Статьи в научных сборниках и журналах

Заключение

 

В исследовании проведен анализ развития современной керамики мира. На примере творчества ведущих художников мира последней трети ХХ – начала XXI вв. выявлены основные тенденции развития этого древнего материала и новые технологии.

Мировая керамика здесь впервые рассматривается как единый, уникальный вид современного искусства, в котором органично соедились национальные традиции и поиск нового выразительного языка. Многообразие средств формообразования, творческих экспериментов и ярких индивидуальностей стали характерной чертой этого исторического периода.

В результате проведенного анализа определены различные направления развития керамики в государствах Западной Европы, а также в странах Восточной Европы (Венгрия, Чехословакия, Польша).

Рождение в нашей стране прибалтийской, ленинградской, московской и красноярской школ керамики стало уникальным явлением отечественного декоративного искусства последней трети ХХ века.

Огромный вклад в развитие национальной керамики этого периода внесли системы обучения в ведущих высших художественно-промышленных заведениях Москвы, Ленинграда, Риги, Вильнюса и Таллина, деятельность ее ведущих педагогов.

Успешные выступления художников страны на международных конкурсах керамики способствовали становлению высокого авторитета отечественной керамики на мировой арене.

В декоративной керамике разных континентов последней трети ХХ века органично сочетались национальные традиции и поиски новых средств художественной выразительности. Подчеркнута важная роль в становлении мировой керамики интернациональных конкурсов в Италии (Фаенца), Франции (Валлорис), на которых формировались основные направления современного искусства.

В результате проведенного анализа творчества ведущих керамистов мира выявлены общие и отличительные признаки керамики разных континентов.

Выявлено существенное влияние на развитие мировой керамики таких течений искусства, как поп-арт, гиперреализм, экспрессионизм и концептуализм.

Проведенные в исследовании всестороннее изучение и анализ конкретного материала позволили определить основные тенденции формообразования в каждом жанре керамики начала XXI века. Это – пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, анималистика, ландшафтная керамика, религиозные мотивы, инсталляции и арт-объекты.

Анализ мировой керамики начала XXI века выявил совершенно новые видео-технологии, оказывающие существенное влияние на создание арт-объектов, видео-арта и инсталляций, расширивших привычные сферы применения керамики. При этом особо подчеркнуто, что использование новых технологий неизбежно приводит к унификации языка керамики, потере художниками разных стран яркой творческой индивидуальности и национальной самобытности.

Проведенный анализ крупнейших международных выставок керамики «Искусство керамики» (Лондон, Англия) и «Talente» (Мюнхен, ФРГ), позволяет определить их как экспериментальный полигон для поиска новых форм самовыражения художников, которые способствуют выявлению нового языка керамики. Творчество ведущих керамистов начала XXI века заметно меняет художественную картину развития древнего материала. Подчеркнуто существенное влияние на керамику современного дизайна, в котором уникальные особенности глины находят самое широкое применение. Экологическая чистота, прочность, высокие технические, эстетические качества и дешевизна превращают керамику в незаменимый материал для изготовления произведений арт-дизайна.

Важнейшим фактором становления декоративной керамики России первого десятилетия XXI века являются крупные республиканские и персональные выставки, позволяющие определить основные тенденции развития и жанры современной керамики. Широкое применение российская керамика получает при возведении и реконструкции храмов, сооружении иконостасов, создании керамических икон и авторских произведений на религиозные мотивы.

Особое место в современной российской керамике приобретает ее синтез с другими материалами, а также использование новых тенденций формообразования и технологий (арт-объекты, видео-технологии, инсталляции, инвайронмент).

Важно отметить, что декоративная керамика России выделяется на мировой арене своей гуманистической направленностью, обращением к внутреннему миру человека, преобладанием образно-эмоциональной стороны над формальными компонентами ремесла.

Сложный путь, пройденный мировой керамикой – это путь эволюции от функционального сосуда до сложных философских, фигуративных, абстрактных композиций и арт-объектов, несущих в себе художественный образ, синтетическое, метафорическое и знаковое мышление.

Список опубликованных работ по теме диссертации

Книги

1. Керамика, часть 1. М., 2000. 2 п.л.

2. Керамика, часть 2. М., 2001. 2 п.л.

3. Михаил Александрович Врубель. М., 2006. 2. п.л.

4. Между Востоком и Западом. М., 2003. 14 п.л.

5. Мгновения жизни. М., 2005. 13 п.л.

6. Рисунки из дневника. М., 2005. 18 п.л.

7. Современная керамика мира (творческий опыт последней трети ХХ – начала XXI вв.). М., 2010. 15 п.л.

Статьи в научных сборниках и журналах

1. Анималистика в отечественной керамике начала XXI века.

Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М., 2/2008. Часть 1. 0,5 п.л.

2. Портрет в современной керамике России. 0,5 п.л.

Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М., 2/2008. Часть 1. 0,5 п.л.

3. Религиозные мотивы в русской декоративной керамике. 1990–2007 гг. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М., 2/2008. Часть 1. 0,5 п.л.

4. Новые тенденции в русской декоративной керамике начала XXI века. Научно-аналитический журнал «Пространство культуры». Дом Бурганова. М., № 1, 2008. 0,5 п.л.

5. Влияние дизайна на современную зарубежную керамику. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М., 2008. 0,5 п.л.

6. Декоративная керамика стран Западной Европы (70–90-х гг. ХХ века). Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М., 1/2009. 0,5 п.л.

7. Художники-керамисты стран Восточной Европы последней трети ХХ века. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М., 1/2009. 0,5 п.л.

8. Проблемы формообразования в отечественной керамике. Сборник научных трудов МГОУКИ. М., 2008. № 5. 0,5 п.л.

9. Декоративная керамика Южной Европы (70–90-е гг. ХХ века). Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М., 1/2009. 0,5 п.л.

10. Американская керамика последней трети ХХ века. Научно-аналитический журнал «Пространство культуры». Дом Бурганова. М., № 1, 2009. 0,5 п.л.

11. Керамика в архитектуре. Журнал АСD 2(60) 2007. 0,5 п.л.

12. Русская декоративная керамика. Журнал ACD 6(64). 2007. 0,5 п.л.

13. О портрете в современной декоративной керамике (из творческой практики). Журнал «Архитектура, строительство, дизайн, № 1(54), 2009.

14. Анималистика в отечественной керамике. Журнал «Юный художник», № 1, 2009. 0,5 п.л.

15. Дизайн и зарубежная керамика XXI века. Журнал «Юный художник», № 3, 2009. 0,5 п.л.

 


[1] Древняя керамическая техника, отличительной чертой которой является древесный обжиг с помещением еще горячего изделия после обжига в органику. Название техники пошло от фамилии японских керамистов, применявших эту технику с XVI века.

[2] См.: Х.Кума. «О национальных школах». Доклад на II Международном симпозиуме керамики. Вильнюс, Литва. 1975.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: