Человек в современном мире

ТЕМА 12: Человек в современном мире.

Составитель: Окатьева Ольга Васильевна, преподаватель АПОУ УР «РМК МЗ УР»

В рамках освоения профессиональной компетенции: ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку, студент должен знать:

       Образовательные потребности: Философское понимание проблемы человека, его развития и роли в современном мире.

Образовательные цели (результаты): Знать проблемы человека и его роль в современном мире.       

Вы должны знать:

  1. Проблему человека в истории философии.
  2. Антропосоциогенез. Единство и взаимосвязь биологического и социального в человеке.
  3. Соотношение свободы и необходимости в бытии человека.
  4. Роль человека в современном мире.

.

Раздел 3. Основы общей философии.

Тема: Человек в современном мире.

Вопросы:

1. Проблема человека в истории философии.

2. Антропосоциогенез. Единство и взаимосвязь биологического и социального в человеке.

3. Соотношение свободы и необходимости в бытии человека.

4. Человек в современном мире.

Проблема человека в истории философии.

 В Античной философии: человек космоцентричен (он момент Космоса).

Человек мыслиттелом. Чтобы лучше мыслить нужно физически развить тело (бегать, метать диск, стрелять из лука).

В Средневековой философии:  человек теоцентричен (он не верит в себя, он верит в Бога).

Главное – это движение к Богу: спасение души возможно путём ущемления тела.

В Новое время: человек антропоцентричен (на место Бога поставлен человекобог).

Р.Декарт утверждает: «Человек есть мыслящая вещь». Поэтому главной сферой человеческой деятельности становится познание, а отношения человека с природой становятся отношениями господства и подчинения.

В Современной философии проблемой осмысления человека занимается философская антропология – наука о сущности и сущностном строении человека.

Макс Шелер:Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни».

Человека отличает от животного мира наличие в нём духа.

Хельмут Плеснер: человек отличается от животного тем, что способен отделять своё «Я» от своего физического существования, способен осознать свою духовную неповторимость, осознать себя как личность.

Арнольд Геленвыделяет биологическую неприспособленность и недостаточность человека (холод, голод, острота чувств).

Чтобы выжить человек вынужден стать «действующим существом» (создавать орудия труда, выращивать себе пищу).

Главным в существовании человека стал «принцип освобождения от бремени».

Антропосоциогенез. Единство и взаимосвязь биологического и социального в человеке.

Чарльз Дарвин заложил основы современной научной теории антропогенеза: человек произошёл от обезъяно-подобного предка (так, человек и горилла имеют 385 сходных анатомический признаков и 92% сходных по структуре генов).

В целом, процесс антропогенеза шёл сложно и противоречиво.

С точки зрения Диамата труд создал человека. С орудийной деятельностью пришло прямохождение, усовершенствовалась кисть и лишь затем начался процесс эволюции мозга.

 Благодаря труду человек выделился из животного мира. Очеловечиванию способствовала членораздельная речь, экзогамия (запрет брачных половых связей внутри рода), первые нравственные требования.

Современная философская антропология утверждает, что человек- это биологическое, психическое и социально-информационное существо.

- Биологически - человек уникален и неповторим.

- Социально - в нём обусловлено его психическое развитие (духовный мир, психика, воля, память, темперамент).

Биологически и социально: у него определены возрастные характеристики, продолжительность жизни, взаимодействие полов и т.д.

Он носитель материальной и духовно-информационной энергии и соответствующими ей полями, которые составляют единое энергетическое поле конкретного человека.

Душа человека – сложный духовно-информационный процесс, который вырабатывает духовную энергию и соответствующее поле.

Сущность человека– совокупность постоянных признаков человеческой деятельности.

Деятельность человека имеет творческий, коллективный, разумный, универсальный и гармоничный характер.

Но сущность человека может реализоваться и в отчужденной форме: через разрушение, эгоцентризм и террор. Это связано с тем, что человек всегда находится в поле действия таких противоположностей, как свобода и необходимость.

Соотношение свободы и необходимости в бытии человека.

Свобода – высшая ценность человека.

В истории философии сложились две точки зрения на соотношение свободы и необходимости:

Скептицизм – человек зависим от внешних сил.

Волюнтаризм – человек независим от внешних сил.

Обе точки зрения взаимно исключают друг друга.

Первый шаг в научном понимании свободы сделал Бенедикт Спиноза:

«Свобода есть осознанная необходимость». «Человек, не знающий необходимости, становится рабом собственного невежества.»

В работах Ф.Гегеля, К.Маркса, Ф.Энгельса:

Свобода – способность и возможность человека действовать в соответствии со своими интересами в условиях свободы выбора и познания объективной необходимости.

Современная философская антропология соотносит понятие «СВОБОДА» с понятием «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ».

Ответственность не отрицает свободу, а является её условием, показателем зрелости человека, его самосознания и совести.

Существует:

-Внешняя ответственность – вменяемость.

-Внутренняя ответственность – развитое чувство совести и долга.

Совесть – показатель человечности в развитии индивида.

При определении меры ответственности личности большое значение имеет принцип «не участия во зле» – он предохраняет человека от необдуманных поступков, но требует большой стойкости и мужества.

Таким образом: Современная формула понятия «Свобода» включает в себя:

Свободу выбора.

 Познание необходимости.

Ответственность.

 Мужество.

Человек в современном мире.

Человек – индивид, индивидуальность и личность.

Индивид – представитель вида Homo Sapiens, биологический организм, носитель наследственных свойств (индивидом рождается каждый).

Индивидуальность – совокупность специфических свойств человека, его непохожесть и своеобразие, отличающее его от других людей.

Личность – система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

Быть личностью значит:

• обладать свободой;

• иметь цель в жизни;

• быть принципиальным и активным;

• обладать способностью к самоанализу и самореализации;

• оценивать последствия своих решений;

• быть ответственным;

• иметь созидательную жизненную установку.

Различают социальные типы личности:

Деятели, которые активно действуют для достижения душевного комфорта и самовыражения (врачи, учителя, экономисты, земледельцы и ремесленники).

Мыслители, которые стремятся спасти людей от заблуждений и соблазнов, поставить человечество на путь добра и истины (Будда, Заратустра, Конфуций, Соломон).

Творцы – люди чувств и эмоций, создатели художественных произведений.

 Гуманисты и подвижники – люди, которые воспринимают чужую боль как свою. Они стремятся облегчить страдание как близких, так и всех людей планеты.

Специфические способы человеческого существования составляют понятия «экзистенциалы» человеческого бытия.

1.1. Важнейшими экзистенциалами современного человека являются:

Ø Свобода и необходимость.

Ø Самореализация и творчество.

Ø Вера, Надежда, Любовь.

Ø Семья и карьера.

Ø  Счастье - это состояние наибольшей внутренней удовлетворенности, полноты жизни и знания того, что всё хорошо; - это эмоциональный фактор, сопровождающийся радостью, интересом, блаженством, удовольствием и т.д.

Смысл жизни человека имеет объективную и субъективную сущность.

Ø Объективный смысл жизни – реализация человеческого предназначения на благо других людей и прогресса.

Ø Субъективный смысл жизнисчастье!!!

Домашнее задание:

• Лекция.

• Учебник 2. Глава 9, 10.

•  Интернет- ресурсы.

•  Подготовить   презентацию по теме «Основные точки зрения на проблему антропогенеза».

Вопросы для повторения учебного материала:

1.Каково положение человека в бытии в Новое время?

2.Каково место человека в современном мире с точки зрения философской антропологии?

3.Что составляет понятие сущности человека?

4. Что такое свобода сточки зрения немецкой классики?

5.Как определяет понятие свобода современная философия?

6.Что означает быть личностью?

7.В чём смысл жизни человека?

Источники литературы:

1.Грибакин, А. В.Основы философии (для СПО). Учебник: учебник / А.В. Грибакин. — Москва: Юстиция, 2019. — 345 с. –Режим доступа: https://www.book.ru/book/930456

2. Гуревич, П. С.Основы философии: учебное пособие / П.С. Гуревич. — Москва:КноРус, 2019. — 478 с. — СПО. - Режим доступа:https://www.book.ru

Куликов, Л. М.Основы философии: учебное пособие / Л.М. Куликов. — Москва:КноРус, 2019. — 294 с. — Режим доступа: СПО. https://www.book.ru

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: