Второй тип ИОС – использование игрушек-аналогов

Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними.

Иллюстрацией к этому типу ИОС послужит фрагмент непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.

Тема «Волшебный мир насекомых».

Задачи: закрепить знания детей о насекомых, о правилах поведения в природе; развивать мышление; воспитывать бережное отношение к живым организмам.

Материалы и оборудование: аналоги насекомых.

Непосредственно образовательная деятельность проводится в теплое время года на участке. Когда дети выходят на прогулку, воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы подвести к пониманию темы. Педагог объясняет, что на участке есть постоянные жители. Это насекомые. (Дети повторяют правила обращения с живыми насекомыми).

Фрагмент использования ИОС в непосредственно образовательной деятельности:

В.: А на нашей полянке спрятались и игрушечные насекомые. Давайте вместе их поищем. Принесите их, пожалуйста. (Дети ищут насекомых, приносят воспитателю.)

В.: Вы держите в руках насекомых. Почему этих насекомых можно брать в руки? (Ответы детей)

В.: Почему нельзя брать настоящих насекомых в руки? (Ответы детей)

В.: Скажи, ты быстро нашла своё насекомое? (3-4 индивидуальных ответа.)

В.: Каких насекомых вы заметили в первую очередь? (Ответы детей)

В.: Да, правильно, легче было найти тех насекомых, которые не прятались, и были хорошо видны, чем тех, окраска которых сливалась с поверхностью. Давайте поиграем с нашими насекомыми: расположите своих насекомых на полянке так, чтобы они были хорошо видны. (Дети располагают насекомых.)

В.: Всем хорошо видны насекомые? (Да!) А как вы думаете, птицам они тоже хорошо видны? (Да!) А не опасно ли это для насекомых? (Опасно, потому что насекомые служат птицам кормом.) Так что нам нужно сделать, чтобы сохранить наших насекомых? (Спрятать их.) Давайте расположим насекомых так, чтобы птицам было трудно их отыскать. Вот таким способом насекомые сохраняют свою жизнь.

Далее можно рассказать детям о других способах приспособления насекомых к жизни в природе. И в конце подводим итог и делаем акцент на то, что мы работали с насекомыми-игрушками.

Третий тип ИОС включает в себя различные варианты игры в путешествие, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.

В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом, чтобы дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д.

 Тема «Путешествие на остров Робинзона Крузо».

Задачи: расширять представления детей о значении растений в жизни человека, о природных красителях; упражнять детей опытным путём получать краски и окрашивать белую ткань; воспитывать бережное отношение ко всему, что их окружает, эстетическое отношение к природе и к своей деятельности; расширять словарный запас: «хлопок», «красители».

Материалы и оборудование: конверты с письмами, макет лодки, аудиозапись шума прибоя, пластиковая бутылка с письмом, сундук, корзина с овощами, терки, кусочки хлопчатобумажной тканы, веточки хлопка, готовый сок овощей (моркови, свёклы) и отвары луковой шелухи и крапивы, прищепки (по 2 шт. на ребёнка), подносы.

Фрагмент использования ИОС в непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе:

В: Сегодня мы с вами попали на берег моря. Посмотрите-ка, здесь какая то бутылка. Надо её убрать. Ой, да здесь письмо. Давайте его прочитаем.

«Всем! Всем! Всем! Приглашаю вас на свой остров. Обещаю показать всё самое интересное. Робинзон Крузо.»

Поплывём в гости к Робинзону? А вот и лодка. Садитесь. (Звучит аудиозапись шума моря.) Вот мы и приплыли. Посмотрите, как здесь красиво! Но где же Робинзон? Ой, какое-то письмо. Подписано: «Детям от Робинзона». Давайте прочитаем!

Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Извините, что не смог вас встретить, появились неотложные дела. Прогуляйтесь, пожалуйста, по острову сами. Путь в самые интересные места острова я отметил стрелочками. А в следующий раз я обязательно с вами встречусь.

                                                                                 Ваш  Робинзон.»

Далее дети вместе с воспитателем вспоминают правила поведения в незнакомом месте. Находят первую стрелочку, которая приводит их к хлопковому кусту.

В.: Ой, посмотрите, ребята, какой чудный кустарник! Кто знает, как он называется?

Д.: Хлопок.

В.: Правильно. Такие растения растут только в тёплых странах. А для чего нужен хлопок? (Ответы детей.)

В.: Молодцы! Действительно, это растение нас одевает, из него делают ткань, а из ткани шьют одежду, которую мы с вами носим. Ребята, посмотрите, что это за сундук стоит? Давайте его откроем, посмотрим, что в нём.

Открывают сундук. В нём записка от Робинзона.

«Дорогие дети! Я уже давно живу на этом, острове. Питаюсь тем, что даёт мне природа: фруктами, овощами. Я научился делать ткань из хлопка и шить из неё одежду, но она. у меня получается только белой. А мне хотелось бы иметь красивую, яркую одежду. Вы можете мне помочь?

                                               Заранее благодарен. Ваш Робинзон.»

В.: Надо помочь Робинзону! Давайте вспомним, чем можно красить ткань? (Ответы детей.)

В.: Но ведь у Робинзона нет таких красок. Как же быть? Посмотрите-ка, ребята, я нашла, на острове корзинку с овощами. С их помощью мы и попробуем окрасить ткань. Посмотрим, что у нас получится. Для начала необходимо натереть овощи на тёрке и отжать сок.

Дети натирают овощи на тёрке, отжимают сок.

В.: Полученный сок налейте в мисочки, стоящие перед вами. Вот вам кусочки хлопчатобумажной ткани и прищепки. С помощью прищепок опустите ткань в сок, хорошо промочите её, поднимите, дайте соку стечь. Положите ткань на стоящий перед вами поднос.

Далее воспитатель опрашивает детей, в какой цвет окрасилась ткань с помощью соков и отваров трав.

В.: Вот видите, ребята, как природа помогает нам выглядеть красиво.

Далее дети продолжают путешествие по острову, выполняют задания Робинзона.

Таким образом, представленные мной примеры игровых ситуаций позволяют наиболее доступным способом дать детям знания программного материала по экологии, вызвать интерес к ее изучению, воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

 

Опубликовано:

«СУНДУЧОК» для педагогов и родителей https://vk.com/club_sunduk_ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: