Основные стадии стресса

ЭМОЦИИ

Эмоциями ( аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем групповом названии. Блейлер (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием "эффективность".

эмоции - в какой-то мере всего лишь один из способов саморегуляции организма.

Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. Эмоции оказывают влияние на интеллектуальные процессы.

Значение многих эмоций заключается в предупреждении о негативном характере каких-либо факторов.

Можно считать, что,   эмоция - это чувство с выраженным возбуждением (гнев, радость, слезы и т.п.), а чувство это эмоция с не очень выраженным возбуждением (печаль, удивление, тоска, восхищение и др.). И чувства, и эмоции удобно обозначать общим термином "эмоциональные переживания".

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые “чистые” эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Эмоции отличаются следующими особенностями.

Субъективный характер. Отношение, которое выражается в эмоциях, всегда носит личный, субъективный характер и существенно отличается от осознания тех объективных связей между вещами, которые устанавливаются в процессе познания окружающего мира.

Крайнее многообразие качественных особенностей.

Пластичность: одна и та же эмоция переживается по- разному в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана.

Связь с непосредственным переживанием собственного «Я». Даже самые слабые эмоции захватывают всего человека в целом, сопровождаются острыми ощущениями собственной личности в ее органической целостности и противопоставленности внешней среде.

Классификация эмоций

- На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические или возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу (радость, воодушевление, гнев) и астенические или ослабляющие (страх, тоска, печаль).

- По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.

Длительные эмоции называются настроениями. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

настроения явля­ются психическими (эмоциональными) состояниями, образу­ющими общий эмоциональный фон жизнедеятельности чело­века и интегрирующими все его эмоциональные отклики на воздействия любого характера. Настроение «...не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние» (С.Л. Рубинштейн).

Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность Человек, конечно, как существо разумное научился манипулировать своим настроением, умеет поднять себе настроение.

Аффект — наиболее мощный, бурный вид эмоционального возбуждения, крайний вид эмоции, полностью или почти полностью подчиняющий поведение человека. Аффект обычно очень интенсивен и довольно кратковременен. Примеры аффекта:

- сильный гнев или ярость,

- подавляющий ужас,

- бурная радость,

- глубокое горе,

- бесконечное отчаяние.

Аффект полностью захватывает сознание человека, поэтому состояние аффекта очень опасно: у человека теряется чувство реальности, полностью снижается критичность. Человек перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает, не понимать состояния, в котором находится. Под действием возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия.

Но бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Аффект всегда есть реакция на обстоятельства в отличие от эмоций, которые могут быть вызваны и воспоминаниями.

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.

Стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и др.). Поэтому необходимо уметь сопротивляться стрессовому состоянию и задавать себе позитивную жизненную установку.

симптомы стресса:

• Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин

• Плохой, беспокойный сон.

• Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

• Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

• Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы.

• Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.

• Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

• Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.

• Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

Если вы находитесь в стрессовом состоянии, это означает одно: ваш организм среагировал на какой-либо внешний раздражитель.

Классификация

В зависимости от результата в психологии различают следующие виды стресса:

Эустрессы («полезные» стрессы). Для успешного существования каждому из нас необходима некоторая доза стресса. Именно она является движущей силой нашего развития. Это состояние можно назвать «реакцией пробуждения». Оно сродни пробуждению ото сна. Чтобы утром пойти на работу необходимо встать с кровати и проснуться. Для достижения рабочей активности нужен толчок, небольшая порция адреналина. Эту роль и выполняют эустрессы.

Дистрессы (вредные стрессы), возникающие при критическом напряжении.

Также виды стресса различаются по характеру воздействия определённых факторов, и могут быть: температурными; нервно-психическими (наиболее распространённый вид); пищевыми; световыми, а также вызванными другим раздражителями. Кроме того, выделяют такие виды стрессов, как возникшие из-за экстремальных социальных условий или же развившиеся вследствие критических психологических событий. К первому виду относятся расстройства, которые возникают вследствие военных действий, стихийных бедствий, нападений бандитов и т. д. Ко второму виду можно отнести те расстройства, которые возникают как следствие различных социальных проблем, например, сдачи экзамена, развода, смерти родственника

Также отдельно стоит выделить следующие виды стресса — психологические и биологические. Психологическое расстройство или психоэмоциональный стресс возникает вследствие реакции нервной системы человека на реальный или вымышленный негативный фактор. Биологическое нарушение возникает на фоне реально существующей угрозы. Поэтому главным критерием, позволяющим определить вид расстройства, является вопрос: «Наносит ли то или иное воздействие реальный вред организму?». Если ответ «да», значит, это биологическое расстройство, если «нет» — психоэмоциональное. Знание этих разновидностей позволяет понять, как снять стресс и не допустить его неблагоприятного влияния на здоровье человека. Также различают посттравматический стресс, то есть нарушение, развивающееся после перенесённых травм или пережитых критических событий.

Основные стадии стресса

Существует три стадии стресса, которые характеризуются периодами возбуждения и торможения.
Три стадии стресса связаны между собой, то есть при развитии первой, обязательно последует вторая и третья.
На первой стадии стресса индивид теряет способность контролировать свои действия и мысли, снижается сопротивляемость организма и поведение меняется на прямо противоположное тому, которое ему характерно

Вторая стадия — стадия сопротивления и адаптации. На этой стадии повышается сопротивляемость организма раздражителю и человек принимает решения, позволяющие ему справиться с возникшей ситуацией.

Третья стадия характеризуется истощением нервной системы.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.

Функции чувств:

  1. мотивационная – чувства мотивируют поведение;
  2. сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;
  3. оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;
  4. функция синтезирующая основы образа - отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;
  5. экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию

Классификация чувств:

 чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию.

Принято выделять низшие и высшие чувства:

  • Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.
  • Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.

Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется долгом. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.

Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: