Каким критериям отвечает эффективное публичное выступление

Какое выступление можно считать эффективным?

 

Конечно, в разных типах публичных выступлений эффективность может и должна пониматься по-разному.

П. Сопер считает эффективным такое агитационное выступление, когда удалось убедить двух-трех сторонников оппозиционной партии.

В информационных речах, видимо, эффективность определяется понятностью и запоминаемостью материала.

В протокольно-этикетных и развлекательных речах эффективность определяется тем, приятно ли было слушать,

приятно ли было смотреть на выступавшего, остроумно ли он говорил, все ли правила этикета были соблюдены.

Проводились исследования по определению, популярности лектора. Популярность определялась, как желание аудитории вновь встретиться с тем или иным лектором («Слово лектора», 1989, № 6, с. 40). Исследование показало, что популярны те, кто дает слушателям: не менее 30% новой информации; не менее 40% обязательной; не более 30% ненужной.

У популярных лекторов усвоение материала, по данным исследования, составляло 52–67%.

Непопулярными были признаны лекторы, которые дают: новой информации – менее 30%; ненужной информации – более 30%. Усвоение материала у таких лекторов – около 30%. Таким образом, можно сказать, что эффективны лекции популярных лекторов, а популярность достигается за счет правильного дозирования необходимой информации. Таким образом, эффективны информативные лекции.

 

Лектор, оратор всегда пытается заинтересовать аудиторию, создать в аудитории установку на слушание. Исследования показывают, что в среднестатистической аудитории около 35% аудитории поддается установке оратора, 54% не поддаются, то есть остаются индифферентными, а 10– 11 % активно сопротивляются установке на слушание, внимание. Нетрудно заметить, что эти цифры очень близки приведенным на предыдущей странице и характеризующим активных, потенциальных и негативных слушателей; видимо, близость цифр свидетельствует об их объективности. Эффективным в связи со сказанным можно, видимо, считать выступление, которое заинтересовало более половины аудитории.

 

Оценить публичное выступление можно и с чисто «технической» стороны. Такая оценка важна для оратора, так как позволяет ему увидеть те аспекты его деятельности, которые требуют дополнительной работы, совершенствования, коррекции.

 

Можно предложить оратору самому оценить после выступления некоторые параметры своего ораторского опыта. Для этого оратор должен ответить на следующие вопросы:

1. Удалось ли завоевать внимание аудитории?

2. Удалось ли удержать внимание на протяжении всего выступления?

3. Уложился ли я в регламент?

4. Все ли я сказал, что хотел?

5. Подчеркнул ли я в заключение главное?

6. Не сбивался ли я, не отклонялся ли от темы?

7. Уверенно ли я чувствовал себя за трибуной, не дал ли повода усомниться в своей компетентности?

8. Хотелось ли бы мне еще раз выступить перед этой аудиторией?

 

На каждый вопрос надо ответить по десятибалльной шкале: «да» – 10, «нет» – 1, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Если вы набрали менее 50 баллов, то ваше выступление должно быть признано неудачным. Посмотрите, за счет чего вы получили низкий балл, и поработайте над этим.

 

Можно оценить выступление и «снаружи». Экспертная оценка публичного выступления может быть проведена по следующей схеме:

1. Удачно ли начало выступления?

2. Есть ли драматизм в изложении?

3. Удачны ли примеры, иллюстрации?

4. Адекватна ли громкость?

5. Адекватен ли темп?

6. Адекватен ли язык и стиль выступления?

7. Удачно ли завершено выступление?

8. Уложился ли оратор в регламент?

9. Хорошо ли держался оратор?

10.Интересно?

11.Оригинально?

12.Ясна ли основная мысль выступления?

13.Убедительно?

 

Экспертная оценка публичного выступления осуществляется по десятибалльной шкале: «да» – 10 баллов, «нет»– 1 балл, остальные оценки в промежутке между 10 и

Данная анкета может быть использована для всех типов публичных выступлений, но при оценке развлекательных выступлений вопросы 12 и 13 не учитываются. Удачным считается выступление, набравшее не менее двух третей возможных баллов, то есть не менее 86 при 13 вопросах.

Удобно сочетать самооценку выступления с его экспертной оценкой кем-либо из посторонних.

3) Возможные проблемы и трудности при подготовке публичных выступлений;

орошая публичная речь - это искусство. Почему так трудно бывает хорошо выступить? Причин здесь обычно несколько: оратор волнуется, он забывает, о чем собирался говорить, боится вопросов, опасается, что не уложится в отведенное время, боится, что его не поймут, не поверят ему, не уверен в себе и т.д.

 

Американский специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности оратора:

 

- нельзя прервать выступление, когда хочется;

- нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас;

- трудно понять отношение аудитории к себе;

- слушатели сопоставляют вас с образцовыми ораторами, с теми, кого видят по телевизору;

- нельзя вести себя свободно, так, как хочется;

- по вашему выступлению о вас составят мнение, которое потом будет трудно изменить.

70% начинающих ораторов считают неконтролируемый страх, охватывающий их перед началом выступления и продолжающийся во время речи, проблемой номер один.

4) Последовательность действий при подготовке публичного выступления.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

 

Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи: 1) нахождение, изобретение (инвенция) - систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение (диспозиция) - деление речи на вступление, изложение, раз-работку (доказательство своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение (эло-куция) — отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур; 4) запоминание; 5) произнесение.

 

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки кконкретному выступлению:

выбор темы и определение целевой установки;

подбор материалов;

изучение и анализ отобранного материала;

разработка плана выступления;

работа над композицией;

написание текста выступления;

овладение материалом выступления.

 

Выбор темы и определение целевой установки— один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Следует иметь в виду, что оратору далеко не всегда приходится самому выбирать тему речи. Нередко ему предлагают ее организаторы мероприятия. При этом учитываются события, происходящие в стране и за рубежом, ситуация, сложившаяся в организации, цели и зада-чи, стоящие перед ней, и т. д. В таком случае оратору необходимо подумать о конкретизации предложенной темы, о выделении круга вопросов для освещения.

 

При самостоятельном же выборе темы желательно учитывать следующие рекомендации:

 

Выбирать надо тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора. Лучше всего выбирать тему для публичного выступления из тех областей знания, в которых имеется теоретическая подготовка или практический опыт. Специалисты советуют придерживаться полезного прави-ла - брать круг вопросов, подготовка по которым может дать болыпе знаний, чем обладают слушатели.

 

Выбирать необходимо уместную тему. Известно, что восприятие речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносит-ся речь. Например, люди, собравшиеся на банкете, даже физически не способны слушать солидные выступления на серьезные темы. Наоборот, за дружеским столом легко примут то, что в аудитории может показаться некор-ректным, смутить, озадачить или обидеть слушателей. По-этому при выборе темы важно учитывать конкретные обстоятельства, вкоторых будет произнесена речь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: