Тема: «Решение экологических задач»

Практическая работа № 4

Цель: формирование умений решать элементарные экологические задачи на темы: «Взаимосвязи в живой природе», «Пищевая сеть», «Правило экологической пирамиды», «Фотосинтез», «Человек в биосфере», «Экология города», «Почва», «Популяция и её численность», навыков экологического природопользования, воспитание бережного отношения к природе

Знать:

- сущность биологических процессов в биосфере.

Уметь:

- выявлять естественные и антропогенные изменения в экосистемах.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь

ОК: быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Правила ТБ на рабочем месте:

- выполнять все действия только по указанию преподавателя;

- выполнять только работу, определённую учебным заданием;

- соблюдать порядок и дисциплину;

- по окончании занятий привести в порядок своё рабочее место, проверьте его безопасность.

Рекомендуемая литература: 1. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология: общая биология 11 кл. М. «Дрофа» 2015 - §§ 25, 28-31.

Ход работы:

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей (Рис.1):

 

Рис. 1. Пищевая цепь

 

2. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 3.Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на        другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

 

4.Сделайте вывод: что отражают правила экологических пирамид?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Решите экологические задачи:

1)Экологическая задача на тему «Приспособленность организмов»

Растения лишены тех способов защиты от поедания, которые присущи животному миру. Они не могут убежать, ответить укусом на укус. Однако каким-то образом растения противостоят тем, кто стремится их съесть. Приведите примеры растений и способов их самозащиты.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)Экологическая задача на тему «Взаимосвязи в живой природе»

Червь конволюта обитает в Средиземном море. Под кожей у него живут одноклеточные водоросли. У конволюты нет ни желудка, ни кишечника. Червь должен почаще бывать на солнышке. Как только начинается отлив, миллионы конволют выползают из нор и принимают солнечные ванны. А когда волны прилива заливают пляж, черви снова зарываются в песок. Объясните особенности строения и жизнедеятельности червя конволюты.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)Экологическая задача на тему «Пищевая сеть»

Постройте пищевую сеть, включив в неё перечисленные организмы.

1) Травянистые растения, 2) почвенные грибы, 3) заяц, 4) ядовитый кустарник, 5) волк, 6) жук навозник, 7) растительноядные насекомые, 8) паук, 9) водоросли, 10) ястреб.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4)Задача на правило экологической пирамиды

Зная правило 10 %, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5)Расчетная задача по темам «Фотосинтез» и «Человек в биосфере»

За сутки человек потребляет в среднем 430 г кислорода. Одно дерево за вегетационный период поглощает около 42 кг углекислого газа. Сколько деревьев обеспечат человека кислородом в течение года?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6)Экологическая задача на тему «Экология города»

 Поверхностные стоки городов всегда имеют повышенную кислотность. Загрязнённые поверхностные стоки могут проникать в грунтовые воды. К каким последствиям это может привести, если под городом располагаются меловые отложения или известняки?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: