Правовая концепция Н. Лумана

ИНСТИТУТ ПРОКУРАТУРЫ

 

Кафедра истории, политологии и социологии

 

Учебная дисциплина – социология

Реферат

 

ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ Н.ЛУМАНА

 

 

Выполнила:

Студентка 101 группы

1 курса

Института прокуратуры

Специальность 40.03.01 «Юриспруденция»

Коняева Мария Олеговна

 

Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор,

Сивова С.А.

 

Саратов – 2020

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Никлас Луман (1927–1998) – выдающийся немецкий социолог, юрист, автор более 30 монографических работ, в которых отражен практически весь спектр актуальных проблем (политических, экономических, моральных, правовых и т. д.) жизнедеятельности общества.

В 1946—1949 годах Луман получил юридическое образование во Фрайбургском университете. С 1954 по 1962 годы работал в Администрации земли Нижняя Саксония, в Министерстве по делам культуры. В 1960—1961 годах, взяв отпуск, учился в Гарварде у Толкотта Парсонса, а по возвращении на родину занимался изучением теории управления. С 1965 года занимается научной работой, в 1966 году защитил сразу две диссертации по социологии. Начал работать в Мюнстерском университете, а в 1968 году — профессор в Билефельдском университете, где и работал до выхода на пенсию в 1993 году.

В начале своей профессорской работы Луман ставит перед собой следующую задачу: за 30 лет создать полное описание общества. Решением этой задачи он и занимался всю жизнь. Книга «Общество общества», вышедшая перед самой его смертью, стала венцом этой деятельности.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Выдающийся современный социолог Никлас Луман (1927-1999), один из крупнейших представителей системно-функционального направления в социологии, был также профессиональным юристом и правоведом и распространил общие принципы своего учения на сферу социологии права. Среди его основных работ следует назвать такие, как «Система права и догматика права», «Социологическое просвещение», «Доверие и власть», «Право общества», «Социология риска» и др.

Социологическая концепция Лумана базируется на рассмотрении социальной реальности как коммуникативной системы. Современное общество в понимании Лумана представляет собой глобальную систему коммуникации. Согласно Луману, обществу присуща тенденция нарастающего усложнения и дифференциации. Тем не менее оно сохраняет и даже наращивает единство благодаря укреплению и расширению коммуникативных связей. В отличие от представлений Парсонса, у Лумана социальную систему конституируют смыслы, которые она же сама и производит. Эти смыслы и образуемая ими система в целом порождаются коммуникативными процессами. Таким образом, общество имеет коммуникативную природу. Социальная реальность — только один из существующих типов систем, наряду с машинами, организмами и психическими системами.

Луман подчеркивает, что сама теория систем претерпела глубокую теоретическую эволюцию. Если в период формирования системного мышления в XVIII веке базисным различением в рамках системы считалось различие целого и части, то в настоящее время в основе теории систем лежит различение «система — окружающий мир». Сведение к различию «целое — часть» пригодно для изучения закрытых систем, тогда как теория, опирающаяся на различение «система — окружающий мир», представляет собой теорию открытых систем. Главная проблема такой теории — это проблема взаимоотношения системы с окружающей средой, что характерно для живой системы. Живой системе, согласно Луману, присуща способность аутопойесиса, то есть самоорганизации и самообновления. Аутопойетические системы способны отличать себя от иного. Им присуща также способность познавать и в познании создавать свою окружающую среду, причем познание рассматривается Луманом как специфическое поведение, укорененное в самом принципе существования и организации таких систем. В отличие от биологических систем общество как система конституируется смыслами, которые оно само же и творит.

Луман рассматривает общество в целом как функциональную дифференцированную систему, включающую в себя выполняющие разнообразные функции подсистемы. Они соответствуют различным специализированным сферам социальной жизни. Одной из таких подсистем является право. Поскольку общество как живая система отличает себя от ограничивающей его окружающей среды, каждая из его подсистем тоже обладает способностью саморазличения. Для подсистемы окружающей средой являются другие подсистемы, в частности, для права окружающая среда — это экономика, политика, мораль, религия и другие социальные сферы.

Согласно Луману, право имеет социальную, коммуникативную природу и порождается операционально складывающимися нормативными ожиданиями. Луман, в частности, пишет: «Право возникает не из-под пера законодателя. Оно обусловлено множеством нормативных ожиданий, иначе говоря, правовых требований». Чем сложнее, комплекснее становится социальная система, тем больше она порождает возможностей и ожиданий. Сообразно с этим возрастает комплексность права. Отсюда возникает потребность в эффективной селекции ожиданий. Поэтому функция правовой системы состоит в селекции возможностей, которые способствовали бы сокращению (редукции) комплексности субъективных правовых ожиданий.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ О ПРАВЕ Н. ЛУМАНА

По представлению Н. Лумана, юридическая система является операционно закры­той, она обладает своим кодом, репродуцируется посредством собственных элемен­тов. Нет такого закона, который мог бы быть навязан юридической системе извне, она сама поддерживает себя, используя действующие в ней законы для производства новых. В то же время в информационном плане она открыта и должна иметь воз­можность получать и воспринимать сигналы от иных систем. Таким образом, юри­дическая система общества в определенной степени автономна от других социаль­ных подсистем, окружающей ее социальной среды, она выполняет присущие только ей социальные функции, имеет особый социальный код, развивается по своим вну­тренним законам.

По мнению Н. Лумана, в эпоху Нового времени сформировался подход, нацелен­ный на объединение политической и юридической систем, что объяснялось им нераз­личимостью в тот период политического и юридического при определении государ­ства. Право трактовалось тогда как сфера осуществления политических задач, юри­дические нормы стали «своеобразным хранилищем предшествовавшей политики».

Для Н. Лумана история права – это прежде всего история его развития как авто­номной, дифференцированной системы, способной создавать, воспроизводить свои элементы, саму себя с их помощью. Если следовать его подходу к пониманию эволю­ции права, то можно прийти к выводу о том, что праву как самоорганизованной си­стеме невозможно навязать траекторию развития; правовой прогресс обусловлен не внешними (экономическими, политическими, моральными, религиозными и други­ми факторами), а внутренними импульсами; модель будущего правового устройства общества, пути правового прогресса заключены в самой юридической системе. Она развивается по собственному сценарию, исходя из своих внутренних предпосылок, системных оснований, из своего правового базиса.

Юридическая и политическая подсистемы общества не могут, по Н. Луману, за­мещать друг друга, каждая из них реализует свое предназначение, решает свои со­циальные задачи. Любые попытки подыскать им альтернативу бесперспективны, в функционально дифференцированном обществе им нет реальной замены, право­вые функции может осуществить лишь сама правовая система, их нельзя уступить другим социальным подсистемам.

Способность права быть сти­мулом социального прогресса, внедрения нового в общественную жизнь выражена в одной из наиболее важных в лумановской классификации функций юридической системы – функции «нормативной стабилизации прогнозируемых отношений». Кроме названной, ученый выделял функции регулирования общественных конфлик­тов, самовоспроизводства, коммуникативную, мотивационную, когнитивную и др.

Н. Луман неоднократно подчеркивал значение социальных конфликтов для эволюции юридической системы, видел в них главный фактор ее динамизма. Право не подавляет, не устраняет угрозу возникновения конфликтов, а напротив, увеличивает ее, но при этом обеспечивает социальным субъектам условия для продолжения ненасильствен­ной коммуникации. Среди всех существующих социально-правовых институтов, способных порождать человеческие конфликты, Н. Луман выделял институт частной собственности как основной их источник, мощнейший дестабилизатор общества и главную причину постоянного перенапряжения юридической системы.

С функцией разрешения социальных конфликтов тесно связана проблема не­гативных последствий, принимаемых законодателем и судами правовых решений. С точки зрения Н. Лумана, в современной юридической системе отсутствует осозна­ние риска, что он объяснял недооценкой фактора времени, а также неспособностью юристов прогнозировать результаты своих правовых актов, поскольку они обучены лишь воспроизводить информацию, необходимую для обоснования выносимых ре­шений.

В правовой концепции Н. Лумана особая роль отводится юстиции, она, как по­лагал ученый, формирует основу правовой коммуникации, является центром юридической системы. Суды составляют ее особую подсистему, которая отгра­ничивает себя от других элементов юридической системы. Закон, с точки зрения Н. Лумана, относится скорее к политической, чем к юридической системе, поскольку он служит средством осуществления политической власти; конституцию как основ­ной закон государства также следует включить в политическую систему общества. Как можно заметить, в этом важном пункте представления Н. Лумана о праве су­щественно расходятся со взглядами позитивистов, отождествляющих право и закон.

Право в соответствии с представлениями Н. Лумана нельзя рассматривать ни как совокупность (систему) норм, ни как систему знаний, оно есть социальная подси­стема со свойственным ей кодом («законное / незаконное»). Ученый избегал да­вать предметно-субстанциональное определение права, вместо этого описывая его в качестве автономной, операционно закрытой социальной подсистемы. При этом Н. Луман (повторим) различал правовую и юридическую системы (для него понятие «правовое» более широкое по объему, чем понятие «юридическое», первое описыва­ет «подвижную позитивность», второе – правоприменительную деятельность).

В правовой концепции Н. Лумана норма права трактуется как структура, заклю­чающая в себе актуальные правовые ожидания участников коммуникации (тогда как право призвано выполнять функцию стабилизации поведенческих ожиданий)

Н. Луман особое внимание уделял процессу позитивации права, т. е. обретению им действенности посредством обязательных решений, вырабатываемых с помо­щью регламентированных приемов (однако это не значит, что правовому ожиданию предшествует принятый юридический акт, наоборот, на основе принятого акта осу­ществляется правовой выбор). Позитивация права создает необходимые условия для целостности юридической системы, обеспечивает ее автономию, операционную не­зависимость от других социальных подсистем. В рамках позитивации также реша­ется проблема обновления права, оно становится комплексным, более изменчивым.

По мнению Н. Лумана, существует определенный разрыв между законодатель­ством и выносимыми судами решениями, более того, законодательство и механизм вынесения судебных решений движутся в разных направлениях; в этом он видел «кризис нормативно-стабилизированного права в высококомплексном обществе». Интеграционными средствами, содействующими сближению позиций законодателя и судей и, как следствие, разрешению кризиса, он называл юридическую догматику и юридическую технику.

Интерес также вызывает точка зрения Н. Лумана о соотношении права и идео­логии. Согласно его исходной позиции в современном обществе не должно проис­ходить их слияния. Позитивное право, как и другие гене­рализованные средства коммуникации, по убеждению немецкого ученого, способно отчасти заменить идеологию, заключающую в себе субъективные оценки, дать лю­дям иные (более надежные) ориентиры.

Достоинства и недостатки:

С точки зрения общей теории систем и социологии лумановский подход к пони­манию права, с одной стороны, открывает для юристов новые перспективы переос­мысления доктринальных представлений о праве, с другой – обладая высоким уров­нем абстракции, не позволяет им «опредметить» новаторские идеи ученого, транс­формировать их в теоретико-правовые конструкции. Мир открытых и закрытых систем с их кодами, программами, внешними импульсами, механизмами воспроиз­водства, аутопойесисом и мир правоотношений, субъективных прав и юридических обязанностей, субъектов и объектов права, правовых действий и юридической от­ветственности в концепции Н. Лумана не соединяются, существуют в определенной степени автономно, подобно тем социальным подсистемам, которые он описывал в своих трудах. Для юристов взгляд Никласа Лумана на право оказывается внешним, неправовым, взглядом социолога, который оценивает правовую сферу как сторон­ний наблюдатель.

ОТЛИЧИЕ:

Динамика описанных Луманом организационных процессов (их большая часть также характерна для общества в целом) свидетельствует о том, что концепция Лумана существенно отличается от классических организационно-социологических идей. Три типа осуществления власти М. Вебера, два типа организационных структур Т. Бернса, четыре "стратегии уравновешивания" Дж. Пфеффер и Дж. Сэлэнсика, две формы структурной иерархии О. Уильямсона, три стадии процесса принятия решений Г. Саймона и т.д. Несмотря на видимую простоту, классические схемы теоретиков и практиков организаций выполнили стоящую перед ними задачу и стали весомым вкладом в организационную социологию, увеличив аналитический и методологический потенциал.

Теория Лумана значительно сложнее как по структуре, так и по терминологии, и эта сложность выбирается Луманом сознательно. Посредством системной методологии предшествующие идеи об организационном устройстве не теряют значения и не исчезают бесследно, а включаются в лумановскую теорию в качестве подвижных элементов, при этом в значительной степени (это менее очевидно) опираясь на практику, на лумановский опыт "наблюдателя" организационных систем, как критерий отбора и интерпретации. Для анализа организационных коммуникаций Луман привлекает чрезвычайно большое число факторов переменных, объединенных сознательно многослойной, но не иерархичной, принципиально бесцентровой системой взаимоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: