Проблемы и перспективы информатизации высшей школы РК
Основная цель: использования новых информационных технологий повысить качество казахстанского образования, обеспечить равные возможности гражданам на получение образования всех уровней и ступеней.
Проблемы:
¾ быстрое устаревание информационные средства, техники, недостаточное количество, дороговизна.
¾ неподготовленность преподавателей к информатизации образования: как психологическая, так и в силу недостаточного владения информационными технологиями;
¾ недостаточное количество высококвалифицированных специалистов для обеспечения качества преподавания, увеличение объема содержания образования
¾ недостаток методических материалов, электронные учебные ресурс по применению информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
¾ Невысокая техническая поддержка развивающейся инфраструктуры системы образования
Перспективы:
|
|
¾ фундаментализация образования, что должно повысить его качество;
¾ опережающий характер всей системы образования, ее нацеленность на
¾ развитие творческих способностей человека, решение проблем
¾ постиндустриального общества;
¾ большая доступность системы образования за счет дистанционного
¾ обучения и самообразования на основе новых информационных и
¾ телекоммуникационных технологий.
¾ появление множество электронные учебные ресурсы, учебников на казахском языке и к ним свободный доступ.
¾ Высшая школа должна быть расширена. Для успешного технологического развития общества необходимо чтобы доля специалистов с высшим образованием составляла не менее 25% - 30% от общего числа занятого в труде человечества.
¾
Дистанционные технологии и интернет обучение, их характеристика
Дистанционные Обр. Технологии – это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя.
Цель:
· предоставление студенту возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства (или временного пребывания) в удобное для него время и в удобном для него темпе.
· предоставление гражданам равных образовательных возможностей в любых районах страны и за ее рубежами;
Интернет обучение -обучение, при котором обучающиеся связаны с источниками
информации, с преподавателем или друг с другом через компьютерную сеть Интернет.
|
|
Основные принципы системы ДО:
1. Открытое планирование обучения на основе Гос. Обр. стандарта, свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы модульных программ и учебных элементов.
2. Свобода выбора времени и темпов обучения.
3. Прием абитуриентов в течение всего календарного года.
4. Реализация принципа «Образование через всю жизнь».
Формы ДО:
· Чат-занятия — Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
· Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий
· Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.
Преимущества ДО:
1. Эффективность - улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени и других ресурсов на его достижение.
2. Гибкость - возможность обучаться, выбирая время, место и темп обучения.
3. Модульность - возможность обучаться по индивидуальному учебному плану, отвечающему личным потребностям.
4. Параллельность - возможность обучения без отрыва от работы.
5. Мобильность -Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line.
6. Новые информационные технологии - использование в образовательном процессе новейших информационных и телекоммуникационных технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах, позволяющих осуществлять контролируемую самостоятельную работу обучаемого.
Недостатки ДО:
- Недостаток практических знаний Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики.
- Проблема идентификации пользователя Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент сдавал экзамены или зачеты, - это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится лично приезжать в вуз или его филиалы.
- Недостаточная компьютерная грамотность В особенная потребность в дистанционном образовании возникает в отдаленных районах. Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет.
ДТ обучения удобна:
1. Для специалистов, уже имеющих высшее образование и желающих приобрести знания: повысить свою квалификацию, пройти профессиональную переподготовку или получить второе высшее профессиональное образование;
2. Для потребителей образовательных услуг довузовской, вузовской и послевузовской подготовки.
3. Дистанционное обучение обеспечивает необходимые ресурсы для одновременного получения слушателями параллельного обучения.
4. Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения.
Проблемы интеграции высшего образования Республики Казахстан в мировое образовательное пространство
Несмотря на то, что начало интеграции образования Республики Казахстан в европейское образовательное пространство положено достаточно давно, данный вопрос не теряет своей актуальности. Остается ряд нерешенных вопросов как теоретического характера, касающегося определения основных понятий Болонского процесса, так и методологического. Вопросы реформирования национальных систем образования, формирования стандартов образования, учебных планов и программ, реализации кредитной системы, а также ряд других требуют своего разрешения.
|
|
Проблемы:
¾ Мобильность студентов и преподавателей. Аналитические данные Центра Болонского процесса и академической мобильности МОН Республики Казахстан свидетельствуют об актуальности данного вопроса. Однако многие вузы по-прежнему не имеют возможности приглашать специалистов других регионов и стран для обмена опытом. Имеют место также языковые барьеры студентов и преподавателей, т. е. не решена проблема языковой мобильности.
¾ Казахстанские вузы не имеют современной материально-техническая и научно-лабораторной базы, инфраструктуры то есть необходима интеграция науки в образование и финансирование. Расходы на науку – рекордно низкая цифра - 0.24% ВВП (где 0.11% составляет государственное 51 финансирование).
¾ Низкое качества преподавания в университетах страны (отток молодых перспективных преподавателей из вузовской сферы; несоответствие уровня компетенции вузовских преподавателей современным требованиям; относительно невысокая оплата труда при возрастающей аудиторной нагрузке; отсутствие действенных механизмов подбора и подготовки необходимых кадров; сложность оценки научной и интеллектуальной компетенций преподавателей; нехватка преподавателей с учеными степенями, совмещающих, как правило, свою деятельность в нескольких вузах; неравномерное распределение преподавателей с учеными степенями по регионам страны)
¾ Кредитная технология, дистанционное обучение слабо реализована
¾ Мало привлечено работодателей к подготовке кадров и таким образом у студентов нет практических навыков в реальных условиях производства и современной материальной базы.
¾ Низкое качества подготовки кадров и трудоустройство