Вопросы для самостоятельного изучения

1. Современные зарубежные теории психологии и их методологические основания. Бихевиоризм. Когнитивная психология. Психоанализ. Гуманистическая психология (осн.: [2], [8], [11]; доп.: [2], [3], [4] [5], [12], [14]).

2. Отечественные теории психологии и их методологические основания. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Деятельностный подход: теория А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Теория Б.Г. Ананьева и системный подход в психологии (Б.Ф. Ломов). Субъектно - деятельностный подход А.В. Брушлинского (осн.: [2], [8], [11]; доп.: [1], [14]).

3. Проблема валидности и надежности результатов исследования (осн.: [1], [5], [6], [7], [9], [10]; доп.: [5], [7], [9], [10], [13]).

4. Экспериментальные методы исследований в психологии. Виды экспериментов: идеальный, исследовательский, диагностический, демонстрационный, предварительный, основной, контрольный, внешний, внутренний. Констатирующий и формирующий эксперименты (осн.: [3], [5], [10]; доп.: [7], [9], [10], [13]).

5. Метод тестов. Характеристика психологического тестирования. Психологический тест. Опросники и их виды. Тесты личности, достижений, интеллекта, способностей. Анкетирование. Анкеты. Виды анкетирования. Основные виды вопросов в анкете: Этапы подготовки анкеты (осн.: [1], [3], доп.: [13]).

6. Анализ первичных статистик. Параметрические и непараметрические статистики. Нормальное распределение. Важнейшие первичные статистики. Формы представления данных. Таблицы. Графики. Диаграммы. Гистограммы (осн.: [5], [6], [7], [9], [10]; доп.: [5], [9], [13]).


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Методология как учение о научном методе. Уровни методологического анализа: философский, общенаучный, конкретно-научный.

2. Методологические принципы психологии. Принцип детерминизма. Принцип методического атеизма. Принцип объективности. Прнцип субъектности. Принцип системности. Принцип единства сознания и деятельности. Принцип системного подхода в психологии. Принцип личностного подхода. Принцип развития.

3. Проблема научного и житейского знания в психологии. Характеристики науки как системы знаний: объективность, внутренние и внешние критерии истинности.

4. Современные теории психологии и их методологические основания. Бихевиоризм.

5. Современные теории психологии и их методологические основания. Когнитивная психология.

6. Современные теории психологии и их методологические основания. Психоанализ.

7. Современные теории психологии и их методологические основания. Гуманистическая психология.

8. Современные теории психологии и их методологические основания. Отечественные теории психологии. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

9. Современные теории психологии и их методологические основания. Отечественные теории психологии. Деятельностный подход: теория А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна.

10. Современные теории психологии и их методологические основания. Отечественные теории психологии. Теория Б.Г. Ананьева и системный подход в психологии (Б.Ф. Ломов). Субъектно - деятельностный подход А.В. Брушлинского.

11. Этические стандарты психологических исследований.

12. Проблема измерения психологических переменных. Шкалы измерений. Точность и надежность информации: достоверность, объективность, валидность.

13. Проблема валидности и надежности результатов исследования

14. Организационные методы. Сравнительный метод. Лонгитюдный метод. Комплексный метод (подход).

15. Интерпретационные методы. Генетический метод. Комплексный подход. Функциональный подход. Структурный подход.

16. Метод наблюдения Виды наблюдений.

17. Вербально-коммуникативные методы в психологии. Беседа. Интервью. Опрос.

18. Анкетирование. Анкеты. Виды анкетирования. Основные виды вопросов в анкете: Этапы подготовки анкеты.

19. Экспериментальные методы исследований в психологии. Виды экспериментов: идеальный, исследовательский, диагностический, демонстрационный, предварительный, основной, контрольный, внешний, внутренний. Констатирующий и формирующий эксперименты.

20. Метод тестов. Характеристика психологического тестирования. Психологический тест. Опросники и их виды. Тесты личности, достижений, интеллекта, способностей.

21. «Проективный» диагностический подход: Проективные методики.

22. Основные характеристики научного исследования. Проблема, актуальность, цель, задачи, предмет и объект психологического исследования.

23. Цель исследования: определение характеристик явления, выявление взаимосвязи психических явлений, изучение возрастной динамики явления, описание нового феномена, эффекта, открытие новой (другой) природы явления, обобщение, создание классификации, типологии, создание методики, адаптация психодиагностической методики,

24. Гипотеза исследования. Виды гипотез: о связи (описательная), каузальная (объяснительная), экспериментальные, научные, статистические.

25. Определение выборки и методов для экспериментального исследования в психологии. Требования к формированию выборки.

26. Определение переменных исследования. Зависимые, независимые, контролируемые, неконтролируемые переменные.

27. Схемы (план) эксперимента.

28. Сбор и обработка эмпирических данных. Отбор методов статистического анализа данных.

29. Анализ первичных статистик. Параметрические и непараметрические статистики. Нормальное распределение. Важнейшие первичные статистики.

30. Формы представления данных. Таблицы. Графики. Диаграммы. Гистограммы.

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. -СПб.: Питер, 2001. 688 с.

2. Василюк, Ф.Е. Методологический анализ в психологии / Ф.Е. Василюк. -М.: МГППУ; Смысл, 2003. 240 с.

3. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин — СПб.: Питер, 2000.

4.  Иващенко, Ф. И. Практикум по методологии психологического исследования: пособие / Ф. И. Иващенко. – Минск: ФУАинформ, 2003. – 138 с.

5.. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов / Т.В. Корнилова. М.: Аспект-Пресс, 2005. - 381 с.

6. Литвинова, Н. А. Основы математической статистики в психологии (часть 1,2). Учебно-методическое пособие / Н. А. Литвинова, Н. П. Радчикова. — Минск: БГПУ, 2006, 2007.

7. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. — СПб.: Речь, 2004. — 392 с.

8. Никандров, В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие /. В. В. Никандров — СПб.: Речь, 2008. — 235 с.

9. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2004.

  1. Солсо, Р. Экспериментальная психология. Практический курс / Р. Солсо, X. Джонсон, К. Бин. — СПб.: 2002.
  2. Янчук, В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интрегративно-эклектический подход./ В.А. Янчук – Мн.: БЕСТПРИНТ, 2000. – 410с.

Дополнительная:

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. -2-е изд. СПб.: Питер, 2001. - 272 с.

2. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии / А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2002. - 480 с.

3. Константинов, В.А. Методология психологического исследования/ В.А. Константинов. – М.: МГУ, 2009. – 258 с.

4. Ю.Братусь, Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. 1990. - №6. - С. 9-17

5. Войскунский, А. Е. Качественный анализ данных как инструмент научного исследования / А. Е. Войскунский, С. В. Скрипкин // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. - № 2. - С. 93-109

6. Воробьева, Л.И. Субъект и/или автор (о категориях гуманитарной психологии) / Л.И. Воробьева // Вопросы психологии. 2004. - №2. - С. 149-158

7. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие для студентов вузов / Р. Готтсданкер; Пер. с англ. Ч.А. Измайлова Ч.А., В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 464 с.

8. Гуссерль, Э. Феноменологическая психология / Э. Гуссерль; Пер. с нем. А.В. Денежкина // Гуссерль, Э. Избранные работы; Сост. В.А. Куренной. -М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. С. 297-340

9. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. — М.: Московский психолого—социальный институт: Флинта, 2003. — 336 с.

10. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл; Пер. с англ. — СПб: Социально-Психологический Центр, 1996. — 391 с.

11. Лубовский, Д. В. Введение в методологические основы психологии: учеб. пособие / Д.В. Лубовский. – М.: Изд-во Московского психолго-социологического института: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕКС», 2005. – 224 с.

12. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2007. - 528 с.

13. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, E.JI. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. М.: Аспект Пресс, 2002. - 383 с.

14. Юревич, А.В. Психология и методология / А.В. Юревич. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2005. - 312 с.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: