Выявление и развитие способностей обучающихся

       Основная задача учителя начальных классов – способствовать развитию каждой личности младшего школьника. Поэтому важно не только установить уровень способностей и их разнообразие, но и правильно осуществлять их развитие.

    Работу по выявлению способностей у учащихся выстраиваю с помощью:

§ психолого-педагогической диагностики;

§ педагогического наблюдения;

§ изучения результатов урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика

учебной мотивации учащихся.

Педагогическая диагностика помогает осуществлять индивидуально-

дифференцированный подход в обучении, проводить коррекционную работу.

    Для выявления способностей к физкультурно-оздоровительной деятельности изучаю результаты медицинских осмотров, уровень физической подготовки учащихся (нормативы). В учебно-воспитательном процессе применяю здоровьесберегающие технологии.

    Развитие способностей происходит через включение в учебный процесс разноуровневых заданий, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленное изучение предмета, обучение самооценке результатов своей деятельности, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей, результатов решения различных задач повышенной сложности.

    Проведение предметных недель, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах разного уровня, участие в проектной и исследовательской деятельности, участие в научно-практических конференциях.

    Большое значение имеет сотрудничество с психологом школы, учителями-предметниками и родителями.

     Использую анкеты, диагностические карты, листы достижений, комплексные работы для выявления способностей учащихся. Активно провожу работу по включению каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развивая его индивидуальные способности.

     По итогам полугодия и года провожу комплексные проверочные работы с целью оценки достижения планируемых результатов по междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий.

     Формой реализации способностей учащихся служит «Портфолио», где накапливаются индивидуальные учебные и внеучебные достижения в течение учебного года.

 

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности

Способы выявления способностей Способы развития способностей
Работу по выявлению способностей выстраиваю с помощью: - инструментальной диагностики; - педагогического наблюдения; - изучения результатов деятельности; - диагностики познавательных интересов; - учёта мнений родителей, учителей-предметников; - наблюдения над проектной деятельностью учащихся и анализа продуктов деятельности.   Работу по развитию способностей выстраиваю с помощью: - применения индивидуального подхода в работе с учащимися на уроках и во внеурочное время с учётом возрастных особенностей детей и создания условий для включения их в активную познавательную деятельность; - использования в образовательном процессе современных технологий: проблемно-развивающего обучения, продуктивного чтения и письма, оценивания учебных достижений, методов проектно-исследовательской деятельности, оценки достижений «Портфолио»; - использования творческих и нестандартных заданий.
Для определения способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики А.И. Савенкова; - создаю методический материал для работы с одарёнными детьми; - выявляю творческие способности через анализ продуктов деятельности учащихся. Провожу предметные кружки: «Удивительный мир слов», «Занимательная математика», «Юный эколог»; - дополнительные занятия по программе «Одарённые дети»; - предлагаю разноуровневые домашние задания; - провожу интеллектуальные игры; - привлекаю к участию в школьных выставках, творческих мастерских, смотрах; - организую и провожу проектные задачи, в том числе разновозрастные с участием учащихся 1-4 классов.
Выявление интеллектуальных способностей: - диагностика способностей к обучению (тесты: «Способность к обучению» Г. Вицлака, «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой); - интегрированные диагностические работы; - анализ результатов контрольных, проверочных работ, тестовых заданий в течение учебного года; - педагогическое наблюдение (владение теоретическими понятиями, выполнение заданий повышенной сложности, успешность выполнения логических заданий); - ведение «Дневника педагогических наблюдений в начальной школе». Проведение классных викторин по предметам: русский язык «Юный грамотей», литературное чтение «Всезнайка», математика «Умники и умницы», окружающий мир «Знатоки природы»; - участие детей в Международных, Всероссийских олимпиадах, конкурсах: проекта «Инфоурок», образовательной платформы «Учи.ру», центра гармоничного развития «СО-Творение», электронной школы «Знаника» и др.; - участие в республиканских и муниципальных фестивалях, конкурсах, олимпиадах; - проведение школьных предметных недель; - проведение предметных и метапредметных олимпиад в начальной школе.
Выявление способностей к физкультурно-оздоровительной деятельности: - изучение результатов медицинских осмотров; - изучение уровня физической подготовки учащихся (нормативы); - заполнение «Листка здоровья»; - использование познавательной деятельности в группе, команде, сотрудничество при решении учебных задач, умение сотрудничать в условиях спортивно-оздоровительных занятий. В учебно-воспитательном процессе применяю здоровьесберегающие технологии; - динамические паузы и подвижные игры на переменах; - физкультминутки, упражнения для глаз, мышц рук, осанки на уроках и занятиях в кружках; - участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно-развлекательных мероприятиях, походах; - посещение предметных, творческих кружков и спортивных секций («Занимательная математика», «Туризм», «Самбо», «Театральный», «Вязание», «Хореография», «Робототехника»).
Беседы с родителями. Диагностика творческих способностей детей с помощью тестов «Оцени свои способности», «Творческие способности ребёнка» (для родителей). Провожу анкетирование; - организую психолого-педагогическое просвещение родителей; - информационно-практические беседы; - включение родителей в учебно-воспитательный процесс.

 

    Чтобы школьники видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении

и развитии ребёнка, веду «Базу данных индивидуальных достижений обучающихся», которая представлена в виде таблиц, где по каждому ученику заносятся данные по всем учебным предметам в соответствии с требованиями программы.

    Мониторинг качества обучения помогает отслеживать все продвижения

и достижения обучающихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценить результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса.

    Отслеживание качества обученности отдельных учащихся и класса в целом по всем разделам учебных программ позволяет осуществлять самоконтроль за своей деятельностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: