания птенцов; различия у выводковых и птенцовых птиц. Поскольку в начальной школе дети изучают сезонные явления природы, а птицы (как и насекомые) встречаются людям чаще и привлекают внимание своим необычным поведением или «нарядом», сезонным изменениям в жизни птиц следует уделить особое внимание. Вводится понятие перелетных путей, мест зимовок птиц, птиц кочующих, перелетных или оседлых. Отмечаются виды Белгородской области, характеризующихся тем или иным характером поведения. Рекомендуется также остановиться на экологическом и практическом значении птиц. Отмечается польза певчих и хищных птиц, как защитников лесов, парков и садов или регуляторов численности мышевидных грызунов, руководящих звеньев многих цепей питания в экосистемах, распространителей растений и т.д. Рассматриваются значение и способы подкормки, привлечения птиц в сады и парки. Разбираются разные типы кормушек и гнездовий, рекомендации по их постройке и развешиванию. Подчеркивается роль школы в охране и привлечении птиц. Материал, посвященный домашним птицам, их отличительным особенностям по сравнению с дикими птицами, и их происхождению, рассматривается в конце изучаемой темы. В случае необходимости можно рекомендовать его для самостоятельного изучения.

В дальнейшем выясняются характерные особенности основных представителей отрядов птиц: хищных, сов, гусеобразных, куриных, журавлеобразных, аистообразных, воробьиных и др., обитающих в Белгородской области, их роль в природе и жизни человека. Особо подчеркиваются морфофизиологические особенности видов, охраняемых и рекомендуемых к охране.

На лабораторном (практическом) занятии рекомендуется беседа с преподавателем, нацеленная на освоение основных понятий и законов изучаемой темы. Изучается внешнее строение птиц, отмечаются характерные признаки внешнего и внутреннего строения, связанные с отличительной особенностью – приспособлением к наземно-воздушной среды обитания.

При возможности рекомендуется вскрытие птицы (цыпленка или голубя), или же – рассмотрение внутреннего строения птицы по учебным таблицам. Выполняются предложенные задания по изучению внешнего и внутреннего строения класса, делаются зарисовки подписи. Рекомендуется также с целью закрепления материала заполнить таблицы «Видоизменения скелета птицы в связи с полетом», «Классификация птиц».

Тема 14. Млекопитающие изучаются с позиций их эволюционного преимущества – как самая высокоорганизованная группа животных. Дается общая характеристика класса, отмечаются основные морфологические признаки, строение и функционирование отдельных систем органов, подчеркиваются прогрессивные черты. Рассматривается подкласс яйцекладущие, в котором сохранились примитивные черты организации, сближающие млекопитающих с рептилиями. Изучается их образ жизни, распространение. Далее рассматривается подкласс сумчатые, имеющие более высокий уровень организации. Отмечаются характерные морфологические и биологические особенности сумчатых, их распространение. Особое внимание следует уделить подклассу плацентарные, или высшие звери, как самый высокоорганизованной группе среди млекопитающих. Подчеркиваются прогрессивные черты и приспособления к различным средам обитания: наземно-воздушной, водной, подземной. Изучаются отряды насекомоядные, рукокрылые, парно- и непарнокопытные, хищные, приматы и другие. Целесообразно остановиться на роли хищников в природе, продолжая формировать понимание взаимосвязи и взаимозависимости видов в экосистеме Земли. Говоря о происхождении млекопитающих, необходимо подчеркнуть независимость этой ветви от класса птиц, на что указывают детали строения систем органов, в частности, дуги аорты.

Далее изучается экология млекопитающих. Рассматриваются условия их существования и общее распространение. Выделяются экологические группы: обитатели открытых пространств, древолазы, хищные, землерои, водные обитатели и т.д. Опираясь на строение тела животного, студенты научаются определять местожительства отдельных экологических типов и форм. Анализируются сезонные изменения в жизни млекопитающих и черты приспособления к переживанию неблагоприятных условий (спячка, миграции, запасы корма), влияние снежного и ледяного покровов. Рассматривается разнообразие питания и способов добывания пищи, особенности размножения и забота о потомстве. Эти вопросы необходимо связать с вопросом о значении млекопитающих в природе и их практическом значение для жизнедеятельности человека, получающего пищу, одежду, транспорт, связь, конкуренцию, взаимопомощь.

Актуализируется понятие «промысловые звери». Расширяется понимание зависимости увеличения числа полезных видов зверей от потребностей человека. Вводятся понятия реакклиматизация и акклиматизация, раскрывается их значение в увеличении численности видов или изменения видового состава биоценозов, отмечается их положительное и отрицательное значение. Рассматривается роль пушного звероводства, заповедников, заказников, национальных парков, природных охраняемых территорий в сохранении численности промысловых, хищных, редких и исчезающих видов. Разграничиваются понятия «домашние» и «одомашниваемые млекопитающие». Акцентируется внимание на терминах «вредители сельского и лесного хозяйства», «носители и распространители опасных инфекций», подчеркивается их двойственность с позиций развития экологического сознания.

Данная тема является заключительной и связана также с изучением человека как представителя класса млекопитающих; подчеркиваются его животные черты и отличительные особенности в виде высокоразвитого сознания, самосознания и целенаправленной трудовой деятельности. Выявляется биологическое значение появления коммуникативного поведения у предков человека как одной из основ его эволюции и дальнейшей социализации.

Целесообразно ввести понятие «синантропные», редкие и охраняемые виды, их сходство и отличия. Выявить виды Белгородской области, относящиеся к данным категориям.

При изучении данной темы рекомендуется провести лабораторные (практические) занятия, на которых организовать беседу с преподавателем по ключевым вопросам изучаемой темы. Актуализировать знания морфологических особенностей птиц и млекопитающих, провести их сравнительный анализ. Рассматривая основные экологические группы птиц и млекопитающих, выявить их характерные черты и выделить признаки, которые можно использовать при полевых исследованиях и на экскурсиях.

Необходимо организовать наблюдения за животными и развивать умения различать млекопитающих Белгородской области, обращая внимание на особо распространенные, охраняемые и экологически важные виды. Для этого целесообразно организовать посещение зоологического музея (раздел «Природа Белгородской области»), зоопарка, или, в отсутствие такой возможности, провести занятие, используя подручный дидактический материал.

Завершить изучение зоологии необходимо организацией экскурсии по паркам или лесам г. Белгорода с целью определения видового разнообразия, приблизительного подсчета обитателей парков (лесонасаждений) города маршрутным методом, оценки видовой численности птиц и млекопитающих, наглядного ознакомления с основными синантропными видами и развитием навыков определения животных в полевых условиях. Значительный интерес представляет и изучение вопросов зависимости разнообразия птиц от наличия ярусности, пищевого и территориального поведения птиц; их приуроченности к древесным насаждениям, оценка роли фактора беспокойства и вырубки древонасаждений в изменении численности птиц и млекопитающих. Однако данные вопросы лучше освещаются в весенне-летний период, поэтому на тех курсах, где зоология изучается в 1 семестре, экскурсионную работу целесообразно перенести на период учебной практики.

Тема 15. Вспомнить основы экология животных. Используя изученный ранее материал, вывести основные принципы экологической систематики. Дать характеристику основных типов и экологических групп животных, особенности приспособления к действиям факторов среды. Вспомнить сущность понятия лимитирующих факторов, их воздействия на оргнаизм, популяцию и вид; ареала. Изучить распределение животных по природным зонам.

Рассмотреть эволюционное развитие животного мира, опираясь на изученные типы и классы. Уяснить, что развитие животных выступает частью эволюционного развития всей живой природы. Рассмотреть понятие критических периодов эволюции.

Рассматривая понятия охраны и рационального использования животных (птиц, млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся и др.), вспомнить сущность понятий Красной книги, заповедника, заказника, национального парка, зоопарка, охотничьего хозяйства. Выделить их отличительные черты и оценить их роль в охране животных.

Список литературы

Основная литература:

1. Блинников, В.И. Зоология с основами экологии. - М.: Просвещение, 1990. – 224 с.

2. Догель В.А. Зоология беспозвоночных – 7-е изд. – М., 1981.

3. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. Под ред. Полянского Ю.И. – М.: «Высшая школа», 1981.

4. Жизнь животных в семи томах – М.: «Просвещение», 1987 – 1989.

5. Карташов, Н.Н. и др. Практикум по зоологии позвоночных / Н.Н. Карташов В.Е. Соколов, И.А. Шилов. – 3 изд., испр. И доп. – М.: Аспект Прес, 2004. – 383 с.

6. Константинов, В.М. Зоология позвоночных / в.М. Константинов, С.П. Шаталова. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 527 с.

7. Лабораторный практикум по зоологии позвоночных / В.М Константинов, С.П. Шаталова, В.Г. Бабенко и др.; Под ред. Константинова В.М. – М.: АСАДЕМА, 2001. – 272 с.

8. Лукин Е.И. Зоология – М.: «Высшая школа», 1981.

9. Натали В.Ф. Зоология беспозвоночных – М.: «Просвещение», 1975.

10. Наумов С.П. Зоология позвоночных – М.: «Просвещение», 1982.

11. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. АСАДЕМА, М., 2001.

12. Рыков Н.А.. Зоология с основами экологии животных – М.: «Просвещение», 1981

13. Степанян Е.Н., Душенков В.М., Титова В.В., Алексахина Е.М. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии животных. – М, 1986.

14. Тайная жизнь животных. Перевод с французского и польского Самсонов П.А., Онацкая Д.Я., ПОПУРРИ, Минск, 2001.

15. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных, «Владос», М., 2002.

16. Энциклопедия. Я познаю мир, удивительные животные. Под ред. Бартенева О.С., «Астрель», 2000.

Дополнительная литература:

1. Бессант, К. Перевод с кошачьего: Научитесь разговаривать со своей кошкой / К. Бессант; пер. с англ. Е.Я Мигуновой. - М.: РИПОЛ классик, 205. – 256 с.

2. Гусев В.Г. Животные у нас дома. Справочное пособие / В.Г. Гусев. – М.: Экология. 1992.

3. Джонсон Д., Николаев С., Сетфорд С. Животные / пер. с англ. А.А. Бряндинской и др.. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 462 с.

4. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Домашние животные. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 304 с.

5. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Земноводные и пресмыкающиеся. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 228 с.

6. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Млекопитающие. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 400 с.

7. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Насекомые. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 304 с.

8. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Птицы. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 416 с.

9. Карташев Н.Н. Систематика птиц. М.: Высшая школа. 1974.

10. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных – М., 1991.

11. Мир животных. Перевод с англ. Заяц Д.А. и Бабак А.В., Минск. 1999.

12. Молодовский А.В. Полевой определитель стайных птиц. – Н. Новгород, 1997.

13. Определитель насекомых Европейской части СССР, под ред Тарбинского С.П. и Плавильщикова Н.Н. «Огиз – сельхозгиз», М.-Л., 1948.

14. Савсдарг В.Э. Интегрированная защита растений – М.: «Колос», 1981.

15. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. (По страницам Красной книги) – М.: «Лесная промышленность», 1987.

 

 

Разработано

доц., канд. биол. наук                                          Зерщикова Т.А.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: