Урок №
тема. Внеклассное чтение №: стихи о Родине других поэтов.
Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства учащихся с литературой второй половины XX века; прививать детям интерес к литературе, поэзии, учить чувствовать произведения, понимать их; пробуждать в учащихся чувства сопереживания, сострадания, любви к живому. Обогащать читательский опыт обучающихся; развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей; воспитывать чувство гордости и любви к Родине, нравственные чувства (чувство сострадания, гражданственности, человечности) | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс произведениемБ. А. Слуцкого «Лошади в океане»; научатся: работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения, объяснение заглавия: «заглавие – жанр», «заглавие – главная мысль», составление блок-схем, умение видеть структурные элементы текста) | Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы. Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей | Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
|
|
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | |||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают наизусть стихотворение А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…». Затем несколько человек выразительно читают стихотворение по учебнику | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой | |||||||||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Составьте из данных частей предложений пословицы. Объясните их смысл.
– Какой раздел мы начали изучать? Все ли названия произведений этого раздела ярко подтверждают тему?
– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня мы прочитаем стихотворение поэта, который сразу после войны считался одним из самых одаренных поэтов своего поколения. Однако потом он постепенно отходит от литературы, в какой-то момент замолкает совсем, чтобы вернуться после смерти настоящим обвалом стихов. Этот поэт – Борис Слуцкий. Критик Ю. Л. Болдырев в предисловии к книге Б. Слуцкого «Я историю излагаю…» сказал о ее авторе такие слова: «…поэт – Стихотворение, которое мы прочитаем, поэт посвятил писателю Илье Григорьевичу Эренбургу, оно называется «Лошади в океане» | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
Составляют пословицы:
– Узнаем, о чем это произведение, и поймем замысел и внутренний мир поэта. – Научимся работать с текстом (объяснять значение непонятных слов, находить изобразительно-выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль). – Узнаем, почему стихотворение Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» так называется | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | |||||||||||
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией Б. А. Слуц- кого | Рассказывает о творчестве поэта, свой рассказ сопровождает показом его портрета. – Что же это был за человек, почему он написал такое произведение, которое тоже включено в раздел «Родина»? Б. А. Слуцкий родился в 1919 году в городе Славянске на Украине, в семье служащего. Поэт вспоминает: «Предвоенное и послевоенное поколение детей росло в нищете. У родителей подчас не хватало не то чтобы на книги для нас, но и на хлеб. Трудно жили». Свое первое стихотворение он написал в мае 1941 года, будучи студентом Литературного института, а выпустил первую книгу «Память», когда ему исполнилось 38 лет. Слуцкий – автор поэтических сборников. Темы его стихов – прошедшая война, суровые житейские будни. Умер в 1986 году | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет поэта. Задают вопросы о его творчестве | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета | |||||||||||
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произ-ведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Подберите синонимы к слову «гордый». – Подберите антоним к слову «гордый». – Отгремела война. Позади салют Победы 9 мая 1945 года. Но как злобное эхо, она, эта страшная война, еще долго напоминала о себе и убивала… Обладая исключительной добротой и честностью, зорким внимательным взглядом и чуткой душой поэта, Слуцкий и в послевоенные годы не мог оставить без внимания ни одно из значительных волнующих событий. – Послушайте, как описывает Борис Абрамович Слуцкий одно из событий военных лет. Учитель выразительно читает стихотворение Б. А. Слуцкого «Лошади в океане». Задание до чтения: 1. Постарайтесь представить описываемую ситуацию. 2. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? 3. Прислушайтесь к себе: какие чувства возникают у вас во время слушания? – Чем вас поразило стихотворение? Какими вы увидели лошадей? Каким чувством наполнено стихотворение? Как характеризует автора это произведение? | Работают с толковым словарем. Гнедые лошади – лошади темно-рыжей масти с черным хвостом и черной гривой. Превозмочь – преодолеть, чего бы это ни стоило, достигнуть желаемого. «На исходе лошадиных сил». – Гордый – горделивый, полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный. – Гордый – смиренный. Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Затем учащиеся читают стихотворение вслух, отрабатывая интонацию, соответствующую произведению | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату | |||||||||||
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте это стихотворение, отметьте логические паузы, подумайте, с какой интонацией вы будете читать это произведение. – Что произошло в океане? Почему это случилось? – Кому возражали кони? Кто их топил? – Как спасались люди? Как спасались лошади? – Предполагали ли они, что их подстерегает гибель? – Что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение? – Расставьте слова по мере возникновения этих чувств у лошадей. – Почему автор называет лошадей рыжим островом? – Почему автор говорит «в шлюпки влезли»? – Почему неоднократно повторяется слово «ржали»? Что хотел показать автор этим повтором? – Какие строки стихотворения говорят о том, что оно передает состояние смятения, нарастающего напряжения, волнения или состояния покоя, безмятежности или же какое-то другое состояние? – Какой момент стихотворения вам показался самым напряженным? – С какого момента вы почувствовали волнение за судьбу лошадей? – Прочитайте выражения, которые показывают отношение поэта к гибнущим лошадям. – Какие чувства, мысли, убеждения поэт хотел передать читателям? – Прочитайте друг другу это произведение так, как если бы вы сами наблюдали это событие, постарайтесь передать чувства и настроение. – С какой целью поэт написал это стихотворение? – Как вы думаете, удалось ли автору добиться своей цели, какими средствами? – Слышится ли музыка, когда читаешь стихи? Какая музыка: грустная или веселая? – Я предлагаю посмотреть видеоклип, снятый по сюжету стихотворения, и послушать музыку, написанную на стихи Б. Слуцкого композитором В. Берковским. Исполняет песню группа «Барды» | Читают произведение. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь. – «Ржали, ржали», будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание. – Чтобы сообщить о том, что произошло с лошадьми. Чтобы привлечь внимание к судьбе животных. Чтобы передать свои чувства. Чтобы вызвать взаимное сопереживание. – Автор использует литературные приемы: эпитеты, олицетворение, метафору, повторы, риторический вопрос. Слушают музыкальное произведение | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |||||||||||
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения Б. А. Слуцкого «Лошади в океане». Выполнить к стихотворению рисунок (по желанию учащихся). Подготовиться к обобщающему уроку; написать сочинение на тему «Тихая моя Родина» | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи | |||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Сумел ли поэт передать любовь к Родине? – Какие чувства испытывает поэт? Объясните свою точку зрения. – Близки ли вам чувства поэта? Почему? – В каких условиях у вас могло бы возникнуть желание еще раз услышать эти стихи? – Стихи Бориса Абрамовича Слуцкого созвучны со словами Священного писания: «И каждому животному на земле, и каждой птице в воздухе, и всему, что ползает на земле, я дал живую душу». – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Рефлексия. «Дерево творчества». По окончании урока ученики прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: Плоды – урок прошел полезно, плодотворно; Цветок – довольно неплохо; Зеленый листик – не совсем удовлетворен уроком; Желтый листик – неудовлетворенность. – За что ты можешь себя похвалить? – За что ты можешь похвалить одноклас- сников? – За что ты можешь похвалить учителя? – Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе? | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
|
|
|
|