КФ ТСА
Проблемы финансовые и акционерные
«АЛРОСА» на пороге важных решений, главное - не ошибиться
В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ АК «АЛРОСА» СТОЛКНУЛАСЬ С ЦЕЛЫМ РЯДОМ ПРОБЛЕМ, ВЫЗВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИМ КРИЗИСОМ И УХУДШЕНИЕМ КОНЪЮНКТУРЫ АЛМАЗНОГО РЫНКА. ХОТЯ САМ ПО СЕБЕ КРИЗИС ОКАЗАЛСЯ СРАВНИТЕЛЬНО КРАТКОВРЕМЕННЫМ, И ПОСЛЕ НЕБОЛЬШОЙ ПАУЗЫ ЦЕНЫ НА АЛМАЗНОМ РЫНКЕ СНОВА ПОШЛИ ВВЕРХ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, КРИЗИСНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОКАЗАЛИСЬ ДОСТАТОЧНО СЕРЬЕЗНЫМИ И РАСТЯНУЛИСЬ НА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ
МЕТОДЫ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ КРИЗИСА НА АК «АЛРОСА», в конечном итоге ведут к ухудшению положения компании
Экономический кризис в 2008 году очень сильно ударил по АК «АЛРОСА», в результате чего у компании выросли краткосрочные и долгосрочные задолженности. Если в 2007 году долгосрочная кредиторская задолженность составляла 41 млрд рублей, а краткосрочная - 49,4 млрд, то в 2010 году долгосрочная задолженность выросла до 98,9 млрд, а краткосрочная - до 12,9 млрд. рублей.
Итого задолженность выросла с 90,4 млрддо 111,8 млрдрублей. При этом, если в 2007 году АК «АЛРОСА~ имела нераспределенной прибыли 98,5 млрд, то в 2010 году -70млрдрублеЙ. Таким образом, за последние два с половиной года финансовое положение компании ухудшилось, и она потеряла свою финансовую устойчивость.
|
|
Для разрешения финансового кризиса руководство АК «АЛPOCA» планирует увеличить сбыт алмазов и привлечь около 3 млрд. долларов по IPO в 2012 году. По словам президента АК «АЛРОСА» Федора Андреева, алмазы могут стать инвестиционным инструментом. «Государство, выкупив у «АЛРОСы» алмазы в Госфонд, заработало около 40% годовых за два года», - заявил Андреев. Однако эксперты сомневаются в том, что алмазы могут стать инвестиционным инструментом, поскольку их стоимость трудно оценить. «Алмаз - штучный товар, поэтому трудно создать емкий и ликвидный рынок этого инструмента», - считает эксперт Rough & Polished Сергей Горяинов.
Мировой опыт, в частности опыт компании De Beers, также показывает, что идея создания алмазных инвестиционных фондов практически нереализуема.
Другим способом решения финансового кризиса компании является размещение 20-25% акций АК «АЛРОСА» по IPO в 2012 году, в ходе которого планируется привлечь около 3 млрд. долларов. По данным компании, часть вырученных средств пойдет в инвестиционную программу - до 2018 года планируется инвестировать 7,5 млрд долларов, то есть по 1,07 млрд. долларов в год, а часть средств будет направлена на рефинансирование задолженности в размере 3,2 млрд. долларов.
И это решение сомнительно.
Во-первых, объем нераспределенной прибыли на 31 декабря 2010 года составляет 70 млрд 026 млн. рублей, что по курсу рубля на эту же дату составляет 2 млрд. 303 млн. долларов. Чистая прибыль по РСБУ составила 8 млрд. 777 млн. рублей, что составляет 288,7 млн. долларов. Итого - 2 млрд. 591,7 млн долларов. Дополнительно чистая прибыль за первое полугодие 2011 года составила 26 млрд. 267 млн рублей, что составляет по курсу доллара на 17 октября 2011 года 855,6 млн. долларов.
|
|
Всего по итогам 201 О и первое полугодие 2011 года компания располагает 3 млрд. 447,3 млн. долларов. При таких финансовых ресурсах для АК «АЛРОСА» нет никакой необходимости прибегать к размещению акций, поскольку имеющиеся финансовые ресурсы вполне достаточны как для погашения задолженности, так и для выполнения инвестиционной программы. Если за второе полугодие 2011 года АК «АЛРОСА» получит около 850 млн. долларов чистой
прибыли, то после погашения задолженности и выполнения годовой части инвестиционной программы получится остаток в размере примерно 27 млн. долларов. В условиях динамичного роста цен на алмазы, которые уже на 8% превысили докризисный уровень и растут далее, АК «АЛРОСА» вполне может погасить свою задолженность, не прибегая к IPO и к рефинансированию.
Во-вторых, решение о размещении на рынке 20- 25% акций компании объективно приведет к размыванию доли основных акционеров (50,92% акций «АЛРОСы» принадлежит Росимуществу, 32% - Якутии и 8% - улусы Якутии) и приведет либо к сокращению государственного пакета акций, либо к отказу правительства Республики Саха (Якутия) от блокирующего пакета акций. Впрочем, эксперты считают, что соотношение долей может быть сохранено. «Если будет принято решение о дополнительной эмиссии, то, вероятнее всего, она будет проведена так, чтобы акционеры сохранили действующие между ними соотношения по пакетам акций», - говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджменть» Дмитрий Баранов. Но в этом случае, скорее всего, федеральному центру придется выкупать часть выпущенных акций. Поэтому сама по себе идея допэмиссии акций компании вызывает сильные сомнения в своей целесообразности.
Жилищно-коммунальные проблемы
В ходе подготовки к IPO АК «AЛPOCA» и правительство Республики Саха (Якутия) заключили «Договор о социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия)» в рамках согласительных процедур по снятию законодательных ограничений для перерегистрации компании из ЗАО в ОАО. По оценке президента республики Егора Борисова, выгода республики от этого договора составляет 53 млрд. рублей. Вместе с тем Борисов заявил: «На имя председателя правительства Якутии Галины Данчиковой пришло письмо за подписью президента «АЛРОСы» Федора Андреева, в котором сообщалось, что договор отнесен компанией к коммерческой тайне, и Федор Андреев обращался к правительству республики с просьбой не допустить разглашения содержания договора»
Если компания готовилась к открытому размещению акций, а сам договор выгоден Якутии - одному из основных акционеров, то в чем состоял смысл отнесения его к коммерческой тайне? Публикация договора и комментарии его пунктов показали, что АК «АЛРОСА» фактически отказывается от содержания жилищно-коммунального комплекса и целого ряда социальных функций, передавая их муниципалитетам и республике (пункты 2,8, 2.10, 2.17,2.18,2.19,2.21 договора).
Между тем, Мирнинский район Республики Саха (Якутия) не готов принять на себя расходы по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и жилищного фонда. АК «АЛРОСА» в2010 году выделяла для содержания местной инфраструктуры 4 млрд. рублей. Согласно отчету об исполнении консолидированного бюджета, представленного на 18-й сессии Мирнинского районного совета 28 апреля 2011 года, доходная часть консолидированного бюджета составляет 3 млрд. рублей, расходная - 2,88 млрд. рублей. Профицит местного бюджета в 2010 году составил всего 120 млн. рублей. И при передаче на баланс Мирнинского района большого жилищно-коммунального хозяйства бюджет района станет дефицитным и будет нуждаться в дотировании со стороны республиканского бюджета, а в конечном итоге - со стороны федерального бюджета, поскольку в 2010 году бюджет Республики Саха (Якутия) был сведен с дефицитом в 4 млрд. 562 млн. рублей.
|
|
Кроме того, в Мирнинском районе довольно высокая степень износа жилого фонда. По данным на 2004 год, износ свыше 65% составляет 11,4% от жилого фонда района, от 31 до 65% - 15,4%, кроме того нет данных по 18,8% жилого фонда. По данным Городского совета г. Мирного, в 2007 году в городе имелось 129,2тысячи кв. метров ветхого жилья (18,8%), а также 277 тысяч кв. метров жилья, требующего капитального ремонта. Итого, в замене и ремонте нуждалось 59,1 % всего жилого фонда города. По оценке 2007 года, на эти нужды требовалось примерно 9,88 млрд. рублей.
Подобные расходы совершенно неподъемны ни для муниципального, ни для республиканского бюджетов. В случае передачи всего жилищно-коммунального комплекса и жилого фонда муниципалитетам расходы на его содержание и ремонт, скорее всего, будут дотироваться из федерального
Бюджета. Если же не будет выделяться достаточно средств, то износ основных фондов постепенно приведет к резкому ухудшению условий жизни местного населения. Ведь финансирование ЖКХ местными бюджетами за счет других направлений приведет к резкому и быстрому ухудшению социально-культурной сферы, благоустройства, образования.
Парадокс ситуации заключается в том, что в конечном итоге в Мирнинском районе проживает большое количество работников АК «АЛРОСА», и ухудшение условий их жизни, несомненно, скажется на производственной деятельности самой компании.
Конечно, экономический кризиc серьезно повлиял на состояние компании и заставил искать выходы из сложившегося положения. Однако предложенные методы ликвидации последствий влияния кризиса на АК «АЛРО СА» вряд ли можно назвать целесообразными и продуманными. Предложенные руководством «АЛРОСы». меры, давая кратковременное улучшение ситуации, в конечном итоге ведут к ухудшению положения компании и Якутии.
|
|
Во-первых, через допэмиссию акций и IPO в компанию могут войти акционеры, не заинтересованные в развитии Якутии, а заинтересованные в получении быстрой прибыли на растущем алмазном рынке. И они будут влиять на политику компании.
Во-вторых. меры, предусмотренные подписанным между «АЛРОСой» и правительством Республики Саха (Якутия) договором, ведут к ухудшению условий жизни, по крайней мере, в Мирнинском районе, что скажется на производстве и добыче алмазов, поскольку работа рудников, производительность труда и объем добычи алмазов зависят в конечном счете от работников.
Это, по сути дела, «подрубание корней», и при такой политике компания рискует столкнуться с последствиями своих же решений уже через 5-6 лет.
Вариантов ликвидации последствий кризиса больше одного, и проблему нужно рассмотреть комплексно, с учетом перспектив развития компании и районов Якутии, избегая рискованных решений