Традиции и обычаи казахов

Нация казахи.

Казахи — народ тюркского происхождения, имеющий сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов археологически прослеживаются у племён эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана. Древними предками казахов являлись саки, массагеты, гунны, обитавшие на территории современного Казахстана и Средней Азии. В начале XII века территория Казахстана подверглась вторжению киданей. Они смешались впоследствии с местным тюркоязычным населением. В XIII веке была образована Золотая Орда: территория от Чёрного моря до Азовского моря, территории Каспийского и Аральского бассейнов. После распада Золотой Орды в её восточной части около середины XV веке возникло Казахское ханство. Но междуусобные войны, сепаратизм, интриги внешних и внутренних врагов привели к дроблению и ослаблению Казахского ханства. К XV веку окончательно формируется централизованное казахское государство, в которое влились почти все казахские рода, объединенные одним языком и культурой. Во времена Есим-Хана в 1625 году присоединились некоторые найманы, кочевавшие во владениях Хивинского ханства, а в 18 веке присоединились коныраты с кочевьев Бухары.

 

Казахский народ исторически сложился из трёх групп жузов:
Старший жуз (Семиречье) — включал племена дулат, албан, суан, канглы, жалайыр, сиргели, шаншыкылы, шапрашты, уйсын, ошакты, ысты;
Средний жуз — в основном племена аргын, найман, кыпчак, керей, конырат, уак, таракты;
Младший жуз — состоял из племенных объединений алимулы (роды шомекей, карасакал, каракесек, торткара, шекты, кете), Байулы (роды адай, алаша, жаппас, алтын, берш, шеркеш, маскар, тана, байбакты, кзылкурт, есентемир, ысык и таз) и жетиру (роды жагалбайлы, кердери, тама, табын, телеу, рамадан, керейт).

Казахи унаследовали от своих предков — древних тюрков и кыпчаков производство войлока, тип юрты, ковроткачество, особенно безворсовое, плетение циновок, умение инкрустировать костью, серебром домашнюю утварь, оружие, конскую сбрую, народные музыкальные инструменты. Отдельные элементы покроя и убранства тюркско-кыпчакской одежды выявлены в казахском народном костюме.




Национальные инструменты

Домбра (каз. домбыра) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанскаядомбыра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбыра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры

Адырна – древнейший многострунный щипковый музыкальный инструмент. Своим видом напоминает боевой лук. Адырна - так называется полоска упругой сыромятной кожи из спинной части туши быка, предназначена она для натяжения двух концов лука. У тюркских народов адырнаизвестна очень давно. На территории Казахстана, во время археологических раскопок были найдены некоторые виды этого инструмента. Способ игры на инструменте напоминает игру на арфе.

Асатаяк — древнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. По форме напоминает жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками. Асатаяк имел открытый и резкий звук. Для усиления звучания инструмента, баксы использовали конырау — колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном

Сакпан - народный музыкальный инструмент, имеющий своеобразное звучание. Его широко использовали в быту, особенно в сельском хозяйстве и животноводстве. Пастухи во время весеннего приплода при помощи сакпан сгоняли ягнят в отары, а сельчане отпугивали птиц от посевов. Некоторые использовали его в качестве аккомпанемента, таким образом, он поднялся до уровня музыкального инструмента. Сакпан имеет вид трещотки. Делают его из нескольких деревянных дощечек. Наружную часть украшают орнаментом.

Жетыген — казахский и тюркский древний семиструнный щипковый инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было ни верхней деки, ни колков. Струны натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки, выполнявшие роль колков. Передвигая их, можно было подстраивать струну. Если асыки сближали, строй повышался, раздвигали — понижался.

Казахские деньги

 

Казахста́нский тенге́ (каз. Қазақстантеңгесі; м. р. нескл., произносится [teɲgˈe][1]) — национальная валюта Казахстана. На купюрах и монетах принято обозначение просто тенге (каз. теңге). В ноябре 2006 Национальный банк Республики Казахстан провёл конкурс на рисунок символа тенге. Из 30 тысяч представленных на конкурс рисунков 29 марта 2007 года был утверждён новый символ тенге, авторы которого, Вадим Давиденко и Санжар Амерханов, получили премию в один миллион тенге (около восьми тысяч долларов) от Национального банка Казахстана и ещё пять тысяч долларов от казахстанского банка «Альянс». После публикации результатов конкурса разразился скандал, так как выяснилось, что новый символ тенге ничем не отличается от символа японской почтовой службы, использующегося уже более 120 лет.

Казахское блюдо

 

Бешбарма́к или бишбарма́к, бесбарма́к из тюркского; ср. башк. бишбармаҡ, bişbarmag, каз. беcбармақ, besbarmaq, кирг. бешбармак, beşbarmaq, тур. beşbarmak) — распространённое, в том числе в современном русском языке, название мясного горячего блюда некоторых тюркоязычных народов. В переводе с тюркских языков означает «пять пальцев». В целом, блюдо представляет собой отварное мясо с лапшой с некоторыми особенностями в технологии приготовления и подачи, что позволяет достичь вкуса, присущего именно этому блюду

Лепёшка — печёное изделие из теста, преимущественно круглое и плоское. Традиционный хлеб среднеазиатских народов. Также другие виды лепёшек встречаются во многих кухнях мира — от средиземноморской до латиноамериканской.

В тесто можно добавлять разнообразные компоненты: специи, приправы, шкварки, сыр, ягоды и фрукты.

Лепешки классифицируются

По типу теста которое в них используется:

· ржаная лепешка;

· сдобная лепешка;

· пресная лепёшка.

По способу приготовления:

v тандырная лепёшка (тандыр-нан) — лепёшка, выпеченая в тандыре.

 

Баурса́к (башк. бауырһаҡ, каз. бауырсақ, кирг. боорсок, монг. боорцог, тат. бавырсак, узб. bo'girsoq, бўғирсоқ), уйг. боғу(р)сак) — традиционное блюдо кочевников-скотоводов Средней Азии, а также башкир, татар, узбеков и уйгуров в виде небольших пончиков (круглых или квадратных), изготовляемых путём жарки во фритюре в казане. Как правило, готовится из пресного или дрожжевого теста, но существуют также рецепты творожного баурсака. Если подается к чаю, то поливается раствором на основе меда. Подается как самостоятельное блюдо, либо в качестве дополнения, например к шурпе (сорпе), либо к чаю (у татар только к чаю, у уйгур к чайному напитку эткенчай).
Баурсак является непременным атрибутом праздничного стола, в виде горки в отдельном блюде. В татарской свадебной традиции родители жениха (у сибирских татар — невесты) приносили в подарок на свадьбу блюдо с баурсаками или чак-чаком, в казахской — баурсаки или курт вместе с монетами и сладостями разбрасывались над головой молодоженов[1]. В узбекской кухне баурсаки считаются ритуальным блюдом.

Самый большой по весу (63,2 кг) баурсак в России был приготовлен учащимися уфимского профессионального училища № 63 на Конкурсе баурсаков в Уфе, который прошел в начале октября 2011 года


Казахский напиток

 

Кумы́с (от тюркского, башк. ҡымыҙ, каз. қымыз, кирг. кымыз, монг. айраг, тат.кымыз, тур. kımız, узб. qimiz, якут. кымыс) — кисломолочный напиток из кобыльего молока, полученный в результате молочнокислого и спиртового брожения при помощи болгарской и ацидофильной молочнокислых палочек и дрожжей. Напиток пенистый, беловатого цвета, вкус — приятный, освежающий, кисловато-сладкий. Кумыс признан полезным общеукрепляющим средством

Традиции и обычаи казахов

Шилдехана

Той, устраиваемый при появлении на свет младенца. Днем знакомые и близкие приходят с пожеланиями, говорят "куттыболсын". Вечером собравшиеся веселятся, поют песни, играют на домбре, угощаются. "Шилдехана" - праздник в честь новорожденного.

Через несколько дней после рождения ребенка родители устраивают праздник укладывания новорожденного в колыбель. Родственники со стороны матери ребенка или многодетная мать дарят родителям деревянную колыбель. Это символизирует желание видеть многодетной семью сегодняшнего малыша. Ритуал укладывания ребенка в колыбель поручается женщине, подарившей колыбель. Помахивая зажженной веточкой, женщина изгоняет злых духов и очищает от запахов колыбель. После этого она стелит маленькие подушки и одеяла. Укладывает ребенка в колыбель и пеленает его. Специально сшитыми лентами крепко прикрепляет ребенка в трех местах. Приговаривая свои пожелания, женщина накрывает колыбель одеялом. Затем накрывает шапаном, шубкой, чтобы ребенок стал сыном народа, вешает уздечку и плетку, чтобы стал хорошим наездником, прикрепляет тумар, чтобы не сглазили, привязывает когти беркута, чтобы имел зоркий глаз. В последующие дни ребенка укрывают только одеялом. Гости, пришедшие на праздник, бросают шашу: сладости, деньги, кольца и при этом произносят добрые пожелания.

Когда ребенку исполняется 40 дней, то проводится своеобразный ритуал. Считается, что через 40 дней начинается новый период в жизни ребенка. В понятии казахского народа число сорок является одним из священных. Женщины, собравшиеся на этот ритуал, купают ребенка в тазике, на дно которого бросают монеты, кольца. Старшая из женщин поливает на ребенка 40 ложек воды, приговаривая при этом: «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее окрепнут твои ребра». Кольца и монеты берут себе в подарок женщины, принимавшие участие в этом ритуале. После купания стригут волосы и ногти ребенка. Волосы кладут в тряпочку и пришивают к плечу одежды малыша. Ногти ребенка принято заворачивать и закапывать в укромное место, где не ступает нога человека. В первую рубашку, которую малыш носил до сорока дней, заворачивают сладости, привязывают на шею собаки и пускают прочь. Дети, догнав собаку, отвязывают рубашку и делят между собой сладости. Ритуал празднования сорока дней со дня рождения малыша чаще всего отмечают вместе с праздником укладывания в колыбель.

Обряд резания пут

Резание пут - обряд, связанный с первыми шагами ребенка. Ножки малыша перевязывались полосатой веревкой. Обряд резания пут поручали человеку с красивой, твердой походкой, а также обладающему лучшими духовными качествами. Такой выбор делался с той целью, чтобы и ребенок имел такие же качества. В торжествнной обстановке выбранная женщина режит путы, приговаривая при этом:

- Разрежу путы, сковывающие твое движение, и побежишь вперед своими ножками.

После этого две женщины ведут ребенка вперед. Женщина, исполнившая обряд резания пут, получает достойный подарок. Радостный праздник топанья малыша продолжается веселым разговором, песней и пляской.

Ат кою

Наречение. Казахи придают особое значение этой торжественной церемонии. Стараются давать красивые имена, имена знаменитых людей, чтобы ребенок хотя бы немного стал похож на того человека, чьим именем его нарекают. При этом обряд поручается выполнить уважаемым людям, которые тут же и благословляют новорож денного (бата). Вместе с тем родители избегают называть детей именами великих и святых. Имена в прежние времена давались часто в зависимости от ситуации при рождении ребенка. Например, если он появился в месяце Наурыз, то называли сына Наурызбаем. во время айта - Айтбаем, во время сенокоса - Шоптибаем. Если рождались одни девочки, то им давали имена Улбосын, Ултуган, Улмекен (ул - мальчик) в надежде, что следующим родится обязательно наследник. Чтобы не сглазить, давали и такие смешные имена, как Башай, Коскулан, Кетер?п, Кушик и т.д. В наше время очень часто встречаются имена многоуважаемых людей: Бауыржан, Абай, Олжас, Сакен, Абылай, Фариза. В казахском обычае "ат кою" есть разновидность - "аттергеу". Сноха не называет имен свекра (ата), деверя (каины), золовок (кайынсинили), а подбирает подходящие уважительные определения "мырзакайнага", "биатам", "бай атам", "еркем" и так далее. "Аттергеу" - показатель уважения к старшим, учтивости, обходительности. Называть по имени старшего по возрасту всегда считалось и считается нерадивостью и грубостью.

Курбан айт
 Через 70 дней после завершения Оразаайта начинается Курбан айт. Во время Курбан айта верующие делают жертвоприношение. Так же, как и в Оразаайт, в первый день праздника мусульмане собираются в мечети или у одного из почитаемых аксакалов и читают айт намаз. Основной целью Курбан айта является чтение Корана и жертвоприношение в память о тех, кто покинул этот мир. В течение трех дней айта в мечети, в домах верующих читаются суры из Корана и молитвы, посвященные в первую очередь всем пророкам, а также в память родных и близких.
 В первый же день праздника, после чтения праздничного намаза, приносят жертву. Традиция жертвоприношения сохранилась до сих пор. Обычно в жертву приносят овец, коз, верблюдов или коров. Другие виды животных или звери не могут быть принесены в жертву. Животные, которых приносят в жертву, должны быть здоровыми и упитанными. Существует определенный порядок проведения жертвоприношения: жертвенное животное переворачивают на левый бок, направляя его голову в сторону Мекки, прежде чем забить животное, мулла читает молитву, закалывает животное мусульманин. Мясо принесенного в жертву животного раздается неимущим, из оставшейся части мяса готовят блюдо, которое должны отведать все домочадцы, близкие и соседи.
 В древности у многих народов мира были случаи, когда в жертву приносили детей. Соблюдая данную традицию, пророку Ибрагиму было велено принести в жертву единственного сына - Исмаила. Как бы не было тяжело Ибрагиму, но он согласился, однако Всевышний в последний момент спустил с небес огромного барана. С тех пор в жертву стали приносить животных. Праздник Курбан айт проходит в день завершения хаджа в Мекку, в течение которого совершается ритуал жертвоприношения. Хадж в Мекку является одной из обязанностей для мусульманина. Совершающие хадж мусульмане в честь успешного завершения паломничества также совершают обряд жертвоприношения.
 В дни празднования Курбан айта в течение трех дней во всех домах накрывается стол. Дастархан обычно бывает по-настоящему праздничным и обильным, а хозяева - хлебосольными. Любой человек, пришедший поздравить с праздником, радушно встречается хозяевами. Каждый, пришедший поздравить с праздником, произносит слова: «С праздником Курбан айт!» и должен отведать мясо животного, принесенного в жертву. Дети, пришедшие на праздник, получают небольшие подарки. Ребенка, появившегося на свет в праздничные дни, называют звучными именами: Айткали, Курбангали, Айтбай и т.д

Кызайттыру
Женитьба сына всегда волновала родителей. Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершеннолетия. Искали равную семью, семью хороших, знатных, уважаемых людей. Если в роду были больные (генетическая наследственность), то таких девушек не сватали. К людям достойным, на их взгляд, специально ездили поговорить о будущем своих детей, выражали желание стать сватами.
 Существуют различные виды "кызайттыру". Если дети (мальчик, девочка) маленькие, или даже еще не родились, обе стороны договариваются в будущем стать сватами. Такие люди обычно очень хорошо знают друг друга, давно дружат семьями. До рождения малышей, если, конечно, позже один из них будет мальчиком, а другая - девочкой - договариваются стать сватами ("атастыру"). Вышеназванное сватанье называется "бел куда" (до рождения детей). Ну, а если сватают детей с колыбели - "бесик куда" (бесик - колыбель). Иногда женивший сына на дочери свата, сам выдает свою дочь за сына своего свата, и их так и называют "карсы куда" - "взаимный сват". Люди, продолжившие свое сватовство, то есть ставшие дважды сватами, называются "суйекжангырту". Женитьба взрослых детей осуществляется после "куда тусу" (сватовства).
 Родственные отношения у казахов учитывались в основном до седьмого колена. Об этом свидетельствует древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода. По правилам бракосочетания, если женщина старше мужчины на 8 лет, а мужчина старше женщины на 25 лет, на такой брак разрешения не дается.
 "Кызайттыру" служит своеобразной основой новой крепкой и примерной семьи

«Беташар» в переводе с казахского языка – открытие лица. Лицо невесты, которую только привезли в дом жениха, без проведения обряда «Беташар», никому не показывали. «Беташар» - это большой праздник - той, на который приглашаются родственники жениха от мала до велика. Невеста предстает перед гостями с закрытым лицом и покрытой головой. С обеих сторон под руки, невесту поддерживают абысын - жены деверей. На обряд «Беташар» специально приглашается акын - поэт-импровизатор, который в виде песенных куплетов восхваляя, представляет невесте родителей, родственников и близких жениха, которые в свою очередь, дают вознаграждение - коримдик. Невеста каждого представленного, приветствует поклоном - «салем беру». После представления всех присутствующих, акын открывает лицо невесты. Невесту осыпают «шашу» - сладостями и монетами, которые гости стараются разобрать как можно быстрее. Накрывается щедрыйдастархан с различными угощениями и сладостями. Этот обряд символизирует вступление новобрачной в новую семью.

Праздник Наурыз - один из самых древних праздников на Земле. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими народами Передней и Средней Азии, а по некоторым данным - и у восточных славян.

По древнему летоисчислению этот день обычно совпадал с 22 марта - днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март - Наурыз. Считалось, что в этот день происходит обновление в природе, гремит первый весенний гром, происходит набухание почек на деревьях, буйно прорастает зелень. Следует отметить, что Наурызмейрамы как нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с проводами зимы и многими другими значимыми моментами в жизни всех народов Казахстана. Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной.

История праздника Наурыз имеет непростую судьбу. В эпоху сложения тоталитарной системы, когда все национальное было признано несущественным, а все упоминания о традиционном наследии причислены к анахронизмам и пережиткам древности, Наурызмейрамы был отменен (1926 г.) Впервые после долгих лет забвения в Казахстане он праздновался в 1988 году и, как ни странно, получил широкий общественный резонанс. Официальное признание Праздник Наурыз приобрел 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР "О народном празднике весны - "Наурызмейрамы". Президент страны объявил 22 марта, день весеннего равноденствия, праздничным днем - "Наурызмейрамы". С этого времени началось широкое празднование "Наурызмейрамы" по всей республике.

 Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей.

 В наши дни "Наурызмейрамы" стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь, сохранив преемственность традиций древности.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: