Понятие бюджетного процесса, его принципы, стадии и участники

Тема занятия: Правовые основы бюджетного устройства и бюджетного процесса

План занятия:

1. Понятие бюджетной системы, ее структура и принципы.

2. Понятие бюджетного процесса, его принципы, стадии и участники.

Понятие бюджетной системы, ее структура и принципы

В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетная система  - это совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориальных устройств и урегулирована нормами права.

Согласно Конституции бюджетная система строится на принципах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами.

Структура бюджетной системы  представлена:

1) государственным бюджетом

2) местными бюджетами.

К местным бюджетам относятся областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.

Бюджетами местного самоуправления признаются бюджеты территориальных общин сел. поселков, городов и их объединений.

Для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства используются сводный бюджет как совокупность показателей бюджетов. Назначение сводного бюджета заключается в том, чтобы на основании сводных показателей доходов и расходов, которые получает вся бюджетная система страны, осуществить анализ и определить принципы регулирования социально-экономического развития как государства в целом, так и ее отдельных регионов. Ведь сведены бюджеты существуют не только в масштабах страны, но и в звеньях низшего уровня.

Сводный бюджет страны включает показатели Государственного бюджета, сводных бюджетов областей и городов.

Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области.

Сводный бюджет района включает показатели районных бюджетов, бюджетов городов районного значения, поселковых и сельских бюджетов этого района.

Сводный бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов районов, входящих в его состав. В случае, когда городу или району в городе административно подчинены другие города, поселка или села, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов, поселков и сел.

Бюджетная система страны основывается на определенных принципах как организационно-правовых основах ее построения и функционирования, которые закреплены нормами бюджетного права. Бюджетным кодексом  определены следующие принципы бюджетной системы:

1) принцип единства бюджетной системы - единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности:

2) принцип збалансованости - полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период:

3) принцип самостоятельности - Государственный бюджет  и местные бюджеты являются самостоятельными.

4) принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативно-правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления:

5) принцип обоснованности - бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с утвержденными методиками и правилами;

6) принцип эффективности -при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;

7) принцип субсидиарности - распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должен основываться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю:

8) принцип целевого использования бюджетных средств - бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;

9) принцип справедливости и беспристрастности - бюджетная система строится на принципах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами;

10) принцип публичности и прозрачности - Государственный бюджет  и местные бюджеты утверждаются, а решения по отчету о выполнении принимаются соответственно Верховным Советом;

11) принцип ответственности участников бюджетного процесса - каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействие на каждой стадии бюджетного процесса.

Лица, виновные в нарушении бюджетного законодательства, несут гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законами

. Бюджетным правонарушением признается несоблюдение участником бюджетного процесса установленного Бюджетным кодексом и другими нормативно-правовыми актами порядка составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, выполнения бюджета или отчета о выполнении бюджета.

Понятие бюджетного процесса, его принципы, стадии и участники

В юридической науке выработано понимание бюджетного процесса как основанной на правовых нормах деятельности органов государства и органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению проекта бюджета, утверждение и исполнение бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета о выполнении бюджета ".

Согласно Бюджетному кодексу  бюджетный процесс - это регламентированная нормами права деятельность, связанная с составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их выполнением и контролем за их выполнением, рассмотрением отчетов об исполнении бюджетов, составляющих бюджетную систему страны.

Полный цикл бюджетного процесса (бюджетный цикл), то есть период с начала составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении, продолжается более двух лет и охватывает все стадии бюджетного процесса, в том числе бюджетный период. Таким образом, бюджетный цикл включает:

- Период формирования бюджета;

- Период исполнения бюджета;

- Льготные бюджетные сроки (время действия прошлогодних ассигнований по капитальным вложениям)

- Период отчетности.

Бюджетный процесс основан на соответствующих принципах - организационно-правовых основах построения и осуществления бюджетного процесса, обеспечивающих его результативность. Можно выделить следующие принципы бюджетного процесса:

1) свойственны бюджетной системе вообще и закреплены в Бюджетном кодексе;

2) свойственны именно бюджетному процессу:

- Принцип распределения бюджетных полномочий между органами представительной и исполнительной власти в соответствии с бюджетным законодательством:

- Принцип специализации бюджетных показателей, реализуется через бюджетную классификацию;

- Принцип ежегодности бюджета, который заключается в обязательном принятии бюджета ежегодно в начале нового планового года;

- Принцип последовательности вступления в бюджетной деятельности органов власти (органы исполнительной власти составляют проект бюджета, представительные органы утверждают закон или принимают решение о местных бюджетах, а выполняют бюджеты всех уровней государственные органы исполнительной власти и муниципальные органы).

Стадиями бюджетного процесса являются:

1) составление проектов бюджетов;

2) рассмотрение и принятие закона о Государственном бюджете, решений о местных бюджетах;

3) выполнение бюджета, в том числе в случае необходимости внесения изменений в закон о Государственном бюджете, решение о местных бюджетах;

4) подготовка и рассмотрение отчета о выполнении бюджета и принятия решения по нему.

На всех стадиях бюджетного процесса осуществляются внутренний финансовый контроль, который должен обеспечивать:

1) постоянную оценку достаточности и соответствия деятельности бюджетного учреждения требованиям внутреннего финансового контроля;

2) оценку деятельности на соответствие результатов установленным задачам и планам:

3) информирование непосредственно руководителя бюджетного учреждения о результатах каждой проверки (оценки, расследования, изучения или ревизии), проведенной подразделением внутреннего финансового контроля.

Руководитель бюджетного учреждения отвечает за организацию эффективно! системы внутреннего контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью этого учреждения с учетом:

- Положений Бюджетного кодекса и других нормативно-правовых актов;

- Требований целенаправленного, эффективного и экономного управления функциями каждого структурного подразделения, правильного разграничения функциональных обязанностей:

- Правил бухгалтерского учета и контроля в отношении активов, пассивов, доходов и расходов бюджетного учреждения;

- Обеспечение соответствия деятельности бюджетного учреждения требованиям внутреннего финансового контроля.

Распорядители бюджетных средств несут ответственность за организацию и состояние внутреннего финансового контроля и аудита как в своих учреждениях, так и в подведомственных бюджетных учреждениях.

Внешний контроль и аудит финансовой и хозяйственной деятельности бюджетных учреждений осуществляются Счетной палатой -в части контроля за использованием средств Государственного бюджета, Главным контрольно-ревизионным управлением страны в соответствии с его полномочий, определенных законом.

Участниками бюджетного процесса являются органы и должностные лица, которые наделены бюджетными полномочиями и участвуют в составлении, рассмотрении, утверждении бюджетов, их исполнении и контроле за их выполнением, рассмотрении отчетов об исполнении бюджетов. Бюджетные полномочия - это права и обязанности в сфере бюджетной деятельности, которые закреплены нормами бюджетного права.

Для осуществления программ и мероприятий, которые проводятся за счет средств бюджета, бюджетные ассигнования предоставляются распорядителям бюджетных средств. По объему предоставленных прав распорядители бюджетных средств делятся на главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств низшего уровня.

Средства бюджета, которые получают физические лица и юридические лица, что не имеют статуса бюджетного учреждения (получатели бюджетных средств), предоставляются им лишь через распорядителя бюджетных средств.

Бюджетное учреждение не имеет права осуществлять заимствования в любой форме или предоставлять за счет бюджетных средств ссуды юридическим и физическим лицам, кроме случаев, предусмотренных законом о государственном бюджете.

Главные распорядители бюджетных средств - это бюджетные учреждения в лице их руководителей, которые в соответствии с Бюджетным кодексом получают полномочия путем установления бюджетных назначений.

Главные распорядители средств государственного бюджета определяются в соответствии утверждаются законом о государственном бюджете  путем установления им бюджетных назначений.

Главные распорядители средств местных бюджетов определяются решением о местном бюджете с соблюдением условий, определенных Бюджетным кодексом.

Главный распорядитель бюджетных средств:

1) разрабатывает план своей деятельности в соответствии с задачами и функциями, определенных нормативно-правовыми актами, исходя из необходимости достижения конкретных результатов за счет бюджетных средств;

2) разрабатывает на основании плана деятельности проект сметы и бюджетные запросы и подает их Министерству финансов  или местному финансовому органу;

3) получает бюджетные назначения путем их утверждения в законе о государственном бюджете страны или решении о местном бюджете, доказывает в установленном порядке до распорядителей бюджетных средств низшего уровня (получателей бюджетных средств) сведения об объемах ассигнований, обеспечивает управление бюджетными ассигнованиями;

4) утверждает сметы распорядителей бюджетных средств низшего уровня, если иное не предусмотрено законодательством:

5) осуществляет внутренний контроль за полнотой поступлений, полученных распорядителями бюджетных средств низшего уровня и получателями бюджетных средств, расходование ими бюджетных средств;

6) получает отчеты об использовании средств от распорядителей бюджетных средств низшего уровня и получателей бюджетных средств и анализирует эффективность использования ими бюджетных средств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: