Задание№3. Описать 5 случаев девиации экологической культуры современного человека по Мертону

Социология. 2 семинар. Кузнецова Анастасия ЭиУП(о)-12

Социальная роль и социализация.

Вопрос. Раскройте концепции социализации Ч. Кули и Дж. Г. Мида.

· Концепция Кули.Ч

Ч. Кули исследовал процесс формирования собственного Я личности. Результаты его изысканий отразились в теории «Зеркального «Я»». Чувство собственного Я возникает у человека через восприятие реакций на него других людей, т. е. окружающие выступают для личности своеобразным зеркалом, «смотрясь» в которое, человек может корректировать своё собственное поведение. Механизм восприятия оценки в концепции Ч. Кули строится на трёх аспектах:

1. Как нас воспринимают другие;

2. Как окружающие реагируют на то, что видят;

3. Какова наша реакция на действия других людей.

Если в процессе социальных взаимодействия индивид получает положительную оценку своих действий, то Я-образ подкрепляется, а поведение повторяется.

В случае, когда поведение человека вызывает отрицательную реакцию со стороны, то Я-образ пересматривается, а действия человека изменяются. Наибольшее влияние на развитие Я-концепции оказывают первичные группы.

· Концепция Дж. Г. Мида.

Дальнейшее развитие теории Ч. Кули получила развитие в трудах Дж. Г. Мида, который расширил её указав не только на влияние окружения личности, но и выделив механизм этого воздействия на разных этапах социализации. Им было выделено три этапа социализации:

1. Имитация (ребенок повторяет все действия за взрослыми и не понимает их значение);

2. Игровая стадия (на этом этапе ребенок уже учится понимать поведение как исполнение определенных ролей, эти роли ребенком воспроизводятся);

3. Стадия коллективных игр (дети учатся осознавать ожидания всей группы, а не отдельных ее участников. Именно это позволяет им научится оценивать свое поведение по общим стандартам, устанавливаемых обществом).

Вопрос. Назовите основных агентов и институты социализации.

К основным социальным институтам, участвующим в социализации, относятся институты семьи, школы, различные типы организации. В этих социальных институтах, взаимодействуя с другими людьми, у индивида формируется социальный опыт, а также происходит усвоение знаний, умений, навыков, позволяющих выполнять ему общественные функции и включаться в систему общественных отношений.

Лица, которые осуществляют непосредственное и опосредованное взаимодействие с индивидом в процессе его социализации, называются агентами социализации. Ими являются родители, воспитатели, учителя, друзья, коллеги и т. д. Роль агентов социализации зависит также от этапа, на котором происходит процесс социализации. Как правило агенты социализации делятся на агентов первичной и вторичной социализации:

· Первичная социализация – период усвоения норм и правил, регулирующих поведение в обществе (агентами первичной социализации являются родители, воспитатели, братья, учителя, друзья);

· Вторичная социализация – период обретения профессиональных навыков (происходит уже в более зрелом возрасте). Агентами вторичной социализации будут являться коллеги, представители администрации школы/института, предприятия, армии, СМИ, государство (государственные служащие), правоохранительные органы.

Первичная социализация обычно является наиболее значимой для индивида, так как любая вторичная социализация будет сходна со структурой первичной социализации.

 

(доп.задание) Описать ролевой конфликт личности как результат различий в условиях первичной и вторичной социализации.

Ролевой конфликт – это переживание личностью неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых личность является.

Пример: успешная в профессиональной деятельности женщина. Она добилась высот в карьере, но когда она приходит домой, совершенно не справляется с ролью жены или матери. Ей тяжело общаться с детьми, готовить пищу, убираться в квартире. Она либо не имеет достаточно времени для этого, либо просто теряется при реализации роли матери или жены. Требования одной роли препятствуют хорошему исполнению другой.

Пример: Не менее интересным примером служит ситуация, когда индивид меняет область профессиональной деятельности.

Одна специальность предполагала определенные обязанности, но со сменой профессии изменились и они, индивиду необходимо привыкнуть к новой роли.

Очень часто человек бывает не готов к таким изменениям: он помнит старую роль и не придерживается новой. Это может рождать определенные недопонимания со стороны общества. Чтобы решить проблему, человеку дают время, так он привыкает к новому, адаптируется в новых условиях. Если он не до конца понимает, что он него требуется, следует ему мягко об этом сказать, избегая стрессовых ситуаций.

Постепенно новая роль будет изучена и принята индивидом. Он не захочет с ней расстаться и сам будет удивляться тревожащим его в прошлом страхам.

 

Социология. 3 семинар. Кузнецова Анастасия ЭиУП(о)-12.

Задание№3. Описать 5 случаев девиации экологической культуры современного человека по Мертону.

1) Конформизм. Для того чтобы достичь цели, необходим материальный успех, который можно достичь только законными способами. Подобное поведение составляет основу общества, в том числе законопослушного.

 

2) Инновация. Индивиды твёрдо придерживается одобряемых обществом целей, однако используют новые средства их достижения, которые отвергаются общества. Например, такие люди торгуют наркотиками, подделывают чеки, мошенничают, присваивают имущество другого лица, воруют, занимаются блоггерством, так как им тоже необходимо покупать символы успеха (машины, телефоны, отдых в популярных местах).

 

3) Ритуализм. Членами общества отвергают все культурные цели, а также принижается их значение, однако используются средства, одобряемые общественностью. Например, руководители организаций могут игнорировать цели деятельности организации, однако использовать те же бумажные процедуры, которые используют и в иных стандартных организациях.

 

4) Ретритизм. Отвергается не только цели, но и способы их достижения. Конфликт разрешается совершенно иным путём. Например, люди, употребляющие наркотики и алкоголь, становится изгоями в данном обществе. Они не принадлежат к нему. Но при этом данная категория лиц может не разделять общую ориентацию, относится к обществу чисто фиктивно, в силу принадлежности к биологическому виду «Человек разумный». Например, такими лицами являются люди без определенного места жительства (бомжи).

 

5) Мятежники. Они отвергают как культуру, так и средства достижения целей общества, заменяя их на новые нормы. Несмотря на то, что это отклоняющееся поведение, нередко именно оно способно внести позитивную ноту в общий контекст развития общества. Например, Джордано Бруно длительное время доказывал особое строение Вселенной. Галилео Галилей доказал вопреки мнению церкви, что наша планета вертится вокруг своей оси. Все перечисленные открытия сыграли важную роль в развитии физики, астрономии, иных наук, расширении человеческого кругозора, хотя категорически длительное время не воспринимались обществом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: