Тема: «система стандартизации в рф»

ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Система стандартизации – совокупность правил выполнения работ по стандартизации, состава ее участников, правил функционирования системы в целом.

Таким образом, система стандартизации состоит из объекта и субъекта. В роли субъектов выступают участники работ по стандартизации – это органы и службы по стандартизации.

Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

В РФ участниками работ по стандартизации выступают:

Минпромторг России, Росстандарт, другие федеральные органы исполнительной власти,

технические комитеты по стандартизации, корпорации, юридические лица в том числе общественные объединения, физические лица.

Наиболее массовыми участниками являются разработчики документов по стандартизации и пользователи документов по стандартизации, в том числе организации в которых эти документы применяются.

Росстандарт является национальным органом по стандартизации. Национальный орган по стандартизации осуществляет весь комплекс работ по стандартизации, начиная от разра-ботки национальных стандартов и заканчивая их опубликованием и распространением. Кроме этого он участвует в разработке международных и региональных стандартов и представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Росстандарт осуществляет свои функции через межрегиональные территориальные управления (МТУ) и российские службы стандартизации.

Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государ-ственном, отраслевом, предприятий (организаций).

Российские службы стандартизации – научно – исследовательские институты Росстан-дарта и технические комитеты по стандартизации. К научно – исследовательским институтам относятся ФГУП ВНИИНМАШ - ВНИИ по нормализации в машиностроении – головной институт в области разработки научных и методических основ национальной системы стандартизации, ФГУП ВНИИС и др.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. Основная функция ТК – разработка стандартов. Задача ТК заключается в обеспечении взаимодействия участников разработки проекта стандарта, изготовителей, потребителей, общественных организаций.

Поэтому в состав этих ТК включаются все перечисленные представители. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов.

В рамках ТК недавно созданы проектные технические комитеты в целях объединения на временной основе специалистов для проведения конкретной целевой работы по актуальной проблематике (если соответствующий ТК по стандартизации отсутствует). Цель деятельности проектных ТК - оперативная разработка предварительных стандартов.

В рамках национальной системы стандартизации функционируют службы стандартизации на местах. Так для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают службы стандартизации министерств и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки. Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

 

ВИДЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Вид стандарта – характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

Установлены следующие виды стандартов:

- стандарты основополагающие,

- стандарты на продукцию,

- стандарты на услуги,

- стандарты на процессы (работы),

- стандарты на методы контроля,

- - стандарты на термины и определения.

 

РАЗРАБОТКА НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Порядок разработки и утверждения стандартов осуществляется по следующей схеме:

1 Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов (далее – НС).

2 Технический комитет по стандартизации определяет заказчика разработки НС и непосредственного разработчика стандарта.

3 Разработчик стандарта организует уведомление о разработке НС и обеспечивает доступность проекта НС заинтересованным лицам для ознакомления.

4 Разработчик дорабатывает проект с учетом полученных замечаний заинтересованных

лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок обсуждения не может быть менее чем два месяца.

5 Проект НС с перечнем полученных замечаний представляется в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта НС. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который принимает решение.

6 Национальный орган по стандартизации утверждает и публикует в печатном издании настоящий НС.

 

ПРАВИЛА ОБОЗНАЧЕНИЯ СТАНДАРТОВ

Обозначение стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенных от него двух или четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта. С 2000 года обозначение года указывают четырьмя цифрами.

 

ПРАВЛА ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТОВ

Применение национального стандарта – это использование указанного документа по стандартизации в различных видах деятельности, а также в качестве доказательной базы технического регламента.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Знак соответствия является формой доведения до приобретателей и других заинтере-

сованных сторон информациио соответствии конкретной продукции требованиям национальных стандартов на эту продукцию.

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ(КОМПЛЕКСЫ) СТАНДАРТОВ

В целях реализации комплексности действующий фонд национальных стандартов включает в себя ряд комплексов и систем стандартов.

Комплекс (система) стандартов – совокупность взаимосвязанных национальных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающий согласованные требования к объектам стандартизации.

Комплекс стандартов, являясь объединением большого коли-чества стандартов, содержит положения, направленные на то, чтобы стандарты, применяемые на разных уровнях управления, не противоречили друг другу, и обеспечивали достижение общей цели и выполнение взаимоувязанных требований к продукции и процессам.

В настоящее время действует несколько систем и комплексов общетехнических стандартов, большинство из которых являются межгосударственными.

В состав входят:

Единая система конструкторской документации ЕСКД

Единая система технологической документации ЕСТД

Государственная система обеспечения единства измерений ГСИ и др.

ЕСКД (Единая система конструкторской документации) -

комплекс стандартов, который устанавливает единые взаимосвязанные правила по составлению, оформлению и учету конструкторской документации (КД).

ЕСКД является обязательной с 1971г. (до этого существовало 18 систем КД)

При ее разработке учтены рекомендации ИСО и МЭК.

Основные задачи ЕСКД – повышение производительности труда конструкторов и повышение качества КД,.

Принципы на которых построена ЕСКД:

- единая терминология и классификация КД,

- единые правила оформления КД,

- возможность взаимообмена КД между предприятиями без переоформления,

- ЕКСД создает условия для автоматизации проектно-конструкторских работ.

Это способствует уменьшению сроков проектирования изделий, ускорению выпуска изделий и соответственно повышению конкурентоспособности.

Все стандарты обозначают ГОСТ 2.

Пример обозначения: ГОСТ 2.503-90

ЕСТД (Единая система технологической документации) -

комплекс стандартов, который устанавливает единые взаимосвязанные правила по составлению, оформлению технологической документации (ТД).

ЕСТД была внедрена в 1974г.

Стандарты обозначают ГОСТ 3. (ГОСТ 3.1101-81)

К технологической документации (ТД) относятся:

технологические карты (операционные карты, маршрутные карты, инструкционно-технологические карты);

материальная ведомость (учет всех материалов и веществ для данного изделия); ведомость оснастки и др.

Основные задачи ЕСТД – внедрение типовых техпроцессов, повышение производительности труда технологов и повышение качества ТД.

Все стандарты обозначают ГОСТ 3.

Пример: ГОСТ 3.1103-84

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)

В стандартах ГСИ устанавливаются общие единые правила и нормы метрологического обеспечения.

Основными объектами стандартов являются:

- единицы ФВ

- государственные эталоны и поверочные схемы

- методы и средства поверки СИ

- номенклатура нормируемых метрологических характеристик СИ

- нормы точности измерений

- методики выполнения измерений (МВИ)

- требования к стандартным образцам.

Деятельность стандартов ГСИ направлена на обеспечение единства и точности измерений.

Обозначение ГОСТ 8.

Пример: ГОСТ 8.417-2002

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ.

Эффективность работ по стандартизации должна измеряться во всех сферах – разработке, производстве, обращении, эксплуатации и утилизации продукции.

Эффективность работ по стандартизации – это соотношение эффекта применения результатов работ по стандартизации и затрат, связанных с их применением.

Цели определения эффективности работ по стандартизации:

- целесообразность включения конкретных работ в планы по стандартизации,

- выбор оптимальных вариантов, включаемых требований,

- оценка результативности деятельности по стандартизации.

Показатели экономической эффективности работ по стандартизации:

- экономия – величина суммарного применения затрат в хозяйстве, связанная с применением конкретного стандарта на единицу стандартизуемой продукции;

- затраты – величина суммарного увеличения затрат в хозяйстве, связанная с применением конкретного стандарта,

- экономический эффект на единицу продукции -

Виды эффективности работ по стандартизации:

1 Техническая эффективность может выражаться в отно-сительных показателях, получаемых в результате применения стандартов (например рост безопасности, снижение вредных воздействий и выбросов, повышение ресурса, надежности)

2 Информационная эффективность – достижения необходимого для общества взаимопонимания, единства представления и восприятия информации.

3 Социальная эффективность – реализуемые на практике обязательные требования к продукции положительно отражаются на здоровье и уровне жизни населения (снижение уровня производственного травматизма, повышение продолжительности жизни). Социальный эффект не поддается прямому подсчету. Нередко разработка и внедрение комплекса стандартов (допустим на детское питание) не только не дают экономию денежных средств, но и требуют дополнительных затрат. Однако получаемый в результате работ по стандартизации эффект улучшение здоровья малышей – огромное социальное достижение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: