Оригинальность ответов

Определение ответа в тесте Роршаха

Ответами считаются такие высказывания, которые сам испытуемый оценивает именно как ответ, а не как замечание или комментарий. (Здесь и далее: Э. — экспериментатор, И. — испытуемый.)

Если испытуемый считает называние цвета (например, табл. IX: «Здесь красное, зеленое, желтое») ответом, оно шифруется:

W Cn (color naming) Color 0,0

Если испытуемый не считает свое высказывание ответом, оно обозначается С des (color description) и не шифруется.

Два или более ответа на одно и то же пятно шифруются отдельно, если испытуемый в последующем не отвергнет одно из них или если не скажет, что они являются разными описаниями одного и того же образа.

Табл. V. «Бабочка. Летучая мышь»

Э. «Как Вы полагаете, это бабочка или летучая мышь — или, может быть, это и то и другое?»

И. «Это, скорее, летучая мышь».

Это один ответ.

Табл. V. «По крыльям и ногам это летучая мышь, а по усикам — насекомое».

Это два ответа.

Если испытуемый соединяет два или более ответов словом «или», все они шифруются отдельно. Если испытуемый заменяет один ответ другим и при этом использует разные детерминанты, то отвергаемый ответ учитывается только в дополнительных оценках. Если ответ дается в виде вопроса или отвергается без замены, он также оценивается как дополнительный.

Табл. VI. «Это, может быть, шкура животного».

Э. «Какую часть пятна Вы использовали для этого ответа?»

И. «Я имел в виду целое пятно, но теперь оно не кажется мне шкурой животного. Я не знаю, почему я так сказал».

Оценка (W Fc Aobj Р 1,0). Здесь скобки означают, что все элементы должны быть отнесены к дополнительным. При трудностях локализации подобные дополнительные ответы следует совсем исключать из системы оценок.

Когда испытуемый корректирует свой ответ спонтанно, это считается разработкой первоначального ответа. Такие разработки (спецификации) следует отличать от отдельных ответов. Спецификациями считаются элементы, образующие существенные части увиденного образа. Например, ноги, руки и голова, принадлежащие одному и тому же человеку, не оцениваются как отдельные ответы. Основной критерий, отличающий спецификацию от ответа, — это то, что она не может быть увидена, если взята отдельно, сама по себе. «Шляпы» могут рассматриваться как спецификации «голов», хотя могут быть видны и отдельно. «Реки» и «леса» являются спецификациями «ландшафтов». Когда в верхнецентральных темных областях табл. X усматривают «двух животных, грызущих дерево», то «дерево» должно считаться спецификацией. С другой стороны, «бабочка» или «бант», увиденные на табл. III, и «пауки» или «гусеницы» на табл. X так часто видны отдельно, что оцениваются как самостоятельные интерпретации, даже когда они являются частью более сложного ответа.

При «плотной организации» интерпретаций отдельные части не расцениваются как самостоятельные ответы, если они не относятся к популярным образам.

Табл. I. «Три танцора. Двое мужчин в плащах и капюшонах кружатся вокруг женщины в центре с поднятыми руками. На женщине прозрачная рубашка».

Эту «плотную организацию» нельзя разбить на составные части.

Оценка: W M Fc H 4,5

Табл. VIII. «Многоцветный щит с животными, стоящими на задних лапах».

Здесь, несмотря на «плотную организацию», образы животных относятся к популярным ответам и поэтому оцениваются отдельно.

W Fc Embl 2,0

D F M (A)P 1,5

Скобка указывает на связь между ответами.

При «свободной организации» отдельные части получают самостоятельную локализационную оценку. Если они упоминаются только при опросе, они получают дополнительную оценку.

Табл. VIII. «Это подводные создания и кораллы. Зеленое и розовое — это вода и цветы. По бокам карабкаются морские ящерицы».

WCFN0,5DFMА1,5

Табл. IX. «Морская». (При опросе указываются «клешни рака» и «раковина устрицы».)

WCFN 0,5Доп. 1DFcAd1,0Доп. 2DFc'Aobj1,0

В тех случаях, где относительно бесформенные детерминанты являются частью большего ответа, характеризующегося хорошей формой, они отдельно не шифруются.

Табл. III. «Два туземца бьют в барабан; из пепла, оставшегося после костра, вылетают тлеющие угольки».

W М CF Fc Fc' mF Н fire Р→O 4,5

Здесь ответ «тлеющие угольки» на красные детали не возник бы, если бы не был подчинен целостной организации. Поэтому использование цвета отражено не отдельной оценкой, а дополнительной.

Каждый ответ получает пять оценок: по локализации образа, по детерминантам, т. е. тем особенностям пятна, на которые опирается субъект при даче ответа, по содержанию, по степени оригинальности ответа и по уровню формы.

Локализация ответов

Целостные ответы.

Когда интерпретируется вся таблица, ответы называются целостными и обозначаются W (от англ. Whole). Среди них различают четыре группы: W, W, DW и WS.

2.3.1.1. Примером целостного ответа W для табл. I может быть как «летучая мышь», так и описанные выше «три танцора». Первый ответ является простым, второй — симультанно-комбинаторным. Оба они отражают мгновенный акт восприятия.

Сукцессивно-комбинаторный целостный ответ возникает не с первого взгляда, а постепенно. Один образ следует задругам, пока они не объединятся. Например, на табл. III: «Двое людей стоят согнувшись. Они что-то варят в котле... Красное — это отброшенные кости».

Ответ обозначается как W и в тех случаях, когда при использовании всего пятна отдельные небольшие части его игнорируются. Если одна симметричная половина рассматривается как отражение другой — это тоже целостная интерпретация. Сложнее оценить ответ в тех случаях, где он фокусируется на одной половине таблицы, а про другую говорится: «Это то же самое». Бом [98] не считает подобные ответы целостными в отличие от Клопфера и соавторов [174], предлагающих оценивать их как целостные. Нам более оправданной представляется точка зрения Бома.

Там, где отчетливо воспринимается только часть пятна, но испытуемый стремится использовать все пятно (эти ответы следует отличать от конфабуляторных), применяется символ «>W», обозначающий тенденцию к целостному.

Табл. VIII. «Мыши, карабкающиеся на стену».

Э. «Где стена?»

И. «Здесь» (показывает на среднюю часть).

Э. «Что делает ее похожей на стену?»

И. «Именно то, что они карабкаются на нее».

D→W F М А Р 1.5

Оценка W в качестве дополнительной (D →W) дастся и в тех случаях, когда целостный ответ указывается впервые не во время собственно выполнения, а на этапе опроса или когда испытуемый отказывается от высказанного первоначально целостного ответа.

Табл. I. «Крылья летучей мыши». И. «Сначала я увидел только крылья, теперь я вижу, что все пятно похоже на летучую мышь».

D→ WFAP 1,0

2.3.1.2. Усеченное W (cut-off Whole) применяется в тех случаях, когда испытуемый использует почти все пятно (по крайней мере 2/3 его) и указывает, что он опускает некоторые элементы, не соответствующие концепции образа. Часто исключаются красные детали на табл. II и III. Испытуемый должен спонтанно упомянуть о каких-нибудь пропущенных частях пятна. Если факт неиспользования некоторых частей выявляется только при опросе в ответ на вопросы типа «Вы использовали эту часть?», то такие ответы оцениваются как обычные W.

2.3.1.3. Конфабуляторные целостные ответы DW. В этих случаях отчетливо воспринимается одна деталь, а все остальное домысливается до целого без учета конфигурации всего пятна или расположения отдельных частей относительно друг друга. Примерами могут служить «бабочка» (на табл. VI) из-за «усиков», расположенных вверху, или ответ «грудная клетка» (на табл. VIII), возникший из оценки голубых квадратов как «легких».

Ответы DW всегда имеют плохую форму. Некоторые авторы [94,98] предлагают считать конфабуляторными интерпретации не только с плохой формой (DW-), но и с хорошей (DW+). Это не соответствует точке зрения Роршаха и большинства других исследователей, рассматривавших конфабуляторные ответы как важный патологический признак. Поэтому целостные образы с хорошей формой, основанные на первоначальном выделении какой-либо детали, следует оценивать не как DW+, а просто как W+.

2.3.1.4. Целостные ответы, в которых принимаются во внимание белые промежутки, например «маска» на табл. I, оцениваются как WS.

2.3.2. Ответы на обычные детали. Части пятна, которые хорошо заметны и чаще всего воспринимаются, называются обычными деталями. Образы, построенные на их основе, обозначаются D. Большинство D являются крупными фрагментами, но в эту категорию попадают и небольшие детали, если они имеют отчетливую форму и сразу бросаются в глаза. (Такие небольшие, но достаточно часто воспринимаемые детали американские авторы выделяют в особую разновидность обычных деталей, обозначаемую символом d.) Роршах не указал частоту ответов, достаточную для выделения D. Лепфе [190] предложил относить к ним те части пятен, на которые дается не менее 4,5% ответов. Бек [94] и И. Г. Беспалько [20] использовали в своих работах 2%-й уровень выделения D.

Ввиду отмеченной многими исследователями зависимости восприятия таблиц Роршаха от этнического фактора Лосли-Устери [188] рекомендовала составление локализационных карт для каждой страны отдельно. В нашей стране такая работа была проведена И. Г. Беспалько [20]. Ниже приводится составленный им список D, а на рис. 2.1. — таблицы локализации.

Таблица I.

1. Вся средняя область («жук», «человек»).

2. Весь боковой раздел («мифическое животное»).

3. Верхняя половина боковой области («голова собаки»).

4. Нижняя половина боковой области без четких внешних границ; выбор этой области происходит не за счет внешних границ, а за счет текстуры («голова плюшевого мишки», «голова филина»).

5. Боковой контур нижней половины боковой области («профиль куклы»).

6. Наиболее выраженный боковой выступ («крыло»).*

7. Верхние центральные когтеобразные выступы («рога олененка»).

8. Верхняя половина центральной области («краб»).

9. Темная часть нижней половины центральной области («бедра»).

Таблица II.

1. Вся темная область («медведи»).

2. Нижнее красное пятно («бабочка»).

3. Промежуточное белое центральное пятно («юла»).

4. Верхние красные области.

5. Верхнецентральная коническая область («ракета», «замок», «рыцарь»).

6. 6. Нижний боковой выступ («голова петуха»).

Таблица III.

1. Все темное («два человека»).

2. Верхнебоковые красные пятна («обезьяны»).

3. Центральное красное пятно («бабочка»).

4. Нижнебоковые продолговатые области («рыба»; в концепции D1* — «ноги людей»).

5. Центрально-нижние темные округлые области («головы негров»).

6. Весь нижний темный центр.

7. «Голова и туловище человека» от D1 («человек»; в с — D1 положении — «птица»).

8. Весь серый центр нижней центральной темной области D6.

9. «Голова человека» от D1.

10. Нижняя часть «туловища человека» (в b-положении — «голова мыши»).

11. «Один из людей».

12. Нижние окончания D4 («туфли на каблуках», «копыта»).

Таблица IV.

• Здесь и далее цифра — номер ответа в списке И. Г. Беспалько.

1. Центральная нижняя область («голова улитки»).

2. Нижнебоковой выступ, наружная часть светло-серой области («голова собаки», «профиль человека с чубом»).

3. Вся нижнебоковая часть («сапог»).

4. Верхний продолговатый выступ («змея», «корни»).

5. Вся нижняя боковая светло-серая область, светлая часть «сапога» (в b-положении — «собака»).

6. Темное в «сапоге» («морж»).

7. Небольшой выступ в верхней части пятна («профиль клоуна» в b-положении, «голова гимнаста» в D8).

8. Весь верхний боковой выступ, включающий в себя D4, а также его темное основание и соединительную полосу от основания к D4 («голова птицы»).

9. Вся центральная темная полоса («позвоночник»).

10. Вся верхняя половина пятна («голова собаки»).

11. Самая верхняя центральная светлая область, берущаяся или целиком («голова человека»), или только в ее выступающей части («цветок»).

Таблица V.

1. Нижние центральные продолговатые выступы («змеи»).

2. Боковая область, включающая около трети «крыла» и наружные боковые выступы («окорок», «бегущее животное»).

3. Самая наружная боковая часть («голова крокодила»).

4. Центральная верхняя область («голова зайца»).

5. Половина всего пятна или почти вся половина («крыло»).

6. Весь центр («заяц»).

7. Верхние выступы («уши зайца»).

8. Самый наружный верхний боковой отросток («нога»).

9. Верхний контур крыла («профиль») с возможным включением боковых отростков D3, образующих бороду или рога профиля.

10. Нижний контур крыла («профиль в высокой шапке»).

Таблица VI.

1. Вся нижняя часть («шкура»).

2. Вся верхняя часть («птица»).

3. Одна из половин нижней части («голова с длинным носом»; в d-положении — «айсберг»).

4. Верхние выступы на D2 («крылья птицы»).

5. Самая верхняя часть пятна в виде округлого выступа с отходящими от него по бокам тонкими черточками («усами») или без них («голова змеи»).

6. Верхняя центральная продолговатая часть, оставшаяся от двух после исключения боковых D4 («крыльев»).

7. Нижние центральные маленькие выступы, два центральных и два слегка латеральных («органы цветка», «рот насекомого»).

8. Большой боковой выступ («голова моржа»).

Вся темная центральная полоса, начиная с самого верха («позвоночник»).

Таблица VII.

1. Средняя область («голова чудовища»).

2. Одна или обе верхние области с самыми верхними выступами («прическами») или без них («головы женщин»).

3. Верхняя или средняя области как целое (в d-положёнии — «собачка»).

4. Вся нижняя область с указанием или без указания на темный центр («бабочка»).

5. Промежуточная белая область («голова в треугольной шляпе»).

6. Темная нижняя центральная часть с расположенной ниже серой центральной областью или без нее («человек», «разрез скважины»).

7. Самый верхний выступ («кошкин хвост»).

8. Одна из симметричных половин всей нижней области D4 («шахматный конь»).

9. Маленькие светло-серые остроконечные выступы на верхней области («сосульки»).

10. Самый нижний светло-серый центр, взятый самостоятельно, т. е. вне D6 («голова собаки»).

Таблица VIII.

1. Боковые розовые области («идущее животное»).

2. Весь нижний оранжево-розовый центр («бабочка», «цветок»).

3. Верхняя серо-зеленая коническая часть («гора») с возможным присоединением центральной темной полосы и нижележащих голубых квадратов («ель»).

4. Светлое скелетовидное образование между голубыми квадратами с возможным включением выше— и нижележащих центральных темных полос («позвоночник», «грудная клетка»).

5. Голубые квадраты, один или оба.

6. Самые латеральные выступы на D2 («голова собаки»).

7. Самая нижняя оранжевая часть (нижняя половина D2).

8. Верхняя розовая половина D2.

9. Верхушечная часть на D3 (два остроконечных выступа на самом верху таблицы — «два человека издали», «клюв»).

Таблица IX.

1. Одна из симметричных зеленых областей.

2. Одна или обе верхние оранжевые области.

3. Вся центральная светлая область с включением или без центральной полосы и двух глазоподобных пятен («платье», «скрипка»).

4. Только боковые части нижней розовой области («голова человека»).

5. Вся центральная линия или только ее часть, заключенная в области D3, но называемая самостоятельно («фонтан», «трость»).

6. Вся нижняя розовая область («облака», «запеленованный младенец»).

7. Наибольший коричневый выступ с медиальной стороны D2 («клешни рака»).

8. Вся разветвленная коричневая с медиальной стороны D2 (при ее выделении в ответ должны входить не менее двух из трех составляющих ее выступов — «рога оленя», «два человека и дерево»).

9. Небольшая область в D1, частично граничащая с D2 («голова лося»).

10. Розоватая область вместе с центральной полосой (т. е. D6 и D5, взятые как целое; в с-положении — «дерево»).

11. Обе зеленые половины, взятые как целое («тазовые кости»).

12. Центральная светлая округлая область (нижняя часть D3) с двумя входящими в нее пятнами, напоминающими глаза, или без них («голова совы»).

13. Оранжевая верхняя и зеленая средняя области как целое (D1 + D2).

14. Самый верхний из трех входящих в D8 выступов (в d-положе-нии напоминает «ключ», «сапог»).

Таблица X.

1. Верхние боковые синие пятна («краб»).

2. Нижние зеленые продолговатые области без объединяющего их центра («гусеница»).

3. Темные плотные области примерно на среднем уровне карты снаружи от розовых областей («жук»), иногда с включением связанного с основной областью темного пятна в желтом соседнем пятне («лань»).

4. Нижняя центральная небольшая часть светло-зеленого цвета с включением боковых темных точек или без них («голова кролика», «человечек»).

5. Внутренние желтые области («амеба», «сидящая собака»).

6. Одна или обе верхнецентральные темные области («насекомые»).

7. Весь темный верхний центр.

8. Большие продолговатые розовые области.

9. Синие небольшие области с внутренней стороны от розовых пятен с объединяющим их маленьким синим пятном или без него («скалолазы»).

10. Нижние наружные коричневые пятна («мохнатая собака»).

11. Маленькая, центрально расположенная рогаткообразная часть оранжевого центра («вишни»).

12. Зеленые верхние пятна («кузнечик»).

13. Вся зеленая нижняя подковообразная область, т. е. D2 + D4, взятые как целое («лира»).

14. Самый верхний темный центральный «столб» («обрубленный ствол»).

15. Желтые боковые области («осенние листья»).

16. Обе розовые части совместно с верхним темным центром с включением темного центрального столба D14 или без него.

17. Верхняя белая центральная область, ограниченная розовыми областями с боков и синими D9 снизу с включением находящейся внутри нее D11 или без нес («белая сова», «черепаха»).

18. Вся промежуточная область между продолговатыми розовыми областями. Включает находящиеся в ней цветные области, образующие глаза (D5), усы (D13) и т. д. («лицо человека», «голова козы»).

Если сравнить список D-ответов у И. Г. Беспалько [20] и у Клопфера и соавторов [174], то можно отметить, что в основных чертах они совпадают. Из приведенных И. Г. Беспалько 108 D-ответов 90, т. е. 83%, указаны в списке 102 D-ответов у Клопфера и соавторов. В обоих случаях совпадают самые распространенные, часто указываемые ответы, так что использование любого из списков даст примерно одинаковое количество ответов на обычные детали. Принципиальным различием является лишь то, что ответы на белый фон(03 на II, D5 на VII, D17h D18 на X таблицах) включены И. П Беспалько в категорию D-ответов в связи с большой частотой встречаемости, а в классификации Клопфера и соавторов они расцениваются как S-ответы.

Иногда испытуемый может добавить к D или, наоборот, опустить небольшие участки пятен. Если такие изменения составляют несущественную часть концепции, ответы все равно оцениваются как D. Так же оценивается и сочетание нескольких обычных ответов, за исключением тех случаев, где эта комбинация носит необычный характер.

2.3.3. Ответы на необычные детали. Те интерпретации, которые не относятся ни к целостным, ни к обычным и не являются ответами на белое пространство, оцениваются как ответы на необычные детали Dd. Они подразделяются на несколько категорий:

а) dd — мелкие или крошечные детали, которые от остального пятна отделяются пространством, оттенками или цветом;

б) de — краевые детали, в которых используются только контуры; чаще всего это «профили» или «береговые линии»;

в) di — внутренние детали, в которых используется внутренняя теневая часть пятен без указания краев;

г) dr — необычно отграниченные детали, не подпадающие ни под одну из перечисленных выше категорий; по размерам они могут быть большими, близкими к W, или, наоборот, маленькими, приближающимися к dd (в отличие от dd границы их спорны). Среди них выделяют два типа: с необычными очертаниями, не отграниченными структурными качествами пятен, и с необычной комбинацией D деталей.

В руководстве Бома [98] для обозначения всех этих категорий ответов на необычные детали используется один символ — Dd.

2.3.4. Ответы на белое пространство. В системе оценок Клопфера и соавторов они обозначаются символом S. Бом [98] предлагает делить их на обычные DZw и необычные DdZw (здесь «Zw» от нем. «Zwischenfiguren», аналогично англ. «S»). Бек [94], много внимания уделявший частотной оценке ответов, пришел к заключению, что большие белые пятна на таблицах II, VII и X — это истинные D. Согласно приведенному выше списку И. Г. Беспалько [20], к D-ответам следует отнести не только интерпретации на указанные Беком высокочастотные белые детали, но и указания на белую центральную область табл. X. В нашей работе ответы на участки белого пространства, перечисленные в списке D-ответов И. Г. Беспалько, оценивались как D, а указания на любые другие фрагменты фона — как S.

Там, где белые промежутки указываются в сочетании с основными пятнами, для оценки локализации используются два обозначения и на первое место ставится ведущее из них.

Табл. VII. «Это океан с островами на нем» (здесь «острова» — все пятно, а «океан» — белое пространство вокруг него).

S W F Geo 1,0

Табл. I. «Маска с дырами для глаз».

W S F Mask 1,5

Роршах [220] и Бом [98] использовали специальное обозначение Do для так называемых олигофренических деталей — частей фигуры человека или животного, которые даются там, где большинство здоровых испытуемых легко видят целого человека или целое животное. Например, на табл. III испытуемый указывает не на фигуру всего человека, а на его голову или ногу. Роршах вначале предполагал, что такие ответы встречаются только у олигофренов и людей с низким интеллектом, но это предположение оказалось неверным. Мы вслед за американскими авторами специального обозначения для таких деталей не использовали.

Детерминанты

К ним относятся качественные характеристики ответа по форме, кинестезии, цвету и светотени. Главным может быть только один детерминант, остальные считаются дополнительными. На первое место ставится детерминант, подчеркиваемый испытуемым в описании и разработке ответа. Детерминант, применимый только к части указываемого пятна, например цвет в ответе «Медведи с красными шляпами», или обусловленный подсказкой, оценивается как дополнительный.

В затруднительных случаях предпочтение отдается детерминанту, уже упомянутому, а не тому, который впервые возник во время опроса. В остальных случаях на первое место ставят кинестезию, на второе — цвет и на третье — текстуру. Поскольку форма всегда имеет место в кинестетических ответах и включается в оценки светотени и цвета, она никогда не учитывается как дополнительный детерминант.

2.4.1. Форменные ответы F. Оценка формы дается всем ответам, где нет другого основного детерминанта (движения, оттенков, цвета). Эта оценка применяется и в тех случаях, где форма неточная, неопределенная или абстрактная.

Табл. I. «Маска» (при опросе указываются глаза, нос и скулы).

W F+ Mask 2,0

Табл. IX. «Это абстрактная вещь, баланс» (при опросе указывается, что это ответ).

W F— Abs 0,5

Роршах выделял ответы с хорошей формой F+ и с плохой формой F-. Он предложил определять хорошие формы статистическим образом и относить к ним те форменные ответы, которые чаще всего даются здоровыми испытуемыми. «Все, что лучше этих форменных ответов, тоже оценивается как F+, все, что увидено менее отчетливо, обозначается как F-» [220, с. 11]. Здесь слово «лучше» подразумевает хорошее соответствие между концепцией образа, которую предлагает испытуемый, и конфигурацией пятна, которое он при этом использует.

Среди форменных ответов с плохой формой различают неточные F- и неопределенные F-. У первых при определенном утверждении отсутствует сходство с пятном (например, ответ «медведь» на пятно, которое выглядит совсем по-иному). К этой категории относится большинство анатомических ответов, например «таз» или «грудная клетка» на табл. 1. Во втором случае отсутствует определенность рассуждения: «Что-то анатомическое», «Какое-то доисторическое животное». Для географических ответов типа «страна», «какой-то архипелаг», когда конкретизации нет, а какое-то подобие образу в пятне имеется, применяется оценка F±.

Если испытуемый определяет боковые пятна на табл. VIII как «два зверя», при опросе следует уточнить: «Что это за животные?» При конкретизации ответа ставится F+, в противном случае — F-.

Примерный список хороших и плохих ответов, предназначенный для начинающих роршахистов, имеется в монографиях Лосли-Устери [189] иБома[98].

2.4.2. Ответы по движению (М). Возникают они при содействии кинестетических энграмм, т. е. представлений о прежде виденных или испытанных самим субъектом движениях. Нередко испытуемый при этом сам делает соответствующие движения руками и туловищем. Бом [98] считает, что ответы по движению всегда сопереживаются испытуемыми и за ними всегда стоит идентификация. К кинестетическим ответам он относит не только человеческие движения, но и движения антропоморфных и антропоморфизированных животных. К антропоморфным животным относятся медведи, обезьяны, ленивцы. Но их движения шифруются как М только в том случае, если они напоминают человеческие. «Взбирающиеся на стену медведи» на табл. VIII не шифруются как М, поскольку их движения не напоминают человеческих. (Следует отметить, что американские авторы человекоподобные действия животных оценивают не как М, а как FM.) К антропоморфизированным животным относятся популярные персонажи из книг и кинофильмов (Чебурашка, Заяц и Волк из мультфильма «Ну, погоди!»), действия которых переживаются как человекоподобные.

М-ответы не всегда отражают человека в движении. Вживание в какое-либо определенное положение тела, например в ответе «спящие женщины», также связано с кинестетическим ощущением. К М-ответам относят также указания на видимые в действии части человеческих фигур («две руки с поднятыми указательными пальцами»). Американские авторы [ 174] относят к М и описания человеческой мимики («кто-то высунул язык», «искаженные лица»), но ряд авторов [98, 216, 225] рекомендуют не шифровать подобные мимические интерпретации как кинестетические. По мнению Шахтеля [225], описания мимики отражают не проекцию собственных чувств, а ожидаемое субъектом отношение к нему других людей.

В тех случаях, где движения или поза появляются при опросе в ответ на наводящие вопросы, либо приписываются человеческой фигуре, выраженной в рисунке, карикатуре или статуе, либо отмечаются у крошечных человеческих существ, занимающих незначительное место в общей концепции, М дается как дополнительная оценка.

Движения животных шифруются как FM.

Движения неодушевленных предметов («летающий ковер», «падающая ваза») оцениваются символом т.

2.4.3. Ответы по цвету. В зависимости от сочетания с формой шифруются как FC, CF, С.

2.4.3.1. Формоцветовые ответы FC отмечаются тогда, когда доминирует форма, а цвет является вторичным, например «вареные раки» — на желтое пятно (табл. IX) и «кузнечик» — на зеленое верхнее пятно (табл. X). Ответ «бабочка» на центральное красное пятно (табл. III) в большинстве случаев является ответом по форме F+, но «тропическая бабочка» на то же пятно шифруется как FC. Ответ «красные полярные медведи» на боковые розовые области (табл. VIII) — это ответ F+, поскольку используемый цвет не является цветом объекта в его естественном состоянии. (Американские авторы относят подобные ответы к категории «принудительный цвет» и обозначают символом F«-» С.)

Ответы FC могут иметь и плохую форму. При этом испытуемый называет определенный цветной объект, форма которого не соответствует очертаниям используемого пятна.

Если формоцветовой ответ применим только к части концепции («цветные шляпы клоунов» на табл. II) или если окрашено все указываемое пятно, а цвет используется только для части концепции (например, «петухи» на верхнебоковые красные пятна табл. III, «так как они имеют красный гребень»), то FC засчитывается как дополнительная оценка.

Никогда не надо считать само собой разумеющимся использование или неиспользование в ответе цвета, всегда необходим опрос, нацеленный на выявление отношения к цвету.

2.4.3.2. Цветоформовые ответы CF определяются в первую очередь цветом, в то время как форма отступает на задний план и является неопределенной («облака», «цветы», «скалы» и т. д.). Типичными CF-ot-ветами являются «внутренности» или «взрыв» на табл. IX. «Льдины» и «озера» на голубые квадраты в табл. VIII.

Табл. VIII. «Кораллы».

W CF N 0,5

Табл. VIII, боковая розовая область. «Клубничное мороженое».

D CP Food 0,5

2.4.3.3. Первичные ответы по цвету С детерминированы только цветом. Это «кровь» и «огонь» на любое красное пятно, «небо» на любое голубое и «лес» на любое зеленое. Но, если имеется какой-нибудь элемент формы («пятна крови», «лес на географической карте», «краски на палитре художника»), ответ шифруется как CF.

Американские авторы предлагают еще более жесткие критерии для этой категории ответов и обозначают символом «С» только те недифференцированные цветовые ответы, которые при предъявлении таблиц повторяются несколько раз. Однократный ответ «кровь» они шифруют как CF. Поэтому в их протоколах символ «С» встречается редко и имеет особое патологическое значение.

Если ответ заключается в назывании или перечислении различных цветов, он шифруется как «называние цвета» — Сп. При этом опрос должен установить, что это ответ, а не замечание.

Табл. X. «Вот две голубые вещи, две желтые и две красные».

Э. «Вы можете еще что-нибудь рассказать о том, что Вы видите на этой таблице?»

И. «Нет».

Э. «Что бы это могло быть (верхнее боковое синее пятно)?»

И. «Это голубое».

W Cn Color 0,0

Называние цвета редко наблюдается у здоровых взрослых, оно чаще встречается при эпилепсии, органической или шизофренической де-менции.

2.4.3.4. Ахроматические цветовые ответы — те, где черные, белые или серые части таблиц используются в качестве цветных характеристик объекта. Они шифруются как FC, C'F и С в зависимости от сочетания с формой.

Табл.У. «Летучая мышь».

Э. «Что делает ее похожей на летучую мышь?»

И. «Она черная. Видны ребра, держащие крылья».

W FC А Р 2,0

Табл. VII. «Черный дым».

W К С Smoke 0,0

2.4.4. Ответы по светотени. Толкование более темных и более светлых оттенков серых и хроматических полей у Бома [98] и у американских авторов [174] существенно отличается друг от друга. Мы сначала в общих чертах охарактеризуем основные принципы толкования оттеночных ответов по Бому, а затем более подробно разберем более детальные способы классификации этих ответов у американских авторов.

Бом делит ответы с использованием оттенков на две основные группы: оттененные ответы F(C) и ответы со светотенью Сп. Первые характеризуются тем, что испытуемые внутри выбранной области пятна выделяют каждый оттенок и рассматривают в первую очередь его границы, а во вторую — его окраску. Часто эти толкования являются перспективами, например на табл. II: «Парковая аллея под ярким солнцем, окаймленная темными, нависающими над аллеей деревьями. Улица сужается в перспективе и вдали становится узкой дорожкой».

При ответах второй группы отдельные оттенки не воспринимаются, а имеется общее диффузное впечатление от восприятия светлого и темного на таблице. В зависимости от сочетания с формой они шифруются как FCh («шкура животного» на табл. IV и VI), ChF («уголь» на табл. I, «рентгеновский снимок» на табл. IV, «штормовые облака» на табл. VII) и Ch («дым», «пар», «грязный снег», «туман»).

Клопфер и соавторы [ 174] подразделяют ответы по светотени на три основные категории: С — оттенок дает впечатление поверхности или текстуры, К — оттенок даст впечатление трехмерности или глубины, к — оттенок дает впечатление трехмерного пространства, проецирующегося на двухмерную плоскость. В зависимости от сочетания этих категорий с формой образуются разные виды оттеночных ответов.

2.4.4.1. Оценка Fc применяется там, где поверхность или текстура высоко дифференцированы либо объект, обладающий поверхностными или текстурными качествами, имеет определенную форму. Сюда относятся ответы с называнием меха животного, шелковой или сатиновой одежды, предметов из мрамора или стали.

Табл. VII. Средняя область. «Плюшевый медведь».

D Fc (А) 1,5

Табл. II. Верхняя красная область. «Красные шерстяные носки».

D FC Fc Obj 2,0

Табл. VI. «Меховой коврик» (видит тонкие завитки).

W Fc Aobj Р 1,0

Такая же оценка дается для «целлофановой прозрачности», для светового эффекта на полированной поверхности, для ответов, где тонкая дифференциация светотени используется для спецификации частей объектов, например черт лица, и где она создает малодифференцированный трехмерный эффект, подобный барельефу. Напротив, в тех случаях, где больше подчеркивается разница между поверхностями, дается оценка «FK».

Табл. I. Вся средняя область. «Танцовщица в прозрачной рубашке».

D М Fc Н 2,5

Ответ «манекен» на то же самое пятно (испытуемый видит дерево сквозь одежду) оценивается

D FK (H) 2.0,

так как здесь подчеркивается дистанция между поверхностями.

Табл. III. Светлые отростки в нижней части. «Сосульки» (в опросе указывает, что сосульками их делает эффект прозрачности).

dd Fc Icicle 1,5

Табл. VI. Верхняя центральная продолговатая часть. «Блестящий столбик кровати с вырезанным набалдашником».

D Fc Obj 2,0

Табл. VII. Левая средняя область. «Придворный клоун. Он говорит что-то смешное и злое» (видит шапочку, открытый рот, губу, зубы).

D Fc Hd 3,0

Табл. VII. «Резные бюсты женщин с перьями на голове, устремленные вперед».

W Fc → М (Hd) 3,0

Табл. VIII. Центральное красное пятно. «Позвонок» (видит оттенки).

D Fc At 1,0

В тех случаях, где эффект текстуры отрицается испытуемым или ответ дается по контурам, оценка Fc не употребляется.

Табл. VIII. Боковые розовые области. «Пушные животные, карабкающиеся на что-то» («пушные» из-за нерегулярности очертаний, в которых видит маленькие стоячие волоски меха).

D→W FMAP 2,5

Здесь используется внешняя линия, а не светотень, и текстура не подразумевается.

2.4.4.2. Оценка cF дается в тех случаях, где поверхностный эффект сам по себе невысоко дифференцирован. Это неопределенно очерченные куски меха, скал, травы, кораллов, снега.

Табл. VI. «Скала» (в опросе указывается, что она шероховатая и имеет цвет скалы).

W cF C`F Rock 0,5

Здесь эффект текстуры сочетается с объектом неопределенной формы.

2.4.4.3. Оценка с дается в тех случаях, где испытуемый совершенно игнорирует какой-либо элемент формы, фокусирует интерес только на эффекте поверхности и повторяет такой тип ответа более, чем два раза. Примеры таких ответов: «снег», «что-то металлическое». Эта редкая разновидность оттеночных ответов встречается только при тяжелой патологии.

2.4.4.3.1. Оценка FK применяется, когда светотень способствует эффекту глубины. Для этого необходимо не менее трех прилежащих полей, оттеночная разница которых используется для образования концепции. К таким ответам относятся кусты и деревья, отраженные в воде, виды местности, увиденные горизонтально или с самолета, и все ответы, где один объект находится перед другим и подчеркивается дистанция между ними.

Табл. П. Верхняя красная область. «Винтовая лестница» (указывает на оттенки).

D FK Arch 1,5

2.4.4.3.2. Оценка KF используется там, где определенная форма включена в концепцию диффузии.

Табл. VII. «Облака».

W KF Clouds 0,5

Табл. VII. «Дым спиралями».

W KFmF Smoke 0,5

Если облака определяются только по неясным очертаниям, а оттенки не используются, оценка KF не применяется.

2.4.4.3.3. Оценка К относится к ответам света и темноты, заполняющих пространство (например, «северное сияние» на табл. VI), или к диффузии без формы. Критерий диффузии: ее можно проткнуть ножом, не разделяя на части. Это совершенно не дифференцированные «мгла», «туман», «дым» и «облака».

2.4.4.4. Оценка Fk используется главным образом для указания на топографические карты и рентгеновские снимки, когда они относятся к определенному объекту (стране определенной географической формы, рентгеновскому снимку грудной клетки с ребрами). Если указанная часть карты не относится к определенной стране, а на рентгеновском снимке не различаются определенные анатомические образования, то такие ответы шифруются как kF. И наконец, если ответ «рентгеновский снимок» совсем не подразумевает формы и дается не менее чем на три таблицы, то такой ответ обозначается как к.

Содержание ответов

Содержание ответов обозначается следующими символами:

Н — человеческие фигуры, целые или почти целые,

(Н) — человеческие фигуры, лишенные реальности, т. е. представленные как рисунки, карикатуры, скульптуры или как мифологические существа (чудовища, ведьмы),

(Hd) — части человеческих фигур,

А — фигура животного, целая или почти целая,

(А) — мифологическое животное, чудовище, карикатура, рисунок животного,

Ad — части животного, обычно голова или лапы,

At — внутренние органы человека (сердце, печень и т. д.),

Sex — ссылки на половые органы или на сексуальную деятельность или указания на таз или нижнюю часть тела,

Obj — предметы, сделанные людьми,

Aobj — предметы, созданные из животного материала (шкура, мех),

Aat — внутренние органы животных,

Food — пища, например мясо, мороженое, яйца (фрукты и овощи относятся к растениям),

N — пейзажи, вид с воздуха, заход солнца, Geo — карты, острова, заливы, реки,

Р1 — растения всех видов, включая цветы, деревья, плоды, овощи и части растений,

Arch — архитектурные сооружения: дома, мосты, церкви и т. д.,

Art — детский рисунок, акварель, где нарисованное не имеет специфического содержания; рисунок пейзажа будет N и т. д.,

Abs — абстрактные концепции: «власть», «сила», «любовь» и др.,

В1 — кровь,

Ti — огонь,

С1 — облака.

Более редкие виды содержания обозначаются целыми словами: Smoke, Mask, Emblem и т. д.

Оригинальность ответов

По частоте ответов отмечаются только две крайности: наиболее распространенные, или популярные, и наиболее редкие — оригинальные ответы. Под популярными ответами Р Роршах подразумевал толкования, которые даются каждым третьим испытуемым. Большинство авторов относят к популярным ответы каждого шестого испытуемого.

Популярность ответов в значительной степени определяется этнографическими факторами, поэтому перечни Р у различных авторов несколько отличаются друг от друга. Ниже мы приводим список ответов, полученный И. Г. Беспалько [20] на выборке из 204 взрослых с указанием процента называющих их испытуемых. Минимальная частотная граница Р равна у него 16%, т. е. 1/6 от числа испытуемых.

ТаблицаР-ответы% I1.Летучая мышь (все пятно)38,22.Бабочка (все пятно)25,5 3.Жук (вся центральная область)22,5II4.Любое четвероногое в обычном или боковом положении31,5III5.Два человека (вся темная область в обычном положении). Один из «людей» — тоже Р66,7 6.Бабочка или галстук-бабочка (центральная красная область)46,1 7.Человек или человекоподобное существо с поднятыми руками (на всю темную область в перевернутом положении)20,6 8.Передняя часть насекомого, мухи, жука (на всю темную область в перевернутом положении)20,6IV9.Меховая шкура или меховой ковер (все пятно)21,6V10.Летучая мышь (все пятно)60,8 11.Бабочка (все пятно)48,5VI12.Шкура, меховая одежда, меховой ковер (все пятно или без верхнего 0)40,2VII13.Головы или лица женщин (обе или одна верхняя область, называемая самостоятельно или входящая в более обширные локализации)33,3 14. Голова животного в обычном положении таблицы (на среднюю область)24,5VIII15.Любой вид млекопитающего (боковые розовые области) 82,4X16.Любое многоногое животное: паук, осьминог, жук (верхние боковые синие пятна)60,8 17.Голова зайца (нижняя центральная область светлозеленого цвета)16,2 18.Морской конек в перевернутом положении (центральные зеленые продолговатые области)30,0 19.Жуки, насекомые (два симметричных центральных темных пятна в верхней центральной области, взятые с объединяющей их стволоподобной областью или без нее)17,2 20.Жук, краб, клещ (боковая темная область на среднем уровне таблицы)27,5

Оригинальные ответы встречаются приблизительно один раз на 100 ответов у здоровых людей. В зависимости от четкости восприятия оригинальные ответы подразделяются на Orig+ и Orig-. Различают оригинально разработанные ответы и оригинальные ответы, обусловленные особенностями восприятия. Последние отражают отклонения от обычных способов восприятия: нередко при этом отмечается смешение фигуры и фона.

Оценка уровня формы

Очевидно, что простое разделение ответов на популярные и оригинальные, а также на ответы с хорошей и плохой формой лишь весьма приближенно позволяет оценивать качество ответов. Ясно, что комбинаторные ответы на пятна, включающие в себя как перцепцию отдельных деталей, так и объединение их в единую концепцию, являются ответами более высокого качества, чем простые по структуре популярные ответы, где все пятно или его участок рассматриваются как некое недифференцированное единство. Но как оценить степень четкости восприятия и отразить уровень его дифференциации и сложности? Предлагалось много способов решения этой проблемы.

Бек [94] описал понятие организационной активности (Z), т. е. способности воспринимать все пятно как целое, либо видеть в связи друг с другом прилежащие либо отделенные друг от друга детали, либо включать в ответ белые промежутки между пятнами. Перечисленные признаки организационной активности по-разному проявляются на разных таблицах: например, на одни таблицы легко дать целостный ответ, но трудно сопоставить друг с другом отдельные детали, на другие, напротив, целостные ответы даются редко, а отдельные детали связываются друг с другом без особого труда. Бек предложил условную шкалу баллов за любое проявление подобной активности на каждой из таблиц. Его система представляет известный интерес, но проблемы оценки качества ответов она не решила.

Рапапорт и соавторы [216] разделили целостные ответы на комбинаторные (W+), банальные (Wo), неопределенные (Wv) и нечеткие (W-).

Фридман (цит. по: [251]) предложил оценивать уровень формы в зависимости от зрелости зрительной перцепции, основные признаки которой — четкость, дифференцированность и хорошая организация — были сформулированы Мейли-Дворецки [194]. Так, целостные ответы с хорошей формой он разделил на три категории. К самым лучшим ответам (W++) он отнес те перцепции, в которых единое поле на таблицах I, IV, V, VI, IX сначала разделялось на составные части, а затем логически комбинировалось в единый, четко увиденный ответ. Примеры таких ответов: табл. 1 — «трое танцующих», табл. V — «осел с грузом на спине».

В ответах типа W+ два или более дискретных поля, разделенных белым пространством на таблицах II, III, VII, VIII, X, интегрированы в единый, четко увиденный ответ. Например, табл. III— «два человека наклонились и что-то собирают».

Ответы типа Wm (средние) даются на единые поля, т. е. на таблицы I, IV, V, VI, IX, но не включают в себя анализ с последующим синтезом. Например, табл. I — «бабочка», табл. IV — «шкура животного».

Наиболее удачной следует признать оценку уровня формы, предложенную Клопфером и соавторами [174], которые сумели включить в нее три разных компонента: 1) четкость ответов, 2) их разработку (спецификацию) и 3) организацию.

По первому компоненту все ответы делятся на четкие, неопределенные и нечеткие, соответствующие понятиям F+, F± и F- в классической трактовке. Четкие ответы — это такие, где концепция с определенной формой применяется к пятну, очертания которого соответствуют указанной форме (например, «ведьма» на оранжевое D табл. IX соответствует очертаниям головы, тела и конической шляпы). В неопределенных ответах сама концепция относится к предметам, настолько различным по форме («цветок», «облако», «остров»), что почти любое пятно или его часть могут соответствовать им. Нечеткие ответы — это те, в которых концепция определенной формы относится к части пятна непохожей конфигурации либо неопределенная концепция относится к пятну, обладающему особо специфичной формой. Например, ответ «облака при заходе солнца» на боковые розовые области табл. VIII следует отнести к нечетким, поскольку здесь концепция неопределенной формы («облако») применима к пятну, отчетливо напоминающему животное.

Четкость сравнения может быть улучшена или ухудшена в зависимости от разработки, или спецификации, предлагаемой испытуемым.

Конструктивные разработки свидетельствуют о высокодифференци-рованной перцепции. В них концепции более тщательно сравниваются с очертаниями пятна (указываются, например, части тела животных и детали одежды у людей) либо используются детерминанты (цвет, оттенки, движение), сочетающиеся с хорошей формой (FC, FC, FK).

Иррелевантные разработки не улучшают и не ухудшают четкости соответствия концепции пятну. Например, табл. IX, оранжевое пятно: «Ведьма. Вот ее шляпа. У этой шляпы остроконечная верхушка и поля». Здесь «шляпа» — конструктивная разработка, а «верхушка» и «поля» — иррелевантные, так как относятся к концепции шляпы; табл. III: «Два человека, кланяющиеся друг другу. Вот их ноги и склоненные спины». Здесь поза уже указана тем, что люди «кланяются», остальное ничего не добавляет к ответу. Указания на цвет у объектов, не обязательно имеющих такой цвет («зеленая куртка», «красная бабочка»), и разработки, носящие чисто вербальный характер, не улучшающие соответствия концепции пятну, также относятся к иррелевантным. Наконец, бывают разработки, которые ослабляют или разрушают уровень формы. Например, на табл. V ребенок 5 лет отвечает: «Летучая мышь» — но видит ноги не только снизу, но и по бокам.

Любая процедура, используемая испытуемым для объединения различных частей пятна в более широкую осмысленную концепцию, признается за увеличение уровня формы. Взаимодействие образов может проявиться в движении, позиции или символике.

Форма оценивается по шкале, идущей от -2,0 через 0,0 до +5,0. Оценка проводится в два этапа: 1) установление основной оценки и 2) добавление 0,5 очка за каждую конструктивную разработку или за успешную организацию и вычитание 0.5 очка за каждую разработку, которая ухудшает соответствие концепции пятну.

Основная оценка 1,0 дается за концепцию, которая выполняет минимум требований для «отчетливого» ответа. Имеется три вида таких ответов.

А. Популярные ответы.

Б. Ответы популярного уровня, часто даваемые на совершенно очевидные части пятна и требующие примерно того же уровня организационных способностей, что и сами популярные ответы:

«Руки» на верхние когтеподобные выступы (табл. I),

«Бабочка» на нижнее красное пятно (табл. II),

«Краб» на нижний темный центр (табл. III),

«Легкие» на центральное красное пятно (табл. III),

«Сапоги» на нижнебоковые части (табл. IV),

«Голова животного» на центральную нижнюю область (табл. IV),

«Женская нога» на самый наружный верхний боковой отросток (табл. V),

«Бабочка» на всю верхнюю часть (табл. VI), «Голова животного» на одну из симметричных зеленых областей (табл. IX).

В. Концепции, которые требуют мало воображения или организационной способности, независимо от частоты, с которой они встречаются. Эти концепции включают неопределенные формы. Например, «бабочка» — на любое поле с центральным узким маленьким «телом» и симметричными «крыльями» по бокам, «дерево» — на любое пятно с узким «стволом» и более широкой частью вверху, «паук» или «краб» — на любое круглое пятно с отростками, «рыба» — на любое узкое продолговатое пятно.

Основная оценка 1,5 дается за концепции, превышающие минимум требований для четкости, т. е. подразумевающие отчетливую форму. Оценка 1,5 обычно включает четыре или более существенные характеристики формы, в то время как оценка 1,0 — только три, а иногда и две. Например, человеческий профиль заключает в себе как минимум нос, рот, подбородок и лоб, включенные в одно очертание. В оценке учитывается не только сложность формы, но и пропорции. Человеческая фигура включает в себя длинное, относительно узкое тело, круглую, меньшей величины голову, ноги и, возможно, руки. Специфическая фигура животного «шотландский терьер» представляет собой более отчетливую форму, чем просто «собака».

Основная оценка 0,0 дается неопределенным по форме ответам. Это довольно редкие ответы С, Сп, с, С, К, к и т. д.

Основная оценка 0,5 дается неопределенным ответам, где форма не отрицается полностью. Это ответы F±, CF, CF, cF, KF, kF. Примеры: «лист», «остров», «рисунок», «печень», «легкие».

Основная оценка — 0,5 дается тогда, когда определенному по структуре полю приписывается неопределенная концепция, например центральное красное пятно на табл. III оценивается как «кровь» или «огонь».

Основная оценка — 1,0 дается за ответ, где испытуемый делает некоторые усилия сопоставить концепцию с формой пятна, но не выполняет минимум требований для этого. Обычно такая оценка ставится при конфабуляторных комбинациях.

Основная оценка — 1,5 дается конфабуляторным ответам, оцениваемым как DW.

Основная оценка — 2,0 дается ответам, в которых концепция не совпадает с пятном и не делается никаких усилий к сопоставлению. Многие из этих ответов являются персеверациями, форма которых не соответствует очертаниям пятна и которым испытуемый не дает никакого объяснения.

Каждая конструктивная спецификация и каждая конструктивная организация добавляют 0,5 к основной оценке. Обычно такие добавления делаются к оценкам 1,0 или 1,5, реже — к оценкам 0,0 или 0,5. Верхняя граница оценки 5,0, дальнейшие спецификации дополнительных очков не получают. При этом спецификация: а) должна высказываться в ответе или в опросе спонтанно, а не возникать в ответ на наводящие вопросы; б) должна превышать существенные формальные элементы концепции (например, ответ «летучая мышь» включает в себя крылья, тело и ноги, спецификациями здесь будут расчленение крыльев и подчеркивание темного цвета); в) должна быть независимой («глаза» и «брови» являются одной спецификацией, а не двумя). За организацию дается только одна надбавка за один ответ.

Например, табл. II: «Две собачки на задних лапах, которые касаются друг друга носами». Основная оценка 1,0 (популярный ответ) + 0,5 за позу на задних лапах + 0,5 за «носы» + 0,5 за организацию (видит собак в связи друг с другом) = 2,5; табл. II, промежуточное белое центральное пятно и серый участок над ним: «Большой толстый белый кролик, а вот его уши». Основная оценка 1,5 + 0,5 за «белый» + 0,5 за «толстый» («уши» уже входят в концепцию кролика) = 2,5.

Каждая ослабляющая спецификация, включая спутанный организационный элемент, снижает основную оценку на 0,5 при условии, что основная оценка 1,0 или 1,5. Например, когда животным на табл. VIII приписывается «чужой» цвет, это снижает оценку на 0,5 очка. От основных минусовых оценок дальнейшего вычитания не производится. Нередко ослабляющие спецификации смешиваются с конструктивными, и оценка остается на прежнем уровне.

Клопфер и соавторы [174] полагают, что даже один ответ с оценкой уровня формы 4,0 указывает на очень высокие интеллектуальные способности, с оценкой 3,0 — на высокие, с оценкой 2,0 — на средние или несколько выше средних.

Для общей оценки способностей испытуемого используется еще средняя взвешенная оценка уровня формы. При этом все оценки, равные 2,5 или выше, умножаются на два; к ним приплюсовываются все оценки ниже 2,5 и полученная сумма делится на общее количество ответов. В записях, где нет больших вариаций в четкости форм, средний взвешенный уровень формы от 1,0 до 1,4 представляет средний интеллект, от 1,5 до 1,9 — интеллект выше среднего, а оценка выше 2,0 говорит об очень высоком интеллекте. При большом разбросе оценок определение интеллектуального уровня становится более трудным.

Расчеты

Подсчитывается общее количество ответов R, в среднем оно равно 15-30. Отдельно подсчитывается количество ответов на последние три таблицы. Пишут, например, «R = 34 (VIII-X = 12)». В норме сумма ответов на последние три таблицы составляет 40% всего количества ответов.

Определяется среднее время реакции (Т1), т. е. время от показа таблицы до первого ответа, и среднее время ответа (Тг), которое вычисляется из отношения длительности эксперимента к общему количеству ответов. Иногда эти показатели вычисляют отдельно для черных и цветных таблиц. Среднее время реакции колеблется от 10с до 1 мин., среднее время ответа — около 30 с.

Отдельно подсчитывается количество целостных интерпретаций, ответов на обычные, мелкие и необычные детали, количество форменных, кинестетических и цветовых ответов.

W = 9(7+) (2DW, 2WS),

D = 12 (IDS),

dd = 2,

dr = 1,

М = 5(1-),

F = 12 (F+ = 8, F± = 2, F— = 2),

FC = 4,CF = 2,C = 1.

Содержание учитывается в стандартном порядке: Н, Hd, A, Ad, At, Sex, PI, N, Obj, Asch и т. д. Первые четыре категории учитываются всегда, даже если число ответов на них равно 0.

Учитывается соотношение Н: Hd и А: Ad; в норме оно равно 2:1. Американские авторы определяют соотношение W: М, в норме также равное 2:1. Отдельно подсчитывается число оригинальных и популярных ответов.

После этого ряд показателей вычисляется в процентах. F+% — процент ответов с четкой формой — это процентное отношение четко увиденных форменных ответов к общему количеству ответов формы. Учитываются только форменные ответы; интерпретации по движению, цвету и светотени при этом в расчет не принимаются. Неопределенные ответы F+ засчитываются как 1/2 ответа. Например, F = 40, из них F+ = 28, F- = 8 и F± = 4.

А% (процент ответов по животным) — процентное отношение суммы целых образов и частей животных (А + Ad) к общему числу ответов (R).

Р% (процент популярных ответов) — процентное отношение популярных ответов к общему числу ответов.

Orig% (процент оригинальных ответов) — процентное отношение оригинальных ответов к общему количеству ответов.

Последовательность, или сукцессия, — это порядок, в котором выступают при толковании таблиц различные способы восприятия. Если испытуемый на каждой таблице даст сначала целостный ответ, а затем переходит к деталям, никогда не называя мелкую деталь перед крупной, то такая последовательность обозначается как строгая. Такие случаи крайне редки. Если ответы на все таблицы начинаются с W и имеются одна-две нерегулярности, тогда последовательность называется упорядоченной. Если W более одного раза следует за D-ответами, последовательность нужно рассматривать как свободную. Если нерегулярность так велика, что вообще нельзя усмотреть никакого порядка, то это бессвязная, или неупорядоченная, последовательность. Наконец, если испытуемый большинство таблиц начинает с Dd или Do, а затем переходит к D- и W-ответам, то такая последовательность называется обратной.

Тип восприятия — это соотношение способов восприятия в одном определенном протоколе. Роршах принимал за норму следующее соотношение:

8W, 23D, 2Dd и IS на 34 ответа. Этот тип он назвал W-D. В зависимости от преобладания того или иного способа восприятия подчеркивается одна из букв. Например:

Американские авторы оценивают это преобладание не приблизительно, как описано выше, а исходя из процентного отношения к общему числу ответов:

(напоминаем, что «d» — это обычные ответы небольшой величины, которые мы рекомендуем включать в категорию D-ответов).

Чистые D- и Dd-типы встречаются исключительно редко, в то время как чистые W-типы не редкость. Различают W+ - тип, где большинство ответов имеют хорошую форму, и W-тип. Последний является признаком грубой патологии. При оценке типа восприятия важно учитывать общее количество ответов. Низкий D% редко встречается в длинном протоколе, а высокий Dd% имеет особенное диагностическое значение в короткой записи [251].

Важнейшим из всего расчета является тип переживания: соотношение ответов по движению и цвету. Каждое М считается за 1, FC за 0,5,CF3a 1, С за 1,5 очка. ПриЗМ, 3FC, 2CF, 2С формула типа переживания будет 3: 6,5. Различают пять типов переживания:

1) коартированный (узкий, сжатый), когда цифры с обеих сторон равны 0 или 1,

2) коартативный (суженный) — при оценках до 3 с каждой стороны,

3) амбиэквальный — при высоких и примерно равных оценках с обеих сторон (М: С = 5: 6 или 9:11),

4) интроверсивный — при преобладании М, например 5: 2,

5) экстратензивный — при преобладании С, например 3:8.

Цветовой тип — это распределение показателей цвета. При «левом» типе преобладают FC, при «среднем» — CF и при «правом» — С. Приводим примеры Бома [98]:

Во всех приведенных примерах «сумма цвета» равна шести. Индекс реалистичности (RI) вычисляется по частоте встречаемости четырех ответов: 1) ответа по движению на табл. III в обычном изложении, 2) «летучей мыши» на табл. V в любом положении, 3) любой фигуры животного на боковые розовые области табл. VIII, 4) любой фигуры животного на табл. X. Если один из этих ответов дается первым, он оценивается в два очка, если указывается позднее — в одно очко. Максимально возможная величина индекса реалистичности равна восьми, в норме она колеблется от пяти до семи.

Особые феномены

Поскольку по множественности аспектов методика Роршаха превосходит любой другой тест [216], кроме чисто формальных данных, при использовании его таблиц следует принимать во внимание еще множество факторов, не поддающихся формальной количественной оценке. В протоколе они обычно перечисляются после расчетов под названием особых феноменов. Ниже мы остановимся на важнейших из них.

2.9.1. Отказы. При затруднениях дать ответ на какую-нибудь таблицу стараются преодолеть эту задержку течения мыслей. Подбадривающе говорят: «Вы попробуйте, не торопитесь, тут всегда можно что-нибудь найти». Отказы чаще возникают на таблицы II, IV, VI, IX. Они могут встречаться при депрессиях, ступоре, эпилептическом абсансе, при неврозах и психопатиях, но нередко бывают и у здоровых людей. У больных шизофренией бывают отказы на «легкие таблицы» (I, III, V, VIII), в то время как остальные не вызывают у них затруднений.

2.9.2. Осознание толкования. Здоровые испытуемые обычно ощущают расхождение между воспринимаемым пятном и энграммой, хранящейся в их памяти. Психастеники и педанты нередко подчеркивают, что тот или иной участок пятна только напоминает названный ими образ. При слабоумии такое осознание толкования может полностью отсутствовать. Больные твердо убеждены, что пятно имеет определенное значение, и пытаются угадать его. Чаще встречается сниженное осознание толкования, что проявляется вопросами «Это верно?», «Что это в действительности означает?» Такая неуверенность при толковании таблиц отмечается при ряде психических заболеваний, но может встречаться и у здоровых людей с отдельными невротическими чертами.

2.9.3. Субъективная и объективная критика. Первая выражается фразами «У меня недостаточно развита фантазия», «Следовало бы изучить анатомию». Такие замечания являются признаками внутренней неуверенности и встречаются у психастеников, при неврозах, фобиях, шизофрении и органическом поражении мозга.

Объективная критика чаще проявляется в виде критики формы: «Уши сюда не подходят», «Это следовало бы удалить». Она указывает на осторожность и боязливость, а также на бедность фантазии у педантов и психастеников. По мнению Рапапорта и соавторов [216], выраженная критичность по отношению к пятнам («Это мне не нравится», «Глупая картина», «А что Вы сами думаете об этом?») выражает сильное агрессивное напряжение и недоброжелательность к экспериментатору, которые испытуемый не может выразить прямо.

2.9.4. Цветовой шок. Под этим феноменом Бом [98] понимает любое отчетливое нарушение ровного течения ассоциаций при предъявлении цветных таблиц. Он может проявиться в отказе, замедлении времени реакции, жестах, мимике, негативных или позитивных восклицаниях, внезапном ухудшении четкости форм, снижении продуктивности, даче сексуального толкования в качестве первого ответа и других признаках. Цветовой шок считается самым общим симптомом невроза. Ввиду того что этот феномен весьма распространен и нередко встречается у здоровых людей, он не имеет патогномонического значения.

Описаны и другие виды шоков: на красное, на темное, на голубое, на белое, «кинестетический» шок, но симптоматическое значение, которое им приписывают, либо неясно, либо вызывает большие сомнения.

Клопфер и соавторы [174] понятия цветового шока не используют. Мы в данной работе это понятие также не применяли.

2.9.5. Указание на симметрию. Характерный для психастеников признак внутренней неуверенности. Стереотипное повторение замечаний о симметрии на большинство или на все таблицы свойственно эпилептоидам.

2.9.6. Педантизм формулировок. Многословное, обстоятельное проговаривание с тщательным описанием деталей считается характерным для больных эпилепсией или эпилептоидной психопатией.

2.9.7. Персеверации. Отражения инертности представлений. Бом [98] выделяет среди них 5 видов:

а) повторение одного и того же содержания при двух или более следующих один за другим ответах; это самая грубая, органическая форма персеверации;

б) прилипание к теме, например перечисления: «голова лошади», «голова крокодила», «голова змеи» и т. д., таких тем может быть несколько;

в) персеверации по типу «пережевывания»: повторяются одни и те же ответы, но между ними имеется много других истолкований;

г) персеверации восприятия, при которых испытуемый выделяет одинаковые по очертаниям части и дает на них разные ответы;

д) персеверации отдельно выхваченной части, когда испытуемый использует одну и ту же часть пятна и дает на нее несколько истолкований, будучи не в состоянии оторваться от выбранной детали. Эта самая слабая разновидность персевераций встречается у здоровых людей с эпилептоидными чертами характера.

2.9.8. Стереотипия. Предпочтение одной определенной категории содержания. Анатомическую стереотипию находят у соматических больных, при ипохондрических расстройствах у больных с неврозами и органическим поражением мозга. Роршах [220] описал ее при «комплексе интеллигентности», т. е. при стремлении испытуемого показать свою образованность и начитанность. Стереотипия на лица встречается при фобиях. Стереотипия других частей тела (рук, пальцев, ног) отмечается при низком интеллекте, олигофрении и психическом инфантилизме.

2.9.9. Перевернутые ответы (например, табл. VI, «дерево вершиной вниз»; часто встречается у детей). У взрослых они могут быть проявлениями инфантилизма. В патологии встречаются при сенильной деменции, у травматиков и у больных эпилепсией.

2.9.10. Сексуальные ответы. Таблицы Роршаха содержат целый ряд дета


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: