Экзаменационные вопросы

Письменная работа (выполняется дома, между сессиями – вопросы приведены ниже)

2. Написание экзаменационной контрольной работы (в классе – на сессии). Контрольная работа включает в себя:

- ответ на теоретический вопрос

- решение психологических «задач» и проблемных ситуаций

- приведение примеров из повседневной жизни, иллюстрирующих теоретические положения курса музыкальной психологии и педагогики

- интерпретацию основных понятий курса

Устный ответ на экзамене (дополнительно, при необходимости).

ВОПРОСЫ К ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЕ:

1. По теме «Музыкальное восприятие». Приведите примеры синестезии и апперцепции при восприятии музыки.

2. По теме «Музыкальные способности». Опишите конкретные приёмы и методы развития музыкальных способностей на уроке по Вашей специальности (развития слуха, чувства ритма, памяти, музыкального мышления, музыкальности).

3. По теме «Музыкальность». Опишите структуру и методы диагностики музыкальности[1]

4.   По теме «Психограмма музыканта». Дайте подробную характеристику психограмме музыканта Вашей специальности.

5.   По теме «Сценический стресс». Опишите его симптомы, а также наиболее продуктивные методы подготовки к сценическому выступлению, которые Вы используете.

6. По теме «Источники психолого-педагогических знаний». Расскажите об основных источниках знаний, которые сформировали Ваше психолого-педагогическое мировоззрение (с указанием конкретных фактов, имён, названий и т.п.)

7. По теме «Концепции воспитания». Какая, на Ваш взгляд, концепция воспитания наиболее продуктивна? Докажите на конкретных примерах.

8. По теме «Стили общения педагога и воспитанника». Какой, на Ваш взгляд, наиболее продуктивный стиль взаимодействия педагога и воспитанника? Докажите на конкретных примерах.

9. По теме «Возрастные периодизации». Выберите любого человека из Вашего окружения (желательно, ребёнка или подростка). Опишите его развитие с позиций всех известных Вам возрастных периодизаций.

10. По теме «Концепции обучения». На конкретных примерах опишите каждую из концепций обучения (педагогика «памяти», «мышления», «творчества»).

11.  По теме «Оценка и отметка». Вспомните Ваш ученический опыт, начиная со школы. Приведите несколько позитивных примеров, когда оценка сыграла положительную роль в вашей учёбе и несколько негативных примеров, когда оценка сыграла отрицательную роль.

12. По теме «Обучение и образование». Опишите основные проблемы содержания образования музыканта в 21-м веке.

13. По теме «Свойства учебного материала». Опишите любой учебный предмет из Вашей программы с точки зрения свойств учебного материала.

14. По теме «Основные школы и направления мировой практической психологии». Какие приёмы и методы практической психологии Вы используете в своей работе? Обязательно укажите, к какой психологической школе данные приёмы относятся (телесно-ориентированная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология и т.п.).[2]

15. По теме «Игры». «Защиты». «Компенсации». Опишите «невротические игры», «защиты» и «компенсации», которые Вы наблюдали в ходе своей студенческой или педагогической практики (тема – «Психоаналитические школы»).

16. По теме «Целостный подход к человеку как основа современной практической психологии». Приведите конкретные примеры нарушения принципов целостного подхода к человеку в педагогике[3]

17. По теме «Проблемы педагогического общения». Опишите конкретные случаи проявления любой из проблем педагогического общения (на выбор – а) «язык» педагогического общения; б) личностный и функциональный уровни общения; в) педагогический «контракт»; г) задачи и сверхзадачи участников педагогического процесса)

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

РАЗДЕЛ 1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Общая характеристика способностей человека. Классификация способностей. Специфика музыкальных способностей.

2. Б. Теплов и Д. Кирнарская о музыкальных способностях

3. Проблемы диагностики и развития музыкальных способностей.

4. Характеристика основных видов музыкальных способностей (музыкальность, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, исполнительские способности).

5. Определение восприятия. Специфика музыкального восприятия.

6. Восприятие как субъективный образ. Свойства образа восприятия.

7. Проблемы развития музыкального восприятия. Явление апперцепции. Роль мотивации и установки в процессе восприятия. Ошибки и иллюзии в музыкальном восприятии.

8. Е. Назайкинский  и В. Медушевский о музыкальном восприятии.

9. Особенности личностно-профессионального развития музыканта.

10. Профессиограмма и психограмма музыканта. Типы профессиональных карьер для музыканта-профессионала.

11. Основные психологические проблемы на пути профессионального становления музыканта.

12. Функциональные состояния в трудовой деятельности музыканта-исполнителя и педагога.

13. Предмет и задачи социальной психологии музыки.

14. Основные вопросы «музыковедческого» направления социальной психологии музыки.

15. Основные вопросы «социологического» («эмпирико-практического») направления социальной психологии музыки.

16. Предмет, задачи и функции музыкотерапии. Проблема терминологии. Научное и «житейское» понимание музыкотерапии.

17. Основные направления современной музыкотерапии: А) медицинское направление; Б) психологическое направление.

18. Темперамент и характер в музыкальной деятельности.

 

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. История музыкальной педагогики.

2. Проблемы педагогического общения («язык» педагогического общения; личностный и функциональный уровни общения; педагогический «контракт»; задачи и сверхзадачи участников педагогического процесса; целостный подход)

3. Структура и отрасли педагогики.

4. Понятие о воспитании. Концепции воспитания (нормативная, информационная, развивающая, «смутно-расплывчатая»)

5. Понятие о развитии. Факторы развития человека. Основные подходы к проблеме развития (евгенический, анти-евгенический, гуманистический)

6. Механизмы развития и воспитания человека.

7. Модели взаимодействия педагога и воспитанника (соперничество, сотрудничество, отчуждение). Условия успешного взаимодействия (желание, доверие, активное «отношение»)

8. Стили взаимоотношений педагога и воспитанника (авторитарный, демократический, заискивающий, непоследовательный, либеральный, игнорирующий)

9. Возрастные особенности личности в связи с задачами воспитания и развития. Возрастные периодизации.

10. Основные категории дидактики – краткая характеристика.

11. Обучение и образование – черты сходства и отличия понятий.

12. Принципы обучения (наглядности, доступности, индивидуального подхода, воспитывающего обучения, систематичности, активности)

13. Основные принципы образования

14. Концепции обучения: «педагогика памяти» (преподавание), «педагогика мышления» (стимуляция), «педагогика творчества» (творческая консультация или научное руководство).

15. Проблема оценочной деятельности педагога. Оценка и отметка. Достоинства и недостатки отметки.

16. Свойства учебного материала. Уметь рассматривать любой учебный предмет с точки зрения свойств учебного материала.

 

РАЗДЕЛ 3. ОБЩАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. История, основные школы и направления мировой психологии. Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.

2. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

3. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

4. Мозг и психика. Структура психики. Основные психические процессы. Структура сознания.

5. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Общение и речь.

6. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

7. Формы существования и передачи психологических знаний.

8. Задачи «академического» психологического направления.

9. Задачи «практической» психологии.

10. Принципы целостного подхода к человеку в современной психологии.

11. Личность. Её формирование и развитие. Условия развития личности.

12. Образ мира, его функции и проблемы его формирования.

13. Личностная психологическая проблема и основные методы практической психологии.

14. Телесно ориентированные направления в психологии.

15. «Зонный» и «функциональный» подходы в телесно ориентированной психологии.

16. Основные характеристики «психологического пространства» и их функции.

17. Основные характеристики «психологической атмосферы» и их функции.

18. Психоанализ. Его основные идеи.

19. Структура личности с позиции различных психоаналитических подходов.

20. Формы проявления бессознательного.

21. «Игры», «защиты», «компенсации».

22. Субличности, социальные роли и жизненные сценарии.

23. Общение и конфликт с позиции трансактного анализа.

24. Бихевиоризм, его основные идеи.

25. Формы и виды подкреплений. Награда и наказание.

26. «Технология поведения» и поведенческий тренинг.

27. «Гуманистические» направления в психологии – основные идеи.

28. Самоактуализация, черты актуализированной личности.

29. Базовые потребности человека и возможность их реализации

30. Проблема возможностей человека с позиций психологов-гуманистов.

31. Соотношение психологии и педагогики на уровне теории и практики (общая характеристика взаимосвязи психологических и педагогических принципов и методов; применение психологических приёмов в педагогической практике; бихевиоральная педагогика; «гуманистическая» педагогика; психоаналитическая педагогика и др.)

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
(есть в библиотеке консерватории)

1. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997

2. Дубровина И.В. и др. Психология: учебник для высших учебных заведений. М., 2003.

3. Калошина И.П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

4. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности – М.: Таланты XXI век, 2004

5. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. СПб.: Питер, 2007

6. Лучинина О., Винокурова Е. Практическая психология для музыкантов. Учебно-методическое пособие. Астрахань: Издательство Астраханской государственной консерватории. – 2008

7. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.М.,1976

8. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988

9. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М, 1972

10. Немов Р. Общая психология. М., 2003.

11. Немов Р. Психология. Книга 2. Психология образования. М., 2001. (главы 29, 30)

12. Немов Р. Психология: Учебник. В 3 кн. 4-е изд. – М., 2001– М., 1994: Книга 1: Общие основы психологии. Книга 2: Психология образования Книга 3: Психодиагностика

13. Ольшанский В. Практическая психология для учителя. М., 1994.

14. Петровский А, М.Ярошевский. История психологии. М., 1994.

15. Петровский А, М.Ярошевский. Психология. М., 2002.

16. Петрушин В. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997

17. Подласый И. Педагогика в 2-х книгах. М., 2003.

18. Проблемы музыкального мышления. Сб. статей М., 1974

19. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./ под ред. Р.Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003

20. Психология и педагогика. Учебное пособие под ред. А. Радугина. (с. 147 – 185, 193 – 197, 200 – 223)

21. Психология музыкальной деятельности: Учебное пособие. М., 2003

22. Психология. Словарь/ Под общ. ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990

23. Реан А, Н. Бордовская, С. Розум. Психология и педагогика. – «Питер», 2002. (главы 10, 11, 12, 13, 14)

24. Сластенин В, И. Исаев, Е. Шиянов. Общая педагогика. М., 2003

25. Современный психологический словарь// Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.

26. Соколова Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия М., 1994.

27. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

28. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1943

29. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы суждения, мнения. М., 1994

30. Эльконин Б. Введение в психологию развития (в традициях культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994.

 

 


[1] На выбор – а) у ученика музыкальной школы; б) у студента училища или консерватории в) у профессионального музыканта

[2] При ответе на данный вопрос опишите на выбор: а) приёмы и методы работы с учеником; б) приёмы и методы для повседневной саморегуляции; в) приёмы и методы для сценической подготовки.

[3] Можно рассматривать не все пять принципов, а выбрать любые два-три из них.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: