Выполнила: студентка 5 курса

Сапункова В.И.

Научный руководитель:

преподаватель теории и методики

музыкального образования

Ворончихин В.Н.

 

Ростов 2010

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА – ЭКОЛОГИЯ

1.1 Что такое экология?

1.2 Роль природы в эстетическом воспитании школьников

1.3 Природа в музыке

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТАННОСТЬ ВОПРОСОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

2.1 Урок музыки и экологическое воспитание школьников

2.2 Экологическое воспитание на уроке музыки

2.3 Концепция А.В. Паутова "Экология – экология искусства – экология души"

2.4 Исследование роли урока музыки в формировании экологической культуры школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


Введение

 

Диалектика взаимодействия природы и общества такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная — усиливается. Это и понятно: познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя ее, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой. Человек и исторически, и онтогенетически постоянно, изо дня в день общается с окружающей природной средой. Природная среда жизни общества не ограничивается географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого — биосфера, включающая населенную организмами верхнюю часть земной коры, воды рек, озер, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Ее структура и энергоинформационные процессы определяются прошлой и современной деятельностью живых организмов. И в современном мире эту биосферу необходимо охранять.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

- уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

- в значительной мере истреблен лесной покров;

- стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

- мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;

- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

- частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;

- загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе, к окружающему миру. Необходимо беречь природные богатства, сохранять и приумножать флору и фауну. Этим уже занимаются специально созданные организации, как в России, так и в мире: "Greenpeace", "Зеленые", "Охрана дикой природы".

Вопросами сохранения равновесия в природе, отношения человека с окружающей средой занимается наука "экология". Термин "экология" ввел немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге "Общая морфология организмов". Экология - (от греч. οικος — дом, жилище, хозяйство, обиталище, местообитание, родина и λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Важную роль в формировании бережного отношения к природе играет школа. С начальных классов дети знакомятся с окружающим миром, природой на уроках природоведения, краеведения. В более старших классах на уроках биологии ребята узнают о науке экологии, изучают экологические проблемы. В экологическом воспитании так же помогают и уроки изобразительного искусства, музыки, физики, астрономии, химии. Ведь все эти науки, так или иначе соприкасаются с природой, они рассказывают о богатствах природы и призывают к ее охране.

Ступени системы непрерывного экологического образования нашли отражение в Законе РФ "Об охране окружающей природной среды" (2002): "В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов в стране устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного и школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации".

Важную роль в отражении взаимодействия человека и природы играет искусство. Красота, естественность красок природы вдохновляла многие века художников, музыкантов, архитекторов и скульпторов, поэтов и писателей на создание произведений искусства. Достаточно вспомнить картины И.И.Шишкина, И.И.Левитана, М.А.Врубеля, А.К.Саврасова, Н.К.Рериха, музыку П.И.Чайковского, А.Вивальди, Г.В.Свиридова, Э.Грига, поэзию А.С.Пушкина, С.Есенина. Как ярко и образно отражали эти великие люди природу, родные поля, леса, просторы родного края. И в современном мире природа продолжает наполнять произведения искусства своими новыми яркими красками.

Среди различных видов искусства большое значение в формировании экологической культуры принадлежит музыке. Музыка тончайший инструмент воздействия на чувства. Обладая способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души, она вызывает восхищение и трепет перед красотой и вечностью природы. В музыке звучит красота окружающего мира. Она воспитывает бережное отношение к природе, облагораживает душу человека.

Урок музыки в экологическом образовании детей играет очень важную роль. Ведь на уроках музыкального искусства ребята познают окружающий мир, природу, ее красоту через звуки, музыку. Именно на этом уроке у детей формируется гармонично-развитая личность, раскрываются понятия добра и зла, формируются нравственные ориентиры, культура через произведения искусства – живопись, музыку, поэзию.

Учителя музыки Ярославской области являются активными последователями экологического воспитания средствами музыки. Это З.Б.Мурашова, Т.Б.Заяц, Г.А.Заозерова, А.В.Паутов, Л.В.Залыгина, Э.Ю.Щербак. Они на своих уроках, осознавая важность экологического воспитания детей, внедряют идеи экологического воспитания на уроках музыки, которые обретают жизнь и дают результаты. Этому способствуют и программы по музыке.

В современном мире, прогрессирующем и наполненным новейшей техникой, технологиями, химическими веществами мало места отводится природе как таковой. Окружающий мир, природа, флора и фауна находится на грани уничтожения. Экологическое состояние природной среды ужасно. Вырубают леса, загрязняют овраги, реки, озера, вывозят туда мусор и химические выбросы. Мы считаем, что экологическое воспитание с самых ранних лет поможет нам восстановить разрушенное, но для этого необходимо реанимировать умы людей, так как восстановление нормальной природной среды может быть только с экологически чистой душой и умом человека. Если душа человека так же загрязнена всевозможными мыслями, средствами массовой информации, грязной музыкой, литературой, изобразительным искусством, то никогда окружающий мир и природа не будет здоровыми. Поэтому тема экологического воспитания средствами искусства (музыки) актуальна.

Исходя из вышеизложенного, мы определяем следующие цель и задачи нашей работы:

Целью исследования является: выявление роли уроков музыки в формировании экологической культуры школьников.

Задачи исследования:

1) изучить литературу по проблемам экологии и экологического воспитания школьников.

2) изучить опыт учителей музыки в Ярославской области по экологическому воспитанию школьников.

3) выявить художественно-педагогические условия способствующие экологическому воспитанию школьников на уроках музыки.

Объект исследования – экологическое воспитание школьников средствами музыки.

Предмет исследования — проблема взаимодействия школьников с окружающей средой, как одно из направлений экологического воспитания и как часть работы учителя музыки по формированию гармонично-развитой личности учащегося.

База исследования: 4 класс гимназии №1 г.Ростова

Гипотеза — в нашей работе мы предполагаем, что экологическое воспитание средствами искусства на уроках музыки прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире.

 


Глава I. ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА - ЭКОЛОГИЯ

 

В современном индустриально развитом мире появилось множество проблем – социальных, демографических, межнациональных, экологических. Каждая страна мира пытается решить их по-своему. Одной из наиболее важных проблем цивилизации становится проблема сохранения природной среды, редких животных, рептилий, птиц, растений, так как земля является средой обитания не только человека, но множества других существ, которые погибают из-за небрежности и равнодушного отношения к природной окружающей среде. Экологические проблемы современности выходят на первый план решения мировых катаклизмов, поэтому необходимо настраивать и подрастающее поколение на решение этих проблем.

 

1.1 Что такое экология?

 

ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и... логия), наука, изучающая взаимосвязи организмов с окружающей средой, т. е. совокупностью внешних факторов, влияющих на их рост, развитие, размножение и выживаемость. До некоторой степени условно факторы эти можно разделить на "а биотические", или физико-химические (температура, влажность, длина светового дня, содержание минеральных солей в почве и др.), и "биотические", обусловленные наличием или отсутствием других живых организмов (в том числе, являющихся объектами питания, хищниками или конкурентами).

В центре внимания экологии — то, что непосредственно связывает организм с окружающей средой, позволяя жить в тех или иных условиях. Экологов интересует, например, что потребляет организм и что выделяет, как быстро он растет, в каком возрасте приступает к размножению, сколько потомков производит на свет, и какова вероятность у этих потомков дожить до определенного возраста. Объектами экологии чаще всего являются не отдельно взятые организмы, а популяции, биоценозы, а также экосистемы. Примерами экосистем могут быть озеро, море, лесной массив, небольшая лужа или даже гниющий ствол дерева. Как самую большую экосистему можно рассматривать и всю биосферу.

В современном обществе под влиянием средств массовой информации, экология часто трактуется как сугубо прикладное знание о состоянии среды обитания человека, и даже — как само это состояние (отсюда такие нелепые выражения как "плохая экология" того или иного района, "экологически чистые" продукты или товары). Хотя проблемы качества среды для человека, безусловно, имеют очень важное практическое значение, а решение их невозможно без знания экологии, круг задач этой науки гораздо более широкий. В своих работах специалисты-экологи стараются понять, как устроена биосфера, какова роль организмов в круговороте различных химических элементов и процессах трансформации энергии, как разные организмы взаимосвязаны между собой и со средой своего обитания, что определяет распределение организмов в пространстве и изменение их численности во времени.[1,с.23]

Термин "экология" был предложен в 1866 году немецким зоологом и философом Э. Геккелем, который, разрабатывая систему классификации биологических наук, обнаружил, что нет никакого специального названия для области биологии, изучающей взаимоотношения организмов со средой. Геккель определял также экологию как "физиологию взаимоотношений", хотя "физиология" понималась при этом очень широко — как изучение самых разных процессов, протекающих в живой природе.

В научную литературу новый термин входил довольно медленно и более или менее регулярно стал использоваться только с 1900-х годов. Как научная дисциплина экология формировалась в 20-м столетии, но предыстория ее восходит к 19, и даже к 18 веку. Так, уже в трудах К. Линнея, заложившего основы систематики организмов, было представление об "экономии природы" — строгой упорядоченности различных природных процессов, направленных на поддержание некоторого природного равновесия. Понималась эта упорядоченность исключительно в духе креационизма — как воплощение "замысла" Творца, специально создавшего разные группы живых существ для исполнения разных ролей в "экономии природы". Так, растения должны служить пищей травоядным животным, а хищники должны не позволять травоядным размножаться в слишком большом количестве.

Во второй половине 18-го в. на смену представлениям естественной истории, неотделимым от церковных догматов, стали приходить новые идеи, постепенное развитие которых привело к той картине мира, которая разделяется и современной наукой. Важнейшим моментом был отказ от чисто внешнего описания природы и переход к выявлению внутренних, порой скрытых, связей, определяющих ее естественное развитие. Так, И. Кант в своих лекциях по физической географии, прочитанных в университете Кенигсберга, подчеркивал необходимость целостного описания природы, которое учитывало бы взаимодействие процессов физических и тех, что связаны с деятельностью живых организмов. Во Франции, в самом начале 19 в. Ж. Б. Ламарк предложил свою, в значительной мере умозрительную концепцию круговорота веществ на Земле. Живым организмам при этом уделялась очень важная роль, поскольку предполагалось, что только жизнедеятельность организмов, приводящая к созданию сложных химических соединений, способна противостоять естественным процессам разрушения и распада. Хотя концепция Ламарка была довольно наивной и не всегда соответствовала даже тогдашнему уровню знаний в области химии, в ней были предугаданы некоторые идеи о функционировании биосферы, получившие развитие уже в начале 20-го столетия.

Вопросами экологии и экологических проблем занимались вплотную так же А. Гумбольдт – заложил основы "географии растений" и их связь с особенностями климата, О.Декандоль – изучал конкуренцию между разными видами растений за общие ресурсы, Ж. Б. Буссенго заложил основы агрохимии, показав, что все растения нуждаются в азоте почвы, Ю. Либих показал, что разные химические элементы, необходимые растению, являются незаменимыми.

Выдающуюся роль в подготовке научного сообщества к восприятию в дальнейшем экологических идей имели работы Ч. Дарвина, прежде всего его теория естественного отбора как движущей силы эволюции. Дарвин исходил из того, что любой вид живых организмов может увеличивать свою численность в геометрической прогрессии (по экспоненциальному закону, если пользоваться современной формулировкой), а поскольку ресурсов для поддержания растущей популяции вскоре начинает не хватать, то между особями обязательно возникает конкуренция (борьба за существование). Победителями в этой борьбе оказываются особи, наиболее приспособленные к данным конкретным условиям, т. е. сумевшие выжить и оставить жизнеспособное потомство. Теория Дарвина сохраняет свое непреходящее значение и для современной экологии, нередко задавая направление поиска определенных взаимосвязей и позволяя понять суть разных "стратегий выживания", используемых организмами в тех или иных условиях.

На рубеже 19 и 20 столетий само слово "экология", почти не использовавшееся в первые 20-30 лет после того, как оно было предложено Геккелем, начинает употребляться все чаще и чаще. Появляются люди, называющие себя экологами и стремящиеся развивать именно экологические исследования. В 1895 г. датский исследователь Й. Э. Варминг публикует учебное пособие по "экологической географии" растений, вскоре переведенное на немецкий, польский, русский (1901 г.), а потом и на английский языки. В это время экология чаще всего рассматривается как продолжение физиологии, только перенесшей свои исследования из лаборатории непосредственно в природу. Основное внимание уделяется при этом изучению воздействия на организмы тех или иных факторов внешней среды. Иногда, однако, ставятся совсем новые задачи, например, выявить общие, регулярно повторяющиеся черты в развитии разных природных комплексов организмов (сообществ, биоценозов).[3,с. 194]

Современная экология — это быстро развивающаяся наука, характеризующаяся своим кругом проблем, своей теорией и своей методологией. Сложная структура экологии определяется тем, что объекты ее относятся к очень разным уровням организации: от целой биосферы и крупных экосистем до популяций, причем популяция нередко рассматривается как совокупность отдельных особей. Масштабы пространства и времени, в которых происходят изменения этих объектов, и которые должны быть охвачены исследованиями, также варьируют чрезвычайно широко: от тысяч километров до метров и сантиметров, от тысячелетий до недель и суток. В 1970-е гг. формируется экология человека. По мере давления на окружающую среду возрастает практическое значение экологии, ее проблемами широко интересуются философы и социологи.[11,с.56]

На науку "экологию" так же повлияло созданное В.И.Вернандским учение о биосфере и ноосфере. В представлении В. И. Вернадского, человек – часть живого вещества, подчиненного общим законом организованности биосферы, вне которой оно существовать не может. Человек является частью природы, утверждал выдающийся ученый. Целью общественного развития должно быть сохранение организованности окружающей среды. А для этого необходимо формировать высокий уровень экологической грамотности населения, а в первую очередь подрастающего поколения. Экологическая культура нужна каждому, кто собирается жить в 21 веке. Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал ее переход в стадию ноосферы. Основные предпосылки возникновения ноосферы: 1) расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами; 2) развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы; 3) открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой; 4) победа демократий и доступ к управлению широких народных масс; 5) все более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса. [10,с.48]

 

1.2 Роль природы в экологическом воспитании школьников

 

Вопрос об экологическом воспитании учащихся в школе возник в связи с необходимостью решения проблемы улучшения и сохранения окружающей среды. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий (конфликтов) в системе "природа – общество" как несоответствия природных и социальных законов; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание морального выбора способа целесообразной деятельности, которая согласуется с экологическим императивом; познание себя и отношение к себе и окружающему миру как части самого себя.

В.А.Сухомлинский считал, что ребенка, наслаждающегося красотой природы и окружающей обстановки, легко вовлечь в активный, преобразующий труд. И это действительно так! Школьники с удовольствием озеленяют школьные дворы, разбивают клумбы, ухаживают за цветами, поливают и пропалывают, организуют выставки цветов, устраивают в школе зимние сады.

Проблема экологического состояния Земли заставляет учителей вновь обратиться в воспитании учащихся к первоосновам жизни и использовать природу как средство духовного роста и гармонизации; развивать у учащихся чувство прекрасного, научить эмоционально, адекватно ориентироваться в окружающей действительности, отличать истинно красивое, действительно беречь, ценить его во всех проявлениях. Развивать чувство прекрасного, экологически воспитывать школьников можно и нужно путем объяснения, активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведениях живописи, литературы, музыки, фотографии, кино и хореографии.

Школьники учатся оценивать эстетические достоинства природных объектов в самой природе и в формах ее художественного освоения – в литературе, живописи, музыке, фотографии, кино и др. Чудесные пейзажи живописцев открывают нам красоту природы. Поэты воспевают ее в проникновенных стихах. Музыка – самое глубинное средство расширения мирочувствительных пространств сознания

Далеко не все люди оказываются способными глубоко проникать в мир красоты и вполне наслаждаться ею. Чтобы открыть глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе. Эстетическое чувство природы важно формировать, когда складывается духовный мир детей и они особенно чутки, восприимчивы к красоте. Этот период падает более всего на годы обучения в школе. К.Д.Ушинский в своей педагогической теории и практике отводил эстетическому воспитанию, и общению с природой в частности, большое и заслуженное место. Красота природы, считал он, является могучим агентом в воспитании человека. Чувственно-воспитательная мощь природы настолько велика, считал К.Д.Ушинский, что без этой эмоциональной силы ограниченным становится само знание.

Убеждение в огромном воспитательном влиянии красоты вообще и прежде всего прекрасной природы вынес из своей плодотворной учительской деятельности и В.А.Сухомлинский. Сухомлинский утверждал: "Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты мира творила красоту в нем самом". На первом месте в решении этой задачи стоит природа. Воспитание природой называлось Сухомлинским школой под голубым небом, открывающей перед детьми окно в мир. Самый метод эстетического воспитания природой представляет собой научение правильно радоваться ей. "Красота сама собой влияет на душу – замечал Сухомлинский – и не требует разъяснения. Мы любуемся цветком розы как бы единым целым, и красота была бы разрушена, если бы мы отрывали у цветка лепестки и анализировали, в чем сущность красоты". Учить умению правильно видеть и слышать мир – значит формировать вкус к природе, следовательно, и вкус к жизни, к бытию вообще. Воспринимать и понимать природу сердцем – значит познавать ее в истинном свете и полноте проявлений.

Как научить детей отзываться на все это великолепие природы, проникаться до восторга ее смыслом и певучей гармонией? Как отдавать им вместе с сердцем свое зрение и слух, чтобы состоялся молчаливый, но многозначительный разговор с природой? Отыскание всякий раз ответов на эти вопросы и было решением важнейшей педагогической задачи воспитания природой.

Важным способом эстетического воспитания является живое познание родного края. Чтобы полнее ощутить красоту родной земли, ее надо прошагать, остановиться, рассмотреть что-то, залюбоваться, подумать – эстетически созерцать мир.

Жалки те люди, считал В.А.Сухомлинский, которые не имеют духовной опоры в своей жизни. Ребят нельзя оставлять ожесточенными или равнодушными. Человеческое равнодушие опасно и омерзительно, а детское – страшно. Чрезвычайно важно предотвратить очерствение души, притупление внимания к внешнему миру, остановку в духовном развитии детей.

Ход вещей показывает, что экология тесно переплетается сегодня с эстетикой, и наоборот. Законы природных уравновешивающих связей и гармонические законы красоты взаимопроникают. В основе экологии и эстетики природы лежит один и тот же всеобщий принцип естественной гармонии, раскрываемый разными способами. Экология в поисках широких обобщений и единой картины природных процессов заметно продвигается к эстетике, по-своему раскрывая красоту вещей. Эстетика природы, в свою очередь, проливает свет на сущность экологических процессов. Жизнь обязывает сегодня воспитывать у всех людей с детских лет эстетико-экологическое мировоззрение. В решении эстетико-экологических задач школе принадлежит большая роль. Нужна соответствующая методика, которая включила бы в себя не только показ природы и рассказ о ней, поэзию природы в русской литературе и живописи, природоохранные меры и непосредственное строительство природы, но и систему современного образно-окрашенного знания о природе. Эстетико-экологическое сознание является сознанием подлинно общественным, гражданственным и деятельным. Оно предполагает практическую готовность сохранять радости, которые дарит нам природа, для себя и других людей, для всех грядущих поколений.

Человек должен научиться жить в гармонии с внешним миром, в соответствии с законами природы – экологическими и эстетическими. Речь идет о формировании человека великодушного к людям и природе, способного любовью сберечь мир.

 

1.3 Природа в музыке

 

В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, описания, изображения, мощным источником вдохновения, того или иного настроения, эмоции. Очень часто человек стремился выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней. Можно вспомнить Пушкина с его особым отношением к осени, многих других русских поэтов, в творчестве которых природа занимала немалое место, - Фета, Тютчева, Баратынского, Блока; европейскую поэзию – Томсона (цикл из 4-х поэм "Времена года"), Жака Делиля, лирические пейзажи Г.Гейне в "Книге песен" и многое другое.

Мир музыки и мир природы. Как много ассоциаций, дум, эмоций возникает у человека. В дневниках и письмах П.Чайковского можно найти множество примеров его восторженного отношения к природе. Подобно музыке, о которой Чайковский писал, что она "открывает нам недоступные ни в какой другой сфере элементы красоты, созерцание которых не временно, а навсегда мирит нас с жизнью", природа была в жизни композитора не просто источником радости и эстетического наслаждения, но тем, что способно давать "жажду жизни". Чайковский писал в дневнике о своей способности "в каждом листочке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни".

Клод Дебюсси писал о том, что "музыка как раз то искусство, которое ближе всего к природе…только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию". Художники-импрессионисты (К.Моне, К.Писсарро, Э.Мане) стремились передать на картинах свои впечатления от окружающей среды и, в частности, природы, наблюдали за ее изменчивостью в зависимости от освещения и времени суток и стремились найти новые средства выразительности живописи.

Тема природы нашла выражение в творчестве многих композиторов. Помимо Чайковского и Дебюсси, здесь можно вспомнить А.Вивальди (программные концерты "Ночь", "Буря на море", "Времена года"), Й.Гайдна (симфонии "Утро", "Полдень", "Вечер", квартеты "Жаворонок", "Восход солнца"), Н.Римского-Корсакова (образы моря в "Садко" и "Шехерезаде", образ весны в "Снегурочке"), Л.Бетховена, М.Равеля, Э.Грига, Р.Вагнера. Чтобы понять, каким образом тема природы может быть выражена в музыке, как связана природа с музыкой в творчестве различных композиторов, необходимо обратиться к специфике музыки как вида искусства, к ее выразительным и изобразительным возможностям.

"Музыка – чувство пережитое и обозначенное посредством мелодического образа, подобно тому как наша речь – мысль пережитая и обозначенная посредством языка", - так говорил о музыке швейцарский дирижер Ансерме; более того, он считал музыку не просто выражением чувства, но выражением человека посредством чувства.

Л.Толстой называл музыку "стенограммой чувств" и сравнивал ее с забытыми мыслями, о которых помнишь только, какого они были характера (грустные, тяжелые, унылые, веселые) и их последовательность: "сначала шло грустно, а потом успокоилось, когда так вспоминаешь, то это совершенно то, что выражает музыка", - так писал Толстой.

Д.Шостакович, размышляя о музыке, тоже пишет о взаимосвязи чувств, эмоций человека и музыки: "Музыка не только пробуждает дремлющие до времени в человеке чувства, но и дает им выражение. Она позволяет излить то, что назрело в сердце, что давно просилось в мир, но не находило выхода".

Эти размышления музыканта-исполнителя, писателя и композитора удивительно похожи. Все они сходятся в понимании музыки как выражении чувств, внутреннего мира человека. Вместе с тем существует так называемая программная музыка, то есть музыка, имеющая словесную программу, которая дает предметно-понятийную конкретизацию художественных образов.

Композиторы довольно часто в своих программных названиях отсылают слушателей к каким-либо конкретным явлениям действительности. Каким же образом в музыке, связанной, в первую очередь, с внутренним миром человека, оказывается возможной программность и столь тесная связь с конкретными явлениями действительности и, в частности, с природой?

С одной стороны, природа выступает в качестве источника чувств, эмоций, настроений композитора, которые ложатся в основу музыки о природе. Здесь и проявляется те самые выразительные возможности музыки, составляющие ее суть. С другой стороны, природа может выступать в музыке как предмет изображения, отображения ее конкретных проявлений (пения птиц, шума моря, леса, раскатов грома). Чаще всего музыка о природе являет собой взаимосвязь того и другого, но так как выразительные возможности музыки шире, чем изобразительные, то они чаще всего преобладают. Тем не менее, соотношение выразительности и изобразительности в программных музыкальных произведениях у композиторов различно. У некоторых музыка о природе почти целиком сводится к музыкальному отображению навеянных ею настроений, за исключением некоторых изобразительных штрихов (иногда изобразительные элементы в подобной музыке совсем отсутствуют). Такова, например, программная музыка Чайковского о природе. У других, при несомненном приоритете выразительности, значительную роль играют звукоизобразительные элементы. Примером подобной музыки может служить, например, "Снегурочка" или "Садко" Н.Римского-Корсакова. Так, "Снегурочку" исследователи даже называют "Птичьей оперой", так как звукозапись пения птиц проходит своего рода лейтмотивом через всю оперу. "Садко" же называют "морской оперой", так как основные образы оперы так или иначе связаны с морем.

В связи с вопросом о соотношении выразительности и изобразительности в программной музыке напомним статью "О подражании в музыке" Г.Берлиоза, который выделяет два вида подражания: физический (непосредственно звукоизобразительность) и чувствительный (выразительность). При этом под чувствительным или косвенным подражанием Берлиоз подразумевал способность музыки с помощью звуков "пробуждать такие ощущения, которые в реальной действительности могут возникнуть не иначе как при посредстве остальных органов чувств". Первым условием для применения физического подражания он считал необходимость того, чтобы такое подражание было только средством, а не целью: "Труднее всего использовать подражание в меру и вовремя, постоянно наблюдая за тем, чтобы оно не заняло того места, которое надлежит занимать самому могущественному из всех средств – тому, которое подражает чувствам и страстям – выразительности".

Каковы же средства изобразительности в музыке? Изобразительные возможности музыки основываются на ассоциативных представлениях, которые связаны с целостным восприятием действительности человеком. Так, в частности, многие явления действительности воспринимаются человеком в единстве слуховых и зрительных проявлений, поэтому какой-либо зрительный образ может вызвать в памяти те звуки, которые с ним связаны, и, наоборот, характерные для какого-либо явления действительности звуки вызывают зрительное представление о нем. Так, например, слушая журчание ручья мы представляем себе сам ручей, слушая гром мы представляем грозу. А так как предшествующий опыт восприятия этих явлений у всех людей различен, изображение каких-либо признаков или свойств предмета вызывает в сознании человека пение птиц может ассоциироваться с опушкой леса, у другого – с парком или липовой аллеей.

Подобные ассоциации используются в музыке непосредственно через звукоподражание, то есть воспроизведение в музыке тех или иных звучаний действительности. В 20 веке, с появлением модернистских тенденций, композиторы стали использовать в своих произведениях звуки природы без какой-либо их трансформации, воспроизводя их с абсолютной точностью. До этого композиторы стремились передать лишь существенные черты природного звучания, но не создавать его копию. Так, Берлиоз писал о том, что подражание не должно вести к "подмене искусства простой копией с натуры", но должно быть, вместе с тем, достаточно точным, чтобы "слушатель мог понять намерения композитора". Р.Штраус также считал, что не стоит слишком увлекаться копированием звуков природы, утверждая, что в таком случае может получиться лишь "второсортная музыка".

Помимо ассоциаций, возникающих в результате использования звукоподражательных возможностей музыки, существуют также ассоциации другого рода. Они более условны и вызывают в представлении не весь образ какого-либо явления действительности, но какое-то одно его качество. Эти ассоциации возникают благодаря условному сходству каких-либо признаков или свойств музыкального звука, мелодии, ритма, гармонии и того или иного явления действительности.

Поэтому для описания звука нередко используются понятия предметного мира. Основой для возникновения ассоциаций могут служить, например, такие свойства музыкального звука, как его высота (восприятие человеком изменения частоты колебаний звука как его повышения или понижения); громкость, сила (подобно тому как спокойствие, нежность всегда связаны с более тихой речью, а гнев, негодование – с более громкой, в музыке эти эмоции передаются более спокойными и ясными или более громкими и бурными мелодиями); тембры (их определяют как звонкие и глухие, яркие и тусклые, грозные и нежные).

О связи человеческой речи, интонации с музыкой писал, в частности, В.Ванслов: "Она (музыка) воплощает эмоционально-смысловое содержание, внутренний мир человека способом, подобным тому, каким воплощается все это в интонации речи (то есть через изменение свойств извлекаемых человеком звуков)". Б.Асафьев, в свою очередь, называл музыку "искусством интонируемого смысла".

При отображении в музыке тех или иных явлений природы действуют те же закономерности: бурю или грозу здесь можно противопоставить тихому и спокойному утру или рассвету, что связано, в первую очередь, с эмоциональным восприятием природы. (Сравните, например, грозу из концерта "Времена года" А.Вивальди и "Утро" Э.Грига). В возникновении подобного рода ассоциаций большую роль играют мелодия, ритм и гармония. Так, Римский-Корсаков писал о возможности мелодии, ритма передавать различные виды движения и покоя. Упоминает Римский-Корсаков и о гармонии, оркестровке и тембрах как средствах изобразительности. Он пишет о том, что гармония может передавать свет и тень, радость и печаль, ясность, смутность, сумеречность; оркестровка и тембры – блеск, сияние, прозрачность, сверкание, молнию, лунный свет, закат, восход.

Как же средства изобразительности в музыке связаны с выразительностью, являющейся ее основой? В данном случае следует вновь обратиться к эмоциональному восприятию природы человеком. Как пенье птиц, раскаты грома и другие ассоциативно вызывают в памяти ту или иную картину природы, так и этот образ природы в целом вызывает у человека то или иное настроение, эмоцию.

Иногда эмоция, связанная с природой, является главным объектом отображения в программной музыке о природе, и звукоизобразительность в таком случае только конкретизирует ее, как бы отсылает к источнику этого настроения, или вовсе отсутствует. Иногда эмоция, выразительность музыки способствует большей конкретизации образа природы. В таком случае композитора интересует не эмоция сама по себе и ее развитие, но эмоциональные ассоциации, связанные с каким-либо явлением природы. Например, образ морской бури может рождать какие-то мрачные, даже трагичные эмоции, ассоциироваться с неистовством, бурными страстями, образ же реки, напротив, скорее ассоциируется со спокойствием, плавностью, размеренностью. Подобных примеров эмоциональных ассоциаций может быть множество. Так, А.Вивальди стремился передать во "Временах года" музыкальными средствами летнюю грозу, а одним из важнейших средств ее отображения в музыке стало выражение тех эмоций, которые возникают у человека в связи с этим явлением природы.

Звукоизобразительность и звукоподражание в музыке имели разное значение и в ту или иную эпоху, у того или иного композитора. Интересно отметить, что звукоподражание в музыке о природе имело большое значение в самом начале развития программной музыки подобного рода (в творчестве Жанекена) и вновь приобрело даже еще большое значение в творчестве многих композиторов 20 века. В любом случае музыка о природе – это, прежде всего, выражение восприятия природы композитором, ее написавшим. Более того, Сохор, занимавшийся вопросами музыкальной эстетики, писал о том, что "душу" всякого искусства составляет "неповторимое видение и ощущение мира художественным талантом". [6,с.6].

"Музыкальный пейзаж" имеет многовековую историю развития. Его корни уходят в эпоху Возрождения, а именно в 16 век – время расцвета французской полифонической песни и период творческой деятельности Клемана Жанекена. Именно в его творчестве впервые появились образцы светской полифонической песни, которые представляли собой хоровые "программные" картины, соединяющие яркие изобразительные свойства с выражением сильных эмоций. Одной из характерных песен Женекена является "Пение птиц". В этом произведении можно услышать подражание пению скворца, кукушки, иволги, чайки, совы…Воспроизводя в песне характерные звуки птичьего пения, Жанекен наделяет птиц человеческими стремлениями и слабостями.

Появление песен, в которых выразилось пристальное внимание к внешнему миру, миру природы не случайно. Художники этого времени обращаются непосредственно к окружающему миру, изучают натуру, пишут пейзажи. Итальянский гуманист – архитектор, живописец и музыкант – Леон Батиста Альберти считал, что учиться у природы – первая задача художника. По его мнению именно природа способна доставить истинное эстетическое наслаждение.

От Возрождения и "Пения птиц" Жанекена обратимся к эпохе барокко и "Временам года" Вивальди. Под таким названием стали известны его первые 4 концерта для скрипки, струнного оркестра и клавесина, имеющие программные названия "Весна", "Лето", "Осень", "Зима". По мнению Л. Раабена, Вивальди в своих программных произведениях стремится, прежде всего, к изображению мира, к фиксации в звуках картин природы и лирических состояний человека. Именно картинность, изобразительность он считает главным в программных концертах Вивальди. Безусловно, программный замысел композитора распространяется на внешние явления действительности: явления природы и бытовые сценки. Картинность – пишет Раабен – построена на использовании ассоциативных возможностей тембра, ритма, гармонии, мелодии, эмоции и т.п. Образ природы во "Временах года" тесно связан с бытовыми сценками, рисующими человека на лоне природы. В каждом концерте цикла выражено настроение, которое Вивальди связывал с тем или иным временем года. В "Весне"-приподнятое, радостное, в "Лете"-элегическое, грустное.

Совершенно по-другому раскрывается природа в музыке Чайковского. Во "Временах года" Чайковского редко можно встретить пьесы, в которых присутствуют те или иные звукоизобразительные элементы (пение жаворонка, звон колокольчика), но даже они играют в пьесах второстепенную роль; в большинстве же пьес изобразительность отсутствует. Одной из таких пьес является "Осенняя песнь". Связь с природой здесь заключается только в настроении, которое навеивает образ природы. У Чайковского восприятие природы глубоко личностно. Главное место в музыке занимают эмоции, мысли, воспоминания, которые пробудила природа.

Образы природы занимают немалое место и в лирических пьесах Грига. В них, Григ стремился передать неуловимые настроения природы. Программа в лирических пьесах – это, прежде всего, картина-настроение.

Огромное место заняла природа в творчестве и эстетических воззрениях композитора Дебюсси. Он писал: "Нет ничего музыкальнее солнечного заката! Для тех, кто умеет смотреть с волнением – это самый прекрасный урок развития материала, урок, записанный в книге, недостаточно изучаемой музыкантами – я имею в виду книгу природы."

Творчество Дебюсси развивалось в атмосфере поиска новых средств выразительности, новой стилистики, новых направлений в искусстве. В живописи это было рождение и развитие импрессионизма, в поэзии – символизма. Оба направления имели непосредственное влияние на воззрения Дебюсси. Именно в его творчестве заложены основы музыкального импрессионизма. Дебюсси призывал музыкантов учиться у природы. Ему принадлежит огромное колличество инструментальных пьес, программные заголовки которых отсылают к конкретному образу природы: "Сады под дождем", "Лунный свет", сюита "Море" и многие другие.

Итак, большое количество произведений программной музыки, посвященной природе, подтверждает, что природа и музыка тесно связаны между собой. Природа часто выступает как стимул творчества композитора, как сокровищница идей, как источник тех или иных чувств, эмоций, настроений, которые ложатся в основу музыки, и как предмет для подражания в отношении ее конкретных звучаний. Подобно живописи, поэзии, литературе, музыка выразила и опоэтизировала мир природы своим языком [6,с.28].

Рассматривая взаимосвязь природы и музыки Б.Асафьев писал в своей статье "О русской природе и русской музыке": " Давно - в детстве, я впервые услышал романс Глинки "Жаворонок". Конечно, я не мог бы объяснить себе, в чем заключалась для меня волнующая красота так понравившегося мне плавного напева. Но ощущение, что он льется в воздухе и с воздуха доносится, осталось на всю жизнь. И часто потом, в поле, слыша, как длится песня жаворонка в действительности, я одновременно внимал и глинкинской мелодии внутри себя. И казалось порой, в поле же, весной, что стоит только поднять голову и глазами коснуться синевы неба, как в сознании начнет вырисовываться тот же родной напев из плавно чередующихся, волнами движущихся групп звуков. "Жавороночьи" песни я ценил тогда выше соловьиных. Так и в музыке: знаменитый "Соловей мой, соловей" Алябьева, то есть звукоподражанием хронологически опередивший "Жаворонка" Глинки, казался мне бездушным, чем-то вроде искусственного соловья в знаменитой сказке Андерсена. В "Жаворонке" Глинки словно трепетало птичье сердце, и пела душа природы. Оттого-то, пел ли, озвучивая лазурь, жаворонок или слышалась глинкинская о нем песня, - грудь расширялась, и дыхание росло и росло.

Тот же лирический образ – пение жаворонка – в русской инструментальной музыке развил Чайковский. В цикле для фортепиано "Времена года" он посвятил марту "Песню жаворонка", эту элегию русской весны и весеннести, с ее нежнейшим колоритом и выразительностью светлой грусти северных вешних дней. "Песня жаворонка" в фортепианном "Детском альбоме" Чайковского, где мелодия возникает так же из намека на интонацию птичьей песни, звучит звонче и светлее: вспоминается замечательная картина Алексея Саврасова "Грачи прилетели", от которой правильно принято начинать историю развития современного русского пейзажа.

В настоящее время многие региональные экологические проблемы угрожающими темпами перерастают в глобальные и становятся всеобщими проблемами населения Земли. Бурный рост потребления, вызванный, в частности, нарастающим увеличением народонаселения планеты, естественно, вызывает постоянный рост производственных мощностей и степени негативного влияния на Природу. Истощение природных ресурсов и продуктивного слоя почвы, загрязнение мирового океана, пресных вод, что ведет к уменьшению запасов питьевой воды, утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата и многие другие экологические проблемы касаются каждого государства на Земле. В совокупности эти проблемы создают постоянно ухудшающуюся среду обитания самого человека.

Экологическое состояние окружающей среды в России и нашей Ярославской области вносит существенный вклад в сохранение и развитие мировых экологических проблем. Загрязнения вод, атмосферного воздуха и земель вредными для растительного и животного мира и для человека веществами во многих регионах России достигли предельных уровней и свидетельствуют об экологическом кризисе, а это требует коренного изменения всей политики природопользования. Все это непосредственно связано с процессом экологического образования и воспитания населения – их полное отсутствие или недостаточность породили потребительское отношение к природе: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления, экологически оправданных отношений с Природой – это единственный для человеческого общества выход из создавшегося положения, ибо каков человек, такова и его деятельность, такова и окружающая его среда. А деятельность человека, его образ жизни и поступки зависят от его внутреннего мира, от того, как он мыслит, чувствует, как воспринимает и понимает мир, в чем видит смысл жизни.

 


Глава II. Экологическое воспитание школьников средствами музыки

 

Духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему живому и окружающему, то есть культура и сознание – прежде всего в этом остро нуждаются современный человек и общество. Поэтому культурно-экологическое воспитание и образование, позитивный настрой на жизнь, ориентир на истинные ценности, на созидание и творчество должны начинаться с первых лет жизни и пройти через все этапы дошкольного, школьного и послешкольного образования. В корне этого образования должен быть процесс воспитания в человеке непроходящих ценностей – Красоты, Добра, Истины. И первое место должно принадлежать именно Красоте, которая с детства напитав сердце и сознание человека, будет определять его мышление, сознание и поступки. Эти непроходящие человеческие ценности формируются, прежде всего, с помощью гуманитарных знаний, с помощью бессмертных произведений искусства.

 

2.1 Урок музыки и экологическое воспитание школьников

 

В современной педагогической науке эстетическое воспитание школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой — некоторые авторы, отмечая "огромное воздействие музыкального искусства на ребенка, способность его без лишней дидактивности ввести детскую душу в огромный мир общечеловеческих ценностей, через развитие фантазии, воображения, творчества повлиять на становление духовного мира личности",подвергают сомнению исторически сложившееся отношение к искусству, как средству воспитания. Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Печальным подтверждением тому являются данные социологического исследования — вытеснение эстетических потребностей, ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов молодежного сознания. Причины подобного явления отмечают педагоги-практики на страницах педагогических журналов: выгодные сегодня прагматизм и навыки вычисления, рассудочность и бездушие, невнимание к ближнему и вообще к человеку, пренебрежение к нравственным ценностям. Ребенок воспринимает все это из видеофильмов, мультфильмов, компьютерных игр. Поэтому важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу эстетических, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым художественным и тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

Особое место в теории музыкально-эстетического воспитания занимает музыкальная эстетика, которая является, как и педагогика, методической основой музыкального воспитания.

Музыкальная эстетика раскрывает специфические особенности музыкального искусства, отражающего жизненные явления в музыкальных образах. Музыкальное воспитание базируется на нескольких принципах музыкальной эстетики. Первым можно считать положение о содержательности музыки, постулаты которые исповедовал Б.Л.Яворский. Он считал, что специфическая система образов для времени образует стиль, отображающий идеологию данного времени, что музыкальные образы характеризуют эпоху и стиль; что нет чистой музыки, всякая музыка программная и содержательна. Очень важно отношение ученого к музыке как информационно-языковой системе. "Музыкальная речь, одна из основных частей звуковой речи, черпает свой материал и законы из той же жизни, проявлением которой он являлся."

Музыкальное образование направлено на развитие у детей целостного представления о музыкальном искусстве, на то, чтобы дать им опорные знания, умения и навыки музыкальной деятельности в системе, обеспечивающий школьникам в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкальным искусством, для самообразования и самовоспитания.

Учебный предмет "Музыка" в начальной школе имеет следующие задачи:

- увлечь музыкой, развить интерес и любовь к музыке, способность ценить ее красоту, вызвать музыкально-эстетический отклик на произведения, чувство сопереживания музыкальным образам, т.е. Развить эмоциональную сферу учащегося.

- Развить музыкально-образное мышление, постижение закономерностей искусства, восприятие музыки, способность размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами.

- Развить творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации),движения под музыку и ее пластическое интонирование.

- Развить музыкально-эстетический вкус и потребность общения с музыкальными шедеврами и музыкальным самообразованием.

С задачами согласуется содержание музыкального воспитания, которое условно можно определить как единство трех блоков: 1) содержание искусства — оценочное осознание жизненных явлений. Искусство, как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла. 2) язык искусства — художественный образ. Зависимость восприятия содержания от знания языка искусства.3) творческая потенция - развитое ассоциативное мышление, как основа творческой способности. [8,9]

Среди различных видов искусства большое значение в формировании эстетического отношения к природе принадлежит музыке. В народном творчестве чувство родной природы и ее символы, образы переносятся на человеческие характеры. В русских песнях и танцах девушку сравнивают с грушицей, зоренькой, яблонькой; молодца – с молодым месяцем, ясным соколом, лебедем. Эти удивительные по красоте сравнения делают песню поэтичной, образной, нежной, веселой и грустной, величественной и шутливой [4,с.32]. Воспитывая в школьниках отношение к природе, раскрывая генетическую связь человека с природой, которая моделируется в образах искусства, необходимо из кладезя музыкального искусства выбрать наиболее впечатляющее произведение, отвечающие возможностям освоения школьниками разных возрастных групп (П. И. Чайковский "Как мой садик свеж и зелен", "Кукушка", "Мой Лизочек …" "Подснежник" из цикла "Времена года", "Осень" из этого же цикла, "На тройке").Младшие школьники смогут почувствовать, как композитор М. Мусоргский в увертюре к опере "Хованщина" – "Рассвет на Москве - реке" создает картину раннего утра. В музыке причудливо сливается пение петуха, знакомое каждому русскому человеку, и трепет занимающейся зари, и звон колоколов. И вместе с тем эта музыка выражает неодолимое стремление природы к своему полному раскрытию, развитию. По существу – это гимн природе. В музыке русских композиторов картины природы часто обретают эпическую, символическую силу. Например, во втором акте оперы А. Бородина "Князь Игорь" музыка звучит предостерегающе. В ней слышатся будто "разряженные" звуки создающие ощущение неуверенности. Музыка как бы предупреждает: природа не спокойна, на солнце опускается затмение, поход Игоря не сулит ни чего хорошего. [21,с.55]

Темы природы можно услышать в различных симфонических произведениях. О своей Первой симфонии П. Чайковский писал, что она создана под непосредственным впечатление по Чудскому озеру. Об этом говорят названия первой и второй частей: "Грезы зимней дороги", "Угрюмый край, туманный край". В музыке Л. Бетховена природа раскрывается через героическую борьбу страстей, через размышления о жизни и смерти. Непременные персонажи сказочных и романтических опер и балетов – Русалки, Наяды, Нимфы, Сильфиды – это олицетворенные образы природы. В операх "Русалка" А. Даргомыжского, "Садко" Н. Римского – Корсакова, балете "Конек - Горбунок" Ц. Пуни и затем Р. Щедрина представлено подводное царство. Особенно интересен танец "Океан и жемчужина" в постановке А. Горского, где властный Океан мощными прыжками казалось, заставит колыхаться все подводное царство.

Все это на уроке музыки дает школьникам представление о природе, окружающем мире, которым пропитана музыка народная и музыка композиторская, о ее экологии, о ее необходимой защите. Необходимо на уроках музыки использовать наглядность, где изображена природа, а так же использовать беседы о природе, экологии, защите живого мира, флоры и фауны, о чистоте родного края. Пение песен на тему природы благотворно влияет на их отношение к живому миру. Для воспитания любви школьника к природе, к ее многообразной красоте, следует использовать разнообразные художественные средства, имеющиеся в арсенале искусства. Ведь в музыке образы природы звучат по – особому, неповторимо, утверждая и славя ее красоту и ценность.[5,с.129]

Практическую разработанность вопросов экологического воспитания средствами музыки мы наблюдаем как в работе отдельных учителей музыки, так и в ряде программ по музыке. Например, в программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

На одном из уроков по теме "Музыка осени" в 1-м классе дети связывают жизненные впечатления об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель", фортепианная пьеса "Октябрь" П.И.Чайковского из цикла "Времена года", песни "Капельки" В.Павленко и "Скворушка прощается" Т.Попатенко.

Музыкальные пейзажи, предлагаемые детям по теме "Музыка и ты", имеют одно общее свойство – трепетное отношение композиторов к увиденной, "услышанной сердцем", очаровавшей их природе. К какой бы музыкальной зарисовке мы ни обратились, каждая из них наполнена теплотой человеческого чувства, мягкими красками и, конечно, песенностью. Эти пьесы сочинили наши современники, композиторы 20 в.: "Пастораль" (из "Сюиты в старинном стиле" для скрипки и фортепиано) и "Наигрыш" - А.Г.Шнитке, "Пастораль" из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель" – Г.В.Свиридов. Страницы учебника-тетради для 1-го класса знакомят детей с темами утреннего и вечернего пейзажа в произведениях искусства.

Мелодией гениального русского композитора М.П.Мусоргского открывается первый урок музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской. Слушается фрагмент вступления "Рассвет на Москве-реке" к опере "Хованщина", который рисует картину наступающего дня. В 3-м классе учащиеся знакомятся с романсами известных композиторов. Музыка М.Мусоргского, П.Чайковского, Э.Грига, поэзия А.Плещеева, живопись В.Марковой дают почувствовать им идиллическую куртину вечернего покоя, тишины. [16,с.142]

Искусство и природа неотделимы друг от друга. Художники, композиторы, поэты часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества.

В среднем звене учащимся предлагаются для слушания следующие музыкальные произведения: "Жаворонок" М.Глинки, "Поет зима, аукает" Г.Свиридова, "Рассвет на Москве-реке" М.Мусоргского. Сравниваются два произведения искусства: "Прелюдия соль мажор" С.Рахманинова и картина И.Левитана "Весна.Большая вода". Дети сами чувствуют, что музыка прелюдии пронизана лучезарным светом, наполнена радостным покоем, безмятежностью; определяют настроение картины, ощущают радостное ликование пробуждающейся природы родного края.

В 6-м классе по программе "Музыка" Е.Д.Критской изучается новая грань темы – правда и красота музыки, рисующей картины природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека.

Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал ее, никто не умел так изумительно передать ее красоту в музыке, как Н.А.Римский-Корсаков. Композитор назвал свою оперу "Весенней сказкой" и рассказал в ней о том, как прекрасная пора года – весна – неизбежно уходит, уступая место лету. Слушая музыку, ощущаешь очарование русской природы, красоту русской песенности, пронизывающей всю оперу. Сто лет слушают миллионы людей – и детей и взрослых – эту оперу и восхищаются ею. Она учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни чистые, добрые человеческие чувства.

В образах природы школьники видят отблеск собственной духовности, свой идеал и свое совершенство, и только в этом случае осуществляется самовоспитание. Ребенок развивается умственно, учась на собственном опыте, на опыте человечества. Созерцая прекрасное, знакомясь с творениями великих композиторов, художников, литераторов, школьники всесторонне развиваются, преобразовывают социальную и природную действительность, воспринимают эмоционально красоту окружающей действительности и разных видов искусств, совершенствуют свою жизненную позицию.

 

2.2 Опыт работы учителей музыки Ярославской области

 

Вопросы экологического воспитания волнуют педагогов и воспитателей Ярославской области. Свои разработки уроков и идеи они соединили в методические сборники "Экологическое воспитание средствами искусства" и "Экологическое воспитание средствами музыки", авторы-составители Б.А.Баранов и Г.В.Абрамова. Данное методическое пособие содержит материалы из опыта работы учителей и воспитателей Ярославской области.

Анализ учебных программ по музыке, изобразительному искусству, мировой художественной культуре, литературе и другим гуманитарным курсам показывает, что они очень экологичны, содержание учебного материала в них обладает большими потенциальными возможностями для экологического образования, и что очень важно, воспитания искренней любви и бережного отношения к Природе. Эти возможности успешно используют в своей работе учителя музыки: Леснополянской начальной школы Г.А.Заозерова, школы №27 г.Рыбинска Л.В.Залыгина, школы № 2 г. Ростова А.В.Паутов, Волжской средней школы Некоузского района Т.Б.Заяц, школы №21 г. Ярославля З.Б. Мурашова и многие, многие другие педагоги.

Т. Б. Заяц, учитель музыки Волжской средней школы Некоузского района,

Заслуженный учитель школы РФ.

Фрагмент урока по экологическому воспитанию школьников:

"Надо научить человека любви к жизни, интересу ко всему, что дышит, зеленеет, цветет, издает звуки и запахи. Научить радости жизни! Знания, профессия, мастерство, успех, материальное благополучие... без интереса к богатству живого мира и ощущению в нем своего места не часто делают человека счастливым. И напротив, у человека, которого радует пение птиц, обычно и все остальное ладится". Учитель музыки с помощью самых различных методов и средств может внести свою весомую лепту в экологическое воспитание и образование молодого поколения, всего населения. Сама программа "Музыка" Д. Б. Кабалевского открывает большие возможности творческой деятельности по экологическому воспитанию детей. Жизненная сила этой программы, ее связь со всеми сферами жизни и деятельности человека позволяют сформировать у учащихся духовное осознание единства Природы и Человека. Программа эта необыкновенно пластична и универсальна, несмотря на строгий тематизм и стройность основных художественных концепций. Она позволяет как учителю, так и ученику самовыразиться и самоутвердиться, т. е. осознать свою роль в обществе, во всем окружающем мире.

Бесхозяйственность и нерадивость в деяниях человека породили массу экологических проблем. Варварски вырубаются леса, а оставшиеся очень часто горят, повсюду свалки отходов, неисправны очистные сооружения, истощенные, загрязненные и обезображенные тяжелой техникой поля почти не дают урожая. Дети должны знать обо всем этом и многом другом. Но роль учителя музыки заключается не в том, чтобы указать детям на эти негативные факты, а в том, чтобы средствами музыки и других искусств воспитать в них способность видеть, слышать, чувствовать, а значит сопереживать, сострадать, научить беречь, созидать, приумножать, а не разрушать. И чем раньше и больше молодых людей осознают это, почувствуют свое истинное предназначение в природе и обществе, тем оптимистичнее мы будем смотреть в будущее. И главное – чтобы природа и мир вокруг нас стал чистым, сперва нужно очистить душу."Т.Б. Заяц

"Уже на первом уроке в первом классе веду разговор о нашем поселке, о школе, в которой они начали учиться, о природе наших мест. Песни, которые разучиваю с ребятами на уроке ("Песня о школе", "Во поле береза стояла, позволяют вести разговор на темы:.

-Наша школа, какая она?

-Березы и тополя вокруг школы посажены учениками и учителями в годы Великой Отечественной войны.

-25 лет назад заложена аллея памяти погибших в войну.

-Когда вы с мамой впервые посадили деревце?

Дети охотно ведут разговор на эти темы.

На седьмом уроке первой четверти знакомлю ребят с песней Островского "Пусть всегда будет солнце". Что такое счастье? - задаю вопрос после прослушивания песни. Они дружно и уверенно отвечают: счастье - это когда светит солнце, г


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: