Семинар 8
Задания
1. На материале художественного произведения, прочитанного по Вашему выбору,
выявить 1) позитивное в действиях персонажей, даже если они действуют с точки зрения
обычного читателя неразумно; 2) предложить пути, чтобы разрешить недоразумения или
конфликт в отношениях между персонажами.
2. Выбрать из суждений, которые приведены дальше, три самых важных с Вашей точки
зрения суждения и расположить их по степени убывания: уметь слушать – уметь
уважать – не навязывать свою точку зрения – думать – у каждого свой взгляд – уметь
отвечать, не доставляя дискомфорт - принять – быть самим собой – иметь опыт
общения. Какие аргументы Вы хотели бы привести, чтобы обосновать выбор?
3. Пронаблюдать 2-3 ситуации, когда Вас не слушают или не слышат. Описать эти
ситуации: возраст собеседников, предмет разговора, интенции, стратегии воздействия.
Проанализировать 1) свое состояние, 2) насколько ясно Вы обнаружили свое
коммуникативное намерение; 3) насколько точно обозначили предмет высказывания; 4)
|
|
интересен ли предмет Вашего высказывания для собеседника; 5) другое.
4. Основатель гуманистической психологии Карл Роджерс сделал следующие открытия,
работая в тесном контакте с людьми: быть самим собой, разрешить себе быть самим
собой; я обогащаюсь, когда позволяю себе понимать другого; доверять себе, своим
переживаниям; руководствоваться своими оценками; факты дружелюбны; принять
Другого. Раскройте каждое из этих открытий: о чем они Вам говорят? Письменно.
5. Предложите решение следующей ситуации с точки зрения соблюдения партнерского
типа отношений: 1) Ваш собеседник говорит: Чайковский написал «Бранденбургские
ворота». 2) Учащийся говорит: Орлеан – столица Франции.
6. Прочитать новеллу Тэффи «Дураки»
Тэффи (Н. А. Лохвицкая) ДУРАКИ
На первый взгляд кажется, будто все понимают, что такое дурак и почему дурак чем дурее, тем круглее.
Однако, если прислушаешься и приглядишься - поймешь, как часто люди ошибаются, принимая.66 0.47998 за дурака самого обыкновенного глупого или бестолкового человека.
- Вот дурак, - говорят люди. - Вечно у него пустяки в голове!
Они думают, что у дурака бывают когда-нибудь пустяки в голове!
В том-то и дело, что настоящий круглый дурак распознается, прежде всего, по своей величайшей и непоколебимейшей серьезности. Самый умный человек может быть ветреным и поступать необдуманно - дурак постоянно все обсуждает; обсудив, поступает соответственно и, поступив, знает, почему он сделал именно так, а не иначе.
Если вы сочтете дураком человека, поступающего безрассудно, вы сделаете такую ошибку, за которую вам потом всю жизнь будет совестно.
|
|
Дурак всегда рассуждает.
Простой человек, умный или глупый - безразлично, скажет:
- Погода сегодня скверная - ну да все равно, пойду погуляю.
А дурак рассудит:
- Погода скверная, но я пойду погулять, а почему я пойду? А потому, что дома сидеть весь день вредно. А почему вредно? А просто потому, что вредно.
Дурак не выносит никаких шероховатостей мысли, никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже все решил, понял и все знает. Он - человек рассудительный и в каждом вопросе сведет концы с концами и каждую мысль закруглит.
При встрече с настоящим дураком человека охватывает какое-то мистическое отчаяние. Потому что дурак - это зародыш конца мира. Человечество ищет, ставит вопросы, идет вперед, и это во всем: и в науке, и в
искусстве, и в жизни, а дурак и вопроса-то никакого не видит.
- Что такое? Какие там вопросы?
Сам он давно уже на все ответил и закруглился. В рассуждениях и в закруглениях дураку служат опорой три аксиомы и один постулат. Аксиомы:
1)Здоровье дороже всего.
2)Были бы деньги.
3)С какой стати?
Постулат:
Так уж надо.
Где не помогают первые, там всегда вывезет последний.
Дураки обыкновенно хорошо устраиваются в жизни. От постоянного рассуждения лицо у них приобретает с годами глубокое и вдумчивое выражение.
Они ____________любят отпускать большую бороду, работают усердно, пишут красивым почерком.
- Солидный человек. Не вертопрах, - говорят о дураке. - Только что-то в нем такое... Слишком серьезен, что ли?
Убедясь на практике, что вся мудрость земли им постигнута, дурак принимает на себя хлопотливую и неблагодарную обязанность - учить других.
Никто так много и усердно не советует, как дурак. И это от всей души, потому что, приходя в соприкосновение с людьми, он все время находится в состоянии тяжелого недоумения:
- Чего они все путают, мечутся, суетятся, когда все так ясно и кругло?
Видно, не понимают; нужно им объяснить.
- Что такое? О чем вы говорите? Жена застрелилась? Ну, так это же глупо с ее стороны. Если бы пуля, не дай бог, попала ей в глаз, она могла повредить себе зрение. Боже упаси! Здоровье дороже всего!
- Ваш брат помешался от несчастной любви? Он меня прямо удивляет. Я бы ни за что не помешался. С какой стати? Были бы деньги!
Один лично мне знакомый дурак, самой совершенной, будто по циркулю выведенной, круглой формы, специализировался исключительно в вопросах семейной жизни.
- Каждый человек должен жениться. А почему? А потому, что нужно оставить после себя потомство. А почему нужно потомство? А так уж нужно.
И все должны жениться на немках.
- Почему же на немках? - спрашивали у него.
- Да так уж нужно.
- Да ведь эдак, пожалуй, и немок на всех не хватит.
- Тогда дурак обижался.
- Конечно, все можно обратить в смешную сторону.
Дурак этот жил постоянно в Петербурге, и жена его решила отдать своих дочек в один из петербургских институтов. Дурак воспротивился:
- Гораздо лучше отдать их в Москву. А почему? А потому что их там очень удобно будет навещать. Сел вечером в вагон, поехал, утром приехал и навестил.
А в Петербурге когда еще соберешься!
В обществе дураки - народ удобный. Они знают, что барышням нужно делать комплименты, хозяйке нужно сказать: "А вы все хлопочете", - и, кроме того, никаких неожиданностей дурак вам не преподнесет.
- Я люблю Шаляпина, - ведет дурак светский разговор. А почему? А потому, что он хорошо поет. А почему хорошо поет? Потому, что у него талант! А почему у него талант? Просто потому, что он талантлив.
Все так кругло, хорошо, удобно. Ни сучка ни задоринки. Подхлестнешь, и покатится.
Дураки часто делают карьеру, и врагов у них нет.
Они признаются всеми за дельных и серьезных людей.
|
|
Иногда дурак и веселится. Но, конечно, в положенное время и в надлежащем месте. Где-нибудь на именинах.
Веселье его заключается в том, что он деловито расскажет какой-нибудь анекдот и тут же объяснит, почему это смешно.
Но он не любит веселиться. Это его роняет в собственных глазах.
Все поведение дурака, как и его наружность, так степенно, серьезно и представительно, что его всюду принимают с почетом. Его охотно выбирают в председатели разных обществ, в представители каких-нибудь интересов.
Потому что дурак приличен. Вся душа дурака словно облизана широким коровьим языком. Кругло, гладко. Нигде не зацепит.
Дурак глубоко презирает то, чего не знает. Искренно презирает.
- Это чьи стихи сейчас читали?
- Бальмонта.
- Бальмонта? Не знаю. Не слыхал такого. Вот Лермонтова читал. А Бальмонта никакого не знаю.
Чувствуется, что виноват Бальмонт, что дурак его не знает.
- Ницше? Не знаю. Я Ницше не читал!
И опять таким тоном, что делается стыдно за Ницше.
Большинство дураков читает мало. Но есть особая разновидность, которая всю жизнь учится. Это - дураки набитые.
Название это, впрочем, очень неправильное, потому что в дураке, сколько он себя ни набивает, мало что удерживается. Все, что он всасывает глазами,
вываливается у него из затылка.
Дураки любят считать себя большими оригиналами и говорят:
- По-моему, музыка иногда очень приятна. Я вообще большой чудак!
Чем культурнее страна, чем спокойнее и обеспеченнее жизнь нации, тем круглее и совершеннее форма ее дураков.
И …….. а часто надолго остается нерушим круг, сомкнутый дураком в философии,
или в математике, или в политике, или в искусстве, пока не почувствует кто-нибудь:
- О, как жутко! О, как кругла стала жизнь!
И прорвет круг.
Выполнить следующие задания: а) высказать первое впечатление о прочитанной
новелле (письменно); б) выявить значения, в которых употребляется слово «дурак»
(семасиологический анализ); в) установить денотативное и сигнификативное
значения слова; г) сравнить с толкованием слова «дурак» в Академическом словаре
|
|
русского языка; д) переписать текст, заменив слово «дурак» на слово «умный»; е)
показать западному европейцу, владеющему русским языком, но не понимающему,
над чем вы смеялись, почему рассказ смешной.
7. В качестве содержания обучения Н.Д.Гальскова дает следующие элементы: сферы
коммуникативной деятельности, ситуации и программы их развертывания,
коммуникативные и социальные роли, речевые действия и речевой материал (тексты,
речевые образцы); языковой материал, правила его оформления и навыки оперирования
ими; комплекс специальных (речевых) умений; система знаний национально-культурных
особенностей и реалий, минимум этикетно-узуальных форм речи и умений; учебные и
компенсирующие умения; рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие
культуру усвоения языка в учебных условиях и культуру общения с его носителями
(Гальскова 2000, с.82-83). Следует распределить эти элементы по следующим рубрикам:
а) социальное пространство; б) человек во взаимодействии; в) деятельность; г) продукт
речевой деятельности; д) продукт опыта деятельности; е) продукт познавательной
деятельности; з) другое.
8. Сфера образования пользуется рядом сложных терминов, использующих слово
«технология»: педагогическая технология, технология обучения, образовательная
технология. Что входит в сферу действия термина «технология»? Ниже приводится
группа определений. Провести контент-анализ определений и выявить классы
определений в соответствии с выделенными категориями значений: систематический
метод планирования, применения и оценивания всего процесса… путем учета
человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения
более эффективной формы…; способ реализации содержания… представляет собой
систему форм, методов и средств …, обеспечивающий наиболее эффективное
достижение поставленных целей…; совокупность структур.. заведений,
организационных мероприятий, методов, системных средств и психологических
установок; знаний, умений и навыков, …; строго научное проектирование и точное
воспроизведение гарантирующих успех действий; описание … процесса, неизбежно
ведущего к запланированному результату; целостный процесс постановки целей,
алгоритмизация деятельности…; комплексный, интегративный процесс, включающий
людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и
планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих
все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты
усвоения знаний…; система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения
которых обеспечивает решение задач …, сама деятельность представлена процедурно,
…; научно обоснованный профессиональный выбор операционного …; научно
обоснованное предписание эффективного осуществления … процесса.
9. Провести группой разработку проектной идеи «Национальное достояние» для своего
региона, города, поселка.