В чём смысл противопоставления города и деревни в есенинской лирике?

Анализ стихотворения «Песнь о собаке» (1915)

Константиновские впечатления ложатся в основу одного из есенинских шедевров тех лет «Песнь о собаке» (1915), который имеет свою историю. «Случай подобно тому, какой описан в этом стихотворении, — вспоминала жена поэта С. А. Толстая-Есенина, — произошёл однажды в молодые годы Есенина, в его селе Константинове. Собака соседа Есениных ощенилась, и хозяин убил всех щенят…» Стихотворение начинается с бытовой зарисовки, в которой прозаическое («ржаной закут», «рогожи в ряд», «ощенила сука») соседствует с нежной поэтичностью (рогожи «златятся», «она их ласкала», «струился снежок подталый»).

Утром в ржаном закуте рождаются семеро рыжих щенят. Здесь всё не случайно. И количество щенят, которое не раз повторяется в стихотворении (семь — число символическое), и их рыжий цвет, который перекликается с цветом ржи и золотых рогож, и существительные с ласкательными суффиксами: «щенят», «снежок». Кажется, ничто не предвещает будущей трагедии. Но в ритме и интонации двух первых строф, где описан первый и последний день жизни щенят с утра до вечера и безмерного материнского счастья, уже есть ощущение щемящей грусти. Грустное сочувствие автора слышится даже в повторе: «Семерых ощенила сука / Рыжих семерых щенят».

Начиная с третьей строфы возникает тревожная интонация и нарастает чувство неотвратимой беды. Описание становится более прозаичным:

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок…

 

Трижды звучат предупреждающие повторы: «А вечером…», «А когда…», «А месяц…», которые создают атмосферу приближающегося несчастья. Обычное в крестьянском быту дело — утопление слепых щенят — поэт воспринимает как трагедию. Чувства собаки недоступны «хмурому» хозяину, который «семерых всех поклал в мешок». Здесь значимо каждое слово. Например, слово — «всех». Ведь уже сказано — «семерых», их всего столько и было. Но поэт ещё раз подчёркивет — «всех», то есть — никого не оставил и никого не пожалел. А как точно выбран глагол — не положил, а «поклал»! Для бездушного хозяина они не живые тёплые существа, а обременительная поклажа, которую он должен уничтожить. Есенин не описывает, как утопили щенят, но находит многозначительную деталь, от которой мороз идёт по коже. Будто присутствуешь при этом и видишь, как мучительно долго уходит жизнь из маленьких существ, проживших всего один день:

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

 

Есенин не описывает и горя собаки, но даёт незабываемый пронзительный образ:

Показался ей месяц над хатой

Одним из её щенков.

Особого эмоционального воздействия поэт достигает в заключительных строках этого стихотворения, которые эпитетом «золотыми» (звёздами) перекликаются и одновременно контрастируют с начальными строками золотого счастливого утра рождения новой жизни:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Небольшое по размеру стихотворение о собаке, у которой по «житейской простодушной жестокости» утопили семерых щенят, по оценке критиков, звучит, как Requiem или поэма о рождении, материнской любви и смерти.

Не случайно Есенин озаглавил его возвышенно — «Песнь о собаке» (первоначальное название «Песня о собаке») (Н. И. Шубникова-Гусева).

 

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЭТИКИ ЕСЕНИНА

Основные черты природного мира в лирике Есенина, приёмы его художественного воплощения: • природное бытие как божественное литургическое действо («А степь под пологом зелёным / Кадит черёмуховый дым»);

• взаимопроникновение земной и небесной сфер («Ягнёночек кудрявый — месяц / Гуляет в голубой траве»);

• движение как основной признак природного бытия «И кажется с тропы далёкой — / Вода качает берега»);

• чередование различных состояний природного мира («Синь то дремлет, то вздыхает»);

• уподобление растительного мира животному («Кленёночек маленький матке / Зелёное вымя сосёт»);

• «очеловечивание» природы («Словно белою косынкой / Подвязалася сосна»);

• диалогическая «обратная связь» между человеком и природой («О тонкая берёзка, / Что загляделась в пруд?»).

Характерные приёмы образности:

• неопределённость, атмосфера неразгаданности, тайны («нездешние поля», «незримые следы»);

• интерес к оксюморонам, антитезам («люблю до радости и боли», «ты вся далёкая и близкая»);

• использование символики, но не отвлечённой («костёр рябины красной» — увядание, малиновый цвет — символ идеального);

• тяготение к конкретному изображению мира;

• предметная образность (образы свои Есенин называл «органическими», т. е. естественными, цельными);

• сопоставление двух предметов по общему признаку («день догорел в душе давно»; «время — мельница с крылом»);

• метафоричность («снова выплыла боль души»; «что ж ты смотришь так синими брызгами»);

• инверсии («о розовом тоскуешь небе»);

• звукопись («свищет ветер, серебряный ветер», «в шёлковом шелесте снежного шума», «звёздная звонница»);

• напевность (С. А. Есенин: «К стихам расположили песни, которые я слышал вокруг себя»).

В чём смысл противопоставления города и деревни в есенинской лирике?

«Я последний поэт деревни» — так обозначил Есенин свой жизненный и творческий статус в 1920-е гг. Мотивы увядания, угасания деревни в поздней лирике поэта соседствуют с указанием на явные признаки урбанизации и «пролетаризации» русской послереволюционной жизни («Я полон дум об индустрийной мощи, / Я слышу голос человечьих сил…»). Обе эти тенденции находятся в тесной связи друг с другом, составляя звенья причинно-следственной цепи: чем очевиднее «индустриальная» сущность нового общества, тем ближе гибель края «озёрной тоски» и «стозвонных зеленей», столь любимого поэтом. Трагическое предощущение ухода в небытие «таинственного и древнего» мира патриархальной деревни резко контрастирует с более ранними есенинскими произведениями. Например, в проникнутой духом революционного обновления «Инонии» (1918) есть обращение к «Московии»:

Уведу твой народ от упования,

Дам ему веру и мощь,

Чтобы плугом он в зори ранние

Распахивал с солнцем нощь.

 

Революция была воспринята Есениным со своеобразным «крестьянским уклоном»: поэт мечтал навеки покончить с нищетой и отсталостью деревни, преобразовать её на новых социально-нравственных началах («Новый на кобыле / Едет к миру Спас»). Но бурная революционная эпоха вскоре показала, «куда несёт нас рок событий». В отрывке из незаконченной поэмы «Гуляй-поле» Есенин так представил цели соратников Ленина:

Его уж нет, а те, кто вживе,

А те, кого оставил он,

Страну в бушующем разливе

Должны заковывать в бетон.

Подобные видения «забетонированной» страны, в которой живое, природное начало сдавлено «каменными руками шоссе», заставляют вспомнить о своей Родине:

Я люблю родину.

Я очень люблю родину!

Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.                              (Исповедь хулигана)

На фоне этих размышлений приходит чувство опасности — боязнь потерять прежние ценности, уступив силе преобразующей революционной идеи. Ниспровергнув в своё время идеал китежской Руси, поэт ныне отчётливо видит признаки сатанинского начала в действиях «армии революции»: «Напылили кругом. Накопытили / И пропали под дьявольский свист» («Несказанное, синее, нежное…»).

Какова же позиция художника — «гражданина села» в этой непростой исторической ситуации?

В полной мере она выражена в знаменитом «Сорокоусте»: «Чёрт бы взял тебя, скверный гость! / Наша песня с тобой не сживётся. / Жаль, что в детстве тебя не пришлось / Утопить, как ведро в колодце». Это обращение к ненавистному символу «железной» цивилизации — мчащемуся на чугунных лапах поезду, с которым тщетно пытается состязаться в беге красногривый жеребёнок. «Тот поэт, врагов кто губит», — писал в одном из ранних стихотворений Есенин. Но в данном случае «враг» несоизмеримо сильнее: он обладает стальной хваткой и вооружён беспощадной идеей «социалистического обновления». В этих условиях поэту остаётся лишь роль псаломщика, отпевающего «облившуюся кровью ягод» рябину и «захлебнувшегося лихой самогонкой» мужика. Такая позиция вовсе не тождественна отрицанию всякого прогресса. В очерках есенинского «Железного Миргорода» не раз возникает определённый план сравнения: «Вспомнил про “дым отечества”, про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телёнок на соломе или свинья с поросятами, вспомнил после германских и бельгийских шоссе наши непролазные дороги и стал ругать всех цепляющихся за “Русь”, как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию».

Эти настроения найдут своё выражение и в лирике поэта:

Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

(«Неуютная жидкая лунность…»)

Такая раздвоенность, «расколотость» художественного мира Есенина, по сути, отражает разлад между разумом и чувством: понимая всю неизбежность поступательного движения цивилизации, поэт не в состоянии отказаться от того, что составляет основу его поэзии:

Я человек не новый! Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.                                  (Русь уходящая)

 

Это столкновение живого с неживым, тщетная попытка примирить два различных начала. В одном из своих писем Есенин напишет: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжёлую эпоху умерщвления личности как живого… Всегда ведь бывает жаль, что если выстроен дом, а в нём не живут, челнок выдолблен, а в нём не плавают».

Не случайно в есенинской лирике так настойчиво возникает образ Дома как неотъемлемой части духовного мира личности («В хате», «Где ты, где ты, отчий дом…», «К тёплому свету, на отчий порог…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»).

В статье «Ключи Марии» Есенин замечает: «Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице». Есенинская поэзия по-своему отразила этот принцип устремлённости искусства к горним вершинам народного духа:

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.

 

Какие важнейшие философско-эстетические категории определяют своеобразие художественного мира Есенина?

Лирика Сергея Есенина впитала в себя богатые традиции народной культуры, понимаемые самим поэтом как первоосновы художественного видения мира. В программной статье 1918 г. «Ключи Марии» Есенин выдвинул основные положения своей эстетики: это тезис о принадлежности различных форм народного поэтического творчества единому Мировому древу, веками питавшему человеческую мысль, а также указание на двуединую сущность народного поэтического сознания, вбирающего в себя энергию Неба и Земли. Особое внимание автор уделяет символике русской избы как своеобразного воплощения «верха» и «низа» народного бытия («Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных ещё до него его отцами и предками»). Эти исконные понятия и представления не могут быть подчинены временным веяниям или узким профессиональным установкам («Человеческая душа слишком сложна для того, чтобы заковать её в определённый круг звуков какой-нибудь одной жизненной мелодии или сонаты»).

Принципы есенинской поэтики находят своё воплощение в живой ткани стиха, объединяющей ключевые образы и понятия в единую целостную картину бытия:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

Уже в ранних стихотворениях Есенина отчётливо проступает двухмерность авторского мировидения, отражённая в вечном взаимодействии земного и небесного бытия. Это двоемирие заключено в образе «золотой бревёнчатой избы» как некоего эталона человеческого обустройства на земле. Это и «ветхая избёнка», и «райский терем», в который стремится очарованная небом душа. В свою очередь мир земной питается корнями мифологического Древа жизни, образ которого запечатлён в природном мире: «Стережёт голубую Русь / Старый клён на одной ноге».

Природная жизнь у Есенина представлена как непрерывный бытийственный процесс, направляемый Высшей волей:

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сёл

Свадьба ворон облегла частокол.

 

Поэт не разделяет мир природы на растительный и животный, а скорее отождествляет оба эти начала («Кленёночек маленький матке / Зелёное вымя сосёт»). Природное бытие у Есенина максимально приближено к человеческому («Спит медведиха, и чудится ей: / Колет охотник острогой детей»), нередко между ними возникает диалогическая обратная связь («О тонкая берёзка, / Что загляделась в пруд?»).

В широкий контекст природного бытия вписана человеческая душа, вбирающая в себя всё богатство и многообразие жизни: «Всё встречаю, всё приемлю, / Рад и счастлив душу вынуть…» Вместе с тем бытие есенинского лирического героя имеет своеобразную ценностную иерархию: родная хата — деревня — «край родимый» — «голубая Русь». Мировидение Есенина вбирает в себя и микромир деревенской избы («В хате»), и исторические судьбы России: «Ой ты, Русь, моя родина кроткая, / Лишь к тебе я любовь берегу» («Русь»). Из этой иерархии выпадает город, не соответствующий указанному гармоническому ряду. В стихотворениях «Сорокоуст», «Мир таинственный, мир мой древний…» город представлен как неживое начало, отпадающее от мифологического Древа жизни («О, электрический восход, / Ремней и труб глу хая хватка…»). Противопоставление города и деревни в лирике Есенина не сужает диапазон есенинского мировидения до рамок «крестьянской поэзии». Концепция мира, явленная в творчестве великого поэта, заключает в себе всю гамму проявлений человеческого бытия в его конечных и бесконечных формах:

Хочу концы земли измерить,

Доверясь призрачной звезде,

И в счастье ближнего поверить

В звенящей рожью борозде.

«Прежде всего, я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить», — писал Есенин в одной из своих автобиографий. Глубина и философская значимость есенинской лирики свидетельствуют о том, что слово это было найдено и наполнено особым, неповторимым смыслом.

ЗАДАНИЯ!!!

Вариант 1

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

 

Милые берёзовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

 

Слишком я любил на этом свете

Всё, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

 

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

 

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

 

Знаю я, что не цветут там чащи

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

 

Знаю я, что в той стране не будет

 Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.                                  (С. А. Есенин, 1924)

 

1. Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (философское размышление о смысле бытия).

2. В стихотворении С. А. Есенина осины, заглядевшиеся в «розовую водь», наделены человеческими свойствами. Укажите название этого приёма.

3. В четвёртой строфе стихотворения смежные строки имеют одинаковое начало:

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

Как называется эта стилистическая фигура?

4. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («на земле угрюмой»)?

5. Укажите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

6. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворении С. А. Есенина?

7. В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чём они перекликаются с есенинским стихотворением?

Вариант 2

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Ты теперь не так уж будешь биться,

 Сердце, тронутое холодком,

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

 

Дух бродяжий! ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

 

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.  

                            (С. А. Есенин, 1921)

1. Назовите жанр классической поэзии, признаки которого (философское размышление, овеянное светлой грустью) присутствуют в предложенном стихотворении С. А. Есенина.

 

2. Какое средство художественной изобразительности использует поэт в строчке: «Проскакал на розовом коне»?

 

3. Укажите название стилистического приёма, основанного на соседстве одинаковых согласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа («Тихо льётся с клёнов листьев медь»).

 

4. Как называется средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов и явлений на другие («пламень уст», «половодье чувств»)?

 

5. Укажите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» (без указания количества стоп).

 

6. Что даёт основание отнести рассматриваемое стихотворение С. А. Есенина к философской лирике?

 

7. Какие философские произведения русских поэтов созвучны проблематике есенинского стихотворения? (Свой ответ обоснуйте.)

Вариант 3. «Пушкину»

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

 

Блондинистый, почти белёсый,

В легендах ставший как туман,

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

 

Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой,

И в бронзе выкованной славы

Трясёшь ты гордой головой.

 

А я стою, как пред причастьем,

И говорю в ответ тебе:

Я умер бы сейчас от счастья,

Сподобленный такой судьбе.

 

Но, обречённый на гоненье,

Ещё я долго буду петь…

Чтоб и моё степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.                     (С. А. Есенин, 1924)

 

1. Как называется средство художественной выразительности, помогающее поэту в создании ярких образов («бронза выкованной славы», «чтоб … пенье сумело бронзой прозвенеть»)?

2. Какой художественный приём использует поэт для придания описанию особенной наглядности («в легендах ставший как туман»)?

 3. К какому художественному приёму прибегает поэт, чтобы подчеркнуть значимость разговора с Пушкиным?

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

4. Как называется образное оценочное определение («могучий дар», «милые забавы»)?

5. Каким размером написано стихотворение С. А. Есенина «Пушкину» (без указания количества стоп)?

6. В чём особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С. А. Есенина?

7. Кто из русских поэтов обращался в своих произведениях к литературным предшественникам или современникам и в чём эти произведения созвучны есенинскому стихотворению? (Приведите 2–3 примера.)

Вариант 4.

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

 

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

 

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

 

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

 

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

 

И если время, ветром разметая,

Сгребёт их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.                                                  

(С. А. Есенин)

1. Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу («отговорила роща золотая» — «роща золотая отговорила милым языком»).

2. Как называется приём одушевления образов природы, к которому прибегает Есенин в своём стихотворении («отговорила роща», «грезит конопляник»)?

3. Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («души сиреневая цветь», «костёр рябины красной»).

4. К какому приёму, усиливающему эмоциональность лирического высказывания, прибегает поэт в начале двух первых строк 4 строфы стихотворения?

5. Как называется фонетический приём, основанный на повторе гласных звуков и придающий стиху особую музыкальность («отговорила роща золотая»)?

6. Какие мотивы указывают на принадлежность есенинского стихотворения к философской лирике?

7. В каких стихотворениях русских поэтов звучит философская тема уходящего времени и в чём эти стихотворения можно сопоставить с произведением С.А. Есенина?

Вариант 5.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

 

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси.

 

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

 Всё равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.

 

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

 

Но и всё же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть!                         

(С. А. Есенин, 1925)

1. В строке «Плачут вербы, шепчут тополя» использован приём, предполагающий одушевление и очеловечивание явлений природы. Назовите этот приём.

2. Выпишите слово, повтор которого в 5-й и 6-й строфах объясняет истоки душевной драмы лирического героя.

3. Укажите название средства иносказательной выразительности, которым воспользовался поэт для создания лирического пейзажа в 1-й строфе стихотворения: «свинцовой свежести полынь».

4. Определите размер, которым написано стихотворение.

5. Какой вид звукописи использует поэт в строке «Я могу прочувственно пропеть»?

6. Что отличает образ «есенинской Руси» и кто из русских поэтов ХХ века близок Есенину в воплощении темы Родины?

7. В каких произведениях русских поэтов звучит тема родины и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением С. А. Есенина?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: