Семинар 1. Теория и методология исторической науки

План семинарского занятия:

1. Функции исторического знания.

1.1. Функции исторического знания: познавательная (гносеологическая); идентификации и ориентации общества и личности; прогностическая, воспитательная, социальной памяти; выработки научно-обоснованного политического курса; практически-рекомендательная.

1.2. Уровни исторического познания: научно-теоретический; конкретно-исторический; обыденный; мифологический.

2. Источники и методы исторического исследования.

2.1. Понятие исторического факта. Понятие об исторических источниках, их виды и содержание; основные приемы работы с историческими источниками.

2.2. Основные принципы исторического познания.

2.3. Методы исторического исследования: идеографический; системный; проблемно-хронологический; типологический; ретроспективный; синхронный; сравнительный; историко-генетический; количественный.

2.4. Структура исторического знания.

3. Методология исторической науки.

3.1. Сущность основных методологических подходов в исторической науке: теологический подход; субъективизм; рационализм; географический детерминизм; эволюционизм и др.

3.2. Формационная методология истории (К. Маркс).

3.3. Цивилизационная методология истории: принципы и основоположники (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский).

4. Отечественная историография.

4.1. Этапы развития российской историографии; её особенности на разных этапах.

4.2. Норманисты и антинорманисты о происхождении Древнерусского государства.

4.3. Западники и славянофилы о русской истории.

4.4. Выдающиеся представители и их вклад в отечественную историческую науку: В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов; Н.М. Карамзин; Соловьёв; В.О. Ключевский; М.Н. Покровский.

 

 

Вопросы для самоконтроля и задания:

1. Определяется ли ход истории действием объективных законов? 

2. Возможно ли создание единой мировой цивилизации?

3. В чём на ваш взгляд преимущества и недостатки формационного и цивилизационного подхода к изучению истории?

4. Какие черты сближают российское общество с Западом, а какие с Востоком? В какой период истории России это произошло?

5. Возможно ли, чтобы Россия стала мостом для сближения Востока и Запада?

6. Евразийская концепция России отражает особое место России в сообществе цивилизаций или национальные и политические интересы?


Семинар 2. Древняя Русь (IX – начало XII в.). Русские земли в период политической раздробленности (XII – первая половина XV в.)

План семинарского занятия:

1. Древнерусское государство в IX – начале XII в.

1.1. Проблема этногенеза восточных славян; их расселение, хозяйство, общественный строй; язычество.

1.2. Основные этапы становления Древнерусского государства.

1.3. Периодизация истории Киевской Руси: важнейшие события внутренней и внешней политики, их причины, сущность и последствия.

1.4. Социально-политический строй и особенности культурного развития Киевской Руси. Основные памятники древнерусской культуры IX – начала XII вв.

1.5. Принятие христианства на Руси: причины, периодизация, влияние на историческую судьбу России.

2. Русские земли и княжества в начале ХII – первой половине ХIII в. Политическая раздробленность.

2.1. Политическая раздробленность: предпосылки, сущность и последствия.

2.2. Эволюция восточнославянской государственности к началу ХII в.

2.3. Особенности развития наиболее крупных центров удельной Руси: Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской республики.

3. Борьба русских земель и княжеств с иноземными захватчиками в XIII в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

3.1. Татаро-монгольское нашествие на Русь.

3.2. Борьба северо-западных русских земель с агрессией крестоносцев. А. Невский.

3.3. Русские земли под властью Золотой Орды.

3.4. Последствия монгольского нашествия и влияние монгольского ига (владычества) на развитие русских земель.

4. Объединительные процессы в русских землях (XIV – середина XV в.). Возвышение Москвы.

4.1. Предпосылки и особенности, этапы образования единого Российского государства.

4.2. Геополитическое положение Москвы и причины её возвышения.

4.3. Периодизация объединительного процесса и важнейшие события, связанные с возвышением Московского княжества в Северо-Восточной Руси (XIV – середина XV в.).

 

 

Вопросы для самоконтроля и задания:

1. Почему в качестве государственной религии была принято именно православие византийского образца?

2. В чём на ваш взгляд основное отличие православия от язычества?

3. Была ли Русь частью европейского мира, или она развивалась обособленно?

4. Борьба русских земель и княжеств с иноземными захватчиками в XIII в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния

5. Что позволило Александру Невскому стать „любимцем русских и татар“?

6. В период зависимости Руси от Золотой Орды была ли страна изолирована от западного мира?

7. Какие черты восточной деспотии были переняты Русью. В чём это проявлялось?

8. Согласны ли вы с точкой зрения, что татаро-монголы много сделали для укрепления русской государственности?

9. Как геополитическое положение Москвы повлияло на объединение русских земель?

10. Можно ли назвать Московское княжество государством с деспотичными чертами?

11. Почему Новгород, как феодальная республика и город, теснее всего связанный с Европой, потерял своё значение и не стал центром объединения русских земель?


Семинар 3. Образование и развитие Российского государства (вторая половина XV – XVII вв.)

План семинарского занятия:

1. Образование единого Российского государства. Иван III (вторая половина XV – начало XVI в.).

1.1. Причины образования централизованных государств. Особенности социально-политического, экономического и духовного развития Российского централизованного государства.

1.2. Основные события завершающего этапа образования единого Российского государства. Особенности внешней политики Ивана III и Василия III.

1.3. Особенности внутренней политики Ивана III и Василия III. Судебник 1497 г.

2. Московское государство в XVI веке. Иван IV.

2.1. Особенности и этапы правления Ивана IV; реформы Избранной Рады.

2.2. Причины и последствия опричнины.

2.3. Основные направления внешней политики Московского государства в XVI в.

2.4. Характерные черты русской традиционной культуры и ее достижения в этот период.

3. Россия в конце XVI – начале XVII в. Смутное время. Политическое развитие страны при первых Романовых.

3.1. Причины, хронология и основные события Смутного времени, их последствия.

3.2. Политическое развитие страны при первых Романовых, начало оформления абсолютной монархии. Соборное Уложение 1649 г.

3.3. Задачи и итоги внешней политики России в XVII в.

4. Социально-экономическое и духовное развитие России в XVII веке.

4.1. Особенности социально-экономического и духовного развития России в XVII в.; новые черты в экономике страны; социальная структуру русского общества.

4.2. Этапы оформления крепостного права.

4.3. «Бунташный век»: проявления социального протеста в этот период, их причины и последствия.

4.4. Раскол Русской православной церкви.

 

Вопросы для самоконтроля и задания:

1. Оправдана ли жестокость Ивана Грозного?

2. Могла ли Россия при Иване Грозном развиваться в русле демократии?

3. В чём суть выражения: «Москва - третий Рим»? Являлось ли это проявлением русского национализма, или внешнеполитическими амбициями?

4. Личность Бориса Годунова сравнивают с реформаторской деятельностью Петра Первого. Что помешало ему стать первым реформатором в России?

5. Возможно ли было мирное решение церковного раскола?

6. Можно ли утверждать, что церковный раскол был идентичен процессу Реформации в Европе?


Семинар 4. Российская империя в XVIII – первой половине XIX в.

План семинарского занятия:

1. Петр I и начало модернизации страны. Эпоха дворцовых переворотов.

1.1. Необходимость петровских преобразований и начало модернизации страны.

1.2. Основные направления внутренней политики Петра I и ее последствия.

1.3. Особенности эпохи дворцовых переворотов, её причины, сущность и последствия.

1.4. Цели и итоги внешней политики России первой половины XVIII в.

1.5. Характерные черты русской культуры в периодпетровских преобразований.

2. Россия во второй половине XVIII в. Екатерина II.

2.1. Сущность и важнейшие черты политики «просвещенного абсолютизма».

2.2. Основные реформы Екатерины II. Главные тенденции социально-экономического развития страны, противоречия сословной политики.

2.3. Царствование Павла I.

2.4. Задачи и итоги внешней политики России второй половины XVIII в.

2.5. Достижения русской культуры этого периода.

3. Россия в первой четверти XIX в. Александр I.

3.1. Социально-экономическое развитие России к началу XIX в.

3.2. Особенности внутренней политики Александра I и основные итоги царствования.

3.3. Внешняя политика Александра I. Отечественная война 1812 г.

3.4. Предпосылки, цели, организации, программные документы и участники движения декабристов.

4. Россия во второй четверти XIX в. Николай I.

4.1. Режим Николая I: политическая реакция и реформы. Особенности и важнейшие события внутренней политики Николая I.

4.2. Внешняя политика Николая I. Крымская война.

4.3. Охранительное, либеральное и радикальное направления общественного движения во второй четверти XIX в.

4.4. Основные достижения российской культуры первой половины XIX в.

 

 

Вопросы для самоконтроля и задания:

1. Реформы Петра Великого – копирование западного опыта или модернизация с учётом самобытности России?

2. Оправдана ли была высокая человеческая цена, заплаченная за петровские преобразования?

3. Пётр I – революционер или реформатор?

4. Возможен ли был другой путь реформирования России в петровскую эпоху?

5. Благодаря чему за Екатериной Второй закрепился титул Великой императрицы?

6. Почему Екатерина II свои прогрессивные идеи не осуществляла в России?

7. Какие прогрессивные изменения произошли в российском обществе в царствование Екатерины II?

8. Можно ли считать царствование Павла I «чёрным периодом» в истории России?

9. Чем вызвана смена политического курса Александра I от государственного либерализма к абсолютизму?

10. Какие либеральные идеи пытался внести в государственное управление М.М. Сперанский?

11. Могла ли Россия избежать войны 1812 г?

12. Какую роль оказала Отечественная война 1812 г. на взгляды декабристов?

13. Могли ли быть осуществлены планы государственного переустройства, предложенные декабристами в своих программах?

14. Чем была обусловлена политическая реакция Николая I?

15. В чем причина неудач Николая I во внешней политике?

16. Кто – славянофилы или западники – имели б о льшее влияние во внутренней жизни страны и почему?


Семинар 5. Российская империя во второй половине XIX – начале XX в.

План семинарского занятия:

1. Россия в 1856–1881 гг. Александр II.

1.1. Предпосылки, суть и значение Великих реформ Александра II. Отмена крепостного права.

1.2. Преобразования в местном управлении, судебная, военная, культурно-образовательная реформы.

1.3. Общественное движение 1850-х – начала 1880-х гг.: идеология, организации, участники.

1.4. Основные направления, цели и результаты внешней политики Александра II.

2. Россия в 1881–1894 гг. Александр III.

2.1. Особенности социально-экономического развития пореформенной России.

2.2. Особенности внутренней политики Александра III: усиление полицейского режима и контрреформы.

2.3. Особенности внешней политики Александра III.

2.4. Мировое значение русской культуры второй половины XIX в.

3. Россия на рубеже XIX–XX вв. Николай II.

3.1. Россия – узел социально-экономических противоречий. Задачи и особенности модернизации России.

3.2. Особенности внутренней и внешней политики Николая II.

3.3. Реформаторские проекты начала XX в. и опыт их реализации. Индустриальный курс С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

3.4. Особенности общественного движения на рубеже XIX–XX вв.

4. Первая российская революция (1905–1907 гг.).

4.1. Причины, характер, основные события и участники первой российской революции (1905–1907 гг.).

4.2. Основные политические партии, их классификация, лидеры и программные установки.

4.3. Особенности становления российского парламентаризма.

4.4. Итоги и значение революции. «Третьеиюньская монархия».

 

 

Вопросы для самоконтроля и задания:

1. Какие черты общественной организации России второй половины XIX в. сближают её с западной цивилизацией, а какие - с Востоком?

2. Превратилась ли Россия в результате реформы 60-70 гг. XIX в. в европейскую державу?

3. Нужно ли было сохранение крестьянской общины для России или в дальнейшем она исчезла бы сама?

4. Реформы 60-70 гг. были доведены до конца, либо следовало изменить что-то ещё в устройстве России?

5. Террор в революции – путь вперёд или назад?

6. В чём причина неудач первой и второй Государственных дум?

7. По какому пути началось бы развитие России без роспуска I и II Государственных дум?

8. Согласны ли вы с утверждением, что февральская революция показала, что монархия как форма правления изжила себя?


Семинар 6. Россия в условиях войн и революций (1914–1922 гг.)

План семинарского занятия:

1. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса.

1.1. Международные противоречия на рубеже XIX–XX вв. Формирование военно-политических блоков в Европе. Причины Первой мировой войны и цели сторон.

1.2. Ход военных действий. Общенациональный кризис в России в период Первой мировой войны. Отношение к войне в российском обществе.

1.3. Итоги и последствия Первой мировой войны.

2. Революция 1917 г. в России.

2.1. Причины Февральской революции. Свержение самодержавия в России.

2.2. Деятельность Временного правительства и Петроградского совета в период двоевластия. Кризисы Временного правительства.

2.3. Программные установки и деятельность основных политических партий в 1917 г.

2.4. Приход к власти большевиков: причины и хронология событий.

3. Становление советской государственности. Первые мероприятия советской власти.

3.1. II Всероссийский съезд Советов и первые декреты советской власти. Утверждение Советской власти.

3.2. Созыв и разгон Учредительного собрания и преобразования большевиков в сфере государственного управления в 1917-18 гг. Решение национального вопроса.

3.3. Преобразования большевиков в экономической и социальной сферах в 1917-18 гг.

3.4. Внешняя политика Советской России. Брестский мир.

4. Гражданская война и иностранная интервенция (1918–1920 гг.).

4.1. Предпосылки, основные события, результаты и последствия Гражданской войны и интервенции (1918–1920 гг.).

4.2. Красные и белые: состав, программы, лидеры.

4.3. Основные мероприятия политики «военного коммунизма».

4.4. Причины победы большевиков в Гражданской войне и интервенции (1918–1920 гг.).

 

 

Вопросы для самоконтроля и задания:

1. Почему все попытки Временного правительства по установлению порядка в стране не дали результатов?

2. Возможно ли было избежать Октябрьского переворота в стране?

3. Чем можно объяснить расстрел семьи Романовых. Были ли на это какие-либо веские причины?

4. Почему руководителям белого движения не удалось создать единого, организованного фронта большевикам?

5. Как большевикам удалось создать в короткие сроки боеспособную армию? Какие средства были применены ими при этом?

6. Оправдан ли был красный и белый террор в годы гражданской войны?

7. Какое можно дать определение понятию «военный коммунизм»?


Семинар 7. СССР в 1922–1953 гг.

План семинарского занятия:

1. Внутренняя политика СССР в 1920–1930-е гг. Социально-экономические преобразования.

1.1. Особенности национальной политики советской власти, образование СССР.

1.2. Причины, сущность и итоги НЭПа.

1.3. Сталинская «социалистическая» модернизация. Политика индустриализации, коллективизации и культурной революции.

1.4. Упрочение тоталитаризма. Складывание однопартийной политической системы. Массовые репрессии. Основные черты и последствия режима личной власти И.В. Сталина.

2. Советская внешняя политика в 1920–1930-е гг.

2.1. Изменения в международной обстановке, основные направления и события внешней политики СССР в 1920–1930-е гг., их итоги и последствия.

2.2. Важнейшие международные договоры, заключенные накануне и в начальный период Второй мировой войны.

2.3. Расширение территории СССР в предвоенный период (1939-1941 гг.).

3. СССР в годы Второй мировой войны (1939-1945) и Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).

3.1. Периодизация и важнейшие события Великой Отечественной войны.

3.2. Перестройка советского тыла на военный лад.

3.3. Создание антигитлеровской коалиции и международные конференции союзных держав в годы войны. Ленд-лиз.

3.4. Итоги и значение победы СССР.

4. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1945–1953 гг.

4.1. Особенности и итоги социально-экономической политики СССР в 1945–1953 гг.

4.2. Основные тенденции общественно-политической жизни СССР, ужесточение политического режима и идеологического контроля в послевоенный период.

4.3. Изменения на международной арене, начало «холодной войны», важные события внешней политики СССР в послевоенный период.

 

 

Вопросы для самоконтроля и задания:

1. Чем можно объяснить энтузиазм советских людей в годы первых пятилеток?

2. Крестьянская община и советские колхозы: общее и особенное?

3. Была ли оппозиция сталинскому режиму в советском обществе?

4. Чем можно объяснить возникновение тоталитарного режима в СССР? Были ли для этого реальные предпосылки?

5. Почему не удалось предотвратить мировую войну и создать антифашистскую коалицию в Европе?

6. Почему все попытки нацистов поднять советский народ на освободительную борьбу в Советском Союзе не увенчались успехом?

7. Чем можно объяснить огромные потери Советского Союза в первые дни войны?

8. Можно ли рассматривать Власова, как освободителя России от диктатуры Сталина?

9. Почему после победы под Москвой последовал ряд неудач Красной армии?

10. Мог ли Советский Союз в одиночку одолеть фашистскую Германию? Необходима ли была помощь союзников по ленд-лизу?


Семинар 8. СССР в 1953–1991 гг. Россия в конце XX – начале XXI в.        

План семинарского занятия:

1. Внутренняя политика СССР в 1953–1964 гг.

1.1. Изменения в высшем партийном руководстве после смерти И.В. Сталина.

1.2. Общественно-политическое развитие СССР в 1953–1964 гг.: меры по десталинизации, демократизации политической системы. XX съезд КПСС. Противоречия внутриполитического курса.

1.3. Социально-экономическое развитие СССР в 1953–1964 гг.: важнейшие мероприятия социально-экономической политики Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева, их непоследовательность.

1.4. «Оттепель» в духовной сфере.

2. Внутренняя политика СССР в 1964–1985 гг.

2.1. Экономические реформы середины 1960-х гг., их роль и значение. А. Косыгин. Нарастание противоречий и диспропорций в экономике. «Застой».

2.2. Особенности внутриполитического курса страны в 1964–1985 гг., усиление консервативных тенденций, изменения в политической системе. Теория «развитого социализма». Конституция 1977 г. Возникновение диссидентского движения.

2.3. Достижения и проблемы в развитии культуры.

3. Внешняя политика СССР в 1953–1985 гг.

3.1. Либерализация внешнеполитического курса СССР в 1953–1964 гг. Смягчение международной напряжённости.

3.2. Продолжение «холодной войны» и возникновение конфликтных ситуаций в международных отношениях в 1953–1964 гг.

3.3. Внешняя политика СССР в 1970-е гг.: переход от конфронтации к разрядке, мирные инициативы СССР.

3.4. Обострение международной напряженности на рубеже 1970–80-х гг. «Доктрина Брежнева».

4. СССР в 1985–1991 гг. Перестройка. Распад СССР. Внутренняя и внешняя политика современной России.

4.1. Перестройка и гласность: предпосылки и цели, сущность и последствия экономических и политических реформ. Концепция «нового политического мышления» во внешней политике СССР.

4.2. Распад СССР и образование СНГ.

4.3. Становление новой российской государственности. Конституция РФ 1993 г. «Шоковая терапия» и её последствия.

4.4. Пути социально-экономической и политической модернизации России в 2000-е гг. Новая Россия в системе международных связей на рубеже веков.

 

 

Вопросы для самоконтроля и задания:

1. Какие силы были заинтересованы в отказе от массовых репрессий после смерти Сталина?

2. Почему, несмотря на революционные преобразования Хрущёва, большинство советских людей относились к нему пренебрежительно?

3. Можно ли сказать, что Хрущёв стремился к созданию демократического общества в стране?

4. В чём причина непоследовательности хрущёвской политики?

5. На чём основывалась политическая стабильность в 1970-80-е гг.?

6. Почему брежневский период правления называют застоем?

7. Какое значение для нашей страны имело движение «диссидентов»?

8. В чём основная причина неудач политики М.С. Горбачёва?

9. Возможно ли было возвращение Горбачёва на политическую арену?

10. Можно ли было избежать распада Советского Союза?

11. Почему большинство граждан Советского Союза Беловежские и Алма-Атинские решения приняли спокойно, хотя были против распада СССР?

12. Какие причины способствовали тому, что Б.Н. Ельцин избранный народом, во время своего второго президентского срока, потерял его доверие?

13. Каковы современные перспективы развития России?

 

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: