Ответ на задание к семинару 2 (26.03.2020) по дисциплине «Экономика»

Ответ на задание к семинару 1 (26.03.2020) по дисциплине «Экономика»

Задание: письменно ответить на 5 любых вопросов

1) Что означает термин «экономика»?

Экономика – это хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами; совокупность общественных отношений, складывающихся в процессах производства, распределения, обмена и потребления.

Впервые термин «экономика» появился в VI веке до н.э. – древнегреческий ученый Ксенофонт написал трактат «Ойкономия» (от слов «ойкос» - oikos – хозяйство, «номос» - nomos – закон). Ксенофонт определял экономику как «естественную науку».

В современном мире существуют 2 подхода к определению экономики:

- экономика как хозяйство, экономическая деятельность человека;

- экономика как наука и учебная дисциплина.

Объектом науки экономика является экономика как хозяйство, экономическая деятельность человека, экономические явления. Субъектом исследования выступают человек, группы людей и государство.

 

2) Какова структура курса «Экономика»?

В структуру курса «Экономика» включаются следующие составляющие:

1. Введение в экономику

2. Этапы развития экономической науки

3. Микроэкономика

3.1. Рынок и рыночный механизм

3.2. Поведение потребителя

3.3. Производство и издержки

3.4. Особенности рыночных структур

4. Макроэкономика

4.1.Макроэкономические модели

4.2. Система национальных счетов

4.3. Инфляция

4.4. Занятость и безработица

4.5. Бюджетная система

4.6. Налоговая система

4.7. Финансовая система

4.8. Банковская система

4.9. Неравенство доходов и бедность

4.10. Экономический рост и цикличность

4.11. Государственная политика

5. Международные экономические отношения

 

3) Какими методами изучается экономика?

Метод — это совокупность приемов, используя которые люди изучают свой предмет.

Экономическая наука использует следующие методы исследований:

а. общемировоззренческий – диалектико-материалистический. Этот метод позволяет экономической теории рассматривать экономические процессы и явления не как застывшие, неподвижные, вечные, а как изменяющиеся;

б. общенаучные, которые включают в себя:

- метод научной абстракции (абстрагирование);

- метод единства исторического и логического подхода;

- метод анализа и синтеза;

- метод индукции и дедукции;

- конструирование системы законов и категорий.

в. частные методы исследования:

- наблюдение и сбор данных;

- экономический эксперимент;

- моделирование (построение экономических моделей). Используют математическое и графическое моделирование.

 

4) Какие функции выполняет экономика?

Функции экономики:

1. мировоззренческая;

Заключается в формировании определенного экономического мировоззрения, взгляда на окружающую действительность.

2. познавательная;

Заключается в познании явлений социально-экономической жизни общества. Отвечает на вопрос: «Что есть или может быть?».

3. методологическая;

Функция определяет методы исследования.

4. идеологическая;

Отражение системы идей, дающей адекватное отражение интересов какого-либо определенного класса, социальной группы или социально-экономической системы в целом.

5. прогнозно-прагматическая;

Заключается в разработке краткосрочных и долгосрочных прогнозов той или иной социально-экономической ситуации.

6. практическую

Заключается в определении способов практического применения тех или иных методов исследования для реально существующей ситуации в экономической жизни общества и государства.

 

 5) На какие основные вопросы призвана ответить экономика на современном этапе?

Современная экономическая теория изучает, каким образом общество с ограниченными ресурсами решает следующие вопросы:

1. Что производить (какие товары и услуги, какого качества и в каком количестве) – вопрос производства товаров, которые приносят наибольший доход;

2. Как производить (какие использовать ресурсы и их комбинации для производства) – вопрос использования технологий, обеспечивающих наименьшие затраты;

3. Кто будет производить (кто и какую работу будет выполнять) – вопрос наиболее эффективного разделения труда;

4. Для кого производить (кто получит то, что будет произведено и каким образом это будет распределено) – вопрос эффективности распределения.

 

Ответ на задание к семинару 2 (26.03.2020) по дисциплине «Экономика»

Контрольные вопросы:

1. Какие этапы в развитии предмета экономической науки можно выделить?

Выделяется несколько этапов в развитии предмета экономической науки: экономия, политическая экономия (политэкономия), экономикс, институционализм, современная политэкономия.

1. Экономия. Первоначальный этап развития экономической науки характеризуется как экономия – совокупность знаний о домоводстве и домашнем хозяйстве. Однако мыслители древности, рассматривая отдельные экономические явления, еще не выделяли их из всей совокупности общественных процессов, потому данный этап можно считать лишь преднаучным – когда формируются исходные пункты экономической науки и появляется осознание необходимости исследования законов хозяйствования.

2. Политэкономия. На этом этапе экономика становится настоящей наукой, отдельной от других, формируется множество школ. И хотя разные школы выделяли свой предмет изучения, в целом все вопросы сводились к следующим: что такое богатство, откуда оно берется, как его распределять.

3. Экономикс. Данный этап характеризуется практической направленностью экономических знаний, исследованием различных проблем хозяйственного механизма на микро- и макроуровне, активным использованием статистико-математического аппарата.

4. Институционализм. Совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли социальных институтов в экономическом развитии. Предметом исследования является система институтов, где отношения между хозяйствующими субъектами определяются не только экономическими, но и внеэкономическими факторами.

5. Современная политэкономия. Предмет исследования находится на стадии формирования: современность выдвигает обществу все новые проблемы, которые невозможно решить, используя лишь отдельные имеющиеся методы. Требуется новое осмысление человеческой деятельности в глобальной экономике.

 

2. Какой принцип положен в основу выделения этих этапов?

В основу выделения данных этапов положен в большей степени не традиционный (хронологический) принцип, представляющий собой последовательность исторически сменяющих друг друга экономических школ, а принцип ретроспективы экономической мысли в зависимости от развития предмета и методов ее исследования.

Тем не менее, стоит отметить, что первые три этапа (экономия, политэкономия, экономикс) располагаются в хронологическом порядке. Этапы «институционализм» и «современная политэкономия» сосуществуют параллельно отражая различия в сущности, то есть в предмете и методах исследований, которых придерживаются различные группы экономических школ.

 

3. В чем состоит суть преднаучного этапа экономической науки?

Этап экономии – преднаучный этап экономической науки, так как в этот период формируются исходные пункты экономической науки и появляется осознание необходимости исследования законов хозяйствования.

В этот период ученые-философы пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние, как один товар обменивается на другой и т.д. Можно констатировать, что объектом интересов ученых того времени было полунатуральное рабовладельческое хозяйство, и исследование зарождающихся товарно-денежных отношений носило случайный характер. Наиболее яркими представителями преднаучного этапа экономической науки являются Ксенофонт (445-355 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

 

4. Почему родоначальником экономики как науки считается А. Смит?

Адам Смит считается родоначальником экономики как науки благодаря своему труду «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), который теоретик Марк Блауг характеризовал как «первый, полноценный труд, излагающий общую основу экономической науки».

Исследование состоит из пяти книг: первые две излагают теоретические построения Смита, остальные представляют его взгляд на различные практические вопросы, историю общественного развития и ранее созданные системы политэкономии. В первой книге содержится учение о труде как источнике богатства, разделении труда, стоимости, деньгах, ценообразовании, доходах (заработной плате, прибыли, земельной ренте). Во второй книге исследуется капитал: его структура и накопление. Третья посвящена истории развития хозяйства различных народов. В четвертой книге рассматриваются теории меркантилистов и физиократов. В пятой анализируются вопросы финансово-налоговой политики. Под предметом экономической науки Смит понимал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Различные аспекты этой проблемы рассматриваются им в труде «Богатство народов», который ознаменовал коренной сдвиг в эволюции экономических идей: с одной стороны, Смит подвел итог работе экономической мысли, соединив практически все направления экономических исследований; с другой стороны, его труд стал исходным моментом дальнейших изысканий.

5. Что является предметом исследования на различных этапах?

1. Экономия

Предмет исследования - отдельные вопросы хозяйственной жизни, отражающие в большей степени интересы господствующих слоев, логически не построенные в единую систему.

2. Политэкономия

На этом этапе экономика становится настоящей наукой, отдельной от других, формируется множество школ. И хотя разные школы выделяли свой предмет изучения, в целом все вопросы сводились к следующим: что такое богатство, откуда оно берется, как его распределять. Экономические школы, существовавшие на этапе политэкономии, сконцентрировали свое внимание на изучении объективно действующих экономических законов, пытаясь познать сущность экономических процессов.

3. Экономикс

Предмет исследования - различные проблемы хозяйственного механизма на микро- и макроуровне; поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения.

4. Институционализм

Предметом исследования является система институтов, где отношения между хозяйствующими субъектами определяются не только экономическими, но и внеэкономическими факторами.

5. Современная политэкономия

Предмет исследования находится на стадии формирования: современность выдвигает обществу все новые проблемы, которые невозможно решить, используя лишь отдельные имеющиеся методы. Требуется новое осмысление человеческой деятельности в глобальной экономике.

 

6. Как трактуется термин «политическая экономия»?

В 1615 г. во Франции вышел «Трактат политической экономии» Антуана Монкретьена, посвященный проблемам развития промышленности и создания национального хозяйства, где впервые появился термин «политическая экономия». Данный термин происходит от греч. politikós – государственный, общественный, т.е. «общественное хозяйство».

В XX веке понимание политической экономии было противоречивым: одни считали её областью исследования (экономика и политика в их взаимосвязи), другие — методологическим подходом, последний подразделялся на экономический (теория общественного выбора) и социологический подходы. В данный момент времени политическая экономия характеризуется как одна из общественных наук, предметом исследования которой являются отношения между рынком и государством, индивидом и обществом.

7. Какие специфические методы исследования используются на каждом этапе?

а. Экономия - метод абстракции, который был основным методом исследования на том этапе и характеризовался отделением существенных характеристик явления от несущественных, производимое по определенному критерию.

б. Политэкономия - исторические и социологические методы.

в. Экономикс – метод предельного анализа; происходило усиление роли математики и построение моделей экономических процессов.

г. Институционализм – описательно-статистический метод, использование исторического опыта, логики, впервые применяют междисциплинарный подход.

д. Современная политэкономия - моделирование, метод научных абстракций, метод анализа и синтеза, исторические и логические методы.

 

8. Какие школы можно отнести к школам этапа политэкономии (экономикса, институционализма)?

а. Политэкономия

- меркантелизм (XV – XVII вв.). Меркантилисты формой общественного богатства считали золото и серебро, а основным его источником – внешнюю торговлю. Они выступали за поощрение экспорта (в первую очередь, готовой продукции) и развитие производства внутри страны за счет импорта дешевого сырья (в основном из стран-колоний); отстаивали идеи активного государственного вмешательства в экономику, развития отечественной промышленности и транспортных сетей, освоения новых территорий и проведения политики протекционизма. Таким образом, меркантилисты представляли интересы торгового капитала и выражали, прежде всего, экономическую политику государства. Особое значение данной школы состоит в том, что ее представители начали исследование товарно-денежных отношений.

- физиократическая школа. Физиократы произвели переход исследования от сферы торговли к производству, однако сфера производства у них была ограничена лишь сельским хозяйством, в котором они и видели источник богатства нации. Вершиной физиократического учения является первая «макроэкономическая» модель – «Экономическая таблица» Ф. Кенэ (1758 г.), в которой была предпринята первая попытка анализа воспроизводства общественного капитала. Помимо Кенэ ярким представителем данной школы был Анн Робер Жак Тюрго.

- в период позднего средневековья (XVI-XVII вв.) формировались западные утопические теории. Основоположниками утопического социализма являются Томас Мор (1478- 1532) («Утопия», 1516 г.) и Томмазо Кампанелла (1568-1639) («Город Солнца», 1623 г.). Их идеи позднее продолжили Шарль Фурье (1772-1837), Клод Анри Сен-Симон (1760-1825), Роберт Оуэн (1771-1858). Предмет науки представители данного направления видели в построении идеальной модели общественного устройства и справедливого распределения богатства, устранении социального неравенства и частной собственности. Реальная практика доказала несостоятельность утопических идей. Однако в силу своей социальной и моральной привлекательности они имели множество приверженцев.

- марксизм. Основоположник – Карл Маркс. В основе заложена теория трудовой стоимости - всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Решение этого противоречия марксисты видели в социалистической революции и ликвидации частной собственности. Учение Маркса об общественно-экономических формациях и причинах их смены позволило рассматривать историю человечества в виде логической схемы, а не хаоса фактов. Впервые капитализм был исследован как единая система законов и категорий.

 

б. Экономикс

- маржинализм. Наиболее яркие представители маржинализма – Карл Менгер (1840-1921), Леон Вальрас (1834-1910), Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882), Джон Бейтс Кларк (1847-1938). Предмет экономики они видели в исследовании поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения.

- неоклассическое направление. Неоклассики являются последователями классиков и маржиналистов. У классиков неоклассики переняли приверженность принципам экономического либерализма и невмешательства государства в экономику. Они рассматривали экономику как саморегулирующийся механизм, который сам приводит к равновесию между предложением и спросом, производством и потреблением. У маржиналистов они заимствовали методы предельного анализа и теорию полезности.

- кейнсианство. Основой для теории явился труд Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Анализируя действие рыночного механизма, Кейнс (1883-1946) пришел к следующему выводу: хотя такие негативные явления как кризисы, инфляция, безработица, монополизация внутренне и присущи рынку, и рыночный механизм сам может справиться с этими явлениями, однако потери общества при этом велики, и, чтобы их минимизировать, требуется государственное вмешательство. Необходимость государственного воздействия на экономические процессы – один из основных кейнсианских постулатов.

- монетаризм. Монетаристы выявили связь между темпами развития экономики и динамикой количества денег в обращении и, считая основным инструментом государства монетарную политику, отстаивали, что вмешательство государства в экономику должно ограничиваться контролем над денежной массой. Регулируя количество денег в обращении, государство может влиять на основные экономические параметры: темпы экономического роста, безработицу, уровень цен.

- теория неоклассического синтеза. Представители данной школы – Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэльсон (1915-2009). Эта теория фактически воплотила в себе все существующие направления экономикса, явила собой синтез микро- и макроэкономического разделов. Неоклассический синтез выявил взаимосвязь и неразрывность микро- и макроэкономики; обосновал необходимость эффективного воздействия государства на рынок как единого целого при соблюдении свободы поведения производителя и потребителя; доказал, что в части государственного вмешательства в зависимости от развития экономики должны использоваться либо кейнсианские рекомендации, либо монетаристские.

 

в. Институционализм

- ранний институционализм. Его представители сформировали основные направления данного течения: социально-психологическое, социально-правовое, институционально-статистическое.

- неоинституциональное направление. Неоинституционализм является учением, основанном на противоречии. Его родоначальником считают Рональда Коуза (1910-2013). Базовой категорией в нем остается социальный институт. Поэтому неоинституционалисты продолжили исследование данных институтов, чем сохранили традиции институционалистов.

9. Какой вклад внесли данные школы в развитие экономической науки?

а. Политэкономия

- меркантелизм (XV – XVII вв.) - поощрение экспорта и развитие производства внутри страны за счет импорта дешевого сырья (в основном из стран-колоний); отстаивание идеи активного государственного вмешательства в экономику, развития отечественной промышленности и транспортных сетей, освоения новых территорий и проведения политики протекционизма. Впервые экономика страны стала рассматриваться как целостный объект, для которого существуют свои правила управления.

- физиократическая школа - переход исследования от сферы торговли к производству; анализ воспроизводства общественного капитала.

- классическая политэкономия - классики выявили значение труда как источника богатства общества и меры ценности всех товаров; доказали, что экономика регулируется рынком и имеет свои законы, которые объективны; впервые дали систематическое изложение экономической теории как единой целостной научной дисциплины.

- утопический социализм - построение идеальной модели общественного устройства и справедливого распределения богатства, устранении социального неравенства и частной собственности.

- марксизм - теория трудовой стоимости: всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Решение этого противоречия марксисты видели в социалистической революции и ликвидации частной собственности. Учение Маркса об общественно-экономических формациях и причинах их смены позволило рассматривать историю человечества в виде логической схемы, а не хаоса фактов.

 

б. Экономикс

- маржинализм - маржиналистами было положено начало изучения сферы потребления. К заслугам данного учения стоит отнести то, что, начиная с него, произошел переход к точному анализу функциональных зависимостей (функции спроса, предложения, затрат, полезности и т.д.), позволивший делать гораздо более точные заключения о поведении потребителей и фирм и рыночном равновесии.

- неоклассическое направление - субъективная теория стоимости и теория равновесия. Экономическое хозяйство представляется как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. При этом, в отличие от предшественников, неоклассики не сделали акцент на издержках (как это делали классики) или полезности (как это делали маржиналисты), а считали цену порождением двух факторов: объективного (издержек производителя) и субъективного (оценок потребителя – полезности). Данный подход в итоге воплотился в модели рыночного равновесия, в которой цена определяется пересечением кривых спроса и предложения.

- кейнсианство. Необходимость государственного воздействия на экономические процессы – один из основных кейнсианских постулатов. Циклическое развитие экономики (спад, оживление, подъем) Кейнс объяснил не объективными законами, а психологией людей, их стремлением по мере дохода больше сберегать, чем потреблять, результатом чего становится уменьшение эффективного спроса, которое приводит к замедлению темпов роста и занятости. Задача государства состоит в том, чтобы активизировать сберегаемую часть национального дохода и заставить работать (превратить в инвестиции).

- монетаризм - монетаристы выявили связь между темпами развития экономики и динамикой количества денег в обращении и, считая основным инструментом государства монетарную политику, отстаивали, что вмешательство государства в экономику должно ограничиваться контролем над денежной массой.

- неоклассический синтез - выявил взаимосвязь и неразрывность микро- и макроэкономики; обосновал необходимость эффективного воздействия государства на рынок как единого целого при соблюдении свободы поведения производителя и потребителя; доказал, что в части государственного вмешательства в зависимости от развития экономики должны использоваться либо кейнсианские рекомендации, либо монетаристские.

 

в. Институционализм

- ранний институционализм. Сформированы основные направления течения: социально-психологическое (Торстейн Веблен связал основу экономики с действием психологического фактора), социально-правовое (Джон Коммонс сделал упор на правовые категории и юридические учреждения), институционально-статистическое (Уэсли Митчелл исследовал методы ослабления экономических кризисов, сформулировал теорию регулируемого капитализма).

- неоинституциональное направление - изучение политических, правовых, социальных проблем с помощью категорий экономической теории. На неоинституциональном подходе базируется целый ряд теорий, таких как теория прав собственности, трансакционных издержек и фирмы (Р. Коуз), теория организаций (О. Уильямсон), новая экономическая история (Д. Норт и др.), теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен и др.).

 

10. Соблюдается ли в этапах хронологическая последовательность их

существования?

Соблюдается, так как развитие экономической науки, как правило, представляется в виде последовательности экономических школ, исторически сменяющих друг друга. Такой исторический подход вполне оправдан тем, что дает подробное описание взглядов различных экономистов, отражающих специфику своего времени, а затем показывает их влияние на последующие экономические теории. В частности, первые три этапа (экономия, политэкономия, экономикс) имеют хронологическую последовательность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: