Примерный переченьвопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности»
1. Понятие информации. Виды и свойства информации.
2. Понятие информационного процесса и информационной технологии.
3. Тенденции, концепции и последствия внедрения информационных технологий.
4. Классификация технических средств информатизации.
5. Локальные и глобальные вычислительные сети.
6. Классификация операционных систем.
7. Файловые системы и их основные функции.
8. Программное обеспечение общего назначения.
9. Основные понятия и характеристики текстовых редакторов. Подготовка публикаций.
10. Средства структуризации и первичной обработки данных в табличных редакторах Microsoft Exel и LibreOffice Calc.
11. Интеграция офисных приложений.
12. Мультимедиа-технологии. Создание компьютерных презентаций.
13. Распределённые базы данных.
14. Редакторы векторной и растровой графики.
15. Современные способы организации презентаций.
|
|
16. Технология WWW. Браузеры. Электронная почта, электронные журналы и конференции.
17. Универсальные поисковые системы Internet.
18. Образовательные и научные порталы.
19. Компьютерные обучающие системы. Основные принципы новых информационных технологий обучения. Типы обучающих программ.
20. Электронные информационные ресурсы: классификация, производители, общие правила работы.
21. Электронные научные библиотеки, архивы и базы.
22. Компьютерные системы в деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации. Концепция электронного парламента.
23. Компьютерные системы в деятельности Правительства Российской Федерации. Концепция и актуальные задачи создания электронного правительства.
24. Компьютерные системы в деятельности федеральных министерств и ведомств.
25. Компьютерные системы налоговых и таможенных органов.
26. Проблема интеграции государственных информационных ресурсов.
27. Общегосударственные системы, функционирующие в электронной форме (ГАС «Выборы» и др.).
28. Компьютерные системы правоохранительных органов и судов.
29. Компьютерные технологии, используемые в научно-исследовательской работе.
30. Организация электронного рабочего места юриста.
31. Понятие и значение электронного архива. Виды и стандарты электронного архива.
32. «Гарант» – функционально-организационная структура, схема данных, схема работ, схема взаимодействия модулей, таблица диалога, схема работ по режиму – ответ на заявку по отрасли права.
33. «Консультант плюс» – функционально-организационная структура, схема данных, схема работ, схема взаимодействия модулей, таблица диалога, схема работ по режиму – ответ на заявку по отрасли права.
|
|
34. Средства информационной безопасности, их комплексное применение.
Темы эссе
1. Сравнительная характеристика современных операционных систем.
2. Информационно-поисковые системы.
3. Информационный поиск: основные понятия, типология, методы, стратегии и тактики.
4. Базовые категории «правовая информация», «документированная информация», «информационные ресурсы», «информационные продукты, «информационные услуги» в законодательстве и науке.
5. Классификация информации в правовой системе.
6. Правовая информатизация как процесс, обеспечивающий юридическую деятельность.
7. Роль информатизации в обеспечении правовой информированности личности, общества, государства.
8. Государственная политика в области правовой информатизации.
9. Справочные правовые системы и их использование.
10. Основные направления информатизации юридической деятельности.
11. Основные направления информационного обеспечения правотворчества.
12. Информатизация судебной деятельности.
13. Информатизация прокурорской деятельности.
14. Информатизация системы МВД РФ.
15. Глобальная телекоммуникационная сеть Интернет: характеристика и проблемы развития.
16. Роль сети Интернет в деятельности юриста.
17. Условия развития информационного общества.
18. Концепция и актуальные задачи создания электронного правительства.
19. Информационно-поисковые системы.
Методы поиска библиографической информации в онлайновых библиотечных каталогах.
Примерные практические задания
Например, задачи и упражнения по Теме 8. Основные понятия и характеристики текстовых редакторов:
В текстовых редакторах Microsoft Word и OpenOffice Writer - создать макет научной работы (на примере дипломного сочинения), содержащий три главы с параграфами и подпунктами (одна страница на главу). Создать автоматическое оглавление работы. Добавить правильно оформленную иллюстрацию и таблицу;
Например, задачи и упражнения по Теме 9. Средства структуризации и первичной обработки данных в табличных редакторах:
В редакторах электронных таблиц Microsoft Excel и OpenOffice Calc — создать таблицу произвольного содержимого, выполняющую автоматический подсчёт суммы по строкам и столбцу, вычисление среднего, минимального и максимального значения в столбце;
Например, задачи и упражнения по Теме 13. Модели организации данных. Реляционная модель данных. Нормализация. Работа с СУБД Microsoft Access:
В СУБД Microsoft Access и OpenOffice Base - создать произвольную базу данных, содержащую минимум три связанных таблицы;
Например, задачи и упражнения по Теме 12. Функциональные возможности программ создания презентаций:
В программах Microsoft PowerPoint и OpenOffice Impress – создать презентацию на произвольную тему (7-9 слайдов);
Например, задачи и упражнения по Теме 14. Правовые базы данных «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс». Особенности работы:
Произвести поиск нескольких нормативно-правовых актов в различных правовых базах данных и проанализировать их сравнительную эффективность.
Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература:
1. Информатика и информационные технологии: учебник для прикладного бакалавриата / М. В. Гаврилов, В. А. Климов; Саратов. гос. юрид. акад. – М.: Юрайт, 2014. – 382 с.
2. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник / Под общ. ред. П. У. Кузнецова. – М.: Юрайт, 2012. – 422 с.
3. Информационные технологии в юриспруденции: учебное / Казанцев С. Я., О. Э. Згадзай, И. C. Дубровин, Н. Х. Сафиуллин; под ред. С. Я. Казанцева. – М.: Академия, 2012. – 360 с.
4. Информационные технологии: учебник / В. П. Мельников. – М.: Академия, 2008. – 424 с.
5. Информационные технологии: учебник / Под ред. В. В. Трофимова. – М.: Юрайт, 2009. – 624 с.
|
|
6. Информационные технологии: учебное пособие / Г. Н. Исаев. – М.: Омега-Л, 2013. – 464 с.
Дополнительная литература:
1. Байков В. Д. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов. СПб: БХВ-Петербург, 2000, 288 с.
2. Глушаков С.В., Ломотько Д.В., Мельников И.В. Работа в сети Internet: Учебный курс. Харьков: Фолио; М.: ООО "Изд-во АСТ", 2000, 346 с.
3. Гончаров А. Самоучитель HTML. СПб: Питер, 2000, 240 с.
4. Громов Г.Р. От гиперкниги к гипермозгу. Информационные технологии эпохи Интернета: эссе, диалоги, очерки / Громов, Григорий Рафаилович. - М.: Радио и связь, 2004. - 205 с.
5. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернет. М.: ЗАО "Издательство Бизнес и компьютер", 1998, 400 с.
6. Денисов А., Вихарев И., Белов А. Интернет. Самоучитель. СПб: Питер, 2000, 464 с.
7. Додж М. Эффективная работа с Microsoft Excel 2000 / М. Додж, К. Стивенсон. – СПб: Питер, 2001. – 1052 с.
8. Интернет. Энциклопедия. Под. ред. Л. Мелиховой, СПб: ЗАО "Питер Бук", 2000, 528 с.
9. Информационные технологии в СССР: создатели советской вычислительной техники / Ю. В. Ревич, Б. Н. Малиновский. – СПб: БХВ-Петербург, 2014. – 333 с.
10. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / В. А. Литвинов. – СПб: Питер, 2013. – 320 с.
11. Информационные технологии: учебное пособие / Л. И. Алешин. – М.: Маркет ДС, 2010. – 384 с.
12. Карлащук В.И. Обучающие программы. М.: Изд-во "Солон", 2001, 528 с.
13. Карпов Б., Левченко М., Жданов А. Dreamweaver 3: краткий курс. СПб: Питер, 2000, 320 с.
14. Кошелев, В.Е. Access 2003: Практическое руководство / В.Е. Кошелев. – М.: ООО Бином-Пресс, 2005. – 464 с.
15. Крейнак Дж., Хебрейкен Дж. Интернет. Энциклопедия. СПб: Изд-во "Питер", 2000, 560 с.
16. Основы проектирования приложений баз данных: учеб. пособие / Баженова И. Ю. – М.: Интернет-Университет Информ. Технологий; БИНОМ Лаборатория знаний, 2006. – 234 с.
17. Проектирование баз данных. СУБД Microsoft Access: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Гринченко, Е. В. Гусев, Н. П. Макаров, А. Н. Пылькин, Н. И. Цуканова. – М.: Горячая линия-Телеком, 2004. – 240 с.
18. Родин А.Ф., Вехов В.Б. Использование компьютерных технологий в деятельности следователя / Под ред. проф. Б. П. Смагоринского. Волгоград: ВА МВД России, 2003. – 156 с.
|
|
19. Файтс Ф. Компьютерный вирус: проблемы и прогноз / Ф. Файтс, П. Джонстон, М. Кратц. – М.: Мир, 1993. – 175с.
20. Федоров Б. И., Джалиашвили З. О. Логика компьютерного диалога. М.: Онега, 1994, 240 с.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в т.ч. информационные справочные системы
1. Справочно-правовой ресурс "Консультант плюс". Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности http://www.asozd.duma.gov.ru
3. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии РФ http://www.cikrf.ru/
4. Сервер органов государственной власти РФ http://www.gov.ru
5. Библиотечный ресурс http://www.ebrary.com
6. Библиотечный ресурс http://www.eLIBRARY.ru
7. Открытый редактор растровой графики http://www.gimp.ru
8. Сообщество разработчиков операционных систем семейства Linux http://www.linux.ru
9. Сообщество разработчиков операционной системы Ubuntu http://www.ubuntu.ru