СИЛЛАБУС
По KN -1 1220 «Коммуникативные навыки-1»
Для специальности: специальности: 051301 «Общая медицина»
Практические занятия 36 (часов)
СРС 18 (часов)
Дифференциальный зачет: 1-2семестр
Всего часов 54
Курс: 1
Семестр: 1-2
Астана 2012 г.
Силлабус составлен на основании рабочей программы
По дисциплине «Коммуникативные навыки -1»
Для специальности «Общая медицина»
Силлабус обсужден на заседании
кафедры психиатрии и наркологии
Протокол № 1 от «20» сентября 2012г.
Зав. кафедрой
психиатрии и наркологии Сулейменова А.К.
Силлабус обсужден на заседании
кафедры психиатрии и наркологии
Протокол № от «» 20 г.
Зав. кафедрой
психиатрии и наркологии Сулейменова А.К.
Силлабус обсужден на заседании
кафедры психиатрии и наркологии
|
|
Протокол № от « » 20 г.
Зав. кафедрой
психиатрии и наркологии Сулейменова А.К.
1. Сведения о преподавателях:
Зав. кафедрой психиатрии и наркологии: Сулейменова Айжан Калибековна, кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы – 17 лет
Научные интересы: Аутоагрессивное поведение у осужденных, внутренняя картина болезни у больных шизофренией.
Научная школа: очная аспирантура, защита кандидатской диссертации в 2001году
Читает лекции и проводит практические занятия по психиатрии, наркологии на казахском и русском языках.
Телефон: сот. 8 701 341 12 62
ПРЕПОДАВАТЕЛИ:
Магай Николай Валентинович, кандидат медицинских наук, доцент, стаж педагогической работы - 27 лет,
Научные интересы: Проблема лечения опийной наркомании, диагностика и лечение заболеваний периферической нервной системы.
Научная школа: защита кандидатской диссертации
Читает лекции и проводит практические занятия по коммуникативным навыкам, психиатрии, наркологии на русском языке.
Телефон: сот. 8 701 131 12 45
2. Джантлиева Алфия Маратовна, ассистент, стаж педагогической работы – 10 лет.
Научные интересы: Клинические особенности алкогольных психозов у женщин, вопросы психологии больного.
Проводит практические занятия по психиатрии, наркологии и коммуникативным навыкам на казахском и русском языках.
Телефон: сот. 8 701 552 47 68
Пешкова Татьяна Яковлевна, ассистент, стаж педагогической работы – 16 лет.
Научные интересы: Вопросы суицидологии и конфликтологии.
|
|
Проводит практические занятия по дисциплинам: психиатрия, наркология и коммуникативные навыки на русском языке.
Телефон: сот.8 777 263 65 75
Мукашева Галлия Ризабековна, ассистент, стаж педагогической работы - 6 лет
Научные интересы: Синдром хронической усталости, пограничные психические расстройства.
Проводит практические занятия по психиатрии, наркологии и коммуникативным навыкам на казахском и русском языках.
Телефон: сот. 8 701 455 48 42
Шамарданова Ольга Михайловна, ассистент, стаж педагогической работы - 16 лет
Научные интересы: Соматогенные депрессии, влияние личностных особенностей больных на внутреннюю картину болезни.
Проводит практические занятия по психиатрии, наркологии и коммуникативным навыкам на русском языке.
Телефон: сот. 8 702 411 14 99
Ракишева Ак-уке Салимжановна, стаж педагогической работы- 2года
Научные интересы: аутоагрессивные тенденции у больных с героиновой зависимостью
Проводит практические занятия по психиатрии, наркологии и коммуникативным навыкам на казахском и русском языках.
Телефон: сот. 8 701 9995457
Айтжанова Алия Досымбековна, стаж педагогической работы – 2 года
Научные интересы: психосоматические расстройства, психотерапия болезней зависимости от ПАВ
Проводит практические занятия по психиатрии, наркологии и коммуникативным навыкам на казахском и русском языках.
Телефон: сот. 8 702 293 3302
Есмуханова Гульнара Муратовна, стаж педагогической работы – 2 года
Научные интересы: коммуникативные навыки общения в медицинской среде
Проводит практические занятия по коммуникативным навыкам на казахском и русском языках.
Телефон: сот. 8 7015124182
Койшибеков Тохтар Толеуханович стаж педагогической работы – 1 год
Научные интересы: клинико-лабораторная диагностика и психотерапия болезней зависимости от ПАВ
Проводит практические занятия по наркологии на казахском и русском языках.
Телефон: сот. 8 702 2249974
Шалабаева Карлыга Алжахановна, стаж педагогической работы – 1 год
Научные интересы: навыки коммуникации среди сотрудников и взаимодействие со студентами
Проводит практические занятия по коммуникативным навыкам на казахском и русском языках.
Телефон: сот.
2. Время и место проведения учебной дисциплины.
В соответствии с расписанием занятия проводятся на клинической базе ГККП «МЦППЗ», а также учебные комнаты кафедры психиатрии и наркологии расположены по адресу ул. Кабанбай батыра 29/1, автобусы № 25 до остановки «Психиатрическая больница», автобус № 34 и маршрутное такси № 109 до остановки «Медицинский колледж»; автобусы № 10,41 до остановки «Азия парк».
3. Политика дисциплины. Изучая дисциплину «Коммуникативные навыки», с тудент приобретает представление об основных закономерностях психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений, получает возможность развития своего творческого психологического потенциала, формирует интегративное, целостное врачебно-гуманистическое мировоззрение, приобретает навыки эффективного установления взаимопонимания и доверия в отношениях между врачом и пациентом, вместе с тем преподаватели кафедры проводят политику, направленную на расширение кругозора, эрудиции и познания самого себя.
Преподаватели кафедры предоставляют возможность студентам познакомиться и овладеть некоторыми простыми наиболее известными клинико-экспериментальными методами исследования психопатологических расстройств, необходимыми в практической деятельности врача.
|
|
Кафедра психиатрии и наркологии в изучении дисциплины коммуникативные навыки придаёт особое значение соблюдению учебной дисциплины ВУЗа: обязательное наличие медицинского халата, сменной обуви, посещение лекций и практических занятий с систематической подготовкой, выполнение заданий по СРС и СРСП, этико-деонтологических норм поведения, культуры общения в медицинской среде. Студенты, обучающиеся на курсе, обязаны строго соблюдать вышеуказанные нормы в общении с коллегами, педагогами и пациентами клиники. При не соблюдении вышеуказанных норм к студентам будут применяться штрафные санкции, а также при двукратном опоздании на занятие на 15 минут и более, студенту выставляется «пропуск занятия по неуважительной причине», при отсутствии сменной обуви – 1-й раз выставляется «неудовлетворительно», во 2-й раз - «пропуск занятия по неуважительной причине».
2. Программа:
Введение
Коммуникативные навыки рассматриваются как неотъемлемая часть додипломного и последипломного медицинского образования, непрерывного профессионального развития и являются важными для формирования и поддержки взаимоотношений врача с пациентом, сбора и обмена информацией, принятия решений, а также взаимодействия с коллегами и другими специалистами, вовлеченными в оказание медицинской и социальной помощи.
Программа дисциплины «Коммуникативные навыки -1» направлена на изучение основных принципов эффективного общения с пациентом, членами его семьи, коллегами, что важно не только для понимания течения заболевания пациента как процесса, но и для понимания мышления пациента, его мнения, ощущений и ожиданий и принятия наилучшего решения в отношении каждого пациента. Эффективное общение врача и пациента способствует пониманию пациентом назначенного обследования и лечения, что позволяет улучшить комплайенс (удовлетворенность пациентов) и состояние здоровья пациентов.
Коммуникативная компетентность необходима врачу для успешного взаимодействия с коллегами и эффективной работы в команде специалистов здравоохранения для оказания квалифицированной медицинской помощи.
|
|
Коммуникативная компетентность требует постоянного развития навыков общения и непрерывного улучшения приобретенных навыков в процессе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Объектом изучения дисциплины являются виды общения, используемые врачом в профессиональной деятельности и направленные на обеспечение его эффективного взаимодействия с пациентами, родственниками пациентов, коллегами
2.2 Цель дисциплины: формирование и развитие навыков, необходимых для эффективного общения врача с пациентами, родственниками пациентов и коллегами в различных ситуациях (в условиях клиники, оказания амбулаторной помощи и неотложной медицинской помощи)
2.3 Задачи дисциплины:
- усвоение студентами понятий о коммуникативных навыках,
коммуникативном процессе и коммуникативной компетентности врача
- формирование понимания значимости навыков эффективного и
бесконфликтного общения с пациентами, родственниками пациентов и
коллегами;
- формирование представления о психологических требованиях к
личности врача правильное построение и ведение медицинского
интервью с пациентами
- формирование навыков эффективного и бесконфликтного общения с
пациентами, родственниками пациентов и коллегами
- определение барьеров и решение проблем, препятствующих
эффективному общению врача и пациента
- определение психологических типов пациентов и применение
эффективных подходов к построению взаимоотношений между врачом
и пациентом
2.4 Конечные результаты изучения:
Студент должен:
Знать:
- принципы эффективного общения с пациентами, родственниками
пациентов и коллегами
- основные виды общения, которые используются врачом в
профессиональной деятельности
- структуру построения медицинского интервью
- барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию врача и
пациента
- методы эффективного общения между врачом, пациентом и
родственниками пациента в трудных ситуациях
- основные требования к личности врача
- важность непрерывного совершенствования коммуникативных
навыков в профессиональной деятельности врача.
Уметь:
- применять принципы эффективного общения с пациентами, родственниками пациентов, коллегами
- выбрать и использовать соотвествующую модель медицинского
интервью, ориентированную на пациента
- устанавливать первоначальное взаимопонимание и доверие с
пациентом
- определять причины обращения пациента к врачу
- внимательно выслушать пациента и ясно отвечать на вопросы пациента
- использовать методы вербального и невербального общения с
пациентом
- использовать вопросы открытого типа при проведении медицинского
интервью
- формировать эффективные взаимоотношения с пациентом,
родственниками пациента
- правильно информировать пациента в доступной форме
- проявлять чуткость, заботу и сострадание при общении с пациентом,
членами его семьи
- проявлять внимание и уважение к личной жизни, комфорту и
безопасности пациента
- соблюдать принципы конфиденциальности медицинского интервью
- осознавать важности влияния решений врача на состояние здоровье
пациента
- понимать важность непрерывного совершенствования навыков общения
в профессиональной деятельности врача
Владеть навыками:
· построения и проведения эффективного медицинское интервью с пациентом
· применения эффективных подходов к построению взаимоотношений между врачом и пациентом, родственниками пациентов и коллегами
· документирования данных о пациенте по завершению медицинского интервью
2.5 Пререквизиты дисциплины: казахский/русский язык,основы психологии, основы права, информатика
2.6 Постреквизиты дисциплины: введение в клинику – 2, коммуникативные навыки – 2, пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, общая врачебная практика, психиатрия, наркология, неврология, скорая неотложная медицинская помощь.
2.7. Содержание дисциплины. Понятие о коммуникативных навыках. Коммуникативный процесс. Коммуникативная компетентность. Общие принципы эффективного общения. Барьеры, препятствующие эффективному общению врача и пациента. Медицинское интервью: понятие, основные принципы, структура. Основные модели построения взаимоотношений «врач и пациент».Психология пациента. Личность врача. Психологические требования к личности врача
Тематические план практических занятий, СРС
Тематический план практических занятий
№ | Тема | Форма проведения | Объем в часах |
1 | Понятие о коммуникативных навыках, коммуникативном процессе. Значимость коммуникативных навыков в профессиональной деятельности врача | Устный опрос, разбор темы. | 2 |
2 | Коммуникативная компетентность врача и психологические характеристики, её формирующие. | Устный опрос, разбор темы. | 2 |
3 | Общие принципы эффективного общения с пациентами, родственниками и различными специалистами здравоохранения | Устный опрос, разбор темы. | 2 |
4 | Использование врачом вербальных и невербальных средств общения для достижения эффективного взаимодействия врача с пациентом | Устный опрос, разбор темы. | 2 |
5 | Медицинское интервью: понятие, основные принципы, структура. Введение в медицинское интервью. Опрос пациента | Устный опрос, разбор темы. | 2 |
6 | Объяснение и планирование в медицинском интервью: основные задачи, структура данного этапа медицинского интервью. Завершение медицинского интервью | Устный опрос, разбор темы. | 2 |
7 | Барьеры, препятствующие эффективному общению врача и пациента. | Устный опрос, разбор темы. | 2 |
8 | Психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность врача. Личность врача. Психологические требования к личности врача. | Устный опрос, разбор темы. | 2 |
9 | Рубежный контроль | тестирование. | 2 |
10 | Психология пациента, особенности его психики | Устный опрос, разбор темы. | 2 |
11 | Общение с пациентами с различными психологическими, поведенческими особенностями и психическими нарушениями | Устный опрос, разбор темы. | 2 |
12 | Общение с пациентами, имеющими различные затруднения (пациенты с культурными, языковыми различиями; глухие, слепые, немые пациенты) | Устный опрос, разбор темы. | 2 |
13 | Особенности общения с асоциальными пациентами, с пациентами, имеющими сексуальные расстройства. Общение с ВИЧ-инфицированными пациентами. | Устный опрос, разбор темы. | 2 |
14 | Подходы к построению взаимоотношений между врачом и пациентом в трудных и чрезвычайных ситуациях | Устный опрос, разбор темы. | 2 |
15 | Общение с пациентами разного возраста | Устный опрос, разбор темы. | 2 |
16 | Типы отношения к болезни. Психологические (поведенческие) реакции больных на заболевание | Устный опрос, разбор темы. | 2 |
17 | Личностные опросники, клинические стандартизированные шкальные методы оценки и самооценки состояния пациентов. | Устный опрос, разбор темы. | 2 |
18 | Итоговое занятие (диф. зачет) | тестирование | 2 |
Итого: | 36 часов |
2.8.2. Темы самостоятельной работы студентов (СРС)
№ | Тема самостоятельной работы | Форма проведения | Сроки выполнения | Объем в часах |
1 | Болезнь как самостоятельная психотравма. Общая концепция болезни - причина болезни – болезнь - плохое самочувствие - роль больного. | презентация | 1 рубежный контроль | 2 |
2 | Взаимоотношения врач - медицинская сестра- пациент | Ролевая игра | 1 рубежный контроль | 2 |
3 | Взаимоотношения врач - родственники пациента - пациент | Ролевая игра | 1 рубежный контроль | 2 |
4 | Роль и ответственность врача в обществе | презентация | 1 рубежный контроль | 2 |
5 | Профессиональная деформация врача | Реферат | 2 рубежный контроль | 1 рубежный контроль |
6 | Психологические портреты врачей разных специальностей | Составление ситуационной задачи | 2 рубежный контроль | 1 рубежный контроль |
7 | Лидерские качества врача и их значение в профессиональной деятельности | презентация | 2 рубежный контроль | 1 рубежный контроль |
8 | Особенности межличностного общения с коллегами | Ролевая игра | 2 рубежный контроль | 1 рубежный контроль |
9 | Факторы возникновения конфликтов и пути их разрешения | презентация | 1 рубежный контроль | 2 |
Итого: | 18 часов |
2.9 Список рекомендуемой литературы
На русском языке:
1.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001 г.
2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2204.
Дополнительная литература:
1. Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.
2. Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.
3.Вербергер Р., Вербергер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. Спб Прайм – Евразия. 2006.
4. Асимов М.А., Нурмагамбетова С.А. Игнатьев Ю.В. Коммуникативные навыки в медицине. Алматы, 2008.
2.10. Методы преподавания:
· практические занятия в учебных группах, включающие в себя устный опрос; решение тестовых заданий; обсуждение основных вопросов тем дисциплины; демонстрация аудио- и видео записей медицинского интервью для обсуждения, анализа и оценки различных примеров интервью врача с пациентом (примеры правильного и неправильного общения пациентом)
· проблемно-ориентированное обучение – работа в малых группах, ролевые игры, моделируемые консультации: коммуникативное общение друг с другом (студент-студент), на симулируемых пациентах, на реальных пациентах под постоянным наблюдением и оценкой со стороны преподавателей
· самостоятельная работа студентов: работа с учебной и дополнительной литературой; с электронными носителями информации; самостоятельное решение тестовых заданий, подготовка рефератов; видеозапись студентами собственных интервью и/или подбор видео–аудио записей интервью врача с пациентом, которые могут быть использованы как основа для самооценки и обсуждения в группе; ведение дневника с записями о приобретаемых коммуникативных навыках, описание своего индивидуального отношения и размышления по каждой пройденной теме; постановка ролевых игр; консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения
2.11. Контроль и оценка результатов обучения:
· Текущий контроль: тестирование, письменный/устный опрос, решение ситуационных задач, самооценка и групповая оценка при работе в малых группах, (оценка коммуникативных навыков при общении друг с другом (студент-студент), защиты рефератов, докладов, проверки составленных глоссариев.
· Рубежный контроль: коллоквиум (тестирование)
· Итоговый контроль: дифференцированный зачет, включающий тестирование и оценку коммуникативных навыков студента через прямое наблюдение преподавателя.