Раздел «Воспитательная работа в образовательных учреждениях»

Вопросы к государственному экзамену по дисциплине

 «Социальная педагогика. Воспитательная работа в образовательных учреждениях»

Раздел «Социальная педагогика»

1. Социально-экономические и духовные предпосылки становления социальной педагогики. Предметная область, задачи, функции и принципы социальной педагогики.

2. Социальное развитие личности как цель и функция общества. Важнейшие направления развития личности.

3. Характеристика социокультурной среды как ведущего условия и источника формирования личности.

4. Понятие социализации. Характеристика социализации как социально-педагогического явления.

5. Основные группы факторов социализации. Характеристика мегафакторов социализации. Проблемы педагогики мира.

6. Социальное воспитание: сущность, содержание и важнейшие направления.

7. Генезис развития социально-педагогических идей в отечественной и зарубежной философско-педагогической мысли.

8. Народная педагогика как источник социального воспитания. Белорусские народные традиции в области воспитания молодежи, их использование в современном воспитательном процессе.

9. Методология и методы социально-педагогических исследований.

10. Положение детей в Республике Беларусь. Социальная политика государства по охране законных прав детей.

11. Национальная система охраны детства в Республике Беларусь.

12. Учреждение общего среднего образования как социальный институт общества и открытая социально-педагогическая система. Особенности социального воспитания в школе.

13. Цели, задачи, основные направления деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

14. Основные направления деятельности социального педагога в школе.

15. Семья как социальный институт и фактор социализации. Структура, динамика, функции семьи. Актуальные проблемы современной семьи и социально-педагогические пути их решения.

16. Основные направления оказания социально-педагогической помощи семье. Принципы и формы социально-педагогического взаимодействия с семьей. Социально-педагогическая помощь неблагополучным семьям.

17. Понятие социально-педагогической виктимологии. Принципы организации социально-педагогической помощи различным категориям «жертв» неблагоприятных условий социализации.

18. Сиротство как социально-педагогическая проблема. Причины социального сиротства и пути разрешения проблемы. Особенности социально-педагогической работы с детьми-сиротами.

19. Социальная адаптация и дезадаптация. Сущность и виды детско-подростковой дезадаптации. Социально-педагогическая профилактика школьной дезадаптации.

20. Понятие девиантного поведения. Особенности воспитания детей и подростков с девиантным поведением. Социально-педагогическая профилактика девиантных форм поведения детей и подростков.

21. Социокультурная среда по месту жительства, ее характеристика. Особенности социального воспитания по месту жительства.

22. Категории детей с особенностями психофизического развития. Социально-педагогическая работа с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития. Типы учреждений для детей с особенностями психофизического развития в системе образования.

23. Межведомственное сотрудничество с организациями и учреждениями в системе деятельности социального педагога.

24. Понятие метода в социальной педагогике. Диагностические методы в системе деятельности социального педагога. Методы индивидуальной и групповой работы, их сущностная характеристика.

25. Молодежное и детское движение как фактор социализации. Основные направления работы социального педагога по координации деятельности детских и молодежных формирований

26. Средства массовой информации и коммуникации как фактор социализации. Влияние средств массовой информации и коммуникации на процесс социального воспитания молодежи.

27. Религиозные конфессии как фактор социализации. Благотворительность в Республике Беларусь.

28. Профессионально-этические нормы и принципы деятельности социального педагога. Нравственные качества личности социального педагога. Пути и формы непрерывного совершенствования профессионального мастерства социального педагога.

29. Опыт и практика социальной работы за рубежом.

30. Социально-педагогическое сопровождение замещающих семей.

31. Организация социально-педагогической работы по выявлению и оказанию помощи семьям и детям в социально опасном положении.

32. Семейные формы устройства детей-сирот. Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы по реализации Декрета Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

33. Цель, задачи, основные направления и содержание деятельности социально-педагогических учреждений.

 

Раздел «Воспитательная работа в образовательных учреждениях»

1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы в образовательных учреждениях Республики Беларусь (Кодекс Республики Беларусь об образовании, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015годы).

2. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.

3. Проблемы воспитания детей и учащейся молодежи на современном этапе. Современные концепции воспитания.

4. Целеполагание как процесс формирования цели воспитания. Компоненты целеполагания.

5. Идеологическое воспитание детей и молодежи в Республике Беларусь: методы, приемы, средства.

6. Планирование воспитательной работы как вид педагогической деятельности.

7. Цель, задачи и сущность планирования воспитательной работы в образовательных учреждениях.

8. Виды, структура и содержание планов воспитательной работы в образовательных учреждениях.

9. Планирование групповой и индивидуальной воспитательной работы с обучающимися.

10. Сущность, структура и классификация воспитательных технологий.

11. Технология организации воспитательной деятельности классного руководителя.

12. Технология формирования детского коллектива. Планирование воспитательной работы с детским коллективом.

13. Технологии личностно-ориентированного воспитания.

14. Здоровьесберегающие технологии воспитания.

15. Технология создания ситуации успеха.

16. Технология этической защиты.

17. Игровые технологии в процессе воспитания.

18. Технология воспитания социального творчества.

19. Понятие воспитательной системы и системного подхода. Структура и принципы воспитательной системы.

20. Развитие воспитательных систем в истории педагогики.

21. Проблемы, условия и критерии эффективности функционирования воспитательной системы.

22. Этапы становления воспитательной системы. Создание авторских воспитательных систем.

23. Системы и программы воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь.

24. Сущность и особенности управления системой воспитания.

25. Самоуправление и его роль в управлении системой воспитания.

26. Формирование педагогического пространства в системе воспитательной работы в учреждениях образования.

27. Концепции педагогической поддержки ребенка, процесса его развития и самовоспитания.

28. Формирование образа жизни, достойной Человека (Концепция воспитания Н.Е.Щурковой).

29. Содержание, принципы и методы организации детского и молодежного досуга.

30. Неформальный досуг детей и молодежи. Социально-педагогическая работа по организации досуга детей и молодежи.

31. Особенности организации досуга детей и учащейся молодежи в летний период.

32. Основы планирования досуговой работы с детьми и учащейся молодежью (клубная работа, праздники и др.).

33. Социальное воспитание средствами музыкального искусства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: