по пропедевтике детских болезней для студентов 3 курса педиатрического факультета
1. Основные этапы становления и развития педиатрии. Роль Хотовицкого, Тольского, Гундобина, Раухфуса, Филатова и др. в развитие отечественной педиатрии.
2. Декреты, законы и постановления государства по охране материнства и детства.
3. Достижения отечественной педиатрической науки. Роль КиселяА.А., З.И.Молчанова, М.С. Маслова, Г.Н. Сперанского, Ю.Ф.Домбровский, А.Ф.Тура.
4. Морфологические и функциональные особенности кожи здорового ребенка.
5. Особенности строения подкожно-жирового слоя у здоровых детей. Оценка питания. Значение ухода, одежды для профилактики заболеваний кожи.
6. Особенности терморегуляции у детей различного возраста. Температурный режим в помещении для новорожденных. Требования к одежде детей.
7. Лимфоидная система, иммунитет и особенности развития у детей.
8. Анатомо-физиологические особенности костной системы у здоровых детей.
9. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей.
|
|
10. Антенатальная охрана плода. Тератогенные факторы и их влияние на плод, «критические периоды».
11. Анамнез особенности сбора анамнеза в педиатрии. Методика. Значение для диагноза.
12. История болезни «развития ребенка»- основной научно-медицинский и юридический документ. Схема ведения в детской больнице и поликлинике.
13. Общий вид здорового и больного ребенка. Критерии оценки тяжести состояния больного.
14. Первичный туалет новорожденного. Перевязка пуповины. Профилактика бленнореи.
15. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у здоровых детей.
16. Кровообращение плода и новорожденного. Механизм и сроки функционального и окончательного закрытия эмбриональных путей кровообращения.
17. Инструментальные и функциональные методы исследования органов дыхания.
18. Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у здоровых детей.
19. Возрастные особенности ЭКГ и фонокардиограммы у детей, наиболее частые нарушения сердечного ритма у детей. Понятие о холтеровском мониторировании, показания к нему.
20. Нарастание массы и роста детей. Методы оценки физического развития ребенка.
21. Нервно-психическое развитие ребенка от 1 до 3-х лет и его оценка.
22. Оценка полового развития детей. Стадии полового развития.
23. Анатомо-физиологические особенности иммунной системы у детей в возврастном аспекте.
24. Анатомо-физиологические особенности полости рта, пищевода и желудка у здоровых детей.
25. Особенности кроветворения у детей. Гемограмма здоровых детей различного возраста.
26. Акселерация развития детей. Понятия и причины акселерации.
|
|
27. Анатомо-физиологические особенности печени, поджелудочной железы у здоровых детей.
28. Анатомо-физиологические особенности кишечника у здоровых детей. Стул у детей после рождения на 1 году жизни и в последующем периоде.
29. Бактериальная микрофлора кишечника и ее трансформация после рождения ребенка. Понятие о биоценозе и дисбиозе.
30. Нервно-психическое развитие здорового ребенка, с периода новорожденности до первого года и его оценка.
31. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у здоровых детей. Этапы нервно-психического развития ребенка.
32. Периоды детского возраста и их характеристика.
33. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы.
34. Основные принципы организации и методы лечебно-профилактической помощи детям в России.
35. Безусловные рефлексы новорожденного. Методика выявления. Значение при поражении нервной системы.
36. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у здоровых детей в возрастном аспекте.
37. Новорожденный ребенок. Анатомо-физиологические особенности. Признаки недоношенности. Определение состояния по шкале Апгар.
38. Семиотика гипер- и гипофункции щитовидной, половых, паращитовидных желез и надпочечников.
39. Семиотика заболеваний мочевыводящих путей.
40. Методика выявления и различие отеков почечного и сердечного происхождения. Основные причины появления отеков.
41. Семиотика нарушений диуреза и микроскопических изменений мочевого осадка.
42. Понятие о синдроме почечной недостаточности и ее признаки.
43. Функциональные, рентгенологические и инструментальные методы исследования почек.
44. Семиотика болей в животе.
45. Семиотика срыгивания и рвоты у детей.
46. Семиотика изменения стула (макро- и микроскопических).
47. Семиотика увеличения лимфатических узлов и основные синдромы при заболеваниях крови и органов кроветворения.
48. Методика исследования кожи и семиотика основных поражений кожи.
49. Методы исследования и семиотика поражения мышечной системы у детей.
50. Семиотика основных поражений печени и желчного пузыря.
51. Семиотика заболеваний свертывающей системы крови.
52. Наиболее частые отклонения физического развития детей и их причины.
53. Семиотика сыпей у детей при инфекционных и неинфекционных заболеваниях.
54. Семиотика сердечных тонов и шумов. Отличие функциональных шумов от органических.
55. Семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системы. Понятие о кардите, панкардите, комбинированных и сочетанных пороках развития.
56. Семиотика приобретенных и врожденных пороков развития.
57. Осмотр органов дыхания. Семиотика изменения частоты ритма дыхания. Виды одышек.
58. Семиотика плача, крика, кашля ребенка.
59. Методика перкуссии легких и семиотика изменений перкуторного звука.
60. Аускультация органов дыхания. Нормальный характер дыхательных шумов у детей различного возраста и семиотика их изменений.
61. Состав спинномозговой жидкости у детей в зависимости от возраста. Семиотика изменений.
62. Границы абсолютной и относительной сердечной тупости в возрастном аспекте, семиотика изменений.
63. Исследования, характеристика пульса и артериального давления, семиотика их изменений.
64. Методика обследования и семиотика основных заболеваний костно-суставной системы.
65. Методика осмотра полости рта и зева. Семиотика их основных изменений.
66. Методика исследования органов пищеварения.
67. Верхушечный толчок сердца.
68. Семиотика увеличения живота в объеме.
69. Клинические проявления различных степеней дыхательной недостаточности. Причины и механизмы возникновения. Понятия о респираторном дистресс- синдроме.
70. Синдром сердечно-сосудистой недостаточности. Определение, формы, клиника.
|
|
71. Аппетит и наиболее частые причины плохого аппетита у детей.
72. Синдром обструкции дыхательных путей у детей. Причины и клиника.
73. Пограничные состояния периода новорожденности.
74. Семиотика изменений гемограммы у детей.
75. Лактация и ее регуляция. Гипогалактия (формы, степени), профилактика и борьба с ней.
76. Потребность детей первого года жизни в основных ингредиентах и калориях при различных видах вскармливания, объем и частота кормления.
77. Молочные смеси, используемые для искусственного вскармливания, их характеристика.
78. Сроки и правила отнятия ребенка от груди.
79. Особенности белкового обмена у детей. Семиотика количественного и качественного дефицита белка. Аминоацидопатии.
80. Прикорм. Блюда прикорма. Техника и сроки введения в зависимости от вида вскармливания.
81. Молозиво, его состав. Преимущество раннего прикладывания ребенка у груди. Техника кормления грудью.
82. Режим питания кормящей матери.
83. Естественное вскармливание, его преимущества.
84. Коррекция питания при естественном вскармливании.
85. Вскармливание детей до и после 10 дней жизни.
86. Затруднения и противопоказания к кормлению грудью со стороны матери и ребенка.
87. Сроки введения соков, прикорма детям, находящимся на смешанном и искусственном вскармливании.
88. Показания к искусственному вскармливанию и наиболее частые ошибки при его проведении.
89. Овощное пюре, 5% манная каша, творог, техника приготовления и показания к назначению.
90. Показания к смешанному вскармливанию. Ошибки при его проведении.
91. Потребность и особенности распределения энергии у детей различного возраста.
92. Дозирование и свободное вскармливание.
93. Витамины и их значение для правильного развития ребенка. Физиологическая потребность в витаминах у детей (А, Е, С, Д).
94. Женское и коровье молоко, их количественное и качественное различие.
95. Искусственное вскармливание. Критерии его эффективности.
96. Правила искусственного вскармливания. Способы проверки правильности питания. Коррекция.
|
|
97. Техника приготовления неадаптированных молочных смесей.
98. Роль и значение катионов калия, магния для организма. Понятие о гипер- и гипокалиемии и их клиническое значение.
99. Способ расчета объема пищи, необходимой для ребенка первого года жизни.
100. Рациональные столы питания детей в детских больницах для детей различного возраста.
101. Питание детей старше одного года, требования к пище, объем, потребность в белках, жирах и углеводах, набор продуктов.
102. Кисло-молочные продукты, используемые для вскармливания детей первого года жизни, их недостатки и преимущества перед сладкими смесями.
103. Докорм. Техника и правила введения.
104. Консервированные продукты детского питания (сухие молочные смеси, соки, овощные, мясные и фруктовые пюре).
105. Особенности углеводного обмена у детей. Возрастные особенности содержания сахара в крови.
106. Особенности жирового обмена у детей.
107. Понятия о первичном и вторичном кетозе у детей.
108. Особенности водно-солевого обмена у детей.
109. Роль и значения натрия и кальция для организма. Понятие о гипокалиемии и и гипернатриемии и их клинические признаки.
110. Нарушение водно-солевого обмена (дегидратация, гиперосмия, «водная интоксикация»). Причины их возникновения.
111. Некоторые нарушения углеводного обмена у детей (дисахаридазная недостаточность, галактоземия, фруктоземия). Причины возникновения и клинические проявления.
112. Рекомендации ВОЗ (Юнисеф) по вскармливанию 10 принципов успешного грудного вскармливания.
113. Лечебные столы при заболеваниях кишечника у детей. Колиты и энтероколиты, сопровождающиеся запорами и диареей.
114. Лечебные столы при заболеваниях печени, желчевыводящих путей и поджелудочной железы и их характеристика.
115. Общие правила оценки нервно-психического развития детей и наблюдение за здоровыми детьми.
116. Особенности питания детей с ожирением.
117. Лечебное питание детей с сахарным диабетом.
118. Блюда прикорма, сроки введения и продукты для его приготовления.
119. Анатомо-физиологические особенности 12-перстной кишки и желудка.
120. Сроки введения мясных продуктов и их значимость.
121. Патологические дыхательные шумы у детей.
122. Смешанное и искусственное вскармливание, правила введения.
123. Дифференциальная диагностика функциональных и органичных шумов сердца у детей.
124. Классификация искусственных молочных смесей.
125. Современные смеси при искусственном вскармливании.
Зав. кафедрой педиатрии № 1
д.м.н., профессор В.А.Шашель