По подготовке начинающих парашютистов

Методическая разработка

к выполнению прыжков с парашютной студенческой системой «Крыло»                          с принудительным раскрытием основного парашюта по Программе № 2, упражнению № 7 Сборника программ парашютной подготовки                            Авиации ДОСААФ России                                                                                                           (СПП – 2010)

Упражнение предназначено для первоначального обучения парашютистов-любителей, достигших установленного возраста и, по состоянию здоровья, имеющих возможность выполнять ознакомительные прыжки с парашютом.

Цель – научить парашютиста отделению от летательного аппарата, правилам управления парашютной системой «Крыло» и приземлению.

Прыжки выполняются со студенческой парашютной системой «Крыло» с принудительным раскрытием ранца парашюта и стягиванием камеры с купола вытяжной веревкой, с высоты 1000 - 1200 метров, при скорости полета летательного аппарата на выброске парашютистов 80 – 140 км\час.

Условия по проведению занятий:

  1. Подготовка парашютистов складывается из теоретических занятий по изучению теории прыжка и практической наземной тренировки по отработке на подвесных системах действий парашютиста в воздухе.
  2. При проведении занятий инструктору необходимо использовать наглядные пособия: плакаты, фотоснимки, фильмы, макеты, схемы площадки приземления.
  3. Количество обучаемых в группе не должно быть больше 6 человек.

Перечень тем и расчет часов зачета по теоретической                                  и наземной подготовкам:

№ темы Наименование темы Мин.время занятия
1 История развития парашютизма 5 мин.
2 Теоретические основы парашютных прыжков 25
3 Матчасть парашютов, ТТД, конструкция, назначение частей 25
4 Парашютный страхующий прибор, конструкция, назначение частей 10
5 Правила передвижения по аэродрому, меры безопасности 5
6 Управление парашютом типа «Крыло», площадка приземления  60
7 Летательные аппараты. Правила поведения, размещение.  10
8 Особые случаи при выполнении прыжка с парашютом 30
9 Отработка на земле и в подвесной системе комплекса действий парашютиста при выполнении прыжка с парашютом. 60
10 Требования к экипировке и спецснаряжению (рация, шлем) 5
11 Оформление документов (анкета, разрешение родителей, медицина, страховка, плановая таблица прыжков)         5
  ЗАЧЕТ 60= 5 часов

1                                      

Содержание тем:

Тема №1. История создания парашюта - Китай, Индия, Италия, Франция, Россия. Использование парашюта в воздухоплавании, авиации. Парашют русское изобретение Г.Е. Котельникова для спасения летного состава, средство доставки войск к месту выполнения боевой задачи, доставки техники и снаряжения в труднодоступные, удаленные места. Роль парашюта в освоении космоса, Арктики и Антарктиды, в пожаротушении. Категория сложности прыжков: на воду, на лес, в горы, ночью, с больших высот,  с оружием. Виды парашютного спорта: индивидуальная, групповая и купольная акробатика, точность приземления, фрифлаинг, парашютное многоборье, свуп, пара – ски. Спорт в Нижнем Новгороде. Программы обучения- АФФ, статик-лайн.

Тема № 2. Атмосфера и ее свойства. Основные законы движения тел в воздухе. Использование сопротивления набегающего потока. Аэродинамика парашюта - крыла и свободно падающего тела.  Влияние  высоты  на  скорость  падения.

План прыжка с парашютом, расчет выброски по ветру, его скорости и направлению. Процесс раскрытия парашюта, нагрузки и силы, возникающие при раскрытии. Работа парашюта при изменении угла атаки. Скорость снижения, приземления. Расчет точки приземления. Перемещение  парашюта  по горизонту, скольжение, уход  от препятствий

Тема № 3. Студенческий парашют- крыло для начального обучения (Арбалет, Инсайдер, Соло) состоит из двухоболочкового купола прямоугольной формы, площадью 23-27 м2, пришитых к нижней оболочке в 4 ряда строп, слайдера- устройства, 2 способствующее плавному наполнению купола, строп управления и камеры основного парашюта с вытяжной веревкой, на которой нашита шпилька, закрывающая ранец, ранца и подвесной системы, снабженной регулировочными пряжками. Подвесная система оборудована КЗУ- кольцевым замковым устройством, отцепляющим купол при его отказе. Купол отцепляется посредством выдергивания подушки с двумя тросами, фиксирующими кольца и петли КЗУ. К свободному концу подвесной системы подсоединен, специальным карабином, фал, обеспечивающий транзитное раскрытие запасного парашюта, при отцепке основного. ОП улетая, с помощью фала, выдергивает шпильку кольца ПЗ. Тактико-технические данные:- горизонтальная скорость - 7 м\сек, вертикальная – 5 м\с, которые  изменяются  при  натяжении  строп управления.

Запасной парашют имеет такую же форму и основные части+ кольцо, вытяжная медуза, страхующий прибор. Взаимодействие их, процесс раскрытия, работа в воздухе.

Сборка парашюта после прыжка. Обучение складыванию строп скользящей петлей. Правила переноски, эксплуатации, и хранения. 

Методические указания. Для ознакомления с парашютом необходимо иметь на занятии уложенный и распущенный парашюты, плакат с наполненным, раскрытым красочным парашютом.  Рассказывая про основные части, инструктор говорит о прочности   купола, строп, строп управления, показывает их подвязку к свободным концам подвесной системы. Далее - вытяжная веревка, камера основного парашюта и ранец. 

Необходимо провести демонстрацию раскрытия парашюта, обратив внимание обучаемых на взаимодействие его частей. Показ должен быть правильным и четким, так как неудачная демонстрация раскрытия парашюта оказывает большое психологическое воздействие на обучаемых и вызывает неуверенность в безотказной работе парашюта.

Тема № 4. На запасной парашют устанавливается электронный страхующий прибор  типа «Сypres –2», «Виджил» или  «Марс». Парашютный страхующий прибор состоит из микропроцессора, пульта управления с кнопкой  включения и пиропатрона с резаком. 2После включения, прибор, в течение 14 часов, по изменению давления воздуха, определяет высоту нахождения парашютиста и скорость его перемещения. Если на высоте 300м его скорость больше 13 м\сек, процессор дает сигнал на пиропатрон, он срабатывает и толкает газом резак, который перерубает петлю-затяжку ранца запасного парашюта. Вытяжная медуза ПЗ освобождается и открывает его.

Методические указания. Для проведения занятия необходимо иметь уложенные основной и запасной парашюты, плакат с прибором. Инструктор, при ознакомлении с электронным страхующим прибором, должен показать как тот работает и расположен и убедить обучающихся в его надежности

Тема № 5. Аэродром, площадка приземления и дропзона – места, на которых производятся прыжки с парашютом. Кроки, карты. Взлетно – посадочная полоса, знаки. Стоянка самолетов. Правила поведения, при передвижении по аэродрому самолеты нужно обходить сзади, вертолеты спереди, независимо от того, работают винты или нет. Старт, обязанности лиц стартового наряда, дежурного по площадке приземления, руководителя прыжков. Укладочная площадка, линия стартового осмотра, тренажеры, ориентиры, указатели: стрела, конус. Маршруты движения на старт от любой точки приземления. Действия парашютиста при приземлении на взлетно-посадочную полосу. Возможные препятствия и помехи правильному приземлению- здания, лес, вода, провода.

 Тема № 6. Управление парашютом. На предпрыжковой подготовке и перед уходом в  ЛА определить направление  и скорость ветра, взять примерный ориентир точки выброски и направления приземления. Составить план прыжка. После раскрытия парашюта, определить точку над которой парашютист находится, опустив взгляд  вертикально под себя. Найти взглядом площадку приземления и соединить ее линией с точкой выброски. Через площадку приземления провести перпендикуляр к этой линии, заходить за который парашютист может только для обеспечения маневра захода на приземление. Наметить на этой линии ориентиры и снижаясь, пересекать ее галсами по змеевидной траектории, по 8-10 сек. в каждую сторону. Парашютист при этом большую часть времени находится боком к площадке приземления и приближается к ней только за счет ветра, как круглый купол, не имеющий собственной скорости.  Таким образом снижаться до высоты 200-300 м. после чего, развернуть парашют по ветру и зайти за площадку приземления до ориентира, намеченного заранее, примерно на 100 м. Развернуть купол против ветра по стреле, показывающей направление приземления. Направление разворота должно быть оговорено на предпрыжковой подготовке. С высоты 50 м. дать куполу полную скорость для разгона и приготовиться к приземлению, направляя парашют, небольшими доворотами, в цель.

Методические указания. Для качественного освоения темы необходим показ заходов с различных направлений, с макетом, картой или фото аэродрома с высоты 1000-метров. Обучение ведется на земле с показом необходимых ориентиров и при радиосопровождении во время снижения. На первом прыжке инструктор подсказывает обучаемому дальнейшие действия, следит за его перемещением, ориентирует его в пространстве по высоте и времени. В дальнейшем парашютисту дается большая свобода действий при построении маневра для захода на цель и, при правильном выполнении этапов прыжка, он приземляется ближе к цели.

 

  Тема № 7.  Летательные аппараты: вертолет МИ – 8, самолеты - АН- 2, АН – 28, Л - 410, основные части, их назначение. Правила поведения в ЛА, порядок размещения парашютистов в салоне, само и взаимоконтроль за зацеплением карабинов, очередность и правила отделения. Сигналы, подаваемые экипажем для парашютистов. Действия парашютистов при отказе и при вынужденном покидании ЛА. Инструктор, выпускающий парашютистов из ЛА, его действия. Практическая тренировка в размещении в ЛА, отделении от ЛА, отсчет времени раскрытия основного парашюта.                                                                               

 

Тема № 8. Особые случаи при выполнении прыжка с парашютом. Обучение действиям при возникновении особого случая.                                                         Наиболее характерные особые случаи:                                                                                          - полный отказ основного парашюта,(не раскрытие, не выход строп, купола из камеры);                                                                                         - частичный отказ основного парашюта(не сход слайдера, перехлест, порыв купола, строп, схлопывание сопел, закрутка строп, обрыв, не расчековка стропы управления);                                                                                                                                           - схождение парашютистов между собой;                                                                                           - спутывание куполов или попадание в стропы другого парашютиста;                                          - зависание за летательным аппаратом(из двери, на хвостовом оперенье);                                                                            - попадание парашюта в ноги или на руку парашютиста;                                                         - раскрытие запасного парашюта совместно с основным (биплан, веер, колокол);                                               - приземления на препятствия, крыши, провода, деревья, воду;                                                                                   - попадание в восходящие и нисходящие потоки,                                                                                     - приземление вне аэродрома на незнакомую площадку приземления;                                                                                                                                - приземление в ветер    больше 8 м \сек. при движении спиной вперед.                                                           Методические указания. В результате обучения действиям в сложной ситуации, практической отработки и тренировки парашютисты   учатся вести отсчет времени, необходимого для раскрытия парашюта, быстро классифицировать возникшую аварийную ситуацию, определять каков отказ и принимать решение для своевременной отцепки основного парашюта и правильного применения запасного.                               Процедура отцепки:-посмотреть на подушку отцепки, прогнуться,-взяться двумя руками за подушку отцепки,-посмотреть на кольцо запасного парашюта,- выдернуть подушку отцепки основного парашюта, выдернуть трос и выкинуть ее, не переставая смотреть на кольцо запасного,- взяться за кольцо запасного парашюта двумя руками -выдернуть кольцо запасного парашюта,- осмотреть купол, расчековать стропы управления, проверить- наполнен, устойчив, управляем (Приложение-2)

Тема № 9.   Обучение и отработка действий в воздухе.                                                          9.1. Правила изготовки к прыжку и отделение парашютиста от ЛА. По команде «Приготовиться» - руки на подвесной системе, ниже кольца и подушки, левая нога на обрезе двери, подбородок поднят вверх, для сохранения вертикального положения. Отделение от ЛА «солдатиком» по команде «Пошел», энергично оттолкнуться перпендикулярно оси ЛА, принять позу «Группировка», отсчитать  время произношением цифр 521, 522, 523.                                                                                                              9.2. Проверить - «Наполнен»- осмотреть купол, проверить правильность его наполнения, «Устойчив»- натяжением освободить стропы управления и опустить слайдер прокачиванием строп- 3 раза, дать скорость, подняв руки со стропами вверх и проверить его устойчивость, «Управляем» - проверка управляемости купола поочередным натяжением строп управления.                                                                                                                           9.3. Слушать радиосопровождение. Осмотр земли, нахождение аэродрома, определение точки над которой находишься. Найти конус и стрелу, управлять куполом, движение должно быть поперек стрелы.                                                                                                              9.4. Провести тренировочное выполнение режима «Подушка», предварительно дав скорость куполу, самостоятельно или по команде инструктора натянуть стропы управления вниз до упора, плавно отпустить и все повторить снова.                                                                                                        9.5. В течение всего снижения осматривать пространство вокруг себя, не допускать сближения с другим парашютистом ближе 50 метров.                                                               9.6. Приземляться строго против ветра! Для этого зайти за площадку приземления и на высоте 100м, при удалении 100м, развернуться по стреле и удерживать это направление до приземления. С высоты 50 м. дать куполу скорость для эффективного выполнения подушки. При приземлении ноги плотно сжать, напрячь, вынести вперед  и слегка согнуть в коленях. Ступни поставить параллельно земле, смотреть в вероятную точку приземления. На высоте 4-5 метров выполнить «подушку», плавно и одновременно натянуть стропы управления до уровня пояса под счет 1, 2, и 3.                                                                                                    9.7. Если купол по ветру протаскивает парашютиста по земле, нужно погасить его натяжением одной из строп управления. При сильном ветре, невозможности подняться на ноги и забежать с подветренной стороны, отсоединить транзит и отцепить КЗУ.                                                                                        4 9.8. После приземления осмотреться вокруг, определить нет ли сверху парашютистов, готовых приземлиться на вас. Если приземлились на ВПП необходимо быстро ее освободить, отойдя в ближайшую сторону.                                                                                         9.9. Собрать стропы скользящей петлей, взять купол на руки и идти на старт, где сдать парашютное снаряжение в целости и сохранности. Если при этом нужно будет пересечь ВПП, нужно убедиться, что полоса свободна, нет на ней и над ней ЛА.                                                                                                                               Методические указания.  Действия парашютиста отрабатываются с различными вводными на особые случаи или раскрытие запасного парашюта при разных отказах. Отработка приземления при подскоках, при прыжках со ступеней лестницы, на качающейся подвесной системе, на разновысоком трамплине, с падением на бок, с перекатом, с движения спиной вперед, с кувырком назад, при этом подбородок опустить на грудь, округлить спину и сгруппироваться. Руки выставлять навстречу земле НЕЛЬЗЯ. Учитывая что данное задание завершает наземную подготовку к практическому выполнению прыжка с парашютом, необходимо проявить максимум требовательности к обучаемым и дать им такое количество тренировок, чтобы все действия парашютиста при выполнении прыжка с парашютом были отработаны до полного усвоения и автоматизма.

 

Тема № 10. Парашютисты должны знать, что высокая дисциплина и четкая организация при проведении прыжков, беспрекословное выполнение указаний инструкторского состава, строгое выполнение задания на прыжок, полное усвоение всего объема теоретических знаний, качественная отработка элементов прыжка на наземной подготовке, удобное устройства в подвесной системе – необходимое условие соблюдения мер безопасности. Также выполнение  требований к экипировке  и использованию специального снаряжения: жесткая каска, оборудованная радиостанцией, специальные ботинки, без крючков, не мешающий движениям комбинезон или спортивный костюм, перчатки, высотомер, стропорез. Медицинский контроль. Парашютист должен быть здоровым, недомогания не должны отвлекать его внимание от прыжка. Ежедневно перед выполнением прыжков проводится медицинский осмотр. Для предупреждения травматизма, необходимо использование спецснаряжения, бинтования, проведение качественной разминки, соблюдение принципа постепенности и последовательности в освоении новой парашютной техники. Прыжки парашютом для начального обучения проводятся при ветре не более 8 м\сек. Ознакомительный  прыжок выполняется один, в последующие дни можно выполнять по два, а после выполнения 10 прыжков, по три прыжка в день.

Тема № 11.  Оформление документов, анкет, страхование, разрешений родителей Медицинское обслуживание прыжков, требования. Плановая таблица прыжков, журнал прохождения программы подготовки, рапорт инструктора о сдаче зачета и допуске каждого члена группы к выполнению прыжка                                                                                                                                           Проведение зачета и определение годности каждого занимающегося к прыжку.                                                                                                                   

Упражнение № 2. Прыжок на отработку техники управления куполом                                                   с принудительным раскрытием основного парашюта типа «Крыло»                                                                                      Условия выполнения:    - высота-1200 метров                                                                                            5Парашют студенческий -крыло- «Арбалет», «Инсайдер»,»Соло» с принудительным раскрытием, с радиосопровождением с земли инструктором                                                                                

 

ИНСТРУКЦИЯ

проверяющему на линии стартового осмотра парашютистов.

                                                                                                                                                                                             При проверке следовать следующему принципу:                                      спереди - сверху-вниз,                сзади - сверху-вниз.                                                        Глаза следуют за руками и вслух проговаривается, что проверяется.                                                                                     1 этап[vt1]. СНАРЯЖЕНИЕ:                                                                                                                                        Шлем-пригоден, застежка исправна, радиостанция проверена  Очки-закреплены, чистые,                                                                         Комбинезон-по размеру, застежка исправна,                                             Телефон- в кармане застегнут (в мешочке),                                                                                                Обувь-по размеру, по сезону, без открытых крючков и пряжек, шнурки надежно завязаны,                                                                            Перчатки-удобные для прыжков, по сезону,                                                     Высотомер -установлен на ноль                                                                  Цепочки, кольца, браслеты- отсутствуют                                                        Парашют- подгонка подвесной системы по росту, грудная перемычка, ножные обхваты застегнуты, подтянуты                                                            2 этап. ОСМОТР СПЕРЕДИ: 1. Звено отцепки КЗУ-правильно смонтировано, петля зачековки исправна, трос отцепки без повреждений, убран в предохранительный клапан                                                 2. Транзит- подсоединен, правильно                                                                                3. Шланги отцепки и ПЗ- крепление на месте, без повреждений,                      4. Кольцо ПЗ и подушка отцепки- крепление в карманах подвесной системы(осмотр текстильной застежки).                                                                  3 этап. ОСМОТР СЗАДИ 1. Страхующий прибор- включен,                             2.ПЗ - состояние и положение шпилек, трос, петля зачековки без повреждений, транзит подсоединен, пломба на месте                                         3. Свободные концы- не перекручены                                                                            4. Клапана- предохранительные ПЗ и боковые ОП заправлены,                         5. ОП -зачекован правильно, петля зачековки в хорошем состоянии, 6. Предохранительный клапан ОП закрыт правильно.                 

Методические указания. Экскурсию нужно проводить в день прыжков, чтобы учащиеся могли ознакомиться с их организацией, инструкторским составом, местами расположения помещений и тренажной аппаратуры Укладка парашютов. Изучить действия парашютиста при столкновении с другими парашютистами в  

Использование запасного парашюта при полном и частичном отказе основного купола, при спутывании куполов и при зависании за самолетом.

 

.                                                                                  

Отработка на тренажере, в подвесной системе комплекса действий парашютиста при выполнении прыжка с парашютом.

    

Метеорология.    Подготовка к приземлению. Положение ног и корпуса парашютиста при различной скорости ветра. Правила приземления на препятствия, на лес, на воду. Гашение парашюта.

Выполнение прыжков с парашютом

 

[vt1]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: