Художественная культура эпохи Возрождения

Время, пришедшее на смену Средневековью, отмечено такими удивительными свершениями во всех областях человеческой деятельности, что ему найдется немного параллелей в истории мировой культуры. Новая эпоха получила название Возрождение (франц. Ренессанс), подчеркнувшее ее связь с античностью.

Важнейшие открытия эпохи Возрождения

Гуманизм (от лат. humanitas – человечность, человечество) прогрессивное миро­воззрение, утверждающее значимость земного человеческого бытия. Главная идея гуманизма – высокое назначение человека.

Научные открытия Николай Коперник гелиоцентрическая теория доказала, что в центре вселенной находится не Земля, а Солнце
Изобретение книгопечатания Иоганн Гуттенберг создание уникального станка с подвижными литерами способствовало распространению всеобщей грамотности
Географические открытия Христофор Колумб благодаря открытию Америки расширились знания о Земле, Европа стала быстро и успешно развиваться

Гуманисты говорили о том, что в самом человеке заложено божественное начало: наделенный разумом и бессмертной душой, он самой природой поставлен в центр мироздания. Эта идея в корне перечеркивала средневековые представления о том, что удел человека – борьба с земными соблазнами в ожидании загробного блаженства. В противовес этим взглядам выдвигается тип активного социального поведения, поисков истины, стремление к творческому преобразованию мира. Идея эксперимента распространяется практически на все художественное творчество.

Первые великие гуманисты

Франческо Петрарка – замечательный поэт-лирик. Главное произведение – «Канцоньере» (Книга песен), состоящая из 350 стихотворений, в основном в форме сонетов
Джованни Боккаччо – автор сборника из ста новелл под названием «Декамерон»

Идеальную аналогию своим взглядам гуманисты увидели в античной культуре. Поэтому стержнем гуманизма стало стремление возродить античную традицию. Начинается всеобщее увлечение древностями: собираются старинные рукописи, изучаются древние языки, переводятся и изда­ются сочинения античных философов и поэтов. А в музыке на этой волне увлечения античностью возникает новый жанр – опера.

Интересы людей нового времени не ограничивались ка­кой-либо одной областью, а отличались фантастической широтой. Изобретатель, мастер, художник, архитектор, ученый – это профессии, в эпоху Возрождения часто неразделимые. Образец «универсального человека» – Леонардо да Винчи, самый бесспорный гений человечества. Но это далеко не единственный пример. Великий церковный реформатор Мартин Лютер не только перевел Библию на немецкий язык, но и явился основоположником современной немецкой прозы, хорошо знал историю и теорию музыки, сочинял мелодии протестантских хоралов (в их числе хорал «Господь – твердыня наша», ставший гимном немецкой Реформации[1]).

Франсуа Рабле – создатель знаменитого французского романа о королях-великанах «Гаргантюа и Пантагрюэль» – был не только гениальным писателем, но и бакалавром медицины, замечательным врачом-практиком.

Микеланджело был не только скульптором, живописцем и архитектором, но и великим поэтом. Глубина его стихов не раз привлекала внимание композиторов.

Главную суть искусства Возрождения опре­деляет светское начало. Библейские сюжеты продолжают вдохновлять художников, но они очень часто наполняются земным содержанием. В сце­ны из Священного писания художники нередко включают «скрытые» портреты, изображая своих знакомых, заказчиков, и даже автопортреты. Особенно широко эта практика использовалась в сюжете Поклонение волхвов о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу. Яркий пример – «Поклонение волхвов» Сандро Боттичелли [2]. В образе волхвов художник представил многочисленное семейство Медичи, богатых флорентийских банкиров.

Периоды истории итальянской культуры Главные представители
Проторенессанс / Предвозрождение (2-я половина XIII – XIV века) Данте, Джотто
Раннее Возрождение (XV век – Кватроченто) Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Боттичелли  
Высокое Возрождение (XVI век – Чинквеченто) Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе

У истоков новой культуры стояли два гения – поэт Данте Алигьери (1265-1321) и его современник, художник Джотт о ди Бондоне(1266-1337). Оба были гражданами Флоренции, само­го передового города Италии. Данте создал современный литературный итальянский язык, Джотто разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.

Главным творением Данте стала поэма «Божественная комедия». По замыслу и композиции это произведение чисто средневековое. Традиционен для Средневековья избранный поэтом жанр видения, то есть описания путе­шествия по загробному миру. Поэт изобразил самого себя странствую­щим по трем его царствам (1 часть – «Ад», 2 часть – «Чистилище», 3 часть – «Рай»). В этом странствии Данте сопровождает древнерим­ский поэт Вергилий, олицетворяющий в поэме Разум. Он провел Данте по девяти кругам ада и чистилищу, однако дорога в рай Вергилию, как язычнику, запрещена. Здесь Данте сопровождает его возлюбленная Беатриче, символ прекрасного идеала.

В «Божественной комедии»сотни лиц: это персонажи античных мифов, герои древней истории, современники Данте, его дру­зья и политические противники. А в центре поэмы – сам Поэт, то есть сильная и независимая человеческая личность, одержимая жаж­дой знаний, ищущая правды как на земле, так и на небесах. Подобный образ никак не укладывается в рамки СВ пред­ставлений, и именно в этом с огром­ной силой проявилась позиция художника нового времени.

В области изобразительного искусства отход от средневековых канонов связан с именем Джотто. Лучшее, что он создал – росписи капеллы дель Арена в городе Падуя. Это одно из этапных произведений в истории европей­ского искусства, глубоко отличное от иконописной традиции.

Фрески посвящены евангельскому сюжету, который разворачивается последовательно. Важнейшие эпизоды жизни Девы Марии и Христа идут друг за другом по часовой стрелке, сверху вниз следуя хронологии (самая известная фреска – «Поцелуй Иуды»). Средневековая живопись изображала фигуры людей как бы отрешенными от твердой почвы. Они словно витали в безграничном пространстве, лишенные всякой тяжести. Напротив, на фресках Джотто человеческие фигуры прочно, даже массивно, стоят на земле. Джотто придает им объемность, рельефность. Особое внимание он уделяет душевному состоянию своих героев, их эмоциям. Даже ангелы, которым по статусу положено оставаться бесстрастными, на фресках Джотто сочувствуют, страдают, испытывают сильнейшие эмоции (фреска «Оплакивание»).

Самый радикальный перелом в итальянской живописи произошел в XV веке (Ранее Возрождение), когда появилось учение о перспективе.

Перспектива – это изображение предметов в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, которые обусловлены степенью отдаленности от зрителя (то есть визуальное искажение пропорций). Первым открыл ее законы архитектор Филиппо Брунеллески. Один из первых примеров использования законов перспективы в живописи – фреска Мазаччо «Троица», где возникает полная иллюзия трехмерного пространства.

Первым крупным памятником ренессансного зодчества стал воздвигнутый Брунеллески купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.

Главная заслуга великого флорентийского скульптора Донателло – возрождение свободно стоящей круглой статуи: «Давид-победитель».

Вершиной творчества Мазаччо считаются фрески капеллы Бранкаччи во Флоренции. В них представлена история апостола Петра (самая знаменитая – «Чудо со статиром»), а также библейский сюжет «Изгнание из рая».

Основополож­ником Высокого Возрождения явился Леонардо да Винчи. Его творческая деятельность началась во Флоренции; бóльшая же часть жизни прошла в разъездах по разным городам. Наиболее  плодотворным стало время, проведенное художником в Милане, при дворе герцога Лодовико Моро. В миланский период им была создана знаменитая «Тайная вечеря» фреска в трапезной одного из монастырей. В Милане же появились «Мадонна в гроте», «Мадонна Литта» [3].

Леонардо да Винчи принадлежит чуть ли не самое известное  произведение живописи – «Мона Лиза» (Джоконда) – идеальный образец портретного жанра.

В начале XVI века лучшие творческие силы Ита­лии сосредоточились в Риме, который принял у Флоренции первенство в развитии ренессансной культуры. В это время Рим переживал период общественного и культурного подъема. Стремясь возродить его былое величие как столицы Италии, римские папы (Юлий II, затем Лев X) привлекали сюда лучших итальянских поэтов и теологов, музыкантов и художников того времени. В городе разверну­лось обширное строительство.

На площади св. Петра Юлий II решил соорудить огромный храм, который должен был превзойти масштабами и роскошью все церкви христиан­ского мира. Строительство продолжалось более 100 лет. Среди многих архитекторов, принимавших участие в проекте, выделяется Микеланджело Буонарроти. При жиз­ни Микеланджело была построена восточная часть собора с тамбуром гигантского купола. Возведенный уже после смерти этого гениального творца купол стал главным архитектурным акцентом в панораме Рима.

Свои колоссальные замыслы Микеланджело не всегда успевал завершить. Самым законченным из них оказался не скульптурный, а живописный – роспись плафона (свода) Сикстинской капеллы в Ватикане. На площади в 600 кв. метров представлены сцены из библейской книги Бытия. Самый известный фрагмент росписи плафона – Рождение Адама.

Спустя четверть века после росписи плафона Микеланджело выполнил фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы.

Среди шедевров Микеланджело-скульптора – 5-метровая статуя Давида [4], скульптура пророка Моисея, «Оплакивание Христа» (Пьетá),  

В то самое время, когда Микеланджело работал над Сикстинским плафоном, на долю Рафаэля Санти выпал заказ украсить фресками парадные залы Ватиканского дворца. Наиболее известны фрески в Зале Печати, среди которых – «Афинская школа». Параллельно с работой в Ватиканском дворце Рафаэлем было создано множество алтарных картин и портретов. Самое совершенное его творение – «Сикстинская мадонна», создано для алтаря церкви монастыря св. Сикста в Пьяченце.

Вслед за Римом в число ведущих центров Высокого Возрождения выдвинулась Венеция. Особенностью венецианской школы является колоризм – разработка цвета.

Венецианское искусство чаще, чем в других итальянских школах, имело светский характер. В живописи тра­диционные религиозные сюжеты нередко переносились в обстановку со­временной Венеции, богатую множеством жизненных деталей. Так, многочисленные портретные изображения можно увидеть на огромных полотнах Паоло Веронезе [5]. Известный пример – «Брак в Кане» [6]. Библейский сюжет представлен как праздник венецианской свадьбы. В образах четырех музыкантов, услаждающих гостей праздника, можно узнать крупнейших венецианских живописцев, в том числе самого  Веронезе (музыкант в белой одежде на переднем плане картины). Ещё одна знаменитая картина Веронезе – «Пир в доме Левия».

Веронезе работал масляными красками: влажная атмосфера Венеции была губительна для фресковой живопи­си, поэтому здесь раньше, чем где-либо в Италии, художники освоили технику масляной живописи, изобретенную в Нидерландах.

Самый знаменитый венецианский художник – Тициан Вечеллио, создавший множество картин на религиозные и мифологические темы, а так же портреты и пейзажи. Известные картины: «Даная», «Венера Урбинская», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян», «Вознесение Девы Марии» (Ассунта[7]).

  XV–XVI века отмечены подъемом культуры и искусства не только в Италии, но и в странах, расположенных севернее от нее – Нидерлан­дах, Германии, Франции. По аналогии с итальянским Возрождением к культуре этих стран применяется условный термин «Северное Возрожде­ние».

Ярчайшая звезда НЕМЕЦКОГО Возрождения – Альбрехт Дюрер. Он был инженером и архитектором, изучал математику, писал стихи и теоретические трак­таты по искусству. К замечательным образцам портретного искус­ства Дюрера относится «Автопортрет» 1500 года – строго фронтальный, соотнесенный с образом Христа.

Художественные искания Дюрера завершила картина «Четыре апостола». Это два высоких панно, где Дюрер изобразил апостолов, играющих в протестантской церкви важнейшую роль: Иоанн и Павел обращены друг к другу на переднем плане, а за ними – Петр и Марк.

Другой значительный культурный центр Северной Европы – НИДЕРЛАНДЫ. В отличие от своих итальянских собратьев, нидерландские худож­ники редко изображали людей с классически прекрасными лицами и фи­гурами. Они поэтизировали обычного, «среднего» человека, видя его ценность в скромности, благочестии и добропорядочности.

Во главе нидерландской школы живописи XV века стоит гениальный Ян ванн Эйк. Его знаменитый «Гентский алтарь» откры­л новую эпоху в истории нидерландского искусства. Створки алтаря расписаны внутри и снаружи. С внешней стороны он выглядит сдержанным и строгим: все изображения решены в единой сероватой гамме. В праздничные дни створки алтаря распахива­лись и перед прихожанами во всем великолепии возникали карти­ны, воплощающие идею искупления грехов и грядущего просветления.

Ян ван Эйк – один из первых в Европе выдающихся портретистов. Поми­мо картин, являющих обычный тип портрета, он создал пер­вый парный портрет в европейской живописи – «Портрет четы Арнольфини».

Вершиной нидерландского Возрождения стало творчество Питера Брейгеля Старшего. За умение рисовать крестьянские типы художника называли еще Брейге­лем «Мужицким». Многие сюжеты картин Брейгеля заимствованы из нидерландских легенд, пословиц и поговорок. Одна из картин так и называется: «Нидерландские пословицы».Есть у художника и множество глубоко философских картин и произведений, через иносказание отражающих текущую политическую ситуацию в стране: «Слепые». Исключительное мастерст­во проявил Брейгель в передаче картин природы. Его «Охотники на снегу» один из самых совершенных пейзажей во всей мировой живописи.

  В музыкальной культуре Возрождения можно выделить несколько определяющих новаторских черт:

· Бурное развитие светского искусства. Повсеместно распространяется множество светских песенных и танцевальных жанров. Это итальянские фроттолы («народные песни», отслова frottola –толпа), вилланеллы («деревенские песни»), каччии, канцоны и мадригалы, французские шансон, немецкие Lied, английские баллады и другие. Кульминацией этой светской линии в искусстве Возрождения стал мадригал. Название означает «песнь на материнском (то есть итальян­ском) языке». Оно подчеркивает отличие мадригала от духовной музыки, исполнявшейся на латыни. пастушеской песенки к 5-6-голосной вокально-инструментальной пьесе. Французская полифоническая песня называлась шансон. Среди создателей шансон – Клеман Жаннекен, один из самых знаменитых французских композиторов эпохи Возрождения.

· Высочайший расцвет хоровой полифонии, которая стала ведущим музыкальным стилем эпохи. Величавая и благо­звучная, она как нельзя лучше соответствовала торжественности церков­ной службы. Развитие хоровой полифонии было связано, прежде всего, с творчест­вом композиторов нидерландской (франко-фламандской) школы, среди которых выделяется Орландо Лассо. В его необъятном творчестве представлены все музыкальные жанры эпохи Возрождения (с преобладанием светской музыки над духовной).

Наряду с Орландо Лассо крупнейшим представителем Высокого Возрождения в музыке был Палестрина. Бóльшая часть его жизни прошла в Риме, где он возглавлял капеллу собора св. Петра. Основная часть его музыки – это духовные произведения, прежде всего мессы и мотеты. Творчество композиторов-полифонистов сыграло ведущую роль в развитии главного музыкального жанра эпохи Возрождения – мессы.

· Возрастание роли инструментальной музыки (при явном преобладании вокальных жанров). В эпоху Возрождения создается множество произведений для лютни (са­мый распространенный музыкальный инструмент того времени), органа, виолы, верджинала, продольных флейт. Они еще следуют вокаль­ным образцам, но интерес к инструментальной игре уже определился.

· Активное формирова­ние национальных музыкальных школ (нидерландских полифонистов, английских верджиналистов, испанских виуэлистов и других), творчество которых опиралось на родной фольклор.

· Целый ряд замечательных ученых выдвинула теория музыки. Это француз Филипп де Витри, автор трактата «Ars nova» («Новое искусство», где дано теоре­тическое обоснование нового полифонического стиля); итальянец Джозеффо Царлино, один из создателей учения о гармонии.


[1] Бах использовал его в «Реформационной кантате».

[2] представитель флорентийской школы живописи. Самые знаменитые картины Боттичелли – «Весна»  и «Рождение Венеры».

[3] современное название картины происходит от имени её владельца – графа Литта. В середине XIX века картина была приобретена Эрмитажем.

[4] Эту статую он создал из куска белого мрамора, который бросил другой скульптор.

[5] Веронезе был родом из Вероны (отсюда его прозвище «веронец»), но большую часть жизни проработал в Венеции.

[6] На брачном пиру в галилейской деревушке Кана Иисус Христос совершил своё первое чудо: когда закончилось вино, он превратил в него воду.

[7] assunta – ит. вознесшаяся



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: