Иосифляне и нестяжатели

Народные восстания в киевской Руси.

945-946 гг. — восстание в древлянской земле против власти киевского князя. Подавление восстания.

Суздальское восстание 1024 года — традиционное наименование событий 1024 года, проходивших в Суздальской земле. Согласно летописи Повесть временных лет, из-за неурожая, вызванного засухой, восстали волхвы, начавшие убивать «старую чадь». Для урегулирования положения в Суздаль прибывает князь Ярослав Владимирович.

Киевское восстание 1068 года — вечевое выступление в столице Киевской Руси против великого князя Изяслава Ярославича после поражения русских войск в битве с половцами на реке Альте и отказа князя выдать оружие из своих арсеналов и коней для вторичного сражения с половцами. Князю пришлось бежать в Польшу, престол временно занял освобождённый восставшими из заточения Всеслав Брячиславич, а после его бегства в Полоцк — братья Изяслава Святослав и Всеволод, вернувшие затем престол Изяславу, который расправился с восставшими и вскоре отвоевал Полоцкое княжество.

1070-е годы – Выступления язычников в Ростове, Суздале и НовгородеНесмотря на принятие в 988 году христианства, на Руси оставалось еще много приверженцев языческой веры. Особенно трудно приживалось христианство в северных районах Руси. Здесь постоянно вспыхивали восстания, возглавляемые волхвами – языческими жрецами.Около 1070 года в Ростове появились два волхва, которые, воспользовавшись тяжелым положением в городе (был сильный неурожай, и население голодало), стали уверять горожан, что в голоде повинны женщины, якобы они скрывают в своем теле хлеб и мед. Многие поверили этому и, искренне считая некоторых женщин колдуньями, приговорили их к мучительной смерти. В это время в Ростовскую землю прибыл храбрый и умный воевода Ян, сын Вышаты, полководца Ярослава. Ян Вышатович услышал о злодеяниях волхвов и приказал найти их. Но языческие кудесники убежали в Суздальскую землю, на Белоозеро. Белозерские жители схватили кудесников и представили их Яну. После разговора с волхвами Ян приказал повесить обоих кудесников "для общего спокойствия".

Аналогичный случай произошел в Новгороде. Появившийся там кудесник отговаривал жителей креститься в христианскую веру и призывал убить епископа Новгородского. Епископ взял в руки крест и спросил: "Кто за него и кто со мною?" Никто из восставших не подошел к епископу. Тогда правивший в городе Глеб Святославич подошел к колдуну и спросил у него, знает ли он, что будет завтра. Колдун ответил, что знает все. Тогда Глеб рассек ему голову топором. Действия князя произвели сильное впечатление на восставших. И они, увидев, что были обмануты волхвом, быстро разошлись по домам.

Киевское восстание 1113 года — вечевое выступление в столице Киевской Руси против княжеской администрации и ростовщиков после смерти великого князя Святополка Изяславича. В результате восстания по приглашению киевского боярства престол занял Владимир Мономах, который издал «Устав Володимерь Всеволодовича», облегчивший положение низов.

 

Кормле́ние- система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения на Руси. Ликвидировано земской реформой 1555—56.

Приказная система управления:

В конце XV - начале XVI в. формируются общегосударственные органы управления. Первоначально таковыми являлись выросшие из дворцово-вотчинной системы управления Дворец и Казна. Дво­рец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. В их недрах постепенно появ­ляются специальные учреждения – «пути», отвечавшие за отдель­ные группы дел и возглавлявшиеся путными боярами. Позднее они стали именоваться приказами. В начале XVI в. функционировало не менее 10 приказов. Их деятельность распространялась на всю тер­риторию государства. Для управления присоединенными к Москве землями с конца XV в. создавались «областные» дворцы - Тверс­кой, Новгородский, Рязанский и др. Процесс формирования ор­ганов государственного управления растянулся на несколько де­сятилетий и занял всю первую половину XVI в[1].

Образование приказной системы. Появление приказов – органов центрального отраслевого управления - связано с созданием единого Русского государства. Первые приказы упоминаются в источниках с конца XV в. Однако процесс образования приказной системы управления был длительным и занял всю первую половину XVI в.

Большинство приказов выросло из Дворца и Казны в связи с разрастанием их функций.

 

ДЬЯКИ, государственные служащие в Древней Руси. В древнейшее время они назывались писцами, но в XIV в. русское слово «писец» было вытеснено греческим «дьяк». О дьяках удельного периода известно немногое: они занимались письмоводством, «ведали прибытки» (доход) князя по его приказу, отчего назывались также приказными дьяками. По общественному состоянию они были большей частью рабами, но также и свободными. Дьяки были не только у князей, но и у богатых господ.

 

Ме́стничество — в средневековой Руси: порядок распределения служебных мест с учётом происхождения и служебного положения предков лица. Местничество было отменено приговором Земского Собора 1682 года.

 

Стриго́льничество (стриго́льники, стриго́льниковыучениќи) — религиозное движение XIV века, возникшее в Новгороде и Пскове; одно из самых известных, наряду с жидовствующими, еретических движений в средневековой Руси. Стригольники отвергали церковную иерархию и монашество, выражали недовольство практикой симонии, отвергали таинства.

Стригольники объединялись в особые группы, во главе которых стояли наставники — «простецы». Основными идеологами стригольников считались новгородские дьяконы Никита и Карп.

 

 

ИОСИФЛЯНЕ И НЕСТЯЖАТЕЛИ

 

Иосифлянами и нестяжателями в исторической литературе называют представителей двух основных течений в русской христианской и общественной мысли, ярко проявившихся в 15 — 16 вв.Иосифляне — сторонники и последователи игумена и основателя Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого (в миру Иван Санин, 1439 — 1515 гг.). Нестяжательство нашло своего идеолога в лице Нила Сорского (в мире Николай Майков, ок. 1433 — 1508 гг.), основателя скита на реке Соре, недалеко от Вологды. Оба они причислены к лику святых: Иосиф — вскоре после смерти, Нил — в начале 20 в. Нил Сорский оставил после себя наставления своей братии, а ИосифВолоцкий — составленный им монастырский устав, сочинение против еретиков «Просветитель», послания к великому князю и церковным иерархам.

Земские соборы.

Земскими соборами назывались сословно-представительные учреждения, существовавшие с середины ХVI до конца ХVII вв. Подобного рода учреждения были характерны для многих европейских государств, прошедших этап сословно-представительной монархии. Впервые они возникли в 1188 году в Леоне и Кастилии, в 1218 год в Каталонии, в 1254 в Португалии, в 1265 в Англии, в 1274 в Арагоне. В Испании эти представительства назывались кортесами, в Англии - парламентом, во Франции и Нидерландах - провинциальными и Генеральными штатами, в германских княжествах - ландтагами, в Польше и Чехии - сеймами. На Руси подобные учреждения получили наименования Земских соборов. Характерно, что иностранные послы, сообщая своим правительством о созыве в Москве того или иного собора, называли их на свой лад: англичане - парламентом, поляки - сеймом.

 

«Избранная Рада» — термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560. Сам термин встречается лишь в сочинении Курбского, тогда как русские источники того времени не дают этому кругу лиц никакого официального названия.

Состав «Избранной Рады» является предметом дискуссий. Однозначно в «Раде» участвовали священник Благовещенского собора Кремля, духовник царя Сильвестр и молодой деятель из не слишком знатного рода А. Ф. Адашев.

С другой стороны, некоторые историки[3] отрицают существование Избранной Рады как учреждения, руководимого исключительно тремя вышеуказанными лицами.

Н. М. Карамзин включает в состав «священного союза» митрополита Макария, а также «мужей добродетельных, опытных, в маститой старости ещё усердных к отечеству»[4]. Участие князей Курбского и Курлятеватакже несомненно[1][5]. Кроме этих двух, Н. И. Костомаров перечисляет Воротынского, Серебряного, Горбатого, Шереметьевых[5]

Советский историк Р. Г. Скрынников подчёркивает, что «Избранная Рада» не является Ближней Думой (формально существовавшим учреждением со строго определённым составом «ближних людей»), в которую входили бояре (князья Иван Мстиславский, Владимир Воротынский и Дмитрий Палецкий, Иван Шереметьев, Михаил Морозов, Дмитрий Курлятев-Оболенский, Данила Романов-Захарьин и Василий Юрьев-Захарьин), дети боярские в думе (Алексей Адашев и Игнатий Вешняков), дьяк (Иван Висковатый) и печатник (НикитаФуников).

