ТЕМА 1: Педагогика как наука. Система педагогических наук
Задание: Прочитать. Основное законспектировать.
История педагогики.
Свое название педагогика получила от греческих слов "раida - пайдос" - ребенок и "gоgоs - аго" - вести. Прямой перевод слова "пайдагогос" означает "проводник ребенка". Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших в школу ребенка своего обладателя. Преподавал в школе нередко также раб. Эти рабы сопровождали детей состоятельных римлян в школу, служили им, учили. Их впервые начали называть педагогами. Так возникло название профессии и образовался термин "педагогика". Постепенно этот термин стали употреблять в более широком смысле, как искусство вести ребенка в течение жизни и развития.
Некоторое время бытовало мнение, что педагогика - это искусство воздействия воспитателя на воспитанников, но педагогика - это не только искусство, но и наука, имеет свои объективные законы и закономерности. До недавнего педагогику рассматривали как науку о воспитании, обучение и образование подрастающего поколения. Но развитие человеческого общества указывает на то, что воспитание и обучение должны осуществляться не только в период детства, но и охватывать весь период жизни человека.
|
|
Итак, распространенным в современной педагогике является определение: педагогика - это наука о воспитании, образовании и обучение людей на всех этапах их возрастного развития. Наиболее кратко педагогику можно определить как науку о воспитании людей. Однако, чтобы глубже понять и для чего исследует современная педагогика, обратимся к истории ее становления как самостоятельной научной отрасли.
Практика воспитания появилась вместе с первыми людьми и будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество. Его необходимость обусловлена как самой природой человечества, так и социальными факторами: старшие поколения всегда беспокоиться о том, чтобы молодежь овладела знаниями и опытом, умела использовать созданные ими производственные силы и духовные ценности, была подготовленной к труду и общественной жизни. Путем воспитания молодежи старшие поколения готовят для себя смену.
В истории развития педагогической науки можно выделить три основных этапа ее становления, исходя из степени научной разработанности педагогических знаний:
I этап, донаучный, продолжался до XVII века и характеризовался накоплением значительного фонда эмпирического материала в виде отдельных разрозненных педагогических сведений, которые фиксировались в форме верований, правил, требований, традиций, обычаев, обрядов, составляющих ныне основу народной педагогики; теоретическим осмыслением эмпирического учебно -воспитательного опыта в философских трактатах; возникновением и закреплением в использовании ряда педагогических понятий.
|
|
II этап, концептуальный, длился с конца XVII до начала XX века и характеризовался созданием отдельных теоретических концепций воспитания и образования при доминирующей роли теории обучения; накоплением фактического материала и опыта педагогической деятельности; выделением и обоснованием ведущих компонентов научно-педагогических знаний (принципов, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса). Однако анализ педагогической литературы того времени свидетельствует об отсутствии четкого разграничения сфер деятельности процессов воспитания и обучения отождествление понятий "воспитание", "обучение", "образование", возможность целостной разработки научных основ педагогики в контексте уровня развития науки того времени.
III этап, системный, длится с начала XX века и характеризуется высоким уровнем обобщения, систематизации и структурирования педагогических эмпирических знаний, полученных в результате проведения многочисленных педагогических экспериментов; дальнейшим развитием категорийного аппарата науки; созданием целостных научно обоснованных систем организации учебно-воспитательного процесса; становлением педагогики как научной системы.
Педагогика как отдельная наука впервые заявила о себе в XVI веке благодаря труду чешского педагога Яна Амоса Коменского «Великая дидактика». До этого периода она была составной частью философии.
Воспитание возникает на раннем этапе первобытнообщинного строя в связи с появлением разделения труда, с необходимостью передачи приобретенных знаний и умений молодому поколению для подготовки их к жизни. Следовательно, труд стала главным фактором появления воспитания. В то время дети усваивали полученный опыт во время совместной работы и общения, воспитания было одинаковым для всех детей рода или племени, оно еще не осуществлялось специальными людьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Развитие общества, появление рабовладельческого строя, дальнейшая дифференциация труда привели к возникновению специальных учебно-воспитательных учреждений и появления людей, профессией которых было обучение и воспитание детей.
Первые исторические сведения о школах для мальчиков имеем из Древнего Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции. Появление частной собственности, классов и государства придает воспитанию классового характера: дети разных классов получают разное воспитание и обучение.
Древняя Греция дала нам примеры зависимости воспитания и от социально-экономических условий. Две противоположные школы - спартанская и афинская - свидетельствуют об этом. Главной целью спартанского воспитания было воспитание мужественного, физически развитого воина, способного выживать в трудных обстоятельствах. Именно на это была направлена система спартанского воспитания, которая была всесторонне покорена интересам Спарты и носила общественный характер. Афины, которые были центром торговли, ремесел, науки и искусства, целью воспитание брали воспитания гармонично развитого человека, объединяющая развитие ума и эстетического вкуса с физическим совершенством. Единственное, что объединяло эти школы - презрение к труду, как дела, которым должны заниматься только рабы.
В Древней Греции зародились первые педагогические теории о развитии личности. Среди их авторов - Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Протагор и другие.
Античном идеала физической силы и красоты христианство противопоставляло человека, озабоченную спасением души, самовоспитанием внутреннего, а не внешнего начала. Учение философов Средневековья (Августин Блаженный, Северин Боэций, Фома Аквинский) определили отдельное направление в развитии педагогической мысли о формировании личности, основанного прежде всего на принципах христианства. Средневековья дает нам два вида воспитания: рыцарское и духовное, которые отличаются друг от друга. Духовное, церковное воспитание главной целью ставило изучению Священного Писания и различных научных трудов, его толковали, отсюда его догматический характер и зубрежки, как единая методика преподавания.
|
|
Эпоха Возрождения выступает за освобождение личности от феодального угнетения и религиозного аскетизма. Главным принципом этой эпохи был гуманизм, есть любовь и уважение к человеку, которая рассматривается как центр Вселенной. Выдающиеся философы предлагают гуманное отношение к детям, всестороннее развитие личности. Гуманизм Возрождения способствует развитию педагогической мысли, философы и педагоги (Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский) ищут новых и лучших способов воспитания и обучения, главным образом для того, чтобы воплотить в жизнь идею воспитания личности.
Прочитайте и законспектируйте информацию о деятельности выдающихся педагогов разных эпох!
Развитие общества, появление на исторической арене нового класса - буржуазии, необходимость развития производства привели к необходимости возникновения достаточно большого количества образованных людей. Именно в это время (XVII в.) Педагогика выходит из состава философии и начинает формироваться как отдельная наука. Этот процесс связан с именем Яна Амоса Коменского, выдающегося чешского педагога, который в своей книге "Великая дидактика" теоретически обосновал принципы, методы и формы обучения, которые стали основой классно-урочной системы, которая действует и сегодня.
В XVIII в. появляется целая плеяда ученых-энциклопедистов, просвитян, благодаря кому эта эпоха вошла в историю, как эпоха Просвещения. Среди них особое внимание проблемам воспитания уделяли Франсуа Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1713-1784), Жан-Жак Руссо (1712-1778). В Англии систему воспитания добродетельного и деятельного джентльмена предложил Джон Локк (1632-1704).
|
|
Дальнейшая история педагогики связана с именами Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) - основателя теории и практики начального воспитания и обучения, а также основателя специального педагогического образования Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), который сделал попытку теоретически обосновать педагогику с помощью философии и психологии; Адольфа Фридриха Вильгельма Дистервега (1790-1866), который выдвинул идею общечеловеческого воспитания и др..
Всемирную славу отечественной педагогической науке принес К.Д. Ушинский (1824-1870), который отстаивал принцип народности обучения и воспитания детей.
Во второй половине XIX - начале XX в. в Украине большое внимание проблемам образования и воспитания уделяют известные писатели, деятели культуры и искусства, просвитяне - Т.Г. Шевченко (1814-1861) - "Букварь южнорусский" (1861), Грабовский (1864-1902), Леся Украинский (1871-1913), О.В. Духнович (1803-1865)
Заслуживает внимания советский период развития педагогики, связанный с именами С.Т. Шацкого (1878-1934), П.П. Блонского (1884-1942), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970), а также педагогика сотрудничества, предложенная ПИ. О. Амонашвили, В.Ф. Шаталова и др..
Системный период развития педагогических знаний, который начался в начале XX века, продолжается до сих пор и характеризуется дальнейшим развитием всех отраслей педагогики; высоким уровнем обобщения и классификации понятийного аппарата науки; развитием педагогики как научной системы.
Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.
Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.
Функции педагогической науки. Прежде всего, это:
1. Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
§ описательном, объяснительном;
§ диагностическом;
§ прогностическом.
2. Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
§ проективном;
§ преобразовательном;
§ рефлексивном.
Задачи педагогики:
1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.
2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.
3. Прогнозирование образования - педагогическая футурология.
4. Внедрение результатов исследования в практику.
Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:
1. Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?
2. Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?
3. Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?
Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них.
Педагогический процесс –главное понятие педагогики- специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс включает в себя процессы: ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ (это главные категории)
Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей. Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.
Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Содержание образования – педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности.
Структура содержания образования:
1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности.
2. Опыт осуществления способов деятельности, известных обществу (система умений и навыков).
3. Опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру.
4. Опыт творческой деятельности.
Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).
Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.
Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).
Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем - внутринаучная дифференциация, и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем. Затем, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. И действительно, самые интересные открытия происходят на стыке наук. Педагогика постоянно развивается, идет накопление знаний, опыта, поэтому мы говорим о системе педагогических наук.
В настоящее время педагогика представлена большим количеством научных дисциплин и отраслей. Назовем основные из них:
1. Общая педагогика – научная дисциплина, изучающая общие закономерности педагогического процесса (образования, воспитания, обучения) человека, развития и формирования личности, разрабатывающая общие основы организации и осуществления педагогического процесса.
2. Теория обучения (дидактика) – изучает закономерности процесса обучения.его содержание, принципы, формы, методы, средства, технологии.
3. Теория воспитания – научная дисциплина, изучающая целенаправленный процесс формирования личности и коллектива.
4. Теория управления изучает процесс управления педагогическими (образовательными, воспитательными) системами, его закономерности, функции. Условия развития.
5. Частные дидактики или методики преподавания различных учебных дисциплин, изучаемых в школе, ссузе, вузе, а также методика воспитания.
6. История педагогики изучает развитие образования, школы и педагогической мысли в различные исторические эпохи.
7. Сравнительная педагогика изучает состояние и основные тенденции развития образовательных систем в различных странах в сопоставительном плане.
8. Возрастная педагогика изучает процесс образования (воспитания, обучения) человека в различные возрастные периоды его развития.
9. Отрослевая педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессии.
10. Семейная педагогика изучает процесс формирования личности в семье, т.е. воспитательную функцию семьи.
11. Этнопедагогика сформировалась ка теоритическое осмысление народной педагогики. Изучает специфику народного воспитания, традиции, обычаи, ритуалы воспитания.
12. Информационная педагогика – перспективная отрасль педагогики, занимающаяся исследованием информационных процессов в системе образования и управления образованием.
13. Социальная педагогика – «наука о воспитательных влияниях среды».
14. Коррекционная педагогика.
Педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами. К смежным с педагогикой наукам относится: философия, социология, психология, физиология и др..
Важным для педагогики являются науки, исследующие строение и развитие человеческого организма в норме и патологии, условия, необходимые для нормального физического и психического развития, психику человека в целом, его духовное развитие, социализацию. К ним относится: анатомия, физиология, гигиена, психология, социология.
Гуманитарные науки, изучающие духовный мир человека в различных его проявлениях, также дают педагогике необходимый материал для исследования явлений образования.
Педагогика исследует проблемы формирования духовного мира человека и в этом ей помогают данные таких наук, как эстетика, логика, этика, гносеология, филология, литература, история, правоведение, религиоведение, лингвистика и др.
Естественные науки, изучающие мир неживой и живой природы, их взаимосвязь и взаимодействие человека с этим миром, дают педагогике важные сведения для исследования проблем образования.
Математические и технические науки обеспечивают педагогику необходимыми средствами для диагностической и исследовательской деятельности, организации процесса образования.
ТЕМА 2: Педагогика как теория обучения.
Задание:
1.Прочитать. Основное законспектировать.
2. Описать Современные концепции развивающего обучения, например, концепция Л. В. Занкова, Д. Б.Эльконина - В. В. Давыдова, или иные концепции их применение в учреждениях культуры и учреждениях дополнительного образования.
4. Проанализировать содержание государственного образовательного стандарта
СПО по специальности «Социально-культурная деятельность».
5.Привести примеры на все виды инновационных методов обучения (см последнюю таблицу)
Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования убеждений...
Дидактика формулирует принципы обучения.
ВАЖНО:
Принципы обучения определяются на основе выявленных закономерностей процесса обучения. Закономерности обучения – это объективно существующая, повторяющаяся связь между явлениями и процессам обучения. К закономерностям обучения относят:
1) процесс обучения закономерно связан с процессами образования, воспитания и развития;
2) процесс обучения закономерно зависит от внешних условий, в которых он протекает;
3) процессы преподавания и учения закономерно связаны в целостный процесс;
4) содержание обучения зависит от его задач, отражающих потребности общества, уровень развития науки и культуры;
5) методы и средства обучения закономерно зависят от задач и содержания процесса обучения.
Принципы обучения – это исходные положения, которыми учитель руководствуется в своей практической работе. К основным принципам обучения относят следующие:
1) научность обучения. Означает опору на науку как источник содержания образования; требует изучения научных фактов и предполагает передачу учащимся системы научных знаний (истинность и непротиворечивость, устоявшиеся и проверенные практикой);
2) принцип систематичности и последовательности. Отражает необходимость построения обучения в строгой логической последовательности: новые знания должны опираться на ранее усвоенные. Требует систематической работы по повторению, систематизации и обобщению изучаемого материала;
3) принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью. Требует понимание значения теории в жизни, применения теоретических знаний для решения практических задач;
4) принцип сознательности и активности. Предполагает осмысление изучаемых фактов для прочного их усвоения; стремления учеников к знаниям. В реализации этого принципа важное значение имеет умелое использование учителем разнообразных приемов, вызывающих интерес школьников к знаниям;
5) принцип наглядности. Требует систематического применения наглядности при обучении: непосредственного наблюдения и изучения предметов, явлений, событий. Виды наглядности: 1)естественная (реальные предметы и явления); 2) объемная (модели, макеты, муляжи, геометрические фигуры); 3) картинная и картинно-динамичная (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы); 4) символическая и графическая (диаграммы, графики, схемы); 5) звуковая (записи, фонограммы, чтение, радио, лингофонные записи). Следует иметь в виду, что чрезмерное использование наглядности препятствует развитию абстрактного мышления.
6) Принцип доступности. Отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности. Сделать обучение доступным означает: 1) определение его содержание с учетом познавательных возможностей учащихся; 2) определение по каждому предмету уровень теоретической сложности материала, доступный для детей данного возраста и развития; 3) использование в обучении фактического материала и доходчивое его изложение с тем, чтобы подвести учащихся к теоретическим выводам и обобщениям.
ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