С 1 января 2002 года в стране идет реформирование системы пенсионного обеспечения

Современные пенсионные реформы предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. До момента выхода застрахованного на пенсию и разблокирования его пенсионного счета, включая и его специальную часть, средства остаются в федеральной собственности. В личную собственность гражданина они переходят только в виде ежемесячных выплат с началом реализации пенсионных прав.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Существует система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

Согласно концепции пенсионной реформы, современная государственная пенсия должна состоять из трех частей.

Базовая, или социальная – это установленный законом, единый для всех минимум (в настоящее время 900 рублей). Она объединила ранее устанавливаемые законами и указами Президента минимальную пенсию, компенсационные доплаты и надбавки к пенсии. Ее размер не зависит ни от заработка, ни от суммы страховых взносов, уплаченных в течение трудовой деятельности. В общем, как бы не сложилась трудовая биография человека, государство гарантирует ему выплату определенного уровня дохода, индексируемого в соответствии с инфляцией.

Страховая часть зависит от пенсионного стажа, то есть от того периода, в течение которого предприятие делало отчисления за сотрудника в Пенсионный Фонд, и от суммы этих отчислений. Размер страховой части трудовой пенсии, которая будет ежемесячно выплачиваться человеку, рассчитать очень просто: достаточно пенсионный капитал, сформированный на день назначения пенсии, разделить на количество месяцев ожидаемого периода выплат пенсии. На основании данных Госкомстата для расчета трудовых пенсий был узаконен период в 19 лет (288 месяцев).

Пенсионный капитал до дня назначения пенсии регулярно индексируется в зависимости от роста цен и роста среднемесячной заработной платы по стране.

Накопительная часть также зависит от величины пенсионных накоплений. Однако, в отличие от страховой части, данные пенсионные накопления формируются не только из сумм налогов, уплаченных работодателем, но и в немалой степени зависят от выбора негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании, которые увеличивают эти средства с помощью различных инвестиционных инструментов. После назначения пенсии размер накопительной части ежегодно индексируется с учетом доходов, полученных от инвестирования.

Страховые взносы, которые будут делаться работодателями в пользу застрахованных, будут составлять основу для исчисления представителя транзитных поколений - вторичной страховой части пенсий. Эти взносы будут суммироваться и составят к достижению пенсионного возраста накопленный пенсионный капитал. Он при выходе на пенсию будет разделен на период среднестатистического дожития, или, как он назван в новом законодательстве, расчетного ожидаемого пребывания на пенсии (он составляет 228 месяцев, или 19 лет), - и в результате будет определена величина месячной пенсионной выплаты. Она в сумме с базовой и страховой (начальной и полученной от взносов) частями (естественно, проиндексированными) и составит общую величину ежемесячной пенсионной выплаты после выхода.

Кроме того, у лиц моложе 1967 года рождения в пенсии будет еще одна часть – накопительная, которая будет играть роль резерва на случай прогнозируемого ухудшения демографической ситуации. Процент отчислений будет повышаться с 3% в 2002 г. до 6% в 2010 г. с ежегодным темпом роста в один процент. Эти средства, по выбору граждан, будут инвестироваться в те или иные инвестиционные проекты, отобранные государством или (с 2004 г.) негосударственными пенсионными фондами, а инвестиционный доход вместе с накопительной частью будет суммироваться к пенсионному капиталу при расчете пенсии.

Новая пенсионная модель будет в гораздо большей мере, чем старая, учитывать различия в размере получаемых работниками доходов. Но в мире пенсия всегда играет роль своего рода социального уравнителя. А поэтому задача любой пенсионной модели – обеспечивать минимальный уровень социальных гарантий для пенсионеров и не допускать чрезмерной дифференциации пенсий.

Минимальный уровень социальных гарантий должна, по идеологии пенсионной реформы, обеспечить базовая пенсия. Ее размер связан с размером ставки первого разряда тарифной сетки в бюджетной сфере и будет повышаться вместе с ним. Правительство планирует уже в ближайшие годы повысить и ставку первого разряда, и вместе с ним базовую часть пенсии до размеров прожиточного минимума. Размер базовой пенсии будет ежегодно утверждаться вместе с федеральным бюджетом и индексироваться в темпе роста инфляции. Права же на базовую пенсию можно будет заработать, напомним, за пять лет страхового стажа, из которых до трех лет у женщин могут быть зачтены за счет двух отпусков по уходу за ребенком (по полтора года каждый), а два года у мужчин - за счет лет службы в армии. Однако для этого предстоит наладить систему оплаты этих периодов из средств федерального бюджета и оценки каждого страхового года.

Что касается масштабов дифференциации пенсий, то, действительно, во время обсуждения новых пенсионных законов высказывались опасения по поводу того, что снятие в новой модели ограничений с размера заработка, учитываемого при назначении пенсии, может привести к существенному расслоению пенсионеров по уровню доходов. Ведь в год у одного работающего заработок может составлять 300 тысяч рублей, а у другого - 20 тысяч рублей. Не получится ли, что один будет получать огромную пенсию, а другой совсем маленькую? Новое пенсионное законодательство предусматривает нормы, не допускающие, чтобы такое расслоение произошло. Для этого предусмотрен механизм регрессии, понижения ставок страховых платежей, благодаря которому платежи в пенсионную систему на страховую часть пенсии выглядят так: до 280 тысяч рублей годовой зарплаты - 14%, от 280 до 600 тысяч – 28000 рублей плюс 3,9% с суммы, превышающей 280 тысяч рублей, свыше 600 тысяч – 40480 рублей. Регрессия позволит пенсионной системе, с одной стороны, не брать на себя избыточные обязательства перед лицами с высоким уровнем доходов, которые могут обеспечить свою старость и другими способами, кроме получения пенсии из системы государственного пенсионного обеспечения, а с другой - предотвратить чрезмерную дифференциацию пенсий. По нашим расчетам, при такой шкале регрессии, какая заложена в новой пенсионной модели, дифференциация пенсий будет не больше чем 1 к 6.

В настоящее время назначаются и выплачиваются:

а) трудовые пенсии, которые регулируются законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17.12.2001 года;

б) государственные пенсии которые регулируются законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166 от 15.12.2001 года.

Размер трудовой пенсии рассчитывается по формуле:

 

П=БЧ+СЧ+НЧ, (1)

 

где П – размер пенсии;

БЧ — размер базовой части трудовой пенсии;

СЧ — размер страховой части трудовой пенсии;

НЧ — размер накопительной части трудовой пенсии, до 2013 года не выплачивается; Размер базовой части трудовой пенсии при расчете размера пенсии определяется категорией пенсионера и наличием нетрудоспособных иждивенцев (таблица 2).

 

Таблица 2 - Размеры базовых частей пенсий, установленных с 01.03.2009 года

Категория пенсионера

Размер базовой пенсии

В отсутствии иждивенцев

При наличии одного иждивенца

При наличии двух иждивенцев При наличии трех и более иждивенцев

Пенсия по старости

Пенсионер на общих основаниях 900

1200

1500 1800
Пенсионер, являющийся инвалидом III степени, либо достиг 80 лет 1800

2100

2400 2700

Пенсия по инвалидности

Инвалид III степени 1800

2100

2400 2700
Инвалид II степени 900

1200

1500 1800
Инвалид I степени 450

750

1050 1350

Пенсия по случаю потери кормильца

Детям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам)

900 на каждого ребенка

Другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, указанным в пункте 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ

450 на каждого члена семьи

           

 

Размер страховой части трудовой пенсии определяется в зависимости от вида трудовой пенсии.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости:

 

СЧ=ПК/Т, (2)

 

где Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, зависящее от года назначения трудовой пенсии (от 12лет до 19лет); ПК- расчетный пенсионный капитал, руб. Расчетный пенсионный капитал определяется как общая сумма пенсионных прав (в денежном выражении), приобретенных до 01.01.2002, и страховых взносов, а также иных поступлений в Пенсионный фонд Российской федерации за застрахованное лицо после 01.01.2002 года. Начальный расчетный пенсионный капитал за период работы до 01.01.2002 определяется по формуле:

ПК=(РП-БЧ)*Т. (3)


 

Конечный расчетный пенсионный капитал за период работы после 01.01.2002 определяется по формуле:

ПК= сумма страховых взносов/Т. (4)

Размер страховой части трудовой пенсии по инвалидности:

 

СЧ=ПК/(Т*К), (5)

 

где К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида по состоянию на день установления инвалидности к 180 месяцам.

Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом (умершим кормильцем) 19 лет составляет 12 месяцев лет и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев.

Размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца:

 

СЧ=ПК/(Т*К)/КН, (6)

 

где КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями пенсий.

Кроме трудовых пенсий назначаются пенсии в соответствие с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 года № 166 –ФЗ. Размеры государственных социальных пенсий нетрудоспособным гражданам представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Размеры государственных социальных пенсий нетрудоспособным гражданам с учетом районного коэффициента 1,3, установленные с 01.03.2005г.

Категории лиц, имеющих право на социальную пенсию Размер пенсии (ст.18 ФЗ № 166 от 15.12.2001 г.)
Инвалиды с ограничением способности к трудовой деятельности 3 степени 2340 руб.
Инвалиды с детства с ограничением способности к трудовой деятельности 2 степени 2340 руб.
Инвалиды с ограничением способности к трудовой деятельности 2 степени 1170 руб.
Инвалиды с ограничением способности к трудовой деятельности 1 степени 994,50 руб.
Дети – инвалиды 2340 руб.
Дети – сироты 2340 руб.
Дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного из родителей 1170 руб.
Граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) 1170 руб.

 

Согласно пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 названного Закона, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета указанной части соответствующей трудовой пенсии по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и абзацем первым пункта 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 № 17/19пб), обращение за пенсией, в том числе за ее перерасчетом, может осуществляться в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.

В отношении лиц, которым пенсия была назначена (пересчитана) по нормам Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ с 1 января 2002 г., полные 12 месяцев истекают 31 декабря 2002 года. Следовательно, право на перерасчет страховой части трудовой пенсии по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 17 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, у них могло наступить не ранее 1 января 2003 г., а на последующий перерасчет по тем же основаниям наступит не ранее 1 февраля 2004 г. и соответственно перерасчет согласно пункту 1 статьи 20 указанного Закона осуществляется в первом случае не ранее 1 февраля 2003 г., во втором – не ранее 1 марта 2004 года.

Включение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд от страхователей, производится по окончании календарного года.

Механизм реализации права на перерасчет страховой части трудовой пенсии представлен на рисунке 3.

 

Рис

 

 


 

2. Анализ финансовой деятельности ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г. Новокузнецка

 

2.1 Анализ организации персонифицированного учета

 

Организацию персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами осуществляет отдел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами (ПУ и ВСЗЛ), который является самым большим структурным подразделением Управления Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.Новокузнецка – 25 человек.

Регистрация, учет, документальные проверки. Работа по регистрации и снятию с учета работодателей (рисунок 6):

а) на 01.01.2005г. в районе было зарегистрировано 2647 страхователей;

б) за 2006 г. в результате корректировки базы данных число страхователей снизилось до 2450;

в) за 2007 г. цифра возросла до 3041 из-за появления новых предприятий, физических лиц, а также предприятий из других районов города после перерегистрации в инспекции МНС;

г) за 2008 г. цифра возросла до 3385 страхователей (2323 страхователя – юридические лица и 1062 страхователя - физические лица).

Ежедневно проводился учет средств, поступающих в бюджет ПФР по кодам бюджетной классификации.

 

Рисунок 6 – Количество зарегистрированных страхователей


 

Была проведена большая работа с органами Федерального Казначейства и Инспекцией МНС по Куйбышевскому району, в результате которой платежи разнесены по регистрационным номерам физических лиц (таблица 4).

 

Таблица 4 – Суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Показатель

2006 год

2007 год

2008 год

Сумма, руб. Удельный вес, в процентах Сумма, руб. Удельный вес, в процентах Сумма, руб. Удельный вес, в процентах
Начислено страховых взносов, всего 265250711 100 326306549 100 400861367 100
1 На страховую часть пенсии 232926350 87,8 284476018 87,2 336604597 84

Показатель

2006 год

2007 год

2008 год

Сумма, руб. Удельный вес, в процентах Сумма, руб. Удельный вес, в процентах Сумма, руб. Удельный вес, в процентах
2 На накопительную часть пенсии 32324361 12,2 41830531 12,8 64256770 16
Поступило страховых взносов, всего 237383883 89,5 316918254 89,5 417969329 95,4
1 На страховую часть пенсии 207000726 78 277110986 78,2 350232765 80
2 На накопительную часть пенсии 30 383 157 11,5 39 807 268 11,3 67 736 564 15,4
Задолженность по уплате страховых взносов, всего 27 866 828 10,5 37 255 123 10,5 20 147 161 4,6
1 На страховую часть пенсии 25 925 623 9,8 33 290 655 9,4 19 662 487 4,5
1.1 за 2006 г. 25 925 623 9,8 2 696 771 0,8 633 013 0,1
1.2 за 2007 г. - - 30 593 884 8,6 1 584 802 0,4
1.3 за 2008 г. - - - - 17 444 672 4,0
2 На накопительную часть пенсии 1 941 205 0,7 3 964 468 1,1 484 674 0,1
2.1 за 2006 г. 1 941 205 0,7 339 146 0,1 89 469 0,02
2.2 за 2007 г. - - 3 625 322 1,0 183 181 0,04
2.3 за 2008 г. - - - - 212 024 0,04

 

Из таблицы 4 видно, что задолженность по уплате страховых взносов снизилась от 10,5 % до 4,6 %. На рисунке 7 и 8 показана графически динамика роста поступления страховых взносов и уменьшения задолженности по уплате страховых взносов.

 

Рисунок 7 - Поступление платежей на страховую часть пенсии

 

Рисунок 8 - Поступление платежей на накопительную часть пенсии

 

При регистрации страхователям разъяснялась их обязанность по уплате страховых взносов и представлению индивидуальных сведений (ИНДС) на застрахованных лиц. Количество застрахованных лиц в информационной базе персонифицированного учета по Куйбышевскому району по состоянию на 01.01.2005 г. составляет 69852 человек, из них 5045 работающие пенсионеры.

Также следует отметить, что не все суммы, поступивших страховых взносов в Пенсионный фонд и разнесенных в базу данных по сведениям, предоставленным Инспекцией МНС по Куйбышевскому району, разнесены на индивидуальные счета застрахованных лиц.

В таблице 5 представлены сведения о суммах взносов, не принятых к разнесению в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

 

Таблица 5 – Суммы страховых взносов, не принятых к разнесению в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц

Показатель

2006 год

2007 год

2008 год

Сумма, руб. Удельный вес, в процентах Сумма, руб. Удельный вес, в процентах Сумма, руб. Удельный вес, в процентах
Сумма страховых взносов, поступивших на счет ПФ фонда РФ, и не принятых к разнасению, всего 737809 100 318 646 100,0 559 933 100,0
1 На страховую часть пенсии 579 629 78,6 206 320 64,7 467 681 83,5
1.1 По страхователям, ликвидированным 6 098 0,8 12 079 3,8 22 116 3,9
1.2 По страхователям, признанным банкротами 688 0,1 0,0 0,0 40 383 7,2
1.3 По страхователям, не представившим документы персонифицированного учета по неуважительным причинам 235368 31,9 192 600 60,4 435111 77,7
1.4 Неопознанные платежи 337475 45,7 1 641 0,5 -29 929 -5,3
2 На накопительную часть пенсии 158180 21,4 112 326 35,3 92 252 16,5
2.1 По страхователям, ликвидированным 1 257 0,2 2 315 0,7 5 236 0,9
2.2 По страхователям, признанным банкротами 2 002 0,3 0,0 0,0 3 026 0,5
2.3 По страхователям, не представившим документы персонифицированного учета по неуважительным причинам 70 486 9,6 53 752 16,9 101991 18,2
2.4 Неопознанные платежи 84 435 11,4 56 259 17,7 -18001 -3,1

 

В управлении проводятся документальные проверки достоверности представленных индивидуальных сведений о стаже и заработке. В проверках принимают участие 5 специалистов. За 2006 -2008 годы проверено 11152 индивидуальных сведений на 4327 застрахованных лиц. В ходе проверок выявлены недостоверные сведения, представленные в УПФ (рисунок 9).

 

Рисунок 9- Количество документально проверенных индивидуальных сведений а- 2006 год; б – 2007 год; в – 2008 год

 

Кроме того, специалистами отдела проведено 22 (на 37 человек) документальные проверки на основании уведомлений о расхождении ИНДС по данным трудовой книжки (либо справки о заработной плате) и выписки из лицевого счета застрахованного лица от специалистов отдела назначения и перерасчета пенсии.

В результате анализа ошибок можно сделать вывод, что наиболее часто причины расхождений заключаются:

- в несоответствии даты приема на работу (или даты увольнения) в трудовой книжке и в выписке из индивидуального лицевого счета;

- в несоответствии данных по заработной плате в справке и выписке при переходящих отпусках.

Выставление требований на недоимку. В течение трех последних лет проводилась работа по предъявлению требований об уплате страховых взносов на страховую и накопительную части пенсии страхователям, имеющим недоимку. Было предъявлено 71 требование на страховую часть пенсии на общую сумму 10514 тыс. руб. и 52 требования на накопительную часть пенсии на сумму 1188 тыс. руб. В результате этой работы по двум кодам получено 167 тыс. руб. пени на недоимку. Наиболее злостным недоимщикам оформлено 5 исковых заявлений на общую сумму 4170 тыс. руб. по взысканию задолженности по страховым взносам.

Прием индивидуальных сведений. На основании графика представления ИНДС, утверждаемого начальником Управления, работодателям выписываются уведомления о сроках представления сведений. Ежегодно до 01 марта специалисты отдела занимаются приемом индивидуальных сведений от страхователей и физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а так же контролем за своевременным их представлением. В случаях нарушения сроков уведомления выписываются на имя руководителя предприятия с предупреждением об ответственности за нарушение Федерального Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» №27-ФЗ от 01.04.1996г. Наиболее злостные страхователи, уклоняющиеся от своевременного представления ИНДС, приглашаются на финансовые комиссии в Администрацию Куйбышевского района. Всем страхователям (127), нарушившим срок представления индивидуальных сведений, предъявлены штрафные санкции, из них 100 страхователей заплатили штраф в добровольном порядке (79 %), а на 6 страхователей оформили документы в Арбитражный суд.

В 2006 году впервые был осуществлен прием индивидуальных сведений от предпринимателей, в том числе уплачивающих единый налог на вмененный доход.

Результаты приема индивидуальных сведений представлены в таблице 6.

 

Таблица 6 – Количество страхователей и застрахованных лиц, представивших индивидуальные сведения за период с 2002 по 2005 год

Показатель

Год

2006 2007 2008
1 Количество страхователей, представивших индивидуальные сведения, всего 1042 1304 1420
1.1 От страхователей – работодателей 721 856 890
1.2 От страхователей – частных предпринимателей 321 448 530
2 Количество застрахованных лиц, представленных страхователями 56855 67383 60364

 

Кроме приема годовых индивидуальных сведений специалистами отдела постоянно осуществляется прием ИНДС на работников, уходящих на пенсию в текущем году и корректирующих форм ИНДС на основании проведенных документальных проверок.

Обработка и ввод документов ПУ. Приемом, проверкой и вводом документов в программно – технический комплекс системы персонифицированного учета (ПТК СПУ) занимаются 13 специалистов отдела. После приема и проверки главным и ведущими специалистами документы поступают на обработку в ПТК СПУ. Если в процессе обработки специалисты обнаружили ошибки, то ошибочные формы возвращаются на доработку работодателю для дальнейшей работы.

В течение 2006 – 2007 годов специалистами отдела проводился прием, ввод запросов о предоставлении выписок о трудовом стаже и заработке из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

По запросам от Управлений предоставлено 40629 выписок, по запросам самообратившихся граждан 215 выписок (рисунок 10).

 

Рисунок 10 - Анализ работы по подготовке выписок из ИЛС застрахованного лица для назначения и перерасчёта пенсий а- назначение пенсии; б – перерасчет пенсии

 

В 2004 году в Управлениях ПФ г. Новокузнецка появилась возможность работы в режиме удаленного доступа в ПТК СПУ по обработке анкет, заявлений, запросов для назначения пенсии и индивидуальных сведений. Специалистами отдела проведено обучение как специалистов Управления, так и специалистов других Управлений г. Новокузнецка. В результате проведенной работы прием, обработка и ввод ИС в ПТК СПУ проводились более грамотно и в максимально короткие сроки.

Хранение документов. После ввода в ПТК СПУ документы персонифицированного учета передаются по описям на хранение в архив ПУ. Всего в архив поступило;

а) за 2006 г. – 110319 листов, из них 445069 индивидуальных сведений;

б) за 2007 г. – 423782 листа, из них 443052 индивидуальных сведений;

в) за 2008 г. – 508775 листов, из них 439875 индивидуальных сведений;

Уничтожено 266459 листов с истекшим сроком хранения.

Разъяснительная и методическая работа. Специалистами отдела постоянно проводится разъяснительная работа со страхователями по вопросам применения пенсионного законодательства и необходимости уплаты страховых взносов. Работа эта начинается с момента регистрации нового предприятия или частного предпринимателя.

Проводятся семинары по вопросам применения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования и правилам представления индивидуальных сведений застрахованных лиц.

Ежедневно проводятся консультации по организации работы и представлению индивидуальных сведений о стаже, заработке, доходе и начисленных страховых взносов застрахованного лица.

Во время отчетного периода выявляются:

а) работодатели, не получившие программу;

б) работники, не прошедшие начальную регистрацию;

в) кадровые изменения у страхователей.

Проводится работа по формированию наблюдательных дел на страхователей.

Постоянно проводятся консультации частных лиц и страхователей по вопросам, связанным с выдачей страховых свидетельств, заполнения анкетных данных и индивидуальных сведений и формирования их в пачки.

На основании графика сдачи индивидуальных сведений проводится работа со страхователями-должниками по сдаче индивидуальных сведений.

Работа с инспекцией МНС РФ. В соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии между Отделением Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области и Управлением МНС РФ постоянно проводится работа по обмену информацией. В инспекцию МНС по Куйбышевскому району г.Новокузнецка направляются копии актов документальных проверок, информация о плательщике единого социального налога, представившего недостоверные сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету в части уплаты страховых взносов. В свою очередь от инспекции МНС передаются копии расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу и страховым взносам.

Новые задачи. Проводится работа в соответствии с социальной программой о проведении капитального ремонта в домах интернатах области, в результате которой погашаются недоимки по страховым взносам страхователей, которые образовались за предыдущие годы. Осуществляется постоянный контроль за своевременным поступлением денежных средств от страхователя на счет Отделения ПФ, авизо о поступлении сумм немедленно отправляются электронной почтой в адрес Отделения Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области.

Проводится работа по информированию страхователей о системе электронного документооборота ПФР, о криптографической защите информации и ЭЦП.

В соответствие с рекомендациями отделения все предприятия района с численностью свыше 800 человек были проинформированы о введении в системе Пенсионного фонда РФ криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи, т.е. о возможности электронного документооборота. Представители страхователей приглашались на обучающие семинары.

Проводится информирование в рамках «пилотного» проекта населения, уходящего на пенсию в 2009-2010 году, о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.

На основании Постановления Правления ПФР №55 от 7.05.02 в Куйбышевском районе проводится подготовительная работа по проведению «пилотного» проекта по информационному взаимодействию с застрахованными лицами в системе государственного пенсионного страхования в условиях реализации пенсионной реформы.

В 2007 году была проведена работа по рассылке извещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в Пенсионном фонде Российской федерации. Извещения направлены работающим гражданам, которые имели право на накопительную часть трудовой пенсии и которым на момент начала пенсионной реформы, 1 января 2006 года, было 50 и менее лет для мужчин и 45 и менее лет для женщин. Извещения вручены лично гражданам, которым они адресованы. Не разрешалось опускать заказные письма ПФР в почтовые абонентские ящики, выдавать другим лицам, в том числе родственникам и соседям. Массив рассылки (количество застрахованных лиц, подлежащих информированию) насчитывал 705 человек. У всех через работодателей был уточнен адрес. В Куйбышевский район поступило 465 писем, была проведена большая работа по уточнению адресов застрахованных лиц через адресное бюро. 64 письма были возвращены по причине «адресат умер», «отсутствие адресата по указанному адресу» или «адресат не значится в базе данных адресного бюро». 401 письмо вручено застрахованным лицам, в том числе 52 письма вручены специалистами отдела. Кроме того, сотрудниками отдела проведена работа по сбору невостребованной корреспонденции от Управлений ПФ города и передаче ее в Отделение ПФ.

В 2007 году проведена работа по сбору заявлений на выбор управляющей компании. Граждане, сделавшие выбор управляющей компании, могли представить до 31 декабря 2007 года заявление одним из следующих способов:

а) лично принести заполненные бланки заявлений в органы ПФР по месту жительства;

б) заверить заявление у нотариуса и направить его в территориальный орган ПФ по почте, либо курьером;

в) передать заявление в организации, с которыми ПФР заключил соглашение о взаимном удостоверении подписей и принятии заявлений от граждан о выборе управляющей компании.

Прием заявления от гражданина во всех указанных случаях, за исключением оплаты услуг нотариуса, бесплатный. Отделение ПФР подписали Соглашения об удостоверении подписи со всеми банками, кроме Сберегательного, и 26 крупными организациями области.

В средствах массовой информации, на семинарах и при личном приеме граждан специалистами отдела проводились разъяснения о том, что выбор управляющей компании - это право, а не обязанность гражданина. Если он не считает себя в 2003 году готовым принимать такие решения, то его средства могут быть оставлены в государственном управлении. Для этого надо просто не отправлять бланк заявления в органы ПФР, и по умолчанию со средствами пенсионных накоплений будет работать государственная управляющая компания.

Из приведенных выше сведений просматривается тенденция к увеличению;

а) количества застрахованных лиц;

б) количества страхователей представляющих индивидуальные сведения;

в) сумм поступивших в ПФ страховых взносов, которые необходимо разнести по индивидуальным счетам застрахованных лиц;

Также просматривается уменьшение:

а) задолженности по уплате страховых взносов;

б) сумм страховых взносов не принятых к разнесению на индивидуальные счета застрахованных лиц по различным причинам,

в) количества сведений, подлежащих корректировке;

Данный анализ показывает необходимость увеличения повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, повышение качества обслуживания населения в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации. Значимость данной работы трудно переоценить, поскольку во многом от ее успеха зависит и отношение граждан к преобразованиям в пенсионной сфере и, как следствие, продвижение принципиальных положений реформы в широкие массы страхователей, застрахованных лиц и самих пенсионеров.

При новой модели формирования пенсии информирование застрахованных лиц и взаимодействие со страхователями является важной составляющей понимания обществом целей пенсионных преобразований и успешной адаптации к современным условиям каждого человека.

Вопрос совершенствования, оптимизации приема населения в территориальных органах ПФР получил принципиально новое звучание. Требуются иные методы работы с гражданами и страхователями, концептуально отличающиеся от применявшихся в дореформенное время.

 

2.2 Анализ организации оценки пенсионных прав

 

Оценку пенсионных прав в Управлении осуществляют 2 специалиста. В группе по оценке пенсионных прав на каждое предприятие либо организацию сформировано наблюдательное дело, которое состоит из набора документов, позволяющих осуществлять контроль обоснованности представляемых «льготных» индивидуальных сведений: учредительные документы, свидетельство о госрегистрации, перечень рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, поименные списки работников, акт проверки перечня, индивидуальных сведений и т.д.

Сравнительный анализ количества предприятий и организаций района, представляющих индивидуальные сведения со специальным стажем представлены на рисунке 11.

 

Рисунок 11 – Количество предприятий и организаций, представляющих индивидуальные сведения со специальным стажем


 

За 2002 - 2004 годы проведена 100 % камеральная проверка перечней образовательных учреждений. В результате проверки выявилось несоответствие наименования одного учреждения дополнительного образования наименованиям, предусмотренных Списками учреждений, утв. Постановлением Правительства от 22.09.99 № 1067. Постоянно осуществлялись камеральные проверки представляемых ИС.

Сравнительный анализ количества принятых индивидуальных сведений со специальным стажем представлен на рисунке 12.

 

Рисунок 12 – Количество принятых индивидуальных сведений со специальным стажем

 

За 2006 год принято 12810 индивидуальных сведений со специальным стажем, в том числе:

а) 10040 индивидуальных сведений формы «исходная»;

б) 1517 индивидуальных сведений формы «корректирующая»;

в) 1253 индивидуальных сведений формы «пенсионная».

За 2007 год принято 16237 индивидуальных сведений со специальным стажем, в том числе:

а) 11235 индивидуальных сведений «исходная»,

б) 1349 индивидуальных сведений формы «корректирующая»,

в) 333 индивидуальных сведений формы «пенсионная».

г) 3320 индивидуальных сведений со специальным стажем застрахованных лиц за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (формы СЗВ К).

За 2008 год принято 18098 индивидуальных сведений со специальным стажем, в том числе:

а) 10880 индивидуальных сведений «исходная»,

б) 3561 индивидуальных сведений формы «корректирующая»,

в) 338 индивидуальных сведений формы «пенсионная».

г) 3319 индивидуальных сведений со специальным стажем застрахованных лиц за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (формы СЗВ К).

Из рисунка 6 видно, что в 2008 г. увеличилось количество предприятий и организаций, представляющих индивидуальные сведения со специальным стажем по сравнению с 2005 г. на 1,5 %, по сравнению с 2007 г. на 13 %. Это связано с увеличением количества предприятий, представивших дополнительно перечень рабочих мест, профессий, должностей и показателей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение. Уменьшение количества предприятий со специальным стажем в 2006 и в 2007 г. связано с увеличением количества предприятий, не подтвердивших стаж, ликвидированных или не ведущих финансово – хозяйственную деятельность.

Из рисунка 7 видно, что количество принятых индивидуальных сведений неуклонно растет. В 2008 г. по сравнению с 2007г. увеличение произошло на 11,5 %. Увеличение в основном связано с увеличением количества принятых сведений для конвертации пенсионных прав и с необходимостью исправления индивидуальных сведений.

 

 


 

2.3 Анализ организации пенсионного обеспечения

 

Назначение пенсии. Прием населения по вопросам назначения пенсии, производство и контроль нового назначения пенсий осуществляют в Управлении 5 специалистов.

В управлении ведется ежедневный прием населения и страхователей по вопросам назначения пенсий и даются консультации по вопросам пенсионного обеспечения. Для сравнения в таблице 7 показаны данные по обращению за назначением пенсии в 2000-2004 гг.

 

Таблица 7 – Количество принятых заявлений на назначение пенсий

Показатель

Год

2005 2006 2007 2008 2009
1 принято заявлений, штук 1276 1326 1606 1725 1814
2 абсолютный прирост, штук 71 50 280 119 89
3 темп прироста, в процентах 5,9 3,9 21,1 7.4 5,2
4 темп роста, в процентах 105,9 103,9 121,1 107,4 105,2

 

Из приведенных данных видно, что за пятилетку прослеживается тенденция роста подачи заявлений на назначение пенсий. В 2008году по сравнению с 2007 годом принято больше на 89 заявлений или на 5,2%.

В таблице 8 показано распределение количества поданных заявлений на назначение пенсии по видам.

Из приведенных данных видно, что в последние пять лет прослеживается тенденция роста числа уходящих на пенсию по возрасту, в первую очередь за счет досрочных пенсий.

 

 


 

Таблица 8 - Распределение числа обращений на назначение пенсии в зависимости от вида пенсии

Год

Вид пенсии

по старости

по инвалидности

по случаю потери кормильца

социальные

 

всего из них досрочные пенсии
2005 850 (67 %) 339 (27 %) 210 (16 %) 135 (11 %) 81 (6 %)
2005 938 (71 %) 360 (27 %) 199 (15 %) 128 (10 %) 61 (4 %)
2006 993 (62 %) 427 (26 %) 224 (14 %) 206 (13 %) 175 (11 %)
2007 1022 (59 %) 466 (27 %) 227 (13 %) 341 (20 %) 135 (8 %)
2008 1144 (63%) 498 (27 %) 228 (12 %) 283 (16 %) 159 (9 %)
2009 1153 (67%) 523 (30 %) 235 (14 %) 290 (18 %) 172 (17 %)

 

Для обеспечения правильности назначения таких пенсий важное значение имеет обоснованность представления к назначению пенсии, подтверждение льготной работы требуемыми документами. Помощь в назначении досрочных пенсий оказывают специалисты группы по оценке пенсионных прав.

С целью проверок справок, уточняющих характер работы, специалисты отдела совместно со специалистами группы по оценке пенсионных прав выходят на предприятия района.

По результатам проверок составлены акты:

а) за 2006 год проведено 37 проверок, из них 27 - по подтверждению факта льготной работы, 4 – по подтверждению общего стажа, 6 – по подтверждению заработной платы;

б) за 2007 год проведено 34 проверок, из них 29 - по подтверждению факта льготной работы, 4 – по подтверждению общего стажа, 1 – по подтверждению заработной платы;

в) за 2008 год проведено 30 проверок, из них 16 - по подтверждению факта льготной работы, 13 – по подтверждению общего стажа, 1 – по подтверждению заработной платы.

Уменьшение количества проверок связано с увеличением назначенных пенсий по данным персонифицированного учета.

В результате проверок выявлено 6 не обосновано выданных справок, подтверждающих факт льготной работы (ш.Димитрова, ш.Бунгурская, Аэрокузбасс, ООО»Сельмаш,»ООО «Риэлт») - на предприятиях не сохранились документы, подтверждающие льготный стаж, а так же по одной справке о заработной плате выявлены расхождения, которые устранены в ходе проверки, а не обосновано выданные справки - отозваны.

Уменьшилось число обращений по которым Комиссией по пенсионным вопросам вынесены решения об отказе в назначении пенсии (рисунок 13). Это связано с изменением пенсионного законодательства. После вступления в силу новых законов, касающихся пенсионного обеспечения, в течение 2007 – 2008 г. решениями Конституционного суда были возвращены некоторые нормы старого пенсионного законодательства.

 

Рисунок 13 – Количество отказов в назначении пенсии

 

При назначении трудовых пенсий среднемесячный заработок за 2000-2001г.г. и страховой стаж застрахованных лиц, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В условиях автоматизированной обработки информации в течение всего периода, на который назначена пенсия, именно правильный ввод исходных параметров на этапе назначения пенсии определяет законность дальнейшей выплаты, своевременность и качество проведения перерасчетов и продления пенсий.

Сведения о количестве назначенных пенсий по данным персонифицированного учета представлены в таблице 9.

 

Таблица 9 – Количество назначенных пенсий по данным персонифицированного учета

Показатель

Год

2006 2007 2008
1Количество назначенных пенсий 931 1023 1199
2 Процент от общего количества назначенных трудовых пенсий 58 59 66
3 Темп прироста, в процентах - 9,9 17,2
4 Темп роста, в процентах - 109,9 117,2

 

Нельзя не учитывать тот факт, что каждое действие в пенсионной системе после 1 января 2006 года, будь то назначение пенсии или ее пере расчет, осуществляется на основании выписки из индивидуального лицевого счета.

Всего для целей назначения пенсий было запрошено:

а) за 2006 г. – 2361 Выписка из индивидуального лицевого счета, из них 899 повторных Выписок, что составляет 38 % от общего числа запросов;

 

 

Рисунок 14 - Порядок назначения пенсий по данным персонифицированного учета

 

 

б) за 2007 г. – 1144 Выписок из индивидуального лицевого счета, из них 249 повторных Выписок, что составляет 22 % от общего числа запросов;

в) за 2008 г. – 1738 Выписок из индивидуального лицевого счета, из них 372 повторных Выписок, что составляет 21 % от общего числа запросов.

Причины повторных выписок:

а) расхождения индивидуальных сведений в выписке с представленными документами 81,2 %, из которых 91,8 % приходится на сведения за период 2003-2005гг;

б) неверные сведения в индивидуальных счетах (Ф.И.О., дата рождения) – 5%.

Необходимость в повторных запросах Выписок явилась причиной увеличения срока назначения пенсии в среднем от месяца до двух. Кроме того, увеличение сроков было связано:

а) с отсутствием на начало года программного обеспечения по обработке ИС;

б) с несвоевременным представлением работодателем необходимых ИС на застрахованных лиц.

Как один из возможных вариантов сокращения сроков назначения пенсий является предварительное (за месяц, два до обращения за назначением пенсии) ознакомление застрахованных лиц с индивидуальными сведениями по их запросу.

Специалистами отдела, согласно утвержденного плана, проводится также предварительная проверка трудовых книжек сотрудников предприятий и организаций района, уходящих на пенсию (за год до назначения пенсии). По результатам проверок составляются акты, принимаются меры по устранению замечаний. Это так же позволит в дальнейшем сократить сроки назначения пенсии.

Заявления на назначение пенсий в течение года принимались как от неработающего населения, так и от представителей администраций предприятий, учреждений и организаций района.

Проанализировав работу по назначению пенсий можно сделать вывод о том, что в связи с увеличением количества обратившихся за назначением пенсии, постоянным изменением и уточнением пенсионного законодательства, а также необходимостью сокращения сроков назначения пенсий очень остро стоит вопрос совершенствования и опти мизации приема населения. От того насколько эффективно и результативно будет организована в Управлениях работа с населением и страхователями зависит в дальнейшем результат пенсионной реформы.

Перерасчет пенсии. Вопросами перерасчета пенсии в отделе занимаются 7 специалистов, из которых 1 специалист осуществляет ежедневный прием граждан и представителей предприятий и организаций района.

 

Таблица 10 – Количество принятых заявлений на перерасчет пенсии

Показатель

Год

2006 2007 2008
1 Принято заявлений, штук 6105 7462 9637
2 Абсолютный прирост, штук -357 1357 2175
3 Темп прироста, в процентах -4,5 22,2 29
4 Темп роста, в процентах 95,5 122 129

 

Из приведенных данных в таблице 10 видно, что за последние три года прослеживается тенденция роста подачи заявлений на перерасчет пенсий.

Увеличение количества перерасчетов связано с тем, что в 2007 году впервые были пересчитаны пенсии по страховым взносам, так как перерасчет пенсии по страховым взносам не предусматривает необходимости работы в течение полного года (достаточен лишь факт работы в 2006 году), а перерасчет пенсии по дополнительному стажу в 2006 г. осуществлялся только при добавлении полного года работы до 01.01.2006 г.

До сентября 2007 года прием населения, перерасчет и выплата пенсий осуществлялся по участкам.

С сентября 2007 г. в целях организации единообразной работы по назначению, перерасчету и выплате пенсии и на основании приказа Управляющего ГУ – Отделением Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области № 82 от 05.05.2003 года в Управлении функции специалистов по перерасчету и выплате пенсии были перераспределены. Прием граждан по пенсионным вопросам стал осуществляться отдельно ежедневно двумя ведущими специалистами, обработка перерасчетов (отдельно от выплаты) – тремя ведущими специалистами, контроль перерасчета пенсии (отдельно от выплаты)– двумя главными специалистами.

В таблице 11 показано распределение количества поданных заявлений на перерасчет пенсии по видам.

Анализ количества обращений в зависимости от вида перерасчета показывает, что растет число обращений по страховым взносам. Это говорит о том, что в 2007 году многие пенсионеры не знали о необходимости подачи заявления на перерасчет для увеличения размера пенсии, даже если проработан 1 день в 2006 году (рисунок 15). В связи с рассылкой в 2007 году писем с информацией о состоянии индивидуальных счетов, многие пенсионеры подали заявления в 2008 году.

 

Таблица 11 - Распределение числа обращений на перерасчет пенсии в зависимости от вида перерасчета

Основание перерасчета

2006 год

2007 год

2008 год

Штук Процентов Штук Процентов Штук Процентов
1 По страховым взносам - - 3276 44 4270 44
2 Корректировка страховых взносов - - 319 4 1950 20
3 Конвертация пенсионных прав 3676 60 1049 14 340 4
4 Изменение базовой части 359 6 498 7 1839 19
5 Перерасчет государственных пенсий (ст. 22 п.2) 678 11 450 6 60 1
6 Смена вида пенсии 51 1 52 1 74 1
7 Ревизия 656 11 1113 15 426 4
8 Выделение доли 232 4 237 3 - -
9 Компенсация за уход 37 1 36 0 16 0
10 Переплата пенсии в связи с сокрытием факта работы 30 0 30 0 28 0
11 Дополнительное материальное обеспечение - - 4 0 - -
12 Выезд за границу 3 0 6 0 2 0
13 Принятие на учет 364 6 368 5 604 6
14 Назначена вторая пенсия 19 0 24 0 28 0
Всего перерасчетов 6105 100 7462 100 9637 100

 

Также видно, что быстрыми темпами растет количество корректировки страховых взносов. Это связано с тем, что в 2008 году кроме корректировки взносов за 2007 год была еще осуществлена перекорректировка взносов за 2006 год.

Уменьшилось количество пенсионеров, подавших заявления на конвертацию пенсионных прав. Это связано с тем, что многие пенсионеры уже оценили свои пенсионные права за период работы до 31.12.2005 г. в течение 2006 г. Чем больше времени пройдет после 01.01.2006 г., тем все меньше и меньше будет количество пенсионеров, которым необходимо оценить свои пенсионные права, которые возникли до реформы пенсионного законодательства (01.01.2006 г.).

 

 


 

Рисунок 15 – Сравнительная численность пенсионеров, подавших заявления на перерасчет в 2007 году к общей численности пенсионеров в районе

 

Увеличилось количество пенсионеров, которым необходимо пересчитать базовую часть пенсии. Это связано с изменением пенсионного законодательства в части пенсии по инвалидности, так как размер пенсии стал зависеть не от группы инвалидности, а от степени утраты трудоспособности.

Увеличилось количество прибывших на учет пенсионеров, особенно с районов Крайнего Севера.

Резкий скачок количества пенсионных дел, по которым осуществлен перерасчет в связи с ревизией в 2007 году, связан с тем, что в это время проводилась масштабная инвентаризация пенсионных дел. В связи с многочисленными разъяснениями норм нового пенсионного законодательства, поступившими к середине 2007 года, многие размеры пенсий, пересчитанные с 01.01.2006 г., были пересмотрены.

Перерасчеты по страховым взносам, а также по стажу и заработку, как и назначение пенсий, проводились на основании выписок с доплатой размера пенсии, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления на перерасчет пенсии. Одновременно с перерасчетом по страховым взносам была осуществлена корректировка размера страховой части пенсии с учетом изменения проплаты страховых взносов на конец года.

По страховым взносам для перерасчета пенсии всего запрошено:

а) в 2007 году - 3310 выписки, из них по 3276 выпискам произведен перерасчет, по 34 полученным выпискам в перерасчете отказано из–за отсутствия проплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда.

б) в 2008 году - 4309 выписки, из них по 4270 выпискам произведен перерасчет, по 39 полученным выпискам в перерасчете отказано из–за отсутствия проплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда.

При перерасчете пенсии по страховым взносам возникали также трудности в связи с отказом в формировании Выписки.

На рисунке 16 показаны причины отказа в Выписке на перерасчет и корректировку пенсии в 2007 году, в котором всего было отказано в формировании 138 Выписок на перерасчет и 11 на корректировку. В 2008 году отказов в Выписках было значительно меньше: 11 на перерасчет и 6 на корректировку.

 

Рисунок 16– Причины отказа в Выписке на перерасчет и корректировку пенсии на 01.07.2007г. а – корректировка; б - перерасчет

 

Это связано с тем, что Выписки на перерасчет и корректировку размера пенсии в 2008 году стали формироваться непосредственно из базы данных ПТК СПУ, т.е. базы по всей стране. А в 2007 году Выписки формировались из базы данных программного комплекса «КРИС», т.е. базы только по Кемеровской области.

Динамика среднего изменения размера пенсии в связи с перерасчетом и корректировкой показана в таблице 12.

 

Таблица 12 – Изменение среднего размера пенсии в связи с перерасчетом и корректировкой по страховым взносам

Показатель

Год

2007 2008
1. Количество откорректированных пенсий, штук 319 1950
1.1 С увеличением размера пенсии, штук 210 847
1.1.1 Средний размер увеличения, рублей 6,44 7,68
1.2 С уменьшением размера пенсии, штук 66 320
1.2.1 Средний размер уменьшения, рублей 3,16 5,68
1.3 Без изменения размера пенсии, штук 43 783
2. Количество перерасчитанных пенсий, штук 2968 2264
2.1 С увеличением размера пенсии, штук 2968 2264
2.1.1 Средний размер увеличения, рублей 47,69 54,23
2.2 Количество пенсионеров, которым произведен перерасчет из суммы страховых взносов, превышающей 41650, человек 1 5
2.2.1 Средний размер увеличения, рублей 404,36 783
3. Количество перерасчитанных пенсий одновременн<

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow