Этика социальной работы. Мораль и этика

Лекция. Понятие деонтологии. Виды деонтологии.

 

Понятие деонтологии

Термин «деонтология» (от греч. deonthos – должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий. С формированием деонтологии этика из морали добродетельного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фиксирует должное в

определенных максимах, правилах. Так в истории этики был совершен еще один шаг от морали отдельных нравственных качеств к морали, опирающейся на закон.

На основании представлений о должном складываются требования к поведению и действиям, которые в отношении специалиста выступают как его профессиональный долг и обязанности. В понятие профессионального долга всегда входят не только функциональные обязанности представителей той или иной профессии, но и ответственность этих людей перед коллегами, перед профессией как таковой, перед обществом. Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии, поэтому, так ярко выражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста.

Долг - одна из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними. В категории «долг» наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального работника и нормативный характер профессиональной этики. Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью по решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности. Чувство долга побуждает социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали. Деятельность социального работника сопряжена с высокой степенью самостоятельности и моральной ответственности, представляющей собой сознательное отношение к профессиональному долгу. Ответственность в свою очередь не является отвлеченным понятием, она неотделима от творчества и самостоятельности, внимания к людям, окружающим социального работника в его повседневной практической деятельности. В этих случаях понятие профессионального долга вменяет в обязанность специалисту быть способным предвидеть последствия своей деятельности, особенно негативные последствия, - в соответствии с известным принципом «primum non nocere» - «прежде всего, не навреди», приписываемом Гиппократу.

Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества. Учение о долге является центральным звеном системы профессиональной этики. Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых в конечном счете направлена деятельность. Применительно к социальной работе деонтология – это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника. Деонтология социальной работы – это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

Таким образом, профессиональный долг специалиста – это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем он поступает:

- свободно, поскольку принятая обществом система морально-нравственных нормативов не является универсальной и из всего многообразия норм, которые имеют место в обществе,

 - от групповых до общественных – специалист может выбирать те, которые в наибольшей степени отвечают его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;

- сознательно, так как решение поступить так или иначе принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений;

- добровольно, поскольку чувство долга стало убеждением и доминирующим мотивом деятельности, и именно это обстоятельство определяет поведение и деятельность специалиста в повседневной практике.

Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:

- высокий профессионально-квалификационный уровень как гарант качества работы;

- четкое знание своих профессиональных обязанностей,

добросовестное и неукоснительное их выполнение;

- профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;

- глубокую убежденность в необходимости выполнения своих

профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы

общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

- сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

- заинтересованность в повышении эффективности работы своего

коллектива и совей индивидуальной работы;

- высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку

к должному поведению;

- наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

- стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать

новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:

- личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в

моральном отношениях;

- компетентности специалиста;

- рационального подхода к решению поставленных задач;

- соответствия полномочий и ответственности;

- правовой регламентации деятельности;

- подотчетности;

- инициативы и творческого подхода;

- организованности и дисциплины;

- контроля и проверки исполнения;

- критического подхода к оценке деятельности, возможностей

своих и клиента;

- доверия и свободы действия;

- поощрения и наказания и другие.

 

2.Личностные качества социального работника.

Социальная работа — такая деятельность, которая требует не только

управленческого профессионализма, педагогических, юридических и

психологических знаний, изучения социальной философии и этики, но самое

главное, чем должен обладать социальный работник — это высокие

морально- нравственные устои, которые не позволят ему поддаться

соблазну манипулировать людьми в корыстных целях. Он призван творить

добро и не имеет права принести ненароком зла. Невежество и душевная

черствость — черты, для социального работника неприемлемые.

Социальная работа ни в одной стране не приносит больших капиталов, она очень трудна, так как заключается в постоянном общении с людьми, у которых горе, которые страдают. Она опасна из-за покушений со стороны социально-ущербных элементов. И тем не менее, даже порой не претендуя на зарплату, в свободное от основной работы время представители разных социальных слоев общества получают профессиональное образование социальных работников, участвуют в деятельности различных организаций, занимающихся социальной помощью.

Социальный работник в некоторой степени действует на пересечении нравственной обязанности и нравственной свободы. Чем выше степень его нравственной свободы, тем непреложное его долг.

 

Социальный работник должен:

- уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденцианость всей полученной информации;

- информировать клиента о границах конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использовании;

- получить согласие клиента на печатание, запись разговоров и участие третьего лица;

- в отношениях с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен.

 

Этические нормы профессионального общения социального работника:

- социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с обманом, ложью, подлогом;

- социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника;

- социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего;

- социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий,направленных против одного человека или групп людей;

- социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей;

- социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для люден, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем; информировать об этом заранее и не оказывать на них давление (при этом сохранить конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования);

- социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью только с людьми, профессионально связанными с ними,

Этические обязательства социального работника перед клиентом:

- на первом месте всегда должны быть интересы клиента;

- социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, максимально используя профессиональные навыки;

- недопустимо использование взаимоотношений с клиентом для достижения личной выгоды;

- не следует проявлять, способствовать, участвовать в любой форме дискриминации па основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, умственными или физическими недостатками, личностными характеристиками, условиями, статусом;- социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах и обязанностях, предоставляемых ему социальной

службой;-следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;

- социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;

Прикладная этика предлагает для анализа возникающих моральных проблем, для принятия и обоснования решений следующие подходы:

Подход с точки зрения долга (деонтологический):

Рассматриваемый подход имеет две разновидности:

а) с позиции моральных прав (прав человека);

б) с точки зрения справедливости.

 

 

Этика социальной работы. Мораль и этика

Мораль и этика — специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требовании, норм и правил, регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и личной жизни, его отношение к обществу, к той социальной группе (или слою), представителем которой он является, к себе как к члену конкретного общества, а также к выполнению возложенных на него социальных и профессиональных обязанностей.

Этика — это наука, изучающая закономерности возникновения развития и функционирования морали, ее специфику и роль в обществе,систему нравственных ценностей и традиции. Она устанавливает критерии нравственной свободы и ответственности личности, моральную ценность поступков. Этика базируется на философии. Она формировалась вместе с зарождением, становлением н развитием философии. Вместе с тем этика связана с социальной педагогикой, социальной психологией и юридическими дисциплинами.

Особенностью каждой профессиональной морали является то, что в различных сферах профессиональной деятельности применение, выражение и преломление общих нравственных норм имеет свои специфические черты и формы.

 

Профессиональная мораль социального работника включает и себя следующие функции: познавательная, профессионально-нравственная,социально-корректирующая, социализирующая и дидактическая,.воспроизводство этических знаний, выработка устойчивого иммунитета.

 

Творческое выполнение соц.работником его профессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и духовно-нравственное совершенствование – долг соц.работника по отношению к самому себе.

Честь и достоинство соц.работника – это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких качеств и ценности как специалиста и личности.

Потребность в объективной и обоснованной оценке своих достоинств является стимулом к совершенствованию личности. Если специалисту достаточно лишь внешнего проявления уважения к нему, если он готов довольствоваться лишь видимостью авторитета – он никогда не станет хорошим специалистом, поскольку личные амбиции в отношении оценки окружающих и субъективная самооценка для него важнее, нежели действительная ценность его личности.

Значительную роль в социальной работе играют отношения, складывающиеся между соц.работником и социальным окружением клиента– его родными и близкими, друзьями и соседями. Внимание к социальному окружению клиента, учет его мнения и привлечение его к сотрудничеству на благо клиента, создание атмосферы полного доверия и взаимопонимания –профессиональный долг социального работника. Создание крепкого,

творчески работающего коллектива, объединенного единством целей и задач - объективная цель сотрудничества соц. работника с социальным окружением клиента.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: