Стилевое оформление журнала

При верстке журналов плотная верстка практически не используется. Больший арсенал выразительных средств дизайнера одновременно определяет более высокий уровень оформления. Плотная верстка, уместная в строгих деловых газетах, в журналах считается нежелательной и применяется достаточно редко. Вместо этого используется более свободная компоновка, дополнительно подчеркиваемая фоновыми изображениями на странице, графическими элементами и цветными или серыми подложками для текста (рис. 4.4).

Слайд. Компоновка журнальной полосы

Стандартный элемент оформления журнальных статей – врезка. Это художественно оформленный фрагмент текста, заверстанный посреди полосы со статьей – «врезанный» в колонки текста. Текст врезки – обычно характерная цитата из текста, какой-то вступительный или подытоживающий материал текст либо «интригующий» фрагмент текста.

Нетрудно догадаться, что задача врезки – привлечь внимание читателя, дать ему возможность составить первоначальное впечатление о статье, ведь заглавия часто бывает недостаточно (рис. 4.5). В газетной практике врезки также используются, однако в журнальной верстке они имеют гораздо большее значение: объем журнала куда значительнее, и читателю может быть труднее сориентироваться в немаленьком количестве разных статей.

Слайд. Оформление врезки

Оформляются врезки выделениями кеглем, начертанием, цветом шрифта (если журнал полноцветный). Могут использоваться рамки, разграничивающие линии, выворотка, цветные подложки под текст.

Верстка с иллюстрациями

Еще одна особенность журнальной верстки, о которой важно помнить, – большее количество изображений. Если для газетной статьи (более короткой, занимающей часть полосы) достаточно одной-двух иллюстраций, то более длинные журнальные статьи требуют большего количества иллюстративного материала.

Соответственно размещение трех-четырех крупных иллюстраций на одной странице или на развороте одновременно и труднее, и интереснее для дизайнера. Можно использовать различные варианты сочетания текста и изображений.

Правило: иллюстрация должна смотреть на полосу.

Эта емкая формулировка может быть не слишком понятна, так что поясним ее. Если иллюстрация является портретом или на ней изображен предмет с четко заложенным движением (например, автомобиль), то есть разница в том, с какой стороны полосы ее расположить. Взгляд человека должен быть обращен к центру полосы, и точно так же, к примеру, любые транспортные средства должны иметь перед собой полосу, чтобы «ехать» (рис. 4.6).

Слайд. Неправильное (слева) и правильное (справа) размещение иллюстрации на полосе

Расположение иллюстраций «лицом» к краю страницы считается неудачным. Гораздо лучше, если изображенный на фотографии человек будет с любопытством «всматриваться» в статью, чем отвернется к краю страницы и скучающим взглядом станет выглядывать, что там интересного снаружи.

Открытую верстку уместно использовать при большом размере иллюстраций, размещая изображения вверху или внизу страницы на всю ширину полосы, реже – слева или справа (на всю высоту).

Такая композиция позволяет зрительно «облегчить» полосу. Темные иллюстрации чаще размещают снизу (чтобы они не «задавливали» текст), а светлые чаще ставят вверх страницы (наоборот, чтобы текст не «давил» на иллюстрации) (рис. 4.7). Единых правил по размещению иллюстраций при открытой верстке нет, и во многом дизайнеру придется полагаться на собственный вкус и знания композиции.

Слайд. Открытая верстка крупных иллюстраций

При открытой верстке иллюстраций меньшего размера их помещают в углах страницы (рис. 4.8), чаще – снаружи полосы (у корешка значительно реже). Такая верстка тоже зрительно облегчает страницу, особенно если текст и иллюстрацию разделяет широкая (около сантиметра) полоска пустого пространства.

Слайд. Открытая верстка мелких иллюстраций

Закрытая верстка предполагает, что иллюстрация зажата между строками текста, расположенными сверху и снизу. Такая композиция более тяжелая, однако часто используется, если иллюстрации выполнены на светлом (белом) фоне и у них не видно прямоугольных границ (рис. 4.9). Строки текста позволяют зрительно «ограничить» иллюстрацию, и можно не создавать рамку вокруг изображения.

Слайд. Закрытая верстка

Верстка в оборку используется, если ширина иллюстрации меньше ширины полосы. Есть выбор – оставить пустое пространство по сторонам (иллюстрация обычно выставляется по центру полосы) или заполнить пустое место текстом (рис. 4.10). Оборкой как раз и называется текст, обтекающий иллюстрацию с одной стороны.

Слайд. Верстка в оборку

Верстка в оборку имеет смысл в том случае, если для текста осталось достаточно пространства. Бессмысленно втискивать короткие строчки в 2–3 см свободного места; в этом случае необходимо либо уменьшить иллюстрацию по ширине, либо отказаться от верстки в оборку.

Иллюстрацию с белым фоном текст может обтекать не по прямоугольной форме, а по произвольному контуру рисунка (это еще называется фигурным обтеканием).

Правило: иллюстрация никогда, никогда не может разрывать строку.

Размещение иллюстрации посередине страницы возможно либо при многоколоночной верстке, либо с пустым пространством по бокам. То же относится и к верстке в оборку с произвольным контуром обтекания текстом – недопустимо, чтобы сложный контур обтекания приводил к разрывам в строках (рис. 4.12), поэтому обычно его делают выпуклым. Разрыв строки иллюстрацией не только неприглядно выглядит – он крайне усложняет чтение текста, его следует избегать практически любой ценой.

Слайд. Ошибка верстки: разрыв строк заверстанной иллюстрацией

Глухая верстка возможна при многоколоночной верстке, когда иллюстрация располагается между колонками и ни одной стороной не выходит к полям (рис. 4.13). Этот способ по понятным причинам используется чаще других в газетной практике, а в журналах применяется реже из стремления сделать полосу визуально более легкой.

Слайд. Глухая верстка

Как уже говорилось, поля страницы у газеты были «неприкосновенными» – по техническим причинам там нельзя ничего размещать. У журнала и книги поля можно использовать в практических целях, например расположить на них иллюстрации.

Примечание

На полях не размещают текст – по крайней мере важный. Всегда есть вероятность, что при обрезке поле окажется уже, чем планировал дизайнер. Потеря нескольких миллиметров иллюстрации редко является критичной, а вот срезанные концы строк – почти трагедия. Поэтому на полях также не размещают чертежи, схемы и подобные рисунки (где нет маловажных областей), а иллюстрации и фотографии ориентируют так, чтобы значимые детали находились в текстовой области, а на полях размещают сравнительно маловажные области.

Верстку с выходом на поле применяют для дополнительного облегчения страницы. Четкий прямоугольный контур полей воспринимается строгим и официальным. Пустые места у заголовков помогают частично разрушить «прямоугольность» страницы. С этой же целью заверстанные в текст иллюстрации могут слегка выступать за край текстовой области, «выходить» на поля (рис. 4.14).

Слайд. Верстка с выходом на поле

Верстка на полях использует бульшую часть поля, чем верстка со входом на поле. Дизайнер может использовать до половины ширины поля, полностью разрушив прямоугольную границу страницы. Особенно эффектно такая верстка выглядит для маленьких иллюстраций, которые оказываются наполовину в текстовой области и наполовину – на полях (рис. 4.15). Для такой верстки обычно нужно увеличить размер полей страницы.

Слайд. Верстка на полях

Верстка под обрез предполагает, что иллюстрация заполняет поле до конца. Этот метод применяется только для крупных иллюстраций, поскольку они должны не просто доходить до края страницы, но и выступать за край на несколько миллиметров – поэтому потери при обрезке страницы неизбежны (рис. 4.16).

Слайд. Верстка под обрез

Примечание

Верстка с использованием полей предъявляет более высокие требования к техническому исполнению журнала или книги – к примеру, необходима очень точная обрезка страниц. Не все типографии качественно печатают издания с версткой на полях или под обрез. Перед тем как выполнять такую верстку, дизайнер должен убедиться, что при печати не возникнет проблем; такие вопросы следует согласовывать с типографией.

В богато иллюстрированных журналах под иллюстрации могут отводить полные страницы. Такие иллюстрации называются полосными (если расположены вертикально) (рис. 4.17) или поперечными (если горизонтальная иллюстрация повернута на странице на 90°). Они часто верстаются под обрез. Иногда под фотографии киноактеров, музыкантов, под рекламные плакаты фильмов отводят целые развороты. Часто такие фотографии размещаются в середине журнала – на цельных разворотах, которые читатели могут аккуратно вынуть из журнала и использовать как плакат. Такие иллюстрации называются распашными (от слова «распахиваться») и также обычно верстаются под обрез. Другим вариантом распашной иллюстрации является пример на рис. 4.18.

Слайд. Полосная иллюстрация. Распашная иллюстрация

Здесь иллюстрация «проходит» через корешок, не полностью занимая площадь обеих страниц.

Дизайн

Основными задачами журнального дизайна являются: создание привлекательного, постоянного образа для читателя, обращение внимания на важные материалы, направление взгляда читателя и усиление значения содержания посредством акцентуации элементов.

При разработке дизайна журнала необходимо создать узнаваемый образ, выдерживать его в течение долгого времени, при этом используя новые неожиданные решения, заинтересовывающие читателя снова и снова. Основными элементами дизайна изданий являются: типографика, пространственное расположение элементов, цвет и изображения.

Рассмотрим основные инструменты для дизайна внутренних полос. Основой внешнего облика страницы является модульная сетка, она задает архитектонику страницы, обозначая расположение элементов: заголовков, текстовой информации, изображений, заголовков статей. Она представляет собой систему линий, расположенных по горизонтали и вертикали, разделяющих всю полосу на ячейки, разделенные между собой промежутками, которые называются пробельными шагами и определяют белое пространство, свободное от элементов. Страницу верстают в соответствии с модульной сеткой, бывают одно колонные сетки, двухколонные трехколонные и многоколонные, таким образом, различают и виды верстки (одноколонная верстка, двухколонная верстка и т.д.). Сетки помогают выдерживать страницы рубрик в едином стиле из номера в номер, а так же ускоряют процесс создания последующих номеров издания. Ее построение, ширина колонок их количество, может быть очень разнообразным, и зависит от того какой внешний облик полосы в итоге надо получить.

Следующим инструментом дизайна является типографика, это область в дизайне и верстке, занимающаяся оформлением текстовой информации посредством набора и верстки. Основными критериями удачной типографики являются:

удобочитаемость - достигаемая подбором подходящего шрифта, пробелов, кегля, интерлиньяжа;

выделение информации в соответствии с ее иерархической значимостью на странице, достигается путем изменения размеров шрифта, формы символов, насыщенности, цвета, вставки плашек;

соответствие типографики характеру издания;

постоянство типографики для сохранения узнаваемого образа издания.

На журнальной полосе очень важно структурировать информационный поток, выделить наиболее важные части, поэтому весь текст на странице можно разделить на три иерархических уровня. Первый уровень, наиболее важный и выделяющийся, это заголовок. Второй уровень подзаголовок и третьем уровне иерархии находится основной текст, наполнение статьи. Рассмотрим рекомендации по оформлению текста в этих элементах.

Основной шрифт используется для набора статей. При выборе основного шрифта стоит обратить внимание на его нейтральность, гарнитура для набора основного текста не должна сильно выделяться, это расширит возможности акцентирования. Лучше выбрать семейство шрифтов, обладающее наибольшим количеством вариантов: узкий - широкий, жирный - светлый, и т.д. Также он должен быть хорошо читаем, без избыточного количества деталей. Шрифты, используемые для набора основного текста, заголовков и подзаголовков нельзя использовать для набора рекламных надписей, это негативно сказывается на восприятии основных статей, как достоверной информации.

Заголовок служит для привлечения внимания читателей к основному тексту, помогает быстро понять смысл при беглом просмотре. Поэтом его оформление также очень важно. Для набора заголовка используют шрифт отличный от основного, стоит сделать его самым крупным на странице. Начертание должно быть разборчивым, особое внимание стоит уделить ширине межбуквенных интервалов и величине пробелов между словами. Часто для выделения его контрастности по отношению к другим элементам оставляют отступы пустого пространства вокруг, это увеличивает его визуальный вес. Гарнитура должна соответствовать содержанию статьи.

Подзаголовки служат для более широкого раскрытия темы заголовка, своеобразным анонсом статьи. По оформлению он должен соответствовать своему положению в иерархии элементов на странице, т.е. быть менее заметным по отношению к заголовку, но более выделяющимся, чем основной текст. Часто для его набора используют тот же шрифт, что и для основного текста, но укрупненный, более жирный, или курсивный.

Часто используемым элементом при оформлении полосы являются выносы это небольшие фрагменты, повторяющие основной текст выделенные особым образом и вынесенные на поля или внутрь текста. Используются для того чтобы заинтересовать читателя, их не стоит делать объемными, они должны адекватно контрастировать с основным текстом не перебивая заголовок и подзаголовки. Частым способ выделения данного элемента являются цветные плашки, небольшое увеличение шрифта и жирности.

Также неотъемлемым элементом журнала являются рубрики. Это постоянные разделы журнала, поэтом их оформление выдерживается одинаковым из номера в номер. Их оформление должно выделяться, но не перекрывать визуально элементы страницы. Все рубрики одной ступени в номере оформляются единообразно.

Часто в журналах используются подрисуночные подписи, для объяснения содержания изображений. Желательно для них использовать шрифт иного начертания, чем основной и сохранять постоянство вида этого элемента на протяжении всего номера.

Важным инструментом оформления полосы является цвет. Ограничение используемых цветов в оформлении журнала помогает поддерживать его узнаваемость и визуальную целостность. Очень важным при выборе цветовой гаммы является соответствие тематики журнала его цвету, стоит также учитывать психологические характеристики цвета. Цветовую палитру, используемую на полосе, задает доминантное изображение. При использовании цветных подложек в пределах страницы лучше придерживаться одного цвета. Использовать цвета в типографике нужно очень умеренно, чтобы не нарушить его читабельность. К теме цвета так же стоит отнести - белое пространство, очень эффективный инструмент дизайна, хорош для отделения элементов на полосе, не перегружающий образ в отличие от линеек, создающий современный образ. При отделении частей текста белым пространством связанные части отделяют одинаковым интервалом, не следует делать его очень большим.

Следующий инструмент дизайна - изображения. Яркие иллюстративные элементы на полосе являются доминантными, поэтому при создании макета в первую очередь стоит подумать именно об их расположении. Для оформления используют как иллюстрации таки фотографии, их качество должно быть достаточно высоким. Размещая изображения на макете необходимо следить за балансом общей композиции страницы. Более подробно размещение иллюстративных материалов рассмотрим в разделе верстки, этого параграфа.

Стоит обратить внимание на связь изображений с текстом, подрисуночные подписи раскрывают замысел для читателя и связывают изображения смыслом, уточняя при недосказанности, иногда наоборот изображение может сообщать дополнительный оттенок тексту.

Теперь рассмотрим дизайн обложки, не менее важной части журнала, являющейся его лицом.

Обложка задает тон всему оформлению журнала, является анонсом внутреннего содержания и определяет вид издания. От эффективности ее дизайна зависит успех продаж издания, особенно если это новый продукт.

Обложка состоит из трех элементов:

1) Обложечная шапка или логотип - это стилизованное название журнала или логотип передающий тематику издания. Неизменная часть обложки, в которой лишь незначительно допустимо менять цвет. Если шапка состоит лишь из названия очень важно грамотно подобрать читабельную, но достаточно изысканную. Шапка может быть очень разнообразно и оригинально оформлена, все зависит от фантазии дизайнера, стоит лишь придерживаться нескольких основных критериев: читабельность названия, соответствие его тематике журнала.

2) Изображение на обложке - первый элемент бросающийся в глаза читателю, наиболее важный для облика журнального издания. Необходимо выбрать изображение, подходящее по тематике, отражающее внутреннее содержание. Оно должно быть очень высоко качества, если это фотография то ее, возможно, следует избавить от мелких деталей, для более легкого восприятия читателем. Композиция может быть и под обрез и в рамку, что придает более консервативный вид. При использовании портеров на обложке необходимо обратить внимание на наличие зрительного контакта возникающего между читателем и лицом на обложке.

3) Текст на обложке - элемент анонсирующий внутренне содержание журнала, он должен быть удобочитаем и разборчив, содержать интригующие читателя сообщения иногда даже вопросы, ответы на которые читатель найдет внутри журнала. Для набора используют крупный шрифт читаемый с расстояние нескольких метров. Если текстовых вставок на обложке много, то следует с помощью типографики расставить иерархию, крупнее самые важные, мельче остальные. Зачастую такие вставки содержат номера страниц, на которых находится материал.

Также стоит отметить, что на обложку журнала нужно поместить номер журнала, месяц и год выпуска, на некоторые издания так же помещают штрихкод.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: