История Транспорта России

РУТ МИИТ

Управление процессами перевозок

Студент группы ЗТЕ-1914 Чернюк Д.А.

Первый семестр

История Транспорта России

Эссе на тему:

“История Ярославского вокзала, г. Москва”

“История жизни Георгия Матвеевича Чернова ”

 

 

Москва, 2020 г.

Эссе №1 “История Ярославского вокзала, г. Москва”

На месте нынешнего Ярославского вокзала с конца XVII века находился Новый полевой артиллерийский двор – завод и склад пушек и снарядов со многими деревянными строениями. В 1812 году Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся там снарядов.

 Появление железной дороги от Москвы на север страны приходится на годы оживленного транспортного строительства в России, развернувшегося во второй половине XIX века. Идея прокладки стальной магистрали в сторону Ярославля во многом принадлежала профессору математики МГУ Федору Васильевичу Чижову, будущему крупному теоретику промышленно-торгового развития России. К строительству "первой русской" (то есть без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада он привлек группу московских купцов, искавших выгодного помещения капитала. Активным его помощником в этом деле стал состоятельный и деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова.

Место для вокзала было определено сразу и окончательно: поставили его, согласно регламенту для казенных зданий, по ранжиру, на одной линии со зданием Николаевского вокзала. Для строительства «здания Ярославской железной дороги» по рекомендации Ф.В. Чижова был приглашен из Петербурга архитектор Роман Иванович Кузьмин.

В 1862 году между Красным прудом и Николаевский вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги, поезда которого до 1870 года ходили лишь до Сергиева Посада. Постройка вокзала обошлась в 220 тысяч рублей. Проект вокзала с учетом масштабов дороги был заказан небольшой. Правда, была у него одна особенность: левая часть здания отводилась управлению дороги. Белое двухэтажное здание отличалось строгостью и изяществом линий, дробный ритм окон, обрамленных мелко профилированными тягами, подчеркивал его деловое предназначение. Венчал здание флагшток, где трепетал на ветру флаг ведомства путей сообщения.

Практически без изменений вокзал этот простоял до 1900 года, когда пассажирское здание было увеличено пристройкой и надстройкой части второго этажа для расширения как пассажирских помещений, так и помещений управления дороги.

Проект нового Ярославского вокзала в Москве поручили Ф.О. Шехтелю. Но из-за осенних затяжных дождей и «за поздним временем» капитальную перестройку отложили до весны 1902 года.

Применив новые строительные материалы: железобетон, металлоконструкции, облицовочные плитки, Шехтель сумел создать уникальное здание со значительно меньшими затратами, чем потребовал бы традиционно штукатурный метод. Вся работа обошлась в 300 тысяч рублей при ощутимо ускоренном сроке постройки.

В 1906-1907 годах вокзал был заменен новым, выполненным в неорусском стиле. Он был втрое больше прежнего. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам. В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым. Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. Перрон построен в 1910-х годах по проекту Л.Н. Кекушева. При реконструкции в 1965—1966 годах со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.

В 1995 году закончилась вторая реконструкция, целью которой являлось расширение площади для пассажиров, улучшение обслуживания в связи с возросшими пассажиропотоками. В результате перепланировки внутренних помещений высвободилась площадь, позволяющая увеличить в два раза число обслуживаемых пассажиров, - кассовый зал был вынесен на первый этаж, а освободившаяся площадь (1,5 тыс. кв. м) переоборудована под зал ожидания. Также была отремонтирована галерея, колонный зал; заново отделан потолок, смонтированы автоматические средства пожаротушения, электронная информационная система.

В настоящее время перрон станции занимают 16 железнодорожных путей. Шесть из них предназначены для пассажирских составов дальнего следования, 8 обслуживают пригородное сообщение Московского региона, а 2 пути выделены под поезда Спутник.

 

Эссе №2 “История жизни Георгия Матвеевича Чернова”

Георгий Матвеевич Чернов — паровозный машинист депо Муром Московско-Казанской железной дороги.

 Родился 23 апреля 1907 года в селе Большое Мамлеево, Лукояновского района Нижегородской области в семье железнодорожника. В 14 лет остался без отца, и его как старшего в семье, в порядке исключения приняли в школу ФЗУ при Муромских паровозных ремонтных мастерских. В 1924 году умерла мать и 17-летний юноша стал единственным кормильцем большой семьи. Двух младших братьев отдали в детский дом, ещё одного взяла на воспитание бездетная семья. Оставшихся Георгий содержал сам.

В 1925 году приступил к работе слесаря в депо Муром, затем был поездной кочегаром, а с мая 1926 года — помощником машиниста. Имя приличный заработок, смог собрать воедино семью. За его первый жизненный подвиг — сохранение многочисленной семьи — Георгия друзья называли Ильёй Муромцем.

С июля по октябрь 1931 года — машинист депо Бирзула Юго-Западной железной дороги. В конце 1931 года вернулся в Муром, был назначен инструктором школы фабрично-заводского ученичества паровозоремонтного. С 1932 года — машинист депо станции Муром. В 1935 году Георгий Чернов включился в кривоносовское движение, стал инициатором вождения тяжеловесных поездов в своём депо. Много раз он завоёвывал призовые места во Всесоюзном соревновании. Вскоре ему доверили пассажирские поезда, которые он успешно водил до начала Великой Отечественной войны.

Когда началась война, Георгий перешёл в напарники к брату Алексею на паровоз Эм 725-91. Для обороны Москвы нужно было доставлять войска и вооружение. Из-за нехватки угля паровозы отапливали дровами. В работе широко применял метод Папавина и Лунина — Шолкина по уходу за локомотивом, Болонина по отоплению паровоза дровами. Был награждён знаком «Отличный паровозник» и в 1943 году — знаком «Почётному железнодорожнику». На протяжении 1943 и 1944 годов неоднократно его локомотив по техническому состоянию объявлялся лучшим паровозом сети железных дорог СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Чернову Георгию Матвеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Братья Георгий и Алексей с новой энергией доставляли фронтовые грузы к Москве, получили новый паровоз Эр 750-11. В ноябре 1944 года Георгий был направлен на учёбу на Центральные технические курсы в Москве. 24 июня 1945 года он был почётным гостем на параде Победы. Ко Дню железнодорожника победного года в личное дело курсанта была записана благодарность. Ему вручили орден «Знак Почёта». Учился он по-фронтовому, упорно и настойчиво.

После окончания курсов был заместителем начальника депо Муром по эксплуатации, но его тянуло на локомотив. Ему вручили новый паровоз Су 250-31 и до ухода на заслуженный отдых в 1962 году водил пассажирские поезда.

Жил в городе Муром Владимирской области. Скончался 21 сентября 1979 года. Похоронен на Вербовском кладбище города Мурома.

Награждён двумя орденами Ленина, орденом «Знак почета», медалями.

 

Список литературы

https://history.rzd.ru/history/public/ru?STRUCTURE_ID=5030&layer_id=5619&refererLayerId=5618&id=598 - История вокзалов и станций

https://ru.wikipedia.org/wiki/Чернов,_Георгий_Матвеевич - Георгий Матвеевич Чернов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: