Ценности — это социальное понятие, природный объект который приобретает социальное значение и может являться объектом деятельности. Ценности — ориентир жизни человека. они необходимы для поддержания социального порядка и воплощаются в поведении и нормообразовании.
Американский социальный психолог Гордон Оллпорт (1897—1967) разработал следующую классификацию ценностей:
• теоретические;
• социальные;
• политические;
• религиозные;
• эстетические;
• экономические.
Существует конфликт ценностей, который в то же время является источником их развития. В связи с этим ценности подразделяют на две категории:
1) базовые, терминальные, стабильные ценности-цели (например, свобода);
2) инструментальные, т.е. ценности-средства как свойства личности, способности, которые помогают или мешают достижению цели (например, твердая воля, выдержка, честность, образование, работоспособность, аккуратность).
Можно также подразделить ценности на актуальные, наличные и возможные. В связи с многообразием классификаций исследовать ценности достаточно трудно. Действительно, как перейти от изучения желаемых и одобряемых обществом идеалов и целей к реальным, существующим в сознании структурам ценностей?
|
|
Система ценностей отражает существенные цели, идеи, идеалы своей эпохи. Результаты исследований, проведенных в Санкт-Петербургском университете, показали, что в 1930—1950-е гг. среди ценностей на первом месте были романтика и трудолюбие; в 1970—1980-е — практичность и настойчивость. За период с 1988 до 1990 г. возросла ценность индивидуального человеческого существования и снизилась ориентация на широкую человеческую общность. Соотнося ценности с тем или иным социокультурным основанием, в недрах которого они возникли, их можно классифицировать следующим образом:
• традиционные, ориентированные на воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни;
• современные, ориентированные на инновации и прогресс в достижении рациональных целей;
• общечеловеческие, в равной мере ориентированные и на воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни, и на их инновации.
Можно различать ценности и по отнесению их к соответствующим потребностям индивидов:
• витальные (благополучие, комфорт, безопасность);
• интеракционистские (общение, взаимодействие с другими людьми);
• смысложизненные (нормы и образцы поведения, одобряемые в данном этносе, обществе, культуре). По роли ценностей для функционирования и развития общества как целостной системы их подразделяют как:
• преимущественно интегрирующие;
• преимущественно дифференцирующие;
|
|
• одобряемые;
• отрицаемые.
Для прикладных целей важна типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества. По данному основанию выделяются:
• «ядро», т.е. ценности высшего статуса (фундаментальные нравственные ценности, их разделяет не менее 50% населения);
• «структурный резерв», т.е. ценности среднего статуса, которые в определенное время могут перемещаться в «ядро» (в этой области наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты), их одобряет 30—45% населения:
• «хвост», т.е. ценности низшего статуса, их состав малоподвижен (как правило, они унаследованы от прошлых пластов культуры), их разделяет менее 30% населения России.
Таблица 3.1 Социокультурные параметры ценностей*
Ценности | Цели-средства | Цивилизационная принадлежность | Соотнесенность с потребностями человека | ||||||
терминальные | инструментальные | традиционные | современные | общечеловеческие | витальные | интсрак-ционные | социали-зацион-ные | смысло-жизнен-ные | |
Жизнь человека | + | + | ++ | ||||||
Свобода | + | + | + | + | ++ | ||||
Нравственность | + | + | + | ++ | |||||
Общение | + | + | ++ | ||||||
Семья | + | + | + | ++ | |||||
Работа | + | + | ++ | ||||||
Благополучие | + | + | + | ||||||
Инициативность | + | + | ++ | ||||||
Традиционность | + | + | |||||||
Независимость | + | + | + | ||||||
Самопожертвование | + | + | ++ | ||||||
Авторитетность | + | ++ | |||||||
Законность | + | + | ++ | + | + | ||||
Вольность | + | + | ++ | + |
* «+» имеется соответствие; «++» имеется хорошее соответствие
Специалистами зафиксированы изменения в статусно-иерархической структуре 14 базовых (терминальных и инструментальных) ценностей, произошедшие за период реформирования российского общества в 1990-е гг. (табл. 3.1).
Особенность ценностей как феноменов культуры состоит в том, что даже противоположные ценности могут совмещаться в сознании одного человека. Поэтому типология людей по критерию ценностей представляет особую сложность и не совпадает с типологией населения по социально-профессиональным характеристикам. Ниже приведено изменение распространенности ценностей россиян с 1990 по 1994 г., т.е. за период' наиболее резких изменений объективных условий социальной среды (табл. 3.2).
Российское общество меняется. Этим изменениям, по сути, нет исторических аналогов. Конфликт ценностей в современном российском обществе очень сложный и многоплановый. Поскольку именно ценности являются системообразующим компонентом культуры, необходимо при анализе взаимодействия их и социального поведения индивидов учитывать прежде всего изменения в системе ценностей. Если раньше взаимодействие «шло» от потребностей к ценностям через интересы, то сегодня все в большей мере импульс взаимодействия исходит от ценностей к интересам и от них — к потребностям.
Таблица 3.2 изменение распространенности ценностей россиян (1990—1994),%
Ценности | Ранг | Июль 1990 | Март 1994 | Ранг | Ценности | Место ценностей и социокультурной эволюции | |||
Основной массив | Горячие точки | ||||||||
Доминирующие
| |||||||||
Законность | 1 | 65,3 | 80,0 | 74,8 | 1 | Законность | Универсальное терминально-интегрирующее ядро | ||
Общение | 2 | 65,1 | 67,0 | 73,9 | 2 | Общение | |||
Семья | 3 | 61,0 | 65,0 | 69,3 | 3 | Семья | |||
Между оппозицией и доминированием | |||||||||
Работа | 4 | 50,0 | 61,9 | 56,1 | 4 | Свобода | |||
Нравственность | 5 | 48,4 | 53,2 | ||||||
Свобода | 6 | 46,1 | 49,5 | 5 | Независимость | Модернистский терминально-интегрирующий резерв | |||
Жизнь индивида | 7 | 45,8 | 51.0 | 49,6 | 6 | Жизнь индивида | |||
50,4 | 46,7 | 7 | Нравственность | ||||||
49,0 | 44,1 | 8 | Работа | ||||||
Оппозиционные | |||||||||
Самопожертвование | 8 | 44,0 | 44,0 | 44,9 | 9 | Инициативность | Смешанный инструментальный дифференциал | ||
Традиционность | 9 | 41,0 | 44,0 | 37,1 | 10 | Традиционность | |||
Независимость | 10 | 40,0 | |||||||
Инициативность | 11 | 36,2 | 38,3 | 34,3 | 11 | Самопожертвование | |||
Ценности меньшинства | |||||||||
Вольность | 12 | 23,3 | 32,0 | 25,0 | 12 | Благополучие | Смешанный дифференцирующий «хвост» | ||
Благополучие | 13 | 23,0 | 23,9 | 24,7 | 13 | Вольность | |||
Авторитетность | 14 | 18,0 | 20,0 | 19,6 | 14 | Авторитетность |
В связи с этим и при рассмотрении норм взаимодействия индивидов также следует исходить из системы и динамики ценностей. Социальные нормы реализуются в человеческих взаимоотношениях, социальном взаимодействии. Это своеобразные социальные эталоны установления модального должного поведения (должного с точки зрения общества). Они выполняют функцию интеграции, упорядочения жизни индивидов, групп, общества. Главное в норме — ее предписывающий характер. Соблюдение норм приводит к исключению влияния случайных мотивов; они обеспечивают надежность, стандартность, предсказуемость поведения. Все социальные нормы можно разделить на универсальные (нравы, обычаи), внутригрупповые (ритуалы), личностные, индивидуальные. Все нормы являются безличными правилами поведения. Степень их осознанности и действенности проявляется в том, что человек знает о последствиях своих действий для других людей и признает свою ответственность за поступки в соответствии с нормами.
|
|
Вопросы и задания для повторения
1. Охарактеризуйте понятие «ценности».
2. Какие классификации ценностей вам известны?
3. Охарактеризуйте «систему ценностей»