В.Классификация основных эмоций (21)

К основным, или фундаментальным, эмоциям относятся те, которые являются врожденными. Описание классификаций К.Израда.:

1.Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

2. Радость – при радости лицо расцветает улыбкой.

3. Удивление – кратковременная и очень неопределенная эмоция. «удивление выполняет функции вывода нервной системы из того состояния, в котором она а данный момент находится, и приспособления к новым условиям».

4. Дистресс (печаль, горе, страдание – это проявления дистресса, наиболее часто встречающейся отрицательной эмоции).

5. Отвращение – мучительно для человека, к которому это испытывают, ведет к дистрессу или агрессии

6. Гнев – ярость высшая степень гнева (Вагнер писал: «…гнев выражается сдвинутыми бровями, оттопыренными губами, выставленной вперед нижней губы, стиснутыми кулаками и сильной жестикуляцией. При более сильном взрыве гнева эти симптомы меняются, глаза выкатываются из орбит и блестят. Лицо краснеет.

7.Презрение – центральная эмоция во всех предрассудках, включая расовые, побуждающие человека к агрессии и ее оправданию для себя.

8. Страх – эмоция, которая может возникнуть в период новорожденности

9. Стыд – самая тягостная социальная эмоция, настроенная над врожденным страхом.

 

 Г. Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные эмоции связаны с изменением кровообращения – в состоянии гнева, страха человек бледнеет, так как кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделение, сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание. Переживая радость, человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмурятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими, дыхание становится тяжелым, голос угрожающим. И горе очень выразительно внешне – человек весь согнулся, поник, плечи опущены, у рта – горестная складка, он рыдает или, наоборот, цепенеет от горя.

Существует прямая связь между механизмами переживаний и «различными телесными изменениями», то есть все внешние раздражения так или иначе отражаются в деятельности сердца и сосудов, в кровяном давлении, дыхании и проч. В.М.Бехтерев, ссылаясь на исследования И.А.Сикорского, пишет: «При страхе сила вдоха и выдоха колеблется. Внимание сопровождается кратковременной остановкой или задержкой дыхания, в какой бы фазе оно ни оказалось. При «душевной боли выдох преобладает над вдохом и представляется активным, как при стоне, вызванном физической болью.

                                         -10-

«Тоска», по исследованиям автора, приводит к задержке, к угнетению и приостановке физиологических функций. Дыхание при этом оказывается поверхностным с малыми ординатами. «Печаль» отличается меньшим подавление функций. «Страх» по своим проявлениям на пневмограммах напоминает проявление боли, но здесь дыхание то ускоряется, то замедляется: резко колеблется также глубина и сила вдоха и выдоха. При «стыде» обнаруживается слабость дыхания: последнее поверхностно. Выдыхание и здесь преобладает над вдыханием. При «радости» дыхание становится более глубоким и ускоряется, что создает лучшие условия для обмена газов (состояние противоположное тоске). При слезах изменяется дыхательный ритм, удлиняется выдох, на высоте же вдоха имеется пауза ВЛюбан-Плоцц, В.Пельдингер и Ф.Крегер пишут: «Дыхание есть средство самовыражения. Дыхание отражает эмоциональные и аффективные процессы и раскрывает их надежнее, чем любая другая вегетативно управляемая функция: при печали глубина дыхания меньше, при радости – больше, боязнь сопровождается поверхностным и неравномерным дыханием.» Н.И.Озерский отмечает, что «любое человеческое переживание сопровождается телесной реакцией: побледнением или покраснением кожи, расширением или сужением зрачков, изменением пульса и/или слезо -, пото -, слюноотделением, мимикой и жестами. В свою очередь, физическое самочувствие оказывает влияние на аффекты и эмоции (аффект страха у сердечных больных, тоскливое, подавленное состояние» (4)

 Эмоции, как было сказано выше, есть непосредственное отношение человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным.

Эмоции делятся на две группы:

-стенические («стенос» - сила) – повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Сердце начинает усиленно работать;

-астеническое – уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность. Дыхание становится редким, сердце бьется реже и слабее.

   Д.  В зависимости от силы и длительности, устойчивости эмоций различают их отдельные виды, в частности выделяются настроения и аффекты. Настроение – это относительно слабо выраженное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающиеся на деятельности, поведении человека. Аффекты – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.(10)

 «Человек – существо разумное (прежде всего и в наибольшей степени – рациональное существо) и «эмоция» есть функция разума» (С.И.Замораев)

 Е. Система эмоционального реагирования – основа формирования отношений с внешним миром. Давно доказано, что уже на пятом месяце внутриутробного периода ребенок воспринимает изменения настроения

                                       -11-

матери, реагирует соответствующими изменениями -ритма движений, сердцебиения или выражения лица. У семимесячного плода выделяются стадии сна и бодровствования, первые координированные мимические движения губ, языка, глаз, кожи лба и даже – улыбку. С первых мгновений после рождения, в момент самой сильной «катастрофы» появления на свет и отрыва от матери, включаются функции самостоятельного дыхания, и ребенок начинает выстраивать свою иерархию ощущений, впечатлений, переживаний и значимостей.

В этой связи раннее детство, когда формируются система эмоционального реагирования, паттерны поведения, основы отношений и вторая сигнальная система, предстает как наиболее активный и конфликтный период в жизни человека.

В настоящее время доказано, что эмоции являются важнейшей формой психической деятельности. «Именно эмоции (первое звено в общей цепи приспособительных процессов) выступают как такие формы реакций, которые, сменяя друг друга, охватывают весь организм и позволяют ему «со спасительной быстротой» отвечать на любые воздействия окружающей среды еще до установления их контактных параметров. Именно эмоции (один из наиболее демонстративных примеров соматовегетативных интеграций – скрупулезного согласованного течения централизованных и периферических процессов) детерминируют жизнедеятельность организма… Долгосрочная память – эмоциональная память» (18)

«Понятие эмоции обозначает субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха, и т.д.», пишет Большая Советская Энциклопедия; или, как утверждает словарь «Психология» под ред. А.В.Пеатровского и М.Г.Ярошевского,

«Эмоции — это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта»

 Ж. А есть ли влияние эмоций на психические процессы? Да. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Ощущения. Люди, находящиеся в состоянии выраженной депрессии, описывают свои ощущения как притупленные, неяркие, невыразительные все вокруг как бы окрашивается в оттенки серого цвета, другие цвета становятся бледными, неинтересными, пища кажется безвкусной, пресной или одинаковой на вкус, звуки становятся или приглушенными или чрезмерно громкими, тело наливается непривычной тяжестью, так что каждое движение вызывает чувство дискомфорта. В приподнятом настроении человек, наоборот, ощущает необычайную легкость, все вокруг окрашивается в сочные цвета, все вызывает интерес и желание действовать, пища приобретает все оттенки вкуса. Известно, что страх повышает болевую

                                       -12-

чувствительность, а гнев или азарт — понижает, например, во время упоения боем человек может не чувствовать значительных повреждений.

Восприятие. Сильные эмоциональные реакции могут существенно влиять на точность и содержание восприятия. Искажения эти могут быть настолько серьезными, что разные люди, бывшие свидетелями сцен с сильным эмоциональным воздействием, могут совершенно по-разному описывать произошедшее.

Влияние эмоционального отношения на восприятие известно всем, когда что-то или кто-то очень нравится, недостатки и изъяны не замечаются, человек их буквально «не видит» и искренне считает, что другие его просто дурачат или завидуют ему.

Мышление. Эмоциональные реакции могут оказывать существенное влияние на процессы мышления. Сильный страх приводит к путанице в мыслях, человек не в состоянии контролировать ход мыслей, допускает множество ошибок, не может выполнить простейших задач. Радость, чувство эмоционального подъема в определенных пределах, наоборот, способствует продуктивности мышления, у человека рождаются новые идеи и решения, его мышление становится свободным, нетривиальным. Эмоциональные состояния оказывают влияние не только на продуктивность, но и на динамику и содержание мышления. В подавленном состоянии мышление замедляется, становится тугоподвижным, неповоротливым, в содержании преобладают темы неудачи, поражения, невозможности решения проблем. В приподнятом эмоциональном состоянии темп мышления ускоряется, появляется ориентация на дело и достижения. Эмоциональные отношения также влияют на процесс мышления. Это можно подтвердить тривиальными примерами вдохновения, вызванного чувством любви, или фиксации мышления на одной тематике при переживании ревности или ненависти и т.д.

Память. Лучше запоминается и дольше хранится в памяти эмоционально окрашенный материал — тексты, события, сцены, сами по себе переживания. Материал, не вызывающий эмоционального отклика, интереса, требует для его запоминания большего количества повторений, что находит свое отражение в так называемой «зубрежке». Кроме того, он и сохраняется хуже.

Таким образом, эмоции, оказывая общее активирующее или, наоборот, депрессивное влияние, могут либо повышать, либо снижать эффективность познавательных психических процессов.

Итак, эмоции, являясь компонентом психики, имеют свое специфическое содержание, отличное от содержания познавательных

процессов, а также механизмов, обеспечивающих организацию целенаправленных действий, и выполняют свою специфическую роль в организации целостного приспособительного акта. Эмоции сигнализируют о наличии какой-то потребности, предупреждают об особенностях ситуации с точки зрения удовлетворения потребностей, являются наградой или наказанием, придают определенный чувственный тон нашим ощущениям и

                                       -13-

восприятиям, активизируют или угнетают мышление и, организуясь в определенные устойчивые образцы. (18)   

Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек также не может быть волевым, настроение отражается на всех волевых актах. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств. Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций.

5. Если считать, что эмоции есть реакция организма, непосредственно или близко связанная с раздражителем, то чувство – это относительно стабильно сложившееся отношение, включающее в себя совокупность повторяющихся эмоциональных реакций.

Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. Чувства – продукт культурно-исторического развития человека, связанный с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека..(9)

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремиться действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции - чувства, обусловленные социальной сущностью человека,общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные чувства - чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств - чувство возмущения, негодования и ненависти. В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности - эстетических чувств.

Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения. В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает, удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. Эмоции выполняют функцию не только текущего,

 

                                       -14-

но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.

Смелый человек не лишен чувства страха - он одарен властью над страхом. Владение своими чувствами - не подавление, а включение их в сложную систему эмоционально-волевой регуляции, придание им целесообразной направленности. Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.

Чувства - базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением - формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей.

"Значение для меня" в чувствах трансформируется в "значение для нас".

Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации - несформированность базовых чувств индивида, его ситуативная зависимость от стихии низших эмоций.

Чувства человека иерархически организованы - у каждого индивида есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.

Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности.

По сложности чувства делятся (10, 11):

1. Нравственные – это высшая ступень развития эмоциональной сферы. Это переживания, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями. Высшая форма нравственного поведения – это радость от заботы и помощи другим.

2. Интеллектуальные - это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники. Они выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности.

3. Эстетические – это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного. Источник эстетических чувств – произведения искусства: музыка, живопись, скульптура и т.д.

 

 6. О прямой связи эмоциональных переживаний, сферы чувств с процессами жизнедеятельности организма можно прочесть еще в древних философских и медицинских трактатах, в поэзии(4):

                                       -15-

              «…Шестая сила действенна бывает

              И действие двойное выполняет.

              Влечет собою пульса измененье,

              Артерий расширенье и суженье.

              Ее сестра – эмоций всех начало,

              Примеров можно привести немало:

              Средь таковых – любовь и благородство,

              Слепая ненависть и сумасбродство.»

                                       Абу Али Ибн Сина (980-1037)

Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребностей. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности. Эмоции могут вызываться реальными и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, предаются другим людям, но могут слабо проявляться во внешнем поведении. Они, сопровождая, тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Чувства человека внешне весьма заметны. Чувства – это психический процесс переживания человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Эмоции, в свою очередь, представляют собой непосредственную форму выражения чувств. Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей. Равнодушный, безразличный ко всему человек не способен ставить и решать большие жизненные задачи, добиваться успехов и достижений

7. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям формирования и функционирования условного рефлекса. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.

Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха.

Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям.

В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы - амбивалентны, возникает внутриличностная конфликтная ситуация. (Так, у отца - алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь). Конфликт между противоположными ч увствами

 

                                       -16-

изживается различными способами: вытеснением чувств под каким-либо "оправдательным" предлогом, искажением отдельных представлений.

Эмоции и чувства имеют внешнее выражение - экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи. Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств - мук и страдания, горести и печали, юмора и веселья. Печаль или уныние сопровождаются расслаблением скелетных мышц(согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедлением и неуверенностью движений. В мимике эти чувства выражаются сведением бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу, от носа к уголкам рта.

 

8. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

"Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И.П. Павлов отмечал (16), что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований".Эмоции как генетически обусловленная неспецифическая поведенческая программа определяются комплексом нервных структур, входящих в так называемую лимбическую систему мозга. В эту систему входят наиболее древние части среднего, промежуточного и переднего мозга.

Лимбическая система связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией (расположенной в стволе головного мозга и обеспечивающей энергетические ресурсы мозговой деятельности).

Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий.

Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций.

Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталамусе) особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.

В опытах Дж. Олдза («Выявление подкрепляющих систем головного мозга методом самораздражения») крыса с вживленным в центр удовольствия электродом сначала случайно нажимала на рычаг, Который, замыкая электроцепь, вызывал возбуждение этого центра; но после этого она часами не отходила от рычага, делая по нескольку тысяч нажимов, отказываясь от сна и пищи.

Дельгадо обнаружил центры "агрессивности и успокоения". Вживляя электроды в мозг быка, он регулировал радиосигналами агрессивность

                                       -17-

животного и даже выступал в бое с быком на арене. Разъяренное животное, бросаясь на экспериментатора, останавливалось вблизи от него, как только радиосигнал возбуждал "центр успокоения".

Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полушарий.

Предполагается (Р.У. Сперри), что эмоции являются функцией правого полушария мозга.

Левое, доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические функции, правое полушарие контролирует чувственно-эмоциональную сферу. Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение или покраснение кожи). Сердце не случайно считается символом чувств. Еще Гиппократ умел различать до 60 оттенков в работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного давления, мышечной активности.

В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на многократное увеличение физических усилий. Иногда физически слабый человек преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам.

Связь эмоций с изменением деятельности желез внутренней секреции давно была эмпирически установлена и даже использовалась у некоторых народов в судопроизводстве.

Так, в Древнем Китае подозреваемый во время судебного разбирательства держал во рту горсть риса. Если после прослушивания обвинения он вынимал рис сухим, то считался виновным: сильное эмоциональное напряжение вызывает прекращение деятельности слюнных желез.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией.

Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, - состояние расстроенности.

Необходимо уметь блокировать плохое настроение и всегда помнить, что после "черной полосы" неизбежно наступление радости жизни и подъема творческих сил. Нередко пониженное настроение может быть вызвано простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями или эмоциональными циклами данного индивида.

Развитие чувства происходит путем образования новых временных связей, путем формирования новых условных эмоциональных реакций. Условия жизни и воспитания оказывают решающее влияние на развитие чувств.

 

9.Эмоциональное развитие и развитие чувств в онтогенезе и их особенности.

                                       -18-

 «Первое проявление чувств связано с удовлетворением органических потребностей ребенка. Доброкачественная пища, удобная постель, бодрое, здоровое физическое состояние вызывают положительную эмоциональную реакцию ребенка. Голод, физическое недомогание, неудобное положение, холод вызывают отрицательную эмоциональную реакцию.

Резкое изменение обстановки, потеря равновесия, громкие звуки порождают защитную эмоциональную реакцию страха.

В дальнейшем на основе этих врожденных безусловных эмоциональных реакций образуются новые, условные; например, положительные эмоциональные реакции, которые первоначально вызывались удовлетворением органических потребностей (в пище, в тепле, в удобном положении), впоследствии начинают вызываться видом и голосом матери, постоянно удовлетворяющей эти потребности ребенка.

Формирование новых потребностей и интересов является важнейшим условием развития и обогащения детских чувств. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, - чувства его становятся сложнее и содержательнее.

Чувства начинают вызываться не только тем, что приятно, и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.

 У преддошкольника  (с 1 до 3) начинают формироваться интеллектуальные чувства. Проявляется любознательность.

 К началу дошкольного возраста (с 3 до 7)ребенок приходит уже с относительно богатыми эмоциональными переживаниями. Здесь чувства играют огромную роль, в особенности в начале этого периода, когда у ребенка еще отсутствует умение подчинять свои действия требования взрослых. В этом возрасте основной способ заставить ребенка действовать в определенном направлении, обратить его внимание на тот или иной предмет – это сделать этот предмет эмоционально привлекательным, возбуждающим положительные чувства.

 Однако чувства не только оказывают определенное влияние на деятельность дошкольника, но они сами изменяются в связи с развитием деятельности, в связи сформированием в этой деятельности новых потребностей и интересов.

 Самое главное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью, трудом, овладение практическими нормами поведения в семье и в коллективе формируют у дошкольника моральные чувства.

Если у преддошкольника мы наблюдаем лишь зачатки моральных переживаний, в дошкольном при надлежащем воспитании они достигают уже более высокой ступени развития.

 Развитие чувств у ребенка связано с глубокими изменениями их физиологических основ. Если в начале дошкольного возраста многие эмоциональные реакции протекают под подавляющим господством подкорковых центров, то в дальнейшем все большее значение приобретает деятельность коры головного мозга. Возрастающая роль второй сигнальной

                                       -19-

системы в высшей нервной деятельности ребенка придает его эмоциональным переживаниям более сознательный характер. Примитивные эмоции, часто наблюдающиеся у младших дошкольников, с характерной для них неустойчивостью, неудержимостью, сменяются более глубокими чувствами.(6)»

«Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у  них постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя самые младшие школьники еще не могут сдерживать свои эмоции. Неумением сдерживать свои эмоции объясняется также и возникновение у детей аффективных состояний, их склонность к кратковременным бурным проявлениям радости и горя. Правда, такие эмоциональные состояния у младших школьников связано с конкретной обстановкой. Эмоциональная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы. Чем младше ребенок, тем это положение имеет большее значение.

Выполнение определенных обязанностей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и пред классом в целом приводят к тому, что у учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллективе. На основе этого опыта у школьников формируется чувство долга, ответственности, умение подчинять свои интересам и чувства общим целям и интересам коллектива.

Эстетические чувства у младших школьников более интенсивно развиваются в деятельности, нежели при восприятии художественных произведений.

Интеллектуальные чувства развиваются постепенно. В подростковом возрасте в связи с ростом самосознания и более высоким уровнем учебной и общественной деятельности создаются условия для существенного развития эмоционального отношения к действительности. Основная особенность – нарастание роли сознания в эмоциональных переживаниях и рост моральных чувств.»(10)

От рождения до года ведущая деятельность – эмоционально-непсредственное общение со взрослым. У ребенка начинают зарождаться способы воздействия на взрослого.

От 3 лет до 6 лет – эмоции ребенка интеллектуализируются, познавательные (когнитивные) процессы становятся более эмоциональными;

-от запаздывающей эмоциональной коррекции к коррекции опережающей. Опережающая коррекция регулирует социальные отношения ребенка, игровую и продуктивную деятельность. Она возможна только на основе понимания общественных смыслов деятельности

-на эмоциональную сферу большое влияние оказывают сверстники: в сотрудничестве с ними закладываются нравственные нормы. (11)

 

Я постаралась составить хронологию развития чувств и эмоций у ребенка.(5, 10,11, 14)

                                       -20-

возраст Чувства и эмоции
Первый месяц Комплекс оживления - появление положительных эмоц. реакций на человека: возникновение первой социальной потребности – общение с человеком
1-2 месяц Специфически реагирует на ухаживания за ним взрослым, показатель - улыбка
2 месяц Улыбка на разнообразные раздражения. Ребенок лучше реагирует на голос матери, чем на мужские низкие ноты
1-6 месяц Ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения
3 месяц Воспринимает лицо матери, улыбается человеку.
4 месяц Начинает смеяться при взаимодействии, от щекотки
5 месяц Появляется удивление, возникает страх, грусть.
6 месяц Улыбку вызывает расхаживающий и разговаривающий человек с малышом, отделяет «своих» от «чужих»
8 месяц Выражает гнев
7-12 месяц Ряд отчетливых страхов (мама поменяла внешний вид – надела шляпу…), разлука со знакомыми
1 год Чувство удовольствия; возникает чувство любви, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям или поступкам
15 -18 мес. «пик» страха разлуки с близкими
18 месяцев Смеется, шалит, улыбается
2 года Отличает улыбку от мимики угрозы; начинает испытывать страх перед животными; ревность; выражает презрение  и вины.
3 года Страх темноты, стыд
4 года. имитация отвращения; развиваются жесты; развивается чувство вины
5 лет Отвращение к себе; осознает, что страшно другому; понимает, что стыдно другому
6-7 лет Страх пожара, перед животными, несчастиями-катастрофами.  

У дошкольника появляется сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, Взаимопомощи, отзывчивости. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по внешним проявлениям через мимику, жесты, позы. Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности и общение.

10. Чувства и эмоции у ребенка развиваются не сами собой, их развитие решающим образом зависит от окружающих условий, от процесса воспитания. Для маленького человечка характерно находиться в «плену

                                       -21-

эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и также быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников – это появление способности управлять чувствами, т.е. произвольность поведения(20).В последние годы происходит реформирование систем образования, на фоне этих реформ, к сожалению, явно недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка, особенно по сравнению и интеллектуальным развитием. Однако «лишь согласованное функционирование этих двух сфер, их единство. Способны обеспечить полноценное развитие ребенка» (Л.Выготский). Формирование эмоций, исправление недостатков эмоциональной сферы должны быть выдвинуты на один уровень с приоритетными задачами воспитания.(26)

В процессе роста ребенка происходит изменение и в его эмоциональной сфере, но эту сферу необходимо развивать. В последние годы становиться все больше и больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают другие нарушения, которые проявляются в негативном поведении. Ведь при кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого(8).За годы, проведенные в детских учреждениях, я убедилась, что многие дети скованны в выражении своих эмоций и чувств, но ведь это (эмоциональное состояние) - «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Нравственное развитие и воспитание личности необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а, во-вторых, управлять своими собственными эмоциями.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали  меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.(13)

Психотерапевт Гаспаров точно подметил: «Многие родители не придают значения переживаниям ребенка, считая их пустяками, не заслуживающими внимания. Ребенок остается один на один со своими эмоциями и часто не в силах справиться с ними. Эмоции стимулируют умственное развитие. Ребенок, своевременно усвоивший науку эмоционального самовыражения, не только вырастит добрым, нравственным, но и приобретает навыки эффективного мышления, что поможет ему легче войти во взрослую жизнь.»

К этой проблеме обратилась и Стожарова Марина Юрьевна из Ульяновского государственного педагогического университета им.

                                       -22-

И.Н.Ульянова. В своей работе по теме: «Совместное познавательное общение родителей с детьми как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников», она делает выводы: «… Проблема возникновения и развития эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста является очень актуальной на данном этапе. Проявления эмоциональных нарушений у дошкольников можно наблюдать повсеместно в практике работы детского сада и в практике семейного воспитания.

 Дети с эмоциональным дискомфортом не имеют ни серьезных соматических заболеваний, ни повреждений мозга, но, тем не менее, у них возникают различные осложнения в психическом развитии. К этой группе можно отнести детей с такими отклонениями в эмоциональной сфере, как аффективность, боязливость, излишняя робость, замкнутость, тревожность. Сюда же относятся дети с ярко выраженной импульсивностью, негативизмом, упрямством, агрессивностью.

 Кроме того, часто у детей, имеющих эмоциональные нарушения, возникают проблемы в социальной адаптации, для них характерно неумение общаться со взрослыми и сверстниками.

В настоящее время в практике семейного воспитания возникает столкновение двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, всеобщая гуманизация воспитания, реализация призывов видеть в ребенке партнера по общению и деятельности, быть рядом, а не «над» ним, предоставить больше самостоятельности. С другой стороны, в связи с возрастающими требованиями школы расширяется интеллектуализация общения в семье. Стремление родителей к дополнительному образованию дошкольников для подготовки их к школе разрешается нередко авторитарными методами. Неграмотно организуя познавательное общение, родители могут невротизировать своих детей, усугубить уже имеющиеся эмоциональные нарушения. Возникает противоречие целей и способов познавательного общения родителей с детьми, что приводит к нарушению гармоничного эмоционального развития ребенка.

Решение задач исследования требует теоретически обосновать природу эмоциональных явлений, рассмотреть факторы риска в возникновении эмоциональных нарушений, классифицировать виды эмоциональных нарушений у детей.

В контексте исследуемой нами проблемы значимыми представляются положения психологической науки о том, что, во-первых, наиболее важной чертой подобных эмоциональных нарушений, возникающих у дошкольников, является их обратимость, корригируемость (по Л.С. Выготскому), во-вторых, о том, что личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс самого ребенка и его семьи (по В.Н. Мясищеву). Проведенные в лаборатории под руководством А.В. Запорожца научные исследования генезиса эмоций в дошкольном детстве показали зависимость эмоционального развития ребенка от содержания и структуры

                                       -23-

детской деятельности, от характера взаимоотношений ребенка с окружающими, от того, как он усваивает определенные общественные ценности и идеалы в общении с другими людьми. Выяснилось, что важное значение для формирования просоциальных мотивов и эмоций имеет такой стиль руководства детской деятельностью, при которой ребенок становится ее полноценным участником. Излишняя регламентация поведения ребенка снижает его эмоциональный тонус, оставляет равнодушным к тому, насколько успешно осуществляется общее дело и насколько оно значимо для окружающих. Показано, что авторитарно-директивное воспитание препятствует развитию у ребенка рефлективности и креативности, ограничивает самостоятельный поиск решения проблемы, способствует закреплению негативных эмоциональных переживаний. Вместе с тем, воспитание самостоятельности, при условии эмоциональной поддержки, способствует освоению и реализации более эффективной когнитивной стратегии развития детей на эмоционально положительном фоне. Таким образом, развитие мыслительной активности ребенка в процессе познавательной деятельности и его эмоциональное развитие взаимосвязаны.

Новая система отношений строится на эмоциональном принятии ребенка и, в то же время, предоставлении ему возможности поиска самостоятельных форм и способов деятельности.»

Закончить хочется словами А.В.Запорожца: «Эгоизм детей не является неизбежной особенностью возраста, а представляет собой в значительной мере результат недостатков воспитания и ограниченности социально-нравственного опыта ребенка»

Надо внимательно наблюдать за развитием каждого ребенка!

В заключение подчеркну: неизменным помощником в социально-эмоциональном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьей эффективно при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства социально-эмоционального развития. Покажите  родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию. Это станет основой наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром.

 

 

Российский государственный педагогический

Университет им. А.И.Герцена

Институт детства

Кафедра психологии и психофизиологии ребенка

 

 

Курсовая работа по теме:

«Роль эмоций и чувств в жизни человека»

                         Выполнила студентка 1 курса ОЗО

 

 

                         

 

 

                                СПб.,2008 год


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: