Технология обучения тактическим действиям

Основной понятийный аппарат

Обучение рациональной технике основных игровых приемов на учебных занятиях по спортивным играм не должно быть самоцелью, так как даже самая совершенная техника не гарантирует успеха в игровом противоборстве с соперником. Наряду с уровнем владения техникой игры не менее важным представляется еще один аспект подготовлен­ности занимающихся – тактическая выучка.

Каждый технический прием или сочетание приемов в игре при­меняется в конкретной ситуации: на определенном участке пло­щадки, при определенном расположении игроков своей команды и соперников, на определенной стадии развития атакующих или защитных действий, в борьбе с определенным противником, в контексте текущего счета и т.д. Именно адекватность и своевре­менность использования в пространстве и во времени того или иного элемента технического арсенала предопределяют результа­тивность игровых действий отдельных игроков, а степень взаимо­понимания и уровень слаженности взаимодействий между члена­ми команды – командный результат в данном игровом эпизоде и в игре в целом.

Характер и содержание индивидуальных действий и взаимодей­ствий игроков-партнеров в каждый игровой момент обусловлены из­меняющимися условиями их выполнения, а осмысленный выбор диктуется избранной тактикой игры.

Тактика игры – это рациональное, целенаправленное исполь­зование способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом осо­бенностей конкретного соперника и складывающихся условий игро­вого противоборства. Другими словами, это адекватное игровым си­туациям применение многообразия техники игры. Процесс обучение тактике игры должен быть специально организован.

Если в процессе обучения технике игры занимающиеся осваива­ют структуру движений, игровые умения и навыки, то в ходе освоения тактики игры они получают знания и умения примене­ния этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над потенциально возможным или конкретным против­ником.

Уровень тактической оснащенности игроков создает предпосыл­ки для максимального использования в игре их технического потен­циала. В то же время, чем совершеннее техника игрока, тем больше возможностей для расширения его тактической подготовлен­ности, выработки разнообразной командной тактики.

Существование столь тесной и взаимообусловленной связи меж­ду техникой и тактикой в спортивных играх позволило при характери­стике индивидуальной активности игроков ввести специальное по­нятие – технико-тактическое действие. Оно рассматривается как структурный элемент игровой деятельности отдельных игро­ков.

Взаимно скоординированные и согласованные в пространстве и во времени технико-тактические действия нескольких игроков одной команды определяются как тактическое взаимодействие.

А при характеристике целостных командных действий использу­ется термин система игры, подразумевающий специфическое вза­иморасположение и взаимодействия всех игроков команды, объеди­ненные единой целевой направленностью (например, в баскетболе система игры в нападении с одним центровым; личная система игры в защите и т.п.). Подчеркивается взаимосвязь и согласованность действий всех игроков в рамках единой концепции ведения игры.

Структурной единицей командных действий в нападении являет­ся комбинация – это заранее разученные и целенаправленные вза­имодействия нескольких или всех игроков в пределах конкретной системы игры, направленные на создание благоприятных условий для завершения атаки.

Существует также термин форма ведения игры – это внешнее проявление действий команды в рамках решения определенных так­тических задач. Форма ведения игры может быть активной или пас­сивной, что проявляется в наступательном или оборонительном ха­рактере действий команды. Примером активной формы ведения игры в защите могут служить агрессивные действия по всей пло­щадке или на отдельных ее участках (личный или зонный прессинг) с постоянным «давлением» на мяч, оттеснением соперника с мячом в нужном направлении и в определенное место с дальнейшей орга­низацией группового отбора. В нападении это стремительный переход к атакующим действиям при овладении мячом с последую­щей организацией скоростной атаки. При пассивных формах веде­ния игры в защите команда предоставляет соперникам относительную свободу за пределами возможных прицельных дей­ствий со спортивным снарядом, а в напа­дении предпочитает длительный розыгрыш с использованием многоходовых комбинаций.

Бесконечному многообразию возможных игровых ситуаций соответствует наличие многочисленных адекватных такти­ческих действий отдельных игроков, группы игроков и команды в целом. Их можно систематизировать согласно общим признакам.

Индивидуальные действия – это самостоятельные действия игрока, направленные на решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнера.

Групповые действия – это взаимодействия двух или трех игро­ков в рамках выполнения командной задачи.

Командные действия подразумевают взаимодействия всех игро­ков команды, направленные на решение задач ведения игры.

В свою очередь, каждая из выделенных групп объединяет несколь­ко видов, способов и их вариантов, которые определя­ются формами ведения игры, содержанием конкретных игровых дей­ствий и особенностями выполнения.

Необходимость эффективной организации действий команды тре­бует распределения функций между игроками. Тем самым конкре­тизируются задачи и роль каждого находящегося на площадке игро­ка при организации атакующих и защитных действий.

 

Технология обучения тактическим действиям

Обучение тактике игры начинают по мере овладения занимаю­щимися техникой нападения и защиты.

Как и при изучении техники, первенство отдается игровым действиям в нападении. А на этапе их совершенствования обучают тактическим контрдействиям в защите.

Основу успешных тактических действий спортсмена в игре со­ставляют уровень развития специальных качеств и способностей (бы­строты простых и сложных реакций, ориентировки в пространстве; быстроты тактического мышления и ответных действий и т. п.); сте­пень владения основными приемами техники и умение гибко ис­пользовать их в изменяющихся условиях; диапазон теоретических знаний по тактике игры.

Действия отдельных игроков служат структурными элементами тактических взаимодействий группы игроков и команды в целом. Здесь результативность обеспечивается взаимопониманием и согла­сованностью действий всех партнеров.

В процессе обучения каждому разделу тактики игры условно вы­деляют несколько этапов.

На первом этапе ведется работа по развитию у занимаю­щихся специфических качеств и способностей, которые составляют основу успешных тактических действий. Ведущее место здесь зани­мают подготовительные упражнения для развития быстроты реакций и ориентировки; упражнения на переключение от одних двигатель­ных действий к другим, подвижные и спортивные игры, специаль­ные эстафеты.

На втором этапе в ходе совершенствования технических приемов целенаправленно формируются тактические умения, т. е. разучиваются индивидуальные тактические действия.

Ученикам рассказывают о назначении и возможных условиях вы­полнения изучаемых приемов. По мере усвоения основ движения в упрощенных условиях прием выполняется в вариативных ситуациях: в ответ на звуковые или зрительные сигналы; в ответ на изменение расположения соперников или партнеров; в ситуации выбора ответ­ных действий только на определенные сигналы и т. п. Далее условия усложняются введением различного рода помех. Вначале пассивного характера, а затем с постепенным увеличением активности противо­действия. Поиск рациональных способов преодоления этих помех и многократное повторение правильно выбранного способа действий составляют основу формирования индивидуальных тактических уме­ний. Затем они закрепляются в условиях игрового единоборства.

Третий этап обучения тактике игры направлен на усвоение тактических взаимодействий нескольких игроков.

Любое групповое действие игроков разучивается в такой после­довательности:

1)  рассказ и показ на схеме или демонстрационной доске взаимо­действий нескольких игроков;

2) разучивание направления, характера перемещений и содержания действий каждого игрока непосредственно на площадке в условиях пассивного противодействия соперника и в замедленном темпе;

3)  воспроизведение взаимодействия на контролируемой скорости и с ограниченной активностью соперника, задаваемой педагогом;

4) то же, но с активным противодействием в игровых условиях на ограниченном участке площадки;

5) выполнение изучаемого взаимодействия в двусторонней учеб­ной игре без каких-либо ограничений активности нападающих и за­щитников.

Групповые действия игроков составляют основу различных так­тических систем ведения игры, в которых участвуют все игроки ко­манды, т.е. являются структурными компонентами командных действий в нападении и защите.

Четвертый этап обучения тактике игры посвящен освоению взаимодействий между всеми игроками команды, нахо­дящимися на площадке.

Командные действия изучаются в той же последовательности, что и групповые. В ходе обучения игроки, прежде всего, должны усвоить начальную расстановку на площадке. Затем они подробно знакомятся со всей схемой маневрирования и содержанием действий. Далее уточняются отдельные звенья взаимодействий и, наконец, дей­ствия всех игроков снова сводятся воедино.

Следует подчеркнуть, что командные тактические действия изуча­ются при участии большого количества игроков и в условиях двусто­роннего противоборства, что создает определенные трудности на от­дельных этапах обучения. Преодолению возможных трудностей спо­собствует введение плановых ограничений в действия обороняющих­ся или нападающих в пространстве и во времени. Наиболее распро­страненными из них являются: регламентирование участков площад­ки, где разрешены или запрещены те или иные технико-тактические действия; жесткое лимитирование количества повторений опреде­ленных приемов и их сочетаний в одной игровой фазе; временный запрет на некоторые действия; уменьшение или увеличение времени владения мячом и др.

Пятый этап обучения тактике игры – этап комплексного со­вершенствования изученных тактических действий. Он характе­ризуется их многократным воспроизведением в различной последо­вательности и в разных сочетаниях в игровых условиях.

Это могут быть двусторонние учебные игры с различным числен­ным составом команд: при количественном равенстве или неравенстве игроков. Стимулировать выполнение установок на игру можно поощрением в виде начисления дополнительных премиальных очков за успешное воспроизведение заданных технико-тактических действий либо на­казанием в виде наложения «штрафных» санкций путем лишения уже набранных очков в случае отсутствия попыток их применения.

Наиболее объективным критерием усвоения тактики игры и в то же время действенным средством ее дальнейшего совершенствова­ния является участие занимающихся в соревнованиях различного уровня: чемпионатах класса, школы, города, области и т.д.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учебное пособие для вузов / Д.И. Нестеровский. – 3-е изд. – М.: Академия, 2007. – 335с.

2. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учебное пособие для вузов / Д.И. Нестеровский. – Ч. 2. Основы обучения тактике игры. – Пенза: ПГПУ 2002. – 231с.

3. Нестеровский, Д.И. Баскетбол в школе. Уроки в 5-11 классах: учебное пособие для студентов вузов, учителей школ, специалистов баскетбола / Д.И. Нестеровский, М.А.  Павлова. – Пенза: ПГПУ, 2010. – 276 с.

4. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учебник для вузов / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 517с.

5. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства: Учебник для вузов / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – 3-е изд. Пер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007,2008. – 396с.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение и характеристику базовым понятиям: «тактика игры», «технико-тактическое действие», «тактическое взаимодействие», «систе­ма игры», «комбинация игры», «форма ведения игры».

2. Расскажите о структуре и содержании обучения тактике игры с характе­ристикой используемых на 1-м этапе дидактических средств и мето­дов.

3. Расскажите о структуре и содержании обучения тактике игры с характе­ристикой используемых на 2-м этапе дидактических средств и мето­дов.

4. Расскажите о структуре и содержании обучения тактике игры с характе­ристикой используемых на 3-м этапе дидактических средств и мето­дов.

5. Расскажите о структуре и содержании обучения тактике игры с характе­ристикой используемых на 4-м этапе дидактических средств и мето­дов.

6. Расскажите о структуре и содержании обучения тактике игры с характе­ристикой используемых на 5-м этапе дидактических средств и мето­дов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: