Программное содержание

Конспект занятия по звуковой культуре речи (средняя группа).

                                  Тема: Знакомство со звуком С.

Автор: М. М. Карлагина

Программное содержание

Цели:

1. Познакомить детей со звуком С и буквой С. Учить произносить звук С

изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи.

2.Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи; умение говорить четко, громко, неторопливо.

3.Способствовать развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять наличие звука С в словах.

4.Развивать речевое дыхание, формировать правильный длительный выдох.

5.Развивать воображение, память, внимание.

6.Развивать связную речь, ее выразительность.

7.Обогащать словарный запас детей, активизировать словарь.

8.Формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

9.Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Словарная работа: самокат, колесо, оса, солнышко, насос.

Формы организации:

- фронтальная работа,

- индивидуальная работа.

Методические приемы:

1.Художественное слово.

2.Физминутка «Насос».

3.Пальчиковые игры «Компот», «Солнышко».

4.Словарная работа:

- обогащение словарного запаса,

- активизация словаря.

5.Поисково – исследовательская деятельность.

6.Использование игр по формированию лексико – грамматического строя речи:

- «Назови ласково»,

- «Кто больше?», (нахождение предметов с заданным звуком С),

7.Использование элементов театрализации (кукла Мишутка).

8.Использование наглядности:

- предметные картинки,

- аудиозапись «Физзарядка», «Звук «Ой»», «Логопедическое упражнение»;

-Видеоролик «Умачка» «Звук «С»»

9.Беседа.

10.Создание проблемной ситуации.

Оборудование:

1.Предметные картинки: Паровозик с буквой «С», предметные картинки начинающиеся с «С» и другие картинки начинающиеся с других звуков. (на каждого ребёнка).

2.Кукла Мишутка.

3. Монитор.

4. Магнитофон.

5.Флэшки.

6. Игрушечный самокат.

Организационный момент:

Дети заходят в группу под музыку, встают в круг и идут по кругу.

Девочка встаёт в круг показывает детям движения. Дети повторяют за ней. Ход занятия:

Вдруг издалека доносится чье – то жалобное хныканье: «Ой – ой – ой, ай – ай – ай…»(аудиозапись). Дети стоят в кругу.

В: Дети, вы слышите, кто – то плачет? Посмотрим, может кому – то нужна наша помощь? (Дети ищут кто плачет, по группе). 

В: Смотрите –воспитатель надевает на руку куклу- Мишку.

В: Как тебя зовут малыш и почему ты плачешь?

М: Я – а – а, Мишутка, а плачу, потому что мне больно.

В: Что же у тебя болит, Мишутка? -кукла не отвечает.

В: У тебя носик болит? – кукла не отвечает.

В: У тебя ушко болит? – не отвечает.

В: У тебя лапка болит? – но Мишутка молчит.

В: «Дети, спросите, пожалуйста, что же у Мишутки болит?» (дети обращаются к кукле с вопросом и Мишутка отвечает:«У меня щека болит»)

В: « Дети, спросим у Мишутки, что случилось?»

 Рассказ Мишутки:

Я катался в лесу на самокате и нечаянно колесом наехал на куст с осиным гнездом. Осы рассердились и начали меня кусать. И теперь у меня щека распухла и болит. Скажите, ребята, а вы падали с самоката, когда учились кататься? (ответы детей). А я не знаю, что мне делать, как вернуться домой, колесо у самоката спустилось. Вы поможете мне накачать колесо? (ответы детей).

Физминутка «Насос» (  дети стоят полукругом).

М; Спасибо вам, мальчишки и девчонки, за помощь. Уф, я так устал и пить хочется. А вы хотите пить? Давайте вместе сварим вкусный компот!

Пальчиковая игра «Компот» ( проводится сидя на ковре).

- Будем мы компот варить, (большим пальцем правой руки делаем круговые движения по ладошке левой руки).

- Фруктов нужно много, вот! (прижимаем к ладошке мизинчик)

- Будем сливу мы крошить, (безымянный пальчик)

- Будем ананас рубить. (средний пальчик)

- Апельсин отдаст нам сок (указательный пальчик)

- И положим сахарок! (пальцы прижаты к ладошке, большой пальчик смотрит вверх).

М: Дети, я хочу Вам что-то показать.Хотите  посмотреть!

Д: Да. Присаживаются на стулья и смотрят видеоролик «Умачка. Звук «С»»

М: Сейчас я проверю, какие вы внимательные. Какие слова со звуком «С» вы запомнили? Поднимите руку, кто запомнил. (индивидуальный опрос детей).

М: Дети, какие вы веселые, дружные! А вам нравится играть? Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру. Проводится игра «Найди картинку с буквой С» ( Дети садятся за столы. Мишутка проверяет правильность подбора картинок. Индивидуальный опрос).

М: Вы так хорошо отвечаете, так четко, красиво произносите слова, так много знаете и умеете. А я еще маленький и многого не умею и не знаю. Дети, я хочу научиться говорить ласковые слова. Вы мне поможете? (ответы детей).

Игра «Назови ласково». Дети подходят к столу и берут 1 предметную картинку (картинки все на звук с), встают в круг и называют ласково. Например: «У меня солнце. Я назову ласково «солнышко»».

М: Вы так хорошо отвечаете, так четко произносите слова со звуком «С». А я еще маленький, не умею произносить звук «С», получается у меня «Ф», научите меня?

Д: ДА. (Дети присаживаются на ковёр). Включается аудиозапись чистоговорка (дети повторяют и проговаривают)

Ся-ся-ся, ся-ся-ся - не поймали карася.
Се-се-се, се-се-се - карасей ловили все.
Си-си-си, си-си-си - в водоеме караси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся - вот поймать бы карася!
Са-са-са, са-са-са - ой-ой-ой летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су - видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са - отгадайте, где оса.

Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.

М: Спасибо вам, дети! Я научился произносить звук «С» чётко, правильно. Послушайте: СА-СА-СО-СО

Мне от этого  хорошо и тепло, как – будто светит солнышко! И я хочу подарить вам свою любимую игру. Дети встают, стоят в кругу.

Пальчиковая игра «Солнышко»:

Маленькое солнышко

Я держу в ладошках (показываем ручками маленькое солнышко)

А большое солнце

Вижу из окошка (ручки наверх, обводим руками себя – «большое солнце»)

Маленькое солнышко я беру руками (показываем маленькое солнышко)

А большое солнце

Высоко над облаками (поднимаем руки над головой и смотрим наверх)

Маленькое солнышко

Мне в ладошки светит (показываем руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Светит всей планете! (поднимаем руки над головой и разводим в стороны)

М: Я рад, что у меня такие умные, добрые, веселые друзья! А мне пора домой и на прощание я хочу подарить вам раскраску «Солнышко» (дарит детям раскраски). Пусть оно вас всегда согревает и напоминает обо мне. Дети, а  как же я поеду? Ведь на самокате спустилось колесо. Вы поможете мне его накачать? (ответы детей).

  Физминутка «Насос»  и Мишутка уезжает на самокате.












Итог занятия.

В: Дети, с каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Правильно, со звуком С. Мишутке очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво произносили слова со звуком С.  Назовите предметы, в названии которых есть этот звук. Молодцы!

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: