Дополнительные Устройство и технология сборки блока ста-

Типы авиационных электрических машин

 

 

- основные недостатки: необходимость регламентных работ с осмот-       

эксплуатационные        ром и заменой щеток; загрязнение щеточной

                                             пылью; необходимость воздуха для нормаль-

                                             ной работы щеточно-коллекторного узла;

                                             щеточно-коллекторный узел очень чувстви-

                                             телен к вибрациям и крутильным колебани-

                                             ям привода.

 

- основные недостатки: коллектор сложное и трудоемкое устройство,

конструктивные            значительно увеличивающее расстояние меж-

                                        ду опорами вала; необходимость либо регу-

                                        лировки нейтрали, либо весьма точной взаим-

                                        ной ориентировки деталей и сборочных еди-

                                        ниц, оказывающих влияние на коммутацию;

                                        ресурс качественно меньше ресурса привод-

                                        ных авиадвигателей, что приводит к необхо-

                                        димости наличия обменного фонда; при ком-

                                        бинированной испарительной системе нали-

                                        чие на борту бачка со спирто-водяной смесью

                                        и управляемой заслонки; возможность повы-

                                        шения оборотов при соответствующем сни-

                                        жении массы ограничена предельной окруж-

                                        ной скоростью в щ/к узле (< 55м/с).

 

- основные достоинства: простота регулировки напряжения в большом

эксплуатационные       диапазоне; возможность использования гене-

                                       ратора в качестве стартера при минимальном

                                       увеличении массы (практически только на ве-

                                       личину массы сериесной обмотки) – сущест-

                                       венный выигрыш в массе за счет отсутствия

                                       на борту специального турбостартера.

 

- основные достоинства: данный тип отработан многими десятилетия-

конструктивные           ми; комбинированная испарительная система

                                            охлаждения весьма надежна и обеспечивает

                                            минимально возможную температуру маши-

                                            ны при любых условиях эксплуатации; воз-

                                            можен отказ от турбостартера на борту.

 

 

5.2. Бесщеточные генераторы со статическими выпрямителями и вращающимися выпрямителями

(иначе: вентильные генераторы с вращающимися выпрямителями; бесконтактные генераторы – БК).

                                       Рис. 5

 

- Область применения: генераторы бортовых систем электро-

                                                   снабжения.

 

- охлаждающая     : исторически сложилось – воздух или

среда                              воздух + спирто-водяная смесь, но явно

                                   просматривается возможность исполь-

                                  зования масла как при канальном, так и

                                   при распылительном охлаждении при

                                   соответствующей интеграции с приво-

                                   дом.

- опоры вала          : исторически сложилось – шарико-под-

                                        шипники с консистентной смазкой, но

                                       возможно масляное охлаждение при со-

                                       ответствующей интеграции с приводом.

 

- масса                   :    ~ 1,6 кг/кВт при n= 8000 об/мин и      

                                       Р = 18 кВт

                                       ( для воздушного охлаждения или при

                                        комбинированной испарительной систе-

                                        ме без элементов КИС на борту).

 

- ресурс до            : определяется работоспособностью шари-

ремонта                     коподшипников; для шарикоподшипни-

                                   ков с консистентной смазкой < 2000 ча-

                                   сов (без смены смазки).

 

- основные            : несколько завышены постоянные време-

недостатки               ни (электромагнитная схема достаточно

            эксплуатационные  инертна); практически исключена воз-

                                                   можность использования электрозапуска;

                                                   нагрузки при «рулежке» уступают колле-

                                                   кторным генераторам (охлаждение вен-

                                                   тилей).

 

- основные           : машина значительно сложнее (~2,5…3 ра-

недостатки               за) по сравнению с коллекторным генера-

            конструктивные      тором и дороже; габариты таких машин

                                                   при воздушной или комбинированной ис-

                                                 парительной системе охлаждения несколь-

                                                 ко больше габаритов коллекторных гене-

                                                 раторов той же мощности за счет развитой

                                                 системы радиаторов силовых вентилей;

                                                 при установке блока с вращающимися вы-

                                                 прямителями внутрь пустотелого вала (для

                                                 уменьшения габаритов и нагрузок) возмо-

                                                 жная длина шлицевого валика практически

                                                 исключает возможность выполнения «гиб-

                                                 кого торсиона», а сам вал выполняется со-

                                                 ставным, что снижает частоту его собстве-

                                                 нных колебаний; при комбинированной

                                                 испарительной системе – наличие на борту

                                                 бачка и управляемой заслонки.

 

- основные            : время межрегламентных работ может

достоинства           быть значительно увеличено, а время рег-

            эксплуатационные лементных работ значительно сокращено

                                                 по сравнению с коллекторными генерато-

                                                 рами (нет щеток – не нужны их осмотры и

                                                 замена, требующие иногда демонтажа ге-

                                                 нератора).

 

- основные          : несколько меньшая масса по сравнению с

достоинства          коллекторными генераторами той же мощ-

            конструктивные   ности; меньшая чувствительность к вибра-

                                                циям; потенциальная возможность приме-

                                               нения в качестве охладителя масла (при ин-

                                               теграции с приводом) и вытекающие из это-   

                                               го возможности увеличения ресурса до ве-

                                               личины сопоставимых с ресурсом авиадви-

                                               гателей и повышения частоты вращения

                                               для уменьшения массы.

 

Дополнительные      Устройство и технология сборки блока ста-

сведения:                   тических выпрямителей таблеточного типа

                                    весьма своеобразны и будут рассмотрены

                                    отдельно в лекции №20.

                 

                                      

 

 

5.3. Вентильные генераторы с комбинированым возбуждением

                                                              Рис.6

 

- Область применения: генераторы бортовых систем электроснаб-

                                      жения спецобъектов.

 

- охлаждающая    : ограничений нет, используются все виды

среда                       охладителей, кроме спирто-водяной

                                смеси.

 

- опоры вала         : как правило, интегрированы с шарикопод-

                                     шипниками привода.

 

- масса                 : > 2,5 кг/кВт при Р=5 кВт в пересчете на

(активная часть)    n = 8000 об/мин без вентильного блока

                                (очень сильно зависит от характера нагру-

                                  зок).

 

- основные          : достаточно ограниченный диапазон регу-

эксплуатационные лирования напряжения в зависимости от

            недостатки             частоты вращения; блок силовых венти-

                                                 лей отделен от самой машины (как прави-

                                                 ло); довольно высокое рассеивание.

 

- основные         : наличие биметаллической обоймы (слож-

конструктивные    ная технология); проблемы балансировки;

недостатки            достаточно сложные схемы организацион-

                               но-технического характера при интеграции

                               с приводом; необходимость разделения,

                               как правило, блока силовых вентилей и са-

                               мой машины.

 

- основные        : высокая надежность (нет щеток, нет враща-

достоинства          ющихся обмоток); достаточно высокий

            эксплуатационные КПД.

 

- основные       : возможность использования при окружных

достоинства         скоростях ротора ~170 м/с; достаточно ши-

            конструктивные   рокие возможности при интеграции с при-

                                                водом.

                               

 

5.4. «Вентильные» индукторные генераторы

                                             Рис.7

 

- Область применения: генераторы бортовых систем электроснаб-

                                      жения спецобъектов.

 

- охлаждающая    : ограничений нет, используются все виды

среда                      охладителей, кроме спирто-водяной смеси.

                                Видимо наиболее рациональна канальная

                                система жидкостного охлаждения.

 

- опоры вала         : как правило, интегрированы с шарикопод-

                                     шипниками привода.

 

- масса                 : >3,5 кг/кВт при Р=5 кВт в перерасчете на

(активная часть)   n = 8000 об/мин без вентильного блока

                               (очень сильно зависит от характера нагру-

                                 зок).

 

- основные          : невысокий КПД (электромагнитное возбу-

эксплуатационные ждение); блок силовых вентилей отделен

            недостатки            от самой машины (как правило); высокое

                                                рассеивание.

 

- основные         : большая масса при частотах вращения

конструктивные   < 24∙103об/мин; как правило, необходи-

            недостатки             мость разделения блока силовых вентилей

                                                 и самой машины; большие потоки рассея-

                                                 ния.

 

- основные          : очень высокая надежность.

достоинства

            эксплуатационные

 

- основные          : чрезвычайно простая конструкция ротора,

достоинства           низкая стоимость, возможность использо-

            конструктивные    вания при окружных скоростях более

                                                 200 м/с; широкие возможности интеграции

                                                 с приводом.

                    

 

 

5.5. «Вентильные» генераторы с возбуждением от постоянных магнитов и регулированием напряжения за счет электроники (полупроводниковые ключи и стабилетроны)

                                     Рис. 8

                

 

- Область применения: генераторы бортовых систем электроснаб-

                                      жения небольших мощностей (мощность

                                      лимитируется возможностями электрони-

                                      ки).

 

- охлаждающая среда: ограничений нет, как правило, воздух

                                       (продув).

 

- опоры вала           : как правило, шарикоподшипники с конси-

                                      стентной смазкой; жидкостная смазка ве-

                                      дет к интеграции с приводом, что для не-

                                      больших мощностей, как правило, не оп-

                                      равдано, за исключением консольного ра-

                                      сположения ротора на валу привода.

 

- масса                     : ~ 1,8÷2 кг/кВт при n = 8000 об/мин и

                                       Р = 3 кВт

                                           без учета блока выпрямления и регули-

                                       рования (~2,3кг/кВт, если тиристоры на

                                       машине).

 

- ресурс до            : определяется работоспособностью шари-

ремонта                    коподшипников; при шарикоподшипни-

                                  ках с консистентной смазкой < 2000 ча-

                                  сов (без смены смазки).

 

- основные             : если тиристоры на машине, то воздух ну-

эксплуатационные  жен до 60…700С; если блок вне генерато-

            недостатки                ра – фактически два агрегата, связанных

                                                    большим количеством проводов.

 

- основные            : сложность закрепления магнитов на ро-

конструктивные       торе (биметаллические обоймы или би-

            недостатки                 металлические «звездочки» и клинья –

                                                     «коллекторная» конструкция);

                                                     если блок и сама машина разделены, то

                                                     между ними необходимо большое коли-

                                                     чество проводов достаточно большой

                                                     длины (разные отсеки) – увеличение

                                                     массы; стоимость высокая.

 

- основные             : высокая надежность (нет щеток, нет вра-

достоинства             щающихся обмоток); регламентные рабо-

            эксплуатационные  ты сведены к минимуму.

 

- основные              : сама машина достаточно проста и ком-

достоинства             пактна; возможно обеспечить режим ру-

            конструктивные      лежки без самовентиляции (нет щеток и

                                                   вентилей, имеющих невысокую темпера-

                                                   туру эксплуатации), если блок отделен от

                                                   машины и имеет развитую систему ох-

                                                   лаждения.

                                                   Для интеграции при консольном располо-

                                                   жении ротора на валу привода вариант,

                                                   пожалуй, наилучший.

                                                   Можно применять при окружных скорос-

                                                   тях ротора до ~ 170 м/с.

 

Применение «вентильных» генераторов других типов носит эпизодический характер.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: