Задания для контроля самостоятельной работы к модулю 1
Основы медико-социальной реабилитации
I.Тестовые задания
1.Инвалид – это:
а. лицо с незначительными нарушениями здоровья;
б. лицо, имеющее нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма;
в. лицо с нарушениями функций опорно-двигательной системы;
Г. лицо в состоянии ограниченной функциональной активности организма.
2.Cоциальная модель интеграции инвалидов в общество:
а. не имеет значения в современное время;
б. способствует дотационному подходу к экономике инвалидов;
в. выступает за изоляцию инвалидов от остального общества;
Г. призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе для инвалидов.
3.Факт наличия инвалидности у осведетельствуемых граждан устанавливается:
а. врач поликлиники;
б.бюро медико-социальной экспертизы;
в. зам. главн. врача по экспертизе
г. врачебная комиссия.
4.Какой государственный орган занимается реабилитацией инвалидов в масштабе государства:
|
|
а. правительство РФ;
б. министерство здравоохранения РФ;
в. государственная служба реабилитации инвалидов;
Г. агенство социальной защиты населения
5. Целью направления на медико-социальную экспертизу не является:
а. установление инвалидности;
б. установление степени ограничения способности к трудовой деятельности;
в. изменение причины инвалидности;
г. оценка тяжести состояния больного
6.Какие критерии служат для определения Iгруппы инвалидности
а. способность к самообслуживанию II степени;
б. способность к передвижению и ориентации III степени;
в. способность к ориентации I степени;
г. способность к занятиям легкими видами спорта
7.Критерий для определения II группы инвалидности
а. способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
б. способность к обучению в общих учебных заведениях;
в. неспособность к ориентации (дезориентация);
г. способность к общению I степени.
8.Критерии для определения IIIгруппы инвалидности
а. способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса;
б. неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;
в. способность к общению III степени;
г. способность к контролю за своим поведением II степени
9.Наиболее полное определение понятия инвалидность:
а. социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты;
|
|
б. социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма;
в. длительная, частичная потеря трудоспособности в своей профессии вследствие болезни или увечья;
г. состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека.
10.Инвалидами какой группы признаются лица, утратившие на длительное время не только трудоспособность, но и способность обслуживать себя
а. первой;
б. второй;
в. третьей;
Г. четвертой.
II.Контрольные вопросы
1. Понятие инвалидности
Инвалидность - любое ограничение или утрата способности (как следствие повреждения) проявлять активность таким образом или в таком объеме, которое считаются для человека нормальными.
2.Основные функции бюро МСЭ
- Контроль работы учреждений МСЭ Российской Федерации, в том числе контроль работы Главных бюро: проведение по собственной инициативе повторных освидетельствований граждан, прошедших освидетельствование в Главном бюро, и при наличии оснований изменение либо отмена решений Главного бюро;
- Освидетельствование граждан по направлению экспертных составов главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования или консультативного заключения Федерального бюро;
- Осуществление комплексной экспертно-реабилитационной диагностики с применением новейших технологий и результатов научных разработок в целях определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;
- Внесение в Федеральное медико-биологическое агентство предложений по формированию государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-социальной экспертизе;
- Проведение по поручению Федерального медико-биологического агентства научных исследований, в частности, изучение факторов, приводящих к инвалидности. Внесение в Федеральное медико-биологическое агентство предложений о внедрении в практику результатов научных разработок, новых технологий экспертно-реабилитационной диагностики, передового опыта главных бюро, а также реализации программ по различным направлениям медико-социальной экспертизы;
- Участие в разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов;
- Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы;
- Методологическая и организационно-методическая помощь главным бюро;
- Обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;
- Статистическое наблюдение и статистическая оценка состояния инвалидности, наблюдение за демографическим составом инвалидов в Российской Федерации.
3.Порядок направления индивида на медико-социальную экспертизу
Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы
Форма согласия гражданина на направление на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Гражданин, находящийся на лечении в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечности (конечностей), имеющий дефекты, предусмотренные пунктами 14 и (или) 15 приложения к настоящим Правилам, нуждающийся в первичном протезировании, направляется на медико-социальную экспертизу в срок, не превышающий 3 рабочих дней после проведения указанной операции.
|
|
Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.
Направление на медико-социальную экспертизу, оформленное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, в течение 3 рабочих дней со дня его оформления передается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения в бюро в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием государственных информационных систем в соответствии с порядком информационного взаимодействия в целях проведения медико-социальной экспертизы между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения и бюро, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а при отсутствии доступа к таким информационным системам - на бумажном носителе.
Формирование и передача направления на медико-социальную экспертизу в бюро, передача сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы в бюро, а также формирование и передача в медицинскую организацию сведений о результатах проведенной медико-социальной экспертизы в форме электронного документа или на бумажном носителе осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных и соблюдением врачебной тайны.
|
|
4. Основные этапы медико-социальной реабилитации и учреждения, проводящие их
В процессе реабилитации выделяют три основных этапа.
1-й этап - восстановительная терапия.
Задачи этапа:
а) психологическая и физиологическая подготовка больного к началу активного лечения;
б) проведение мероприятий, предупреждающих развитие дефекта функций, инвалидизации, а также устраняющих или уменьшающих эти явления.
2-й этап - реадаптация.
Задачи этапа:
а) адаптация больного к условиям внешней среды.
Характеристика этапа:
а) наращивание объема всех восстановительных мероприятий
б) увеличение удельного веса психосоциальных воздействий.
3-й этап - реабилитация (в прямом смысле этого слова).
Задачи этапа:
а) бытовое приспособление, исключающее зависимость от окружающих;
б) восстановление социального и по возможности первоначального (до болезни или травмы) трудового статуса.
5.Цель и задачи медицинской реабилитации
Согласно определению экспертов ВОЗ и Международной организации труда, реабилитация - это система государственных, социальноэкономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество, к общественно полезной жизни (Прага, 1967).
В этом определении на первое место выдвигаются восстановление трудовых функций и навыков, возможность участия в общественной жизни и производственной деятельности как средства достижения больными и инвалидами экономической независимости и самостоятельности, снижения расходов на их содержание, т.е. реабилитация преследует не только сугубо экономические цели, но не в меньшей мере и социальные
Заболевание (инвалидность) изменяет социальное положение больного и выдвигает перед ним новые проблемы (например, приспособление к дефекту, изменение профессии и др.). Эти проблемы сопря жены со значительными трудностями для больного, и содействие в их преодолении является одной из важнейших задач реабилитационной медицины, требующей активного участия как медицинских работников, психологов, так и органов социального обеспечения и других государственных служб.
III.Ситуационные задачи
Задача№1
Больной Н., 35 лет проходил лечение у участкового врача терапевта с диагнозом: Эссенциальная гипертония 2 стадии. Прошел курс медикаментозной терапии.
Задания
1.Какие ещё средства реабилитации может рекомендовать медсестра данному пациенту?
Соблюдение диеты, посещать врача 2 раза в год
2.Какой этап реабилитации может рекомендовать медсестра данному пациенту?
Рекомендовано санаторно-курортное лечение, режим-диета
2. Показана ли в данном случае психологическая реабилитация?
Избегать психологической нагрузки
Задача №2
Больной 32г, находился на стационарном лечении по поводу язвенной болезни двенадцати перстной кишки. Прошел полный курс медикаментозной терапии. На данный момент жалоб не предъявляет. Курит до 10 сигарет в сутки.
Задания
1. В чем заключается дальнейшая реабилитация?
Избегать физической нагрузки, Не употреблять алкоголь, восстановление нервной системы, прогулки на свежем воздухе, принимать лекарства строго по назначению врача, снизить количество соли в рационе, лечебная физ-культура, массаж, вести ЗОЖ
2. Можно ли рекомендовать санаторно-курортный этап?
Санаторно-курортное лечение рекомендованно
3.Какие этапы медицинской реабилитации должна указать медсестра при составлении индивидуальной программы реабилитации?
Избегать психо-эмоциональной нагрузки