Список информационных источников

Отдел магистратуры и аспирантуры

 

Дисциплина: методология диссертационного исследования

 

 

ОТЧЕТ

по самостоятельной работе на тему:

Компоненты диссертации

 

 

Выполнил: Иванов Иван Иванович,
  аспирант 1 курса направления 38.06.01 «Экономика»
  профиль  «………….»
      (подпись, дата)
Согласовано: научный руководитель     (подпись, дата)
Принял: Петров Петр Петрович

 

 

Н. Новгород

20___ г.

Выдержка из паспорта научной специальности

 

Приводится паспорт научной специальности с выделением текста, имеющего отношение к Вашей работе.

Паспорта специальностей можно найти на сайте Высшей аттестационной комиссии по ссылке:

http://vak.ed.gov.ru/ru/316?redirect=http%3A%2F%2Fvak.ed.gov.ru%2Fru%2F105%3Fp_p_id%3D3%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dmaximized%26p_p_mode%3Dview%26_3_groupId%3D0%26_3_keywords%3D%25D0%25BF%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2582%25D0%25B0%26_3_struts_action%3D%252Fsearch%252Fsearch%26_3_redirect%3D%252Fru%252F105

 

 

Компоненты диссертационной работы

Объект исследования

(выбирается из паспорта специальности)

Предмет исследования

 

Предметом исследования диссертации является …

Наименование работы

(согласуется с объектом, предметом, соответствует типу результата)

Актуальность объекта

(Актуальность объекта определяется стратегическими приоритетными направлениями развития страны, отрасли, сферы деятельности и отражается в соответствующих документах (постановлениях, указах, решениях коллегий и др.). Здесь необходимо  ссылаться не на личную точку зрения автора, а на официальные документы (например: указ президента РФ от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации; Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации № 327-р от 29.02.2016 г.); Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)», Государственная программа «Развитие транспортной системы», Постановление Правительства от 20 декабря 2017 №1596, Указ Президента РФ №204 от 7 мая 2018 года О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года).

Актуальность предмета

(здесь раскрывается актуальность именно Вашей диссертационной работы, ее связь со стратегическими приоритетными направлениями, ее значение для теории, практики, производства, культуры, общества, личности …)

Цель (научная проблема) диссертационного исследования

(Миссия работы, ее значение, разрешение противоречия, конфликтной ситуации, проблемной ситуации, достижение идеального образца продукта)

Задачи диссертационного исследования

(Основные триединые задачи диссертации:

- Анализ проблемной ситуации, постановка цели и задач исследования …

- Предложение решения в виде (методики, технологии, устройства, программного продукта …) способного разрешить проблему и достигнуть поставленную цель.

- Обоснование полученного решения путем… (эксперимента и практики, теоретического обоснования, …))

Тип результатов исследования

См. Положение о присуждении ученых степеней (Постановление правительства РФ от 24.09.2013 №842): в кандидатской  диссертации могут быть два типа результатов:

1 тип. Решение задачи, имеющей существенное значение для развития отрасли знания.

2 тип. Технологическая, экономическая или иная разработка, имеющая существенное значение для развития страны.

Методы исследования

теоретические (экспертные системы, абстрагирование, анализ и синтез, от простого к сложному, …);

эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент, тестирование, интервьюирование, …);

математическое моделирование (статистические методы, методы теории игр, вариационное исчисление, математическое программирование, дифференциальное и интегральное исчисление, векторная оптимизация, визуализация, …).

Основной результат

Предполагаемое основное достижение, соответствующее паспорту специальности.

Формулируется как утверждение, которое может быть проверено и обосновано!

Пример формулирования:

В ходе диссертационного исследования предполагается установить новую закономерность (зависимость) между …. Это объясняется …

Или

Повышение эффективности (надежности, качества…) … предлагается достичь за счет использования …. В этом случае наблюдается …

Или

В предложенной модели сняты допущения …, которые позволили расширить класс расчетных …. Это стало возможным благодаря использованию ….

Или

Предполагается экспериментально установить, что …

Научный вывод, содержащий новое научное знание

Например, в работе предполагается выполнить анализ …, получить результаты …, новым является …, в отличие от известных …, позволяют выполнить …, имеют существенное значение для теории… и практики ….

 

Список информационных источников

Здесь отражаются только источники, использованные при выполнении этой самостоятельной работы. Оформление литературы осуществляется в  соответствии с ГОСТ[1].

Примечание 1: объем работы – до 4 стр. вместе с титульным листом.

Примечание 2:

Объект диссертационного исследования (далее – ДИ) – объективно существующая реальность, являющаяся носителем конфликта/противоречия /незнания/проблемной ситуации, на которую направлена научно-исследовательская деятельность диссертанта. Объект выбирается из паспорта научной специальности.

Предмет ДИ – это продукт работы диссертанта (новое научное знание об объекте исследования) в виде научно-квалификационной работой, в которой содержится:

- либо решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний (1),

- либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны [2] (2).

Тема ДИ   предмет ДИ. Тема ДИ согласуется с объектом, предметом, соответствует типу результата (1 или 2).

Актуальность темы ДИ. Здесь должна раскрываться актуальность проведения исследований конкретно по теме диссертации, а не в целом по проблематике, к которой относится данная тема. Например, если Вы избрали темой совершенствование математического инструментария для фондового рынка, то не надо писать о важности и актуальности фондового рынка, а надо писать об актуальности совершенствования математического инструментария, используемого для решения задач, относящихся к предмету Вашего исследования. Здесь важно показать не только востребованность данного направления исследований с точки зрения потребности практики, но и, прежде всего, с точки зрения необходимости научной проработки сформулированной научной темы.

Цель ДИ – это миссия работы, ее значение, разрешение противоречия, конфликтной ситуации, проблемной ситуации, достижение идеального образца продукта.

Задачи ДИ вытекают из цели и должны ориентировать на получение, во-первых, научных и, во-вторых, практических результатов.

Типичные задачи ДИ:

- Выполнить анализ проблемной ситуации;

- Разработать (предложить) решения в виде методики, технологии, устройства, программного продукта и др., способных разрешить проблему и достигнуть поставленную цель;

- Провести обоснование полученного решения путем (эксперимента и практики, теоретического обоснования, и др.).

Методы ДИ

Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Общие методы исследований:

– общелогические методы познания (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия и моделирование);

– методы эмпирического исследования (наблюдение, описание, измерение и эксперимент);

– методы теоретического исследования (мысленный эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, математическая гипотеза, восхождение от абстрактного к конкретному).

Большинство специальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов исследования (методы математического моделирования, численного анализа, теории вероятности и математической статистики, управления качеством и др.)

Апробация ДИ:

- в виде докладов, обсуждений, презентаций, публикаций на семинарах, совещаниях, конференциях, форумах, сайтах, блогах, конгрессах, сессиях, выставках;

- в результате опытной (промышленной) эксплуатации модели, образца, изделия, …

 


[1]ГОСТ 7.1-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. ИПК Издательство стандартов, 2004.
ГОСТ 7.0.5-2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.
Стандарт предприятия. Организация издательской деятельности в Волжской государственной академии водного транспорта. – Н.Новгород: ИПК ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2007.

 

[2] Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" (вместе с "Положением о присуждении ученых степеней")



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: