Тема урока: Г. Остер. «Середина сосиски»; Я. Аким. «Жадина».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Результаты:
Предметные:
-учиться слушать текст;
-понимать содержание прочитанного;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, из учебника.
Метапредметные:
Регулятивные:
-умение учиться и способность к организации своей деятельности.
Коммуникативные:
-умение слушать и слышать, вступать в диалог;
-учиться работать в паре, в группе;
-оказывать поддержку друг другу.
Личностные:
-учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию.
Оборудование и материалы: презентация, алфавит, карточки с шифровкой, карточки слов, звёздочки, карточки со стихотворениями,
№ | Этап урока | Отводимое время | Методы обучения | Формы взаимодействия | Деятельность учителя по формированию знаний | Планируемые способы оценивания |
1 | Организация начала урока. | 2 мин. | Словесный | Фронтальная | а) приветствие учителя; – Урок литературного чтения хочу начать с пожелания доброго дня всем – всем – всем, каждому из вас. Добрый день, ребята, гости! И давайте поиграем с вами в игру "Добрый день”. б) игра "Добрый день” – Я скажу слова: "Доброе день …” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой,– значит, вы услышали, отвечайте на приветствие. Попробуем? Добрый день всем девочкам!.... Добрый день всем мальчикам!... Добрый день всем, кто любит конфеты!... Добрый день всем, кто приехал в школу на автобусе!... Добрый день всем, кто хочет знать тему нашего урока!... | Словесное поощрение |
3 | Постановка цели урока | 5 мин. | Практический (задание) | Фронтальная | а) Индивидуальное задание хорошо читающим: - Пока ребята по карточкам подготовят загадки о героях, с которыми мы сейчас встретимся на страницах букваря, … Даю карточки для подготовки индивидуального чтения № 1, № 2, №3, № 4. б) Групповая работа – Мы попробуем вместе расшифровать фамилию автора. - Работаем в группе. Для начала легкое задание: Поднимите столько рук, сколько у кошки лап. Теперь столько рук, сколько у слона хоботов. Вывод: работая в группе, важно совместно обсудить задание, решить, кто от группы даст правильный ответ. - Каждой группе я предложила четыре буквы. Выберите лишнюю букву и объясните свой выбор. Учитесь слушать друг друга. С О М Д («О» - обозначает гласный звук.) У И Я С («С» - обозначает согласный звук.) Т Л З М («Т» - обозначает глухой согласный звук.) Е А Э О («Е» - стоит после мягкого согласного звука.) Ё Е Ю Я (- нет лишней буквы.) ы ъ ь Р («Р» - бывает строчная и заглавная.) - Отгадываем загадки – карточки № 1 и № 2. 1. Если надо защититься, Мигом на спину ложится. Отогнал клубок от бабки, Не даёт вязать ей тапки. Весь пушистый, как утёнок Баловник у нас… (котёнок) + Составить модель слова-отгадки - Но котенок пришел не один! Угадайте, кто еще с ним к нам пришел на урок! 2. То он катится клубком, То завертится волчком. С ним легко мне в час досуга, Я – выращиваю друга, Он всегда у моих ног. Очень ласковый…(щенок) + Составить модель слова-отгадки - Котенок и щенок – где мы их уже встречали? - Два наших старых знакомых! Котенок по имени Гав и щенок из рассказа Григория Остера «Меня нет дома». - А как живут вообще кошка с собакой? (Ответы по карточкам №3 и №4) 3. Живут как кошка с собакой. – Выбрать слова, объясняющие (толкующие) эту пословицу: враждуют, помогают, любят, не ладят, ссорятся, делятся, ругаются, ладят, играют, дружат, договариваются. Смысл Подобранные слова выносим на доску. 4. – Послушаем ещё стихотворение (выразительное чтение). Если встречаются кошка с собакой, дело обычно кончается дракой. Даже в стихах потасовки случаются, если собака и кошка встречаются. Чтоб безобразную драку унять, кошку с собакою нужно разнять! - А наших героев нужно разнимать? - Вам интересно, что с ними случилось дальше? - Тогда вперед! в) - Название произведения найдём по содержанию: Урок №10 -? Найдем нужную страницу (24). – Веселую сказку Г. Остера «Середина сосиски» мы разыграем как в театре. - Что по-вашему нужно для начала сделать? (Научиться хорошо, выразительно читать.) | Словесное поощрение |
4 | Первичное усвоение знаний 10 мин. | 12 мин. | Словесный (беседа), практический (задания) | Фронтальная | 1. Первичное чтение учителем. 2. Экспресс-опрос (тест на проверку понимания прочитанного) 1) Котенок и щенок собирались с – ужинать в - завтракать 2) "Гав” - это, конечно же, к – котенок о - щенок 3) Что же стало с сосиской? у – от нее ничего не осталось б - середина 4) Что это было? с – проза а - стихи 5) Кто автор? к – Э. Успенский н – Г. Остер 6) Эта история а - могла произойти на самом деле о – нет, все придумал автор В результате на листочках должно получиться слово "вкусно”, но тех, кто пытался просто угадать, ждала "ловушка" – слово "собака”. У. – Посмотрите еще раз на слово "вкусно”. Чего-то недостает. Радости за себя! Молодцы! Поставьте нужный знак и правильно прочитайте маленькое восклицательное предложение (Вкусно!) 3. Подготовка к чтению учащимися. - Вам грустно, что больше ничего не осталось? - Ни от сосиски, ни от рассказа …. - А давайте прочитаем еще раз! 4. Чтение сказки цепочкой. (Хорошо читающие находят слова котенка, щенка и отмечают реплики карандашом.) 5. Читаем по ролям, отрабатываем нужную интонацию. | Словесное поощрение |
5 | Физминутка | 1 мин. | Практический | Фронтальная | Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале… Руки вверх и руки вбок, Наклонились, разогнулись! И на месте прыг да скок! Раз-два-три-четыре-пять! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы вы ребятишки! | Словесное поощрение |
6 | Первичное закрепление | 8 мин | Практический | Фронтальная, парная | (Стоя у парт) – Проследите глазками по моим командам. «Соберите» буквы - расшифруйте слово. (Буквы на разноцветных звездочках прикреплены в разных местах на стенах.) Красная звездочка - Ж Желтый цветок - А Синяя звездочка - Д Красный цветок - И Желтая звездочка – Н Синий цветок - А - Что получилось? (ЖАДИНА) IV. Чтение стихотворения Я. Акима «Жадина» (с. 26). - Детский поэт Яков Лазаревич Аким написал много стихов о дружбе, сейчас послушайте одно из них, подумайте, а потом скажите: можно ли про вас так же сказать? 1. «Жадина» Кто держит конфету свою в кулаке, Чтоб съесть её тайно от всех в уголке, Кто, выйдя во двор, никому из соседей Не даст покататься на велосипеде, Кто мелом, резинкой, любою безделицей В классе ни с кем никогда не поделится? Имя тому подходящее дадено, Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА! 2. Хором читаем продолжение стихотворения в букваре. Вопросы: – Понравилось стихотворение? – Кто узнал в нем себя? Нет у нас таких, вы молодцы, всем делитесь со своими друзьями. 3. В группе – по строчкам. 4. Кто запомнил? (2-3 человека наизусть) 5. Это стихотворение можно рассказать как считалочку. Поиграем? Посчитайтесь: кому выпадет отвечать на вопрос? (Вопросы зачитывают хорошо читающие дети.) Вопросы: 1) Почему автор так говорит о жадине? 2) Можно ли назвать котенка Гава и щенка жадными? 3) Как бы они себя вели, если бы были жадными? 4) Как ты думаешь, рассказ Г. Остера и стихотворение Я. Акима об одном и том же? (Попробуй это доказать.) 5) Может ли сказка научить человека быть добрым, щедрым? Учитель: - Только тот, кто готов поделиться самым вкусным обедом, мороженым, пирожным или игрушкой, достоин называться словом ДРУГ. Если рядом с тобой есть такой человек, тебе повезло. | Словесное поощрение, взаимопроверка |
8 | Рефлексия | 2 мин. | Словесный (беседа) | Фронтальная | - Урок заканчиваем? - Да! - Потрудилась детвора. Мы – хороший, дружный … - Класс! - Получилось всё у вас? (Отвечают: что получилось, понравилось, запомнилось…) Отмечаю работу каждого ученика и дарю раскраску с героями Г. Остера. | Словесное поощрение |