 

Переписка русского царя Ивана Грозного и находившегося в эмиграции его подданного князя Андрея Курбского, продолжавшаяся в течение 1564—1579 гг., ставшая широко известной, занимала значительное место в публицистике XVI века.

Переписка завязалась после того, как Андрей Курбский в апреле 1564 года покинул Россию и уехал в Литву (в оценке причин отъезда не было единства — назывались как гонения на князя, так и государственная измена с его стороны), и написал первое письмо царю. В июле того же года царь отправил ответ — письмо достаточно большого объёма, которое Курбский оценил как «широковещательное и многошумное»; Курбский направил краткий ответ, однако не сумел доставить его в Россию, и переписка прервалась. В 1577 году после похода на Ливонию царь отправил новое письмо, а в 1579 году князь составляет новый ответ и отправляет его вместе с предыдущим письмом. Всего переписка ограничилась пятью письмами. Существуют предположения, что Андрей Курбский пытался составить более обстоятельный ответ царю и даже создать на основе этого ответа литературное произведение, но не довёл эту работу до конца.

В переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского был затронут широкий круг социально-политических проблем, при этом Иван Грозный и Андрей Курбский расходились в оценке проблем и путей развития Российского государства. Так, считается что Иван Грозный высказывался за неограниченную власть царя (самодержавия), а Андрей Курбский — за повышение роли знати в управлении государством («ограниченной монархии»). Значительное место в этой переписке занимали вопросы церковно-политического характера.

 

Заповедные лета (от «заповедь» — повеление, запрет) — срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Заповедные лета начали вводиться правительством Ивана IV с 1581 года одновременно с мероприятиями по всеобщей переписи земель, проводившейся для определения размеров тяжёлого хозяйственного разорения в 70—80-е годы XVI века.

Общегосударственного указа о заповедных летах в распоряжении исследователей нет. Краткие известия о заповедных летах содержатся лишь в некоторых грамотах 80—90-х годов XVI века. В общегосударственном масштабе заповедные лета были введены указом царя Фёдора Ивановича около 1592—1593 годов. Этот указ запрещал крестьянский выход и объявлял писцовые книги, начатые в 1581 и законченные в 1592—1593 годы, юридическим основанием крестьянской крепости (закрепощения). Содержавшиеся в писцовых книгах сведения определяли принадлежность крестьян данному владельцу.

 

Дружи́на — княжеское войско. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.

Значение.Как военная сила, дружина помогает князю в добывании выгодного стола, поднимает значение князя в глазах народа: князь, который сумел сгруппировать вокруг себя наибольшее количество искусных воинов, является наиболее надёжным защитником своего княжества — а это имело громадное значение в эпоху постоянной напряжённой борьбы с иноплеменниками. Поэтому князья ценят свою дружину, берегут её, щедро одаряют дружинников.

Численность и состав.Дружина в доудельный период не связана с землёй, а только с князем. Этнический состав дружины не отличался однородностью: в княжеских дружинах IX—XII веков встречаются варяги, русские, финны, тюрки, поляки, венгры[источник не указан 114 дней]. Отношения дружины к князю основаны на свободном договоре. Вступление в дружину и выход из неё свободны: недовольный князем дружинник всегда может покинуть его и перейти к другому.

Численный состав дружины был различен, но предположительно не превышал нескольких сот человек (по сообщению Ибн-Фадлана от 922 года, вместе с киевским князем «в его замке находятся 400 мужей из числа богатырей, его сподвижников»; Рыбаков Б. А. о княжеском замке XI—XII веков: «всего здесь, по приблизительным подсчётам, могло проживать 250—300 человек»)

 

Ве́че (общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.

 

Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Племенные союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину, в становища. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.

Натуральное хозяйство — примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.

Главными чертами натурального хозяйства являются неразвитость общественного разделения труда, изолированность от внешнего мира; самообеспеченность средствами производства и рабочей силой, возможность удовлетворения всех или почти всех потребностей за счет собственных ресурсов.

Развитие производительных сил общества и общественного разделения труда объективно подготавливают условия для смены натурального хозяйства товарным, где происходит специализация производителей на изготовлении одного какого-либо товара.

В рабовладельческом обществе и при феодализме натуральное хозяйство оставалось господствующим, несмотря на развитие обмена и товарно-денежных отношений.

Натуральное хозяйство до настоящего времени сохранилось в экономически отсталых районах земного шара (Азия, Африка, Латинская Америка), где до колонизации их европейцами господствовали родо-племенные или феодальные отношения. В странах, освободившихся от колониальной зависимости в середине XX века 50—60% населения было занято в натуральном или полунатуральном хозяйстве.

 

«Поуче́ниеВлади́мираМонома́ха» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям»[1]) — литературный памятник XI-XII веков (дата спорна), написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью.[2]

До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение», второе — рассказ о «путях и ловах» (автобиография), третье — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу.

История. «Поучение» дошло до нас в составе «Лаврентьевского летописного свода» (1377).[1] Оно хранилось в собрании рукописей коллекционера памятников русской старины графа А. И. Мусина-Пушкина и по чистой случайности не сгорело при московском пожаре 1812 года — как раз в это время она была взята оттуда Карамзиным.

 

Боя́рин (ж.р. боя́рыня, мн.ч. боя́ре) — в узком смысле высший слой феодального общества в X — XVII веках в Киевской Руси, Московском княжестве, Великом Княжестве Литовском, Болгарии, Сербии, Хорватии, Словении, Молдавском княжестве, Валахии, с XIV века в Румынии.

Происхождение слова «боярин» до конца не выяснено. По одной версии оно происходит от славянских слов «бой» — воитель, или «болий» — большой, по другой — от тюркского слова «баяр» (мн.ч. «бай́лар») — вельможа, богатый муж, господин, по третьей — от исландского «боеармен» — знатный человек[1]. В церковных книгах употреблялось написание «болярин», во мн. ч. — «боляре». В более широком смысле в XVII веке боярами называли всех помещиков зависимые от них крестьяне, отсюда происхождение слова «барин». Потомки бояр, называемые детьми боярскими, записывались в Боярские книги, некоторые из которых сохранились в государственных архивах. Как правило, они происходили из княжеских родов, потерявших свои уделы и перешедших на службу к Великому князю, Царю, от которых они получали за службу уже новые земельные владения или поместья.

 

Уде́льноекня́жество (уде́л) (от «дел», «делить» — часть) — территория на Руси в XII—XVI веках, образовавшаяся в результате дробления крупных княжеств, возникших на месте Древнерусского государства. Удельные княжества, в свою очередь, дробились на более мелкие уделы. Территория удельного княжества являлась феодальным владением под управлением князя. Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство. Формально удельные княжества находились под властью великого князя, но имели свою монету, учреждения, власть, то есть являлись практически независимыми государствами. Появление удельных княжеств прекратилось в связи с образованием Русского централизованного государства. Последнее удельное княжество в Московском царстве — Угличское — было ликвидировано в 1591 году после смерти Дмитрия, сына Ивана IV Васильевича. В Великом княжестве Литовском отдельные удельные княжества просуществовали до конца XVIII века.

По В. Ключевскому понятие "удел" появилось в исторических документах позднее 12 века.

 

Ты́сяцкий — должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси[1]. Первоначально военный руководитель городского ополчения («тысячи»), которому подчинялись десять сотцких. Первое упоминание в летописях о тысяцких относится к 1089 году, когда в «кыевскыятысяща» воеводство держал Ян Вышатич[2]. В дальнейшем, в процессе развития городов, наряду с военными функциями в руках тысяцких сосредотачиваются полномочия по отдельным областям городского управления (городской суд, административный контроль в сфере торговли). В городах с преобладанием вечевых традиций, подчинивших себе княжескую власть, должность тысяцкого в XII веке становится выборной. В городских центрах с сильной княжеской властью тысяцкое нередко десятилетиями оставалась в руках одного из наиболее влиятельных боярских родов и передавалась по наследству.

С усилением Московского княжества роль тысяцких постепенно падает и эта должность повсеместно упраздняется. В Новгороде должность тысяцкого сохранялась вплоть до ликвидации его независимости.

 

Поса́дник — глава города, «посаженый» (назначенный) князем (первоначально, затем вечем), в землях, входивших в состав Древнерусского государства.

Впервые термин посадник упоминается в «Повести временных лет», запись датируется 977 годом.

«Сло́во о полку́ И́гореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова», др.-рус. Слово о плъкуИгоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова) — самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII века, вскоре после описываемого события (часто тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже).

Проникнутое мотивами славянской народной поэзии и языческой мифологии, по своему художественному языку «Слово» резко выделяется на фоне древнерусской литературы и стоит в ряду крупнейших достижений европейского средневекового эпоса. В истории изучения памятника большой резонанс вызвала версия о «Слове» как фальсификации конца XVIII века (скептическая точка зрения), в настоящее время в целом отвергнутая научным сообществом.

 

Монго́ло-тата́рскоеи́го — система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов (до начала 60-х годов XIII века монгольских ханов, после — ханов Золотой Орды) в XIII—XV веках[1]. Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237—1241 годах и происходило в течение двух десятилетий после него, в том числе и в неразорённых землях. В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года. В других русских землях устранялось в XIV веке по мере поглощения их Великим княжеством Литовским и Польшей.

Термин «иго», означающий власть Золотой Орды над Русью, в русских летописях не встречается. Он появился на стыке XV—XVI века в польской исторической литературе. Первыми его употребили хронист Ян Длугош («iugumbarbarum», «iugumservitutis») в 1479 году и профессор Краковского университета Матвей Меховский в 1517.[2] В 1575 году термин «jugoTartarico» был употреблён в записи Даниела Принца о своей дипломатической миссии в Москву [3] В русских источниках словосочетание «татарское иго» впервые появляется в 1660-х гг. во вставке (интерполяции) в одном из экземпляров Сказания о Мамаевом побоище[4]. Форму «монголо-татарское иго» употребил первым в 1817 году Х.Крузе, книга которого в середине XIX века была переведена на русский и издана в Петербурге.

 

Поме́стье — разновидность земельного владения, дававшееся за воинскую службу в России в конце XV — начале XVIII веков.

Предоставлялось на условиях военной или какой-либо другой государственной службы первоначально в пожизненное владение; по словам историка В. О. Ключевского, это

участок казённой или церковной земли, данный государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условием службы, т. е. как вознаграждение за службу и вместе как средство для службы. Подобно самой службе, это владение было временным, обыкновенно пожизненным. Условным, личным и временным характером своим поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца.Впоследствии стало переходить по наследству, а также переходить меной, сдачей и иными способами от помещика (владельца поместья) к помещику. С владением поместьем соединялось владение населяющими его крестьянами. По Указу о единонаследии (1714) поместье слилось с вотчиной в единый вид земельной собственности — имение.

Во́тчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.

Ба́рщина (лат. angaria, среднев. corvea, нем. Frone или Frondienst, фр. corvée, польск. pańszczyzna) — повинность, отбываемая крепостными и временно обязанными крестьянами в пользу землевладельца. В основном за предоставление в их пользование части земли последнего, заключающаяся в даровом обязательном (преимущественно сельскохозяйственного характера) труде.

В России существование барщины зафиксировано уже в «Русской Правде».

Обро́к — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.

Черносошные крестьяне — категория тяглых людей в России в XVI—XVII веках. В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства. Были одной из категорий недворянского населения, имевших право владеть землёй. Жили преимущественно на малоосвоенных окраинах страны с суровым климатом, а потому часто вынуждены были заниматься охотой, рыболовством, собирательством, торговлей. Особенно много черносошных крестьян было в Поморье и Сибири. Исторически наиболее многочисленными (до 1 млн чел к началу XVIII века) черносошные крестьяне были в Поморье (так наз. «Голубая Русь»), которое не знала крепостного права. Это позволило черносошникам рано включиться во внешнюю торговлю со странами Запада через Архангельск. В XVIII веке черносошные крестьяне вошли в состав государственных крестьян.

Старожильцы — категория крестьян феодальной Руси XIV—XVII вв. Термин «Старожильцы» в этом значении встречается в источниках XIV—XVII вв.; появился в XIV в. в силу необходимости отмежевать старинных феодально-зависимых крестьян от увеличившейся массы «новоприходцев». Старожильцы являлись исконными тяглыми крестьянами, жившими на определённых земельных участках. В XV в. Старожильцы пользовались правом свободного перехода (до Судебника 1497 года), но находились в наиболее прочной зависимости от феодалов. Впоследствии же оформление их состояния в крепостное шло наиболее быстро. В источниках XIV—XV вв. Старожильцы противопоставлялись «людям пришлым из иных княжений» и «людям окупленным».

Старожильцами назывались и старинные, уважаемые и активные члены общины. Старожильцы были основной частью феодально-зависимого крестьянского населения Северо-Восточной Руси.

В источниках XV—XVII вв. Старожильцами назывались также авторитетные свидетели (не только крестьяне), которые привлекались к опросу при решении спорных дел.

Бобы́ль — в Русском государстве XV — начала XVIII вв. одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела (бестягольный, нетяглый, т.е. не несущий государственных повинностей). Назывались также «кутниками»; в восточных губерниях по социальному и налоговому положению близки к сословию тептярей.

В просторечии бобыль — обнищавший, одинокий, бездомный человек.

Новоприходцы — «новопорядчики», категория феодально-зависимого населения в Русском государстве в XV—XVII вв. «Новоприходцы», в отличие от старожильцев, были обедневшие крестьяне, чаще всего утратившие свой земельный надел и не имевшие средств вести собственное хозяйство. Они селились на земле феодала, заключали с ним договор («порядную запись»), по которому по истечении льготных лет они обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу феодала и становились равными крестьянам-старожильцам.

Кабальные холопы Первые указания на этот вид холопства встречаются в памятниках с конца XV в. По своему происхождению, это — холопство из займа: должник личной службой во дворе кредитора погашал проценты на занятый капитал. Это определялось особым документом — служилой кабалой.

Такая зависимость юридически прекращалась уплатой долга, но, фактически, уплатить долг было почти невозможно, так как весь труд должника шёл на уплату только процентов. Новый же заем, для уплаты старого долга, вёл лишь к перемене кредитора, но не менял положения должника, отсюда ясно значение выражений — «попасть в кабалу», «выбиться из кабалы», указывающих на трудность положения закабаленного.

В большинстве случаев оно было пожизненным. На это указывают предсмертные распоряжения рабовладельцев первой половины XVI в., которые прощали долги своим К. людям и тем самым освобождали их от К. зависимости. Без этого распоряжения К. люди поступали в зависимость к наследникам своих кредиторов. Кредиторы-завещатели отпускают К. людей на волю «по душе», вместе с полными холопами; значит они считали своих К. людей холопами, хотя эта неволя не получала законодательной санкции до указа 1586 г. Вообще указы довольно долго молчат о К. зависимости. Впервые лишь Судебник царский упоминает о служилых кабалах и вводит некоторые ограничения в практику К. права.

По Судебнику запрещено:

выдавать служилые кабалы на суммы свыше 15 руб. и

превращать простую процентную (ростовую) кабалу в служилую.

Вслед за тем (1559) запрещено брать служилые кабалы на лиц моложе 15 лет. Все эти ограничения нисколько, однако, не изменили характера К. зависимости В служилых кабалах обозначались сумма займа, срок его и обязательство служить за рост во дворе кредитора. В случае неуплаты долга в срок заемщик обязывался служить во дворе «потому ж повся дни».

Тарханно-несудимые грамоты, разновидность русских публично-правовых актов до 18 в., определявшая объём финансового (в "тарханной" части) и судебного (в "несудимой" части) освобождения феодалов и отдельных корпораций городского или промыслового населения. В 14—15 вв. финансовая часть Т.-н. г. освобождала иммуниста, как правило, от основного прямого налога (дани); в 16 — 1-й половине 17 вв. — от одного, части или всех основным прямых налогов или же от уплаты ряда торговых пошлин. Выдача тарханных привилегий светским феодалам прекратилась около 1506 (практиковалась в дальнейшем только в исключительных случаях). Судебная часть Т.-н. г. определяла права иммуниста в отношении к зависимому от него населению и устанавливала характер его взаимоотношений с представителями местных и центральных органов государственной власти. В 14—15 вв. иммунисты судили своих людей "во всём" или "опричь душегубства", затем — за исключением "душегубства", разбоя и "татьбы с поличным". В 1549 такой судебный иммунитет был распространён на всех служилых людей "по отечеству". В связи с этим прекратилась выдача несудимых грамот светским феодалам (к 1554). Хотя Соборное уложение 1649 (глава Х, статья 153) отменило несудимые грамоты и для духовных феодалов, они частично выдавались и подтверждались до конца 17 в.

Служилые люди — в России XIV—XVIII веков общее название лиц, обязанных нести военную или административную службу в пользу государства.

Служилые люди делились на служилых «по отечеству» (служба в основном передавалась от отца к сыну) и «по прибору» (набирались из представителей податных сословий, лично свободных).

Служилые люди «по отечеству» (бояре, окольничьи, стольники, дети боярские, мурзы и служилые татары, литва дворовая, дворяне, думные дьяки) относились к привилегированным сословиям, владели землей (на вотчинном или поместном праве) и крестьянами. За службу получали денежное или поместное жалование, титулы и другие вознаграждения.

Служилые люди «по прибору» (стрельцы, казаки, пушкари, воротники, толмачи и другие) формировались в ходе военных реформ середины XVI в. и правительственной колонизации южных, юго-восточных, восточных рубежей Русского государства; за службу получали жалование (денежное, натуральное и в форме земельного надела на поместном праве).

В XIX в. слово сохранялось в форме «служивый» как обращение к солдатам или другим низшим воинским чинам.

Боярская дума - это высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. В эпоху Киевской Руси Боярская дума являлась совещанием князей со своими дружинниками и "старцами градскими" (местной родоплеменной знатью), в удельный период боярские думы представляли собой совет при великом князе. В Московском княжестве в состав Боярской думы входили так называемые "путные бояре" (ведавшие "путями", то есть отдельными отраслями управления) высшие должностные лица: тысяцкий, окольничий, дворецкий и т.д. На завершающем этапе объединения русских земель вокруг Москвы Боярская дума превращается в постоянно действующий орган.

Путные бояре — особое сословие служилых феодалов, бояр, служивших непосредственно при князьях и составляющих основу княжеских дворов. Они, как правило, выполняли особые поручения, связанные с дипломатией, с семейной или имущественно-хозяйственной жизнью своих сюзеренов. Это сословие иногда играло весьма заметную роль в организации династической преемственности княжеской власти, осуществляло наместническо-представительские функции князей, активно участвовало в организации их ближайшего окружения и влияло на внешнюю и внутреннюю политику. Путные бояре, занимали отдельные хозяйственные и административные должности при княжеском дворе.

 

Ю́рий (Гео́ргий) Влади́мирович, по прозвищу Долгору́кий (др.-рус. Гюрьги, Дюрьги; 1090-е годы — 15 мая 1157 года, Киев) — князь ростово-суздальский и великий князь киевский, шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Традиционно считается основателем Москвы.

С 1113 года (по другой версии, с 1096 года) до конца жизни Юрий управлял Ростово-Суздальским княжеством. Начиная с 1132 года пытался захватить престол Киевский, включая Переяславль (за что, вероятно, получил прозвище Долгорукого).

Андре́йЮ́рьевичБоголю́бский (ум. 29 июня 1174) — князь Вышгородский в 1149, 1155. Князь Дорогобужский в 1150—1151, Рязанский (1153). Великий князь Владимирский в 1157—1174. Сын Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана АепыОсеневича.

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, в будущем став ядром современного Российского государства.

Прозвище «Боголюбский» получил по названию княжеского замка Боголюбово под Владимиром, своей любимой резиденции.

Все́володЮ́рьевичБольшо́е Гнездо́ (в крещении Дмитрий, 1154 — 15 апреля 1212) — великий князь владимирский с 1176 года. Десятый сын Юрия Долгорукого, младший брат Андрея Боголюбского. При нём Великое княжество Владимирское достигло наивысшего могущества. Имел большое потомство — 12 детей (в том числе 8 сыновей), поэтому получил прозвище «Большое Гнездо». В течение пяти недель (с февраля по 24 марта 1173) княжил в Киеве. В российской историографии иногда называется Всеволодом III.

 

Яросла́вВлади́мирович (Владими́ркович) Осмомы́сл (умер 1 октября 1187, Галич) — князь галицкий, сын Владимира Володаревича. Мать (предположительно) — София Венгерская, дочь короля Кальмана Книжника (1070-1116).

Рома́нМстисла́вичГа́лицкий, также известен как Рома́нМстисла́вичВели́кий, в крещении Бори́с[3] (ок. 1150—19 июня 1205[4][5][6][7]) — князь новгородский (1168—1170), волынский (1170—1187,1188—1199), галицкий (1188, 1199—1205), 1-й князь галицко-волынский (с 1199), Великий Князь Киевский (1201, 1204).

Сын великого киевского, а затем великого владимиро-волынского князя Мстислава Изяславича и польской княжны Агнешки, дочери БолеславаКривоустого.

 

Александр Невский. Второй сын переяславского князя (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава Всеволодовича и Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, княжны Торопецкой, дочери князя новгородского и галицкого Мстислава Удатного.[3] Родился в Переяславле-Залесском в мае 1221 года.[4]

В 1225 году Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» — обряд посвящения в воины, который совершил в Спасо-Преображенском соборе Переяславля-Залесского епископ Суздальский Святитель Симон.

В 1228 году Александр вместе со старшим братом Фёдором были оставлены отцом в Новгороде под присмотром Фёдора Даниловича и тиуна Якима[5], вместе с Переяславским войском собиравшимся летом в поход на Ригу[5], но во время голода, наступившего зимой этого года, Фёдор Данилович и тиун Яким, не дождавшись ответа Ярослава о просьбе новгородцев об отмене забожничья, в феврале 1229 года сбежали с малолетними княжичами из города, опасаясь расправы восставших новгородцев[5]. В 1230 году, когда Новгородская республика призвала князя Ярослава, он, побыв две недели в Новгороде, посадил на княжение Фёдора и Александра[5], однако три года спустя, в тринадцатилетнем возрасте, Фёдор умер. В 1234 году состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на Дерпт, который с 1223 находился в руках ливонцев и победа на реке Омовже.

В 1236 году Ярослав уехал из Переяславля-Залесского княжить в Киев (оттуда в 1238 году — во Владимир). С этого времени начинается самостоятельная деятельность Александра. Ещё в 1236—1237 годах соседи Новгородской земли враждовали друг с другом (200 псковских воинов участвовали в неудачном походе Ордена меченосцев против Литвы[5], закончившегося битвой при Сауле и вхождением остатков ордена меченосцев в состав Тевтонского ордена). Но после разорения Северо-Восточной Руси монголами зимой 1237/1238 годов (монголы взяли Торжок после двухнедельной осады и не дошли до Новгорода) западные соседи Новгородской земли практически одновременно развернули наступательные действия.

Даниил Романович.В 1211 был возведён боярами на княжение в Галиче, но в 1212 изгнан. В 1215 стал княжить на Волыни и к 1227 завершил объединение волынских земель. В 1223 участвовал в сражении на р. Калка против монголо-татар. В 1239 Даниил Романович овладел Галичем, передав Волынь брату Васильку Романовичу, а затем занял Киев. Ведя упорную борьбу против засилья крупных бояр-землевладельцев, Даниил опирался на мелких служилых людей и городское население. Он содействовал развитию городов, привлекая туда ремесленников и купцов. При нём были построены Холм, Львов, Угровеск, Данилов, обновлён Дрохичин. После вторжения монголо-татарских завоевателей в Юго-Западную Русь (1240) и установления зависимости от татар Даниил предпринимал энергичные меры для предотвращения новых вторжений, а также против усилившейся агрессии венгерских и польских феодалов. В 1245 в битве под Ярославом войска Даниила разгромили полки венгерских и польских феодалов,галицких бояр, что завершило его 40-летнюю борьбу за отцовское наследство. Даниил Галицкий вмешался в войну за австрийский герцогский престол и в начале 1250-х гг. добился признания прав на него для своего сына Романа. Рассчитывая на западных союзников в противостоянии с Ордой, согласился принять от Папы Римского в 1253 г. королевский титул. Время княжения Даниила Романовича было периодом наибольшего экономического и культурного подъёма и политического усиления Галицко-Волынской Руси.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: