Тэффи (Н. А. Лохвицкая) дураки

Семинар 8

Задания

1. На материале художественного произведения, прочитанного по Вашему выбору,

выявить 1) позитивное в действиях персонажей, даже если они действуют с точки зрения

обычного читателя неразумно; 2) предложить пути, чтобы разрешить недоразумения или

конфликт в отношениях между персонажами.

 

2. Выбрать из суждений, которые приведены дальше, три самых важных с Вашей точки

зрения суждения и расположить их по степени убывания: уметь слушать – уметь

уважать – не навязывать свою точку зрения – думать – у каждого свой взгляд – уметь

отвечать, не доставляя дискомфорт - принять – быть самим собой – иметь опыт

общения. Какие аргументы Вы хотели бы привести, чтобы обосновать выбор?

 

3. Пронаблюдать 2-3 ситуации, когда Вас не слушают или не слышат. Описать эти

ситуации: возраст собеседников, предмет разговора, интенции, стратегии воздействия.

Проанализировать 1) свое состояние, 2) насколько ясно Вы обнаружили свое

коммуникативное намерение; 3) насколько точно обозначили предмет высказывания; 4)

интересен ли предмет Вашего высказывания для собеседника; 5) другое.

 

4. Основатель гуманистической психологии Карл Роджерс сделал следующие открытия,

работая в тесном контакте с людьми: быть самим собой, разрешить себе быть самим

собой; я обогащаюсь, когда позволяю себе понимать другого; доверять себе, своим

переживаниям; руководствоваться своими оценками; факты дружелюбны; принять

Другого. Раскройте каждое из этих открытий: о чем они Вам говорят? Письменно.

 

5. Предложите решение следующей ситуации с точки зрения соблюдения партнерского

типа отношений: 1) Ваш собеседник говорит: Чайковский написал «Бранденбургские

ворота». 2) Учащийся говорит: Орлеан – столица Франции.

 

6. Прочитать новеллу Тэффи «Дураки»

Тэффи (Н. А. Лохвицкая) ДУРАКИ

На первый взгляд кажется, будто все понимают, что такое дурак и почему дурак чем дурее, тем круглее.

Однако, если прислушаешься и приглядишься - поймешь, как часто люди ошибаются, принимая.66 0.47998 за дурака самого обыкновенного глупого или бестолкового человека.

- Вот дурак, - говорят люди. - Вечно у него пустяки в голове!

Они думают, что у дурака бывают когда-нибудь пустяки в голове!

В том-то и дело, что настоящий круглый дурак распознается, прежде всего, по своей величайшей и непоколебимейшей серьезности. Самый умный человек может быть ветреным и поступать необдуманно - дурак постоянно все обсуждает; обсудив, поступает соответственно и, поступив, знает, почему он сделал именно так, а не иначе.

Если вы сочтете дураком человека, поступающего безрассудно, вы сделаете такую ошибку, за которую вам потом всю жизнь будет совестно.

Дурак всегда рассуждает.

Простой человек, умный или глупый - безразлично, скажет:

- Погода сегодня скверная - ну да все равно, пойду погуляю.

А дурак рассудит:

- Погода скверная, но я пойду погулять, а почему я пойду? А потому, что дома сидеть весь день вредно. А почему вредно? А просто потому, что вредно.

Дурак не выносит никаких шероховатостей мысли, никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже все решил, понял и все знает. Он - человек рассудительный и в каждом вопросе сведет концы с концами и каждую мысль закруглит.

При встрече с настоящим дураком человека охватывает какое-то мистическое отчаяние. Потому что дурак - это зародыш конца мира. Человечество ищет, ставит вопросы, идет вперед, и это во всем: и в науке, и в

искусстве, и в жизни, а дурак и вопроса-то никакого не видит.

- Что такое? Какие там вопросы?

Сам он давно уже на все ответил и закруглился. В рассуждениях и в закруглениях дураку служат опорой три аксиомы и один постулат. Аксиомы:

1)Здоровье дороже всего.

2)Были бы деньги.

3)С какой стати?

Постулат:

Так уж надо.

Где не помогают первые, там всегда вывезет последний.

Дураки обыкновенно хорошо устраиваются в жизни. От постоянного рассуждения лицо у них приобретает с годами глубокое и вдумчивое выражение.

Они ____________любят отпускать большую бороду, работают усердно, пишут красивым почерком.

- Солидный человек. Не вертопрах, - говорят о дураке. - Только что-то в нем такое... Слишком серьезен, что ли?

Убедясь на практике, что вся мудрость земли им постигнута, дурак принимает на себя хлопотливую и неблагодарную обязанность - учить других.

Никто так много и усердно не советует, как дурак. И это от всей души, потому что, приходя в соприкосновение с людьми, он все время находится в состоянии тяжелого недоумения:

- Чего они все путают, мечутся, суетятся, когда все так ясно и кругло?

Видно, не понимают; нужно им объяснить.

- Что такое? О чем вы говорите? Жена застрелилась? Ну, так это же глупо с ее стороны. Если бы пуля, не дай бог, попала ей в глаз, она могла повредить себе зрение. Боже упаси! Здоровье дороже всего!

- Ваш брат помешался от несчастной любви? Он меня прямо удивляет. Я бы ни за что не помешался. С какой стати? Были бы деньги!

Один лично мне знакомый дурак, самой совершенной, будто по циркулю выведенной, круглой формы, специализировался исключительно в вопросах семейной жизни.

- Каждый человек должен жениться. А почему? А потому, что нужно оставить после себя потомство. А почему нужно потомство? А так уж нужно.

И все должны жениться на немках.

- Почему же на немках? - спрашивали у него.

- Да так уж нужно.

- Да ведь эдак, пожалуй, и немок на всех не хватит.

- Тогда дурак обижался.

- Конечно, все можно обратить в смешную сторону.

Дурак этот жил постоянно в Петербурге, и жена его решила отдать своих дочек в один из петербургских институтов. Дурак воспротивился:

- Гораздо лучше отдать их в Москву. А почему? А потому что их там очень удобно будет навещать. Сел вечером в вагон, поехал, утром приехал и навестил.

А в Петербурге когда еще соберешься!

В обществе дураки - народ удобный. Они знают, что барышням нужно делать комплименты, хозяйке нужно сказать: "А вы все хлопочете", - и, кроме того, никаких неожиданностей дурак вам не преподнесет.

- Я люблю Шаляпина, - ведет дурак светский разговор. А почему? А потому, что он хорошо поет. А почему хорошо поет? Потому, что у него талант! А почему у него талант? Просто потому, что он талантлив.

Все так кругло, хорошо, удобно. Ни сучка ни задоринки. Подхлестнешь, и покатится.

Дураки часто делают карьеру, и врагов у них нет.

Они признаются всеми за дельных и серьезных людей.

Иногда дурак и веселится. Но, конечно, в положенное время и в надлежащем месте. Где-нибудь на именинах.

Веселье его заключается в том, что он деловито расскажет какой-нибудь анекдот и тут же объяснит, почему это смешно.

Но он не любит веселиться. Это его роняет в собственных глазах.

Все поведение дурака, как и его наружность, так степенно, серьезно и представительно, что его всюду принимают с почетом. Его охотно выбирают в председатели разных обществ, в представители каких-нибудь интересов.

Потому что дурак приличен. Вся душа дурака словно облизана широким коровьим языком. Кругло, гладко. Нигде не зацепит.

Дурак глубоко презирает то, чего не знает. Искренно презирает.

- Это чьи стихи сейчас читали?

- Бальмонта.

- Бальмонта? Не знаю. Не слыхал такого. Вот Лермонтова читал. А Бальмонта никакого не знаю.

Чувствуется, что виноват Бальмонт, что дурак его не знает.

- Ницше? Не знаю. Я Ницше не читал!

И опять таким тоном, что делается стыдно за Ницше.

Большинство дураков читает мало. Но есть особая разновидность, которая всю жизнь учится. Это - дураки набитые.

Название это, впрочем, очень неправильное, потому что в дураке, сколько он себя ни набивает, мало что удерживается. Все, что он всасывает глазами,

вываливается у него из затылка.

Дураки любят считать себя большими оригиналами и говорят:

- По-моему, музыка иногда очень приятна. Я вообще большой чудак!

Чем культурнее страна, чем спокойнее и обеспеченнее жизнь нации, тем круглее и совершеннее форма ее дураков.

И …….. а часто надолго остается нерушим круг, сомкнутый дураком в философии,

или в математике, или в политике, или в искусстве, пока не почувствует кто-нибудь:

- О, как жутко! О, как кругла стала жизнь!

И прорвет круг.

 

Выполнить следующие задания: а) высказать первое впечатление о прочитанной

новелле (письменно); б) выявить значения, в которых употребляется слово «дурак»

(семасиологический анализ); в) установить денотативное и сигнификативное

значения слова; г) сравнить с толкованием слова «дурак» в Академическом словаре

русского языка; д) переписать текст, заменив слово «дурак» на слово «умный»; е)

показать западному европейцу, владеющему русским языком, но не понимающему,

над чем вы смеялись, почему рассказ смешной.

 

7. В качестве содержания обучения Н.Д.Гальскова дает следующие элементы: сферы

коммуникативной деятельности, ситуации и программы их развертывания,

коммуникативные и социальные роли, речевые действия и речевой материал (тексты,

речевые образцы); языковой материал, правила его оформления и навыки оперирования

ими; комплекс специальных (речевых) умений; система знаний национально-культурных

особенностей и реалий, минимум этикетно-узуальных форм речи и умений; учебные и

компенсирующие умения; рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие

культуру усвоения языка в учебных условиях и культуру общения с его носителями

(Гальскова 2000, с.82-83). Следует распределить эти элементы по следующим рубрикам:

а) социальное пространство; б) человек во взаимодействии; в) деятельность; г) продукт

речевой деятельности; д) продукт опыта деятельности; е) продукт познавательной

деятельности; з) другое.

8. Сфера образования пользуется рядом сложных терминов, использующих слово

«технология»: педагогическая технология, технология обучения, образовательная

технология. Что входит в сферу действия термина «технология»? Ниже приводится

группа определений. Провести контент-анализ определений и выявить классы

определений в соответствии с выделенными категориями значений: систематический

метод планирования, применения и оценивания всего процесса… путем учета

человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения

более эффективной формы…; способ реализации содержания… представляет собой

систему форм, методов и средств …, обеспечивающий наиболее эффективное

достижение поставленных целей…; совокупность структур.. заведений,

организационных мероприятий, методов, системных средств и психологических

установок; знаний, умений и навыков, …; строго научное проектирование и точное

воспроизведение гарантирующих успех действий; описание … процесса, неизбежно

ведущего к запланированному результату; целостный процесс постановки целей,

алгоритмизация деятельности…; комплексный, интегративный процесс, включающий

людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и

планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих

все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты

усвоения знаний…; система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения

которых обеспечивает решение задач …, сама деятельность представлена процедурно,

…; научно обоснованный профессиональный выбор операционного …; научно

обоснованное предписание эффективного осуществления … процесса.

 

9. Провести группой разработку проектной идеи «Национальное достояние» для своего

региона, города, поселка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: