Макроэкономические аспекты бюджетной политики

Банковская система России. Банковский мультипликатор.

 

Банковская система – совокупность различных видов банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.

       Различают 3 вида банковских систем:

1. двухуровневая банковская система

2. централизованная монобанковская система (одноуровневая организация банковской системы, при которой не выделяется Центральный банк)

3. уникальная децентрализованная банковская система (пример: децентрализованная Федеральная Резервная Система США. Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль над деятельностью банков — членов ФРС и определение кардинальных направлений монетарной политики США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих банков. Остальные коммерческие банки работают «на свой страх и риск).

           

       В Российской Федерации введена двухуровневая банковская система, которая состоит из:

- Центрального банка РФ

- Кредитных организаций (коммерческих банков) + филиалы и представительства в РФ иностранных кредитных организаций;

           

       Функции Центрального банка РФ:

1. эмиссия денежных знаков

2. организация обращения и изъятия денежных знаков

3. надзор за кредитными организациями

4. порядок проведения сделок (стандарты)

5. управление счетами правительства

6. расчеты с зарубежными организациями

       Функции коммерческих банков:

1. размещение депозитов, предоставление кредитов

2. расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов

3. кассовое обслуживание

4. открытие счетов для клиентов, в т.ч. иностранных

5. финансирование капитальных вложений по поручению владельцев и распорядителей

6. выпуск, продажа, хранение платежных и других документов и операции с ними

7. выдача поручительств, гарантий за 3-х лиц

8. приобретение требований по поставке товаров и услуг и принятие рисков на себя

       Принципы построения и функционирования банковской системы Российской Федерации:

- единство банковской системы;

- двухуровневую структуру;

- рациональное сочетание государственного регулирования банковской системой и саморегулирования;

- независимость ЦБ РФ от других органов власти;

- ответственность ЦБ РФ за развитие и эффективное функционирование банковской системы;

- монопольное положение ЦБ РФ в осуществлении денежной эмиссии;

- невмешательство государства в оперативную деятельность кредитных организаций;

* * *

       Банковский мультипликатор - это увеличение денежной массы (мультипликация денег) в результате депозитно-кредитных операций коммерческих банков. Этот процесс регулируется центральными банками в рамках денежно-кредитной политики с помощью нормативов обязательного резервирования.

       Мультипликация денежной массы возможна только для банковской системы в целом, но не для отдельного банка. Предположим, ставка обязательного резерва для кредитных организаций установлена в размере 5%. Тогда если клиент банка размещает депозит в размере 1 тыс. рублей, то 50 руб. остаются на корреспондентском счете в ЦБ, а 950 поступают в распоряжение банка и выдаются в кредит. Кредитор их тратит, и они попадают на счет в другой банк. Из полученной суммы вторая кредитная организация 5% переводит в резерв, а на остальные 95% вновь выдает ссуду. И так далее. В результате количество безналичных денег в банковской системе многократно увеличивается. Это процесс также называют кредитным расширением, или эмиссией кредитных денег банковской системой.

       Предположим, что клиент отозвал свой депозит. Тогда процесс происходит в обратной последовательности – происходит кредитное сжатие.

       Таким образом, при изначально неизменной денежной базе осуществляется увеличение или уменьшение денежной массы, а коэффициент банковской мультипликации может быть рассчитан как отношение денежной массы (агрегата М2) к денежной базе.

       Увеличение процента обязательного резервирования уменьшает возможности банковской системы по эмиссии кредитных денег и наоборот.

       В условиях, когда экономике требуется стимулирование, ставки снижаются. Денежная масса увеличивается, а проценты по кредитам снижаются. В ситуации, когда происходит перегрев экономики или возникает угроза высокого уровня инфляции, предпринимаются обратные действия.

 

 



Макроэкономические аспекты бюджетной политики.

 

       Бюджетная политика - совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.

           

       Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

       В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

- Федеральный бюджет

- бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

       Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. Они формируются за счет:

- налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти (примерно 84% Федерального бюджета);

- неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности (7% Федерального бюджета);

- доходов целевых бюджетных фондов (9% Федерального бюджета).

           

       Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Их можно подразделить на следующие группы:

- военные;

- экономические;

- на социальные нужды;

- на внешнеполитическую деятельность;

- на содержание аппарата управления.

 

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

 

Фискальная (налогово-бюджетная) политика - правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе.

Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства.

 

Цели фискальной политики:

- стабилизация уровня ВВП и совокупного спроса

- эффективное использование ресурсов для поддержания макроэкономического равновесия

- стабилизация общего уровня цен

 

Различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальные политики.

Дискреционная политика – сознательное манипулирование законодательной властью, налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на экономическую активность. Дискреционная политика включает в себя стимулирующую и сдерживающую политики.

§ Стимулирующая политика применяется в период спада; она предполагает снижение налогов, увеличение государственных закупок и трансфертов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита.

§ Сдерживающая политика проводится в период инфляции и предполагает увеличение налогов, сокращение государственных закупок, трансфертов. Следствием проведения сдерживающей фискальной политики становится появление бюджетного излишка. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения.

       Недискреционнная (автоматическая) политика – автоматическое изменение чистых налоговых поступлений с учетом изменения национального дохода и с помощью встроенных стабилизаторов.

       Встроенные стабилизаторы – инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К ним относятся:

- подоходный налог

- косвенные налоги (в первую очередь НДС)

- пособия по безработице

- пособия по бедности

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: