Тема «Политический процесс».
Процесс - с лат. «processus» - «продвижение»
Политический процесс – совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих функций в сфере власти.
Политический процесс - цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.
В современной политической науке политический процесс иногда отождествляется с понятием политики в целом (Р.Доуз), результатами функционирования политической системы (Т.Парсонс), соперничество групп за статусы и ресурсы власти (Р.Дарендорф). Для понимания видов, функций, целей и задач политического процесса следует ознакомится с его структурой.
Структура политического процесса
Субъекты – участники политического процесса.
· Инициаторы (те, кто заявляет проблему).
· Исполнители (те, кто способен обеспечить последовательное решение проблемы: властные институты; должностные лица; назначенные для этих целей люди из неправительственных организаций)
|
|
Объект (цель) - политическая проблема, результат, который достигается как цель процесса
Ресурсы (средства) - то, с помощью чего осуществляется политический процесс
ПРИМЕР: Президент РФ подписал указ о военном призыве в период с 1 октября по 31декабря (осенний призыв в армию). Президент РФ в данном примере субъект политического процесса. Призыв в армию — это объект политического процесса. Подписанный указ – средство политического процесса.
Классификация политических процессов
Основа классификации | Виды политического процесса | Пример | ||
Масштабь | 1.Внутриполитический процесс. Реализация политической власти внутри страны. | 44-й Президент США Барак Обама подписал указ об ассигнованиях на оборонные нужды страны. | ||
2.Внешнеполитический (международный) процесс. Реализация политической власти на международной арене. | 16 июня 2009 года в Екатеринбурге состоялся первый саммит организации БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай + ЮАР с 2010 года). | |||
Легальность политического процесса. | 1. Эволюционный легальности процесс. Процесс в политического рамках действующей процесса. политической системы. Отличается легитимностью органов государственной власти (субъектов политического процесса). | Государственная Дума в третьем чтении приняла федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», который был одобрен Советом Федерации в соответствии с действующим законодательством. | ||
2. Революционный процесс. Могут использоваться немирные средства достижения результата политического процесса (в частности, насилие). Революционные преобразования стараются произвести в короткие сроки. | В феврале 1917 года в России в ходе массовых антиправительственных выступлений Петроградских рабочих и солдат насильственным образом было свергнуто российское самодержавие и создано Временного правительства. | |||
Публичности/ непубличность принятия политических решений.
| 1. Открытый процесс. Характерен для демократического режима: мнения и интересы граждан учитываются посредством выборов и референдумов. | 26 марта 2000 года в России прошли выборы Президента Российской Федерации. | ||
2. Скрытый (теневой) процесс. Характерен для недемократического режима: население не может легально влиять на принятие государственных решений. | В 1918-1923 годах на территории Советской России действовали революционные трибуналы, которые могли применять смертную казнь без должных следственных действий и рассмотрению дела, по существу. | |||
Значимость для общества | 1.Общий процесс Политические процессы, связанные с принятием ключевых политических решений и характеризующиеся разнообразием способов политического участия граждан | В 1985 году в СССР началась «перестройка», сопровождавшаяся развитием «гласности» и «демократизации» общества. | ||
2. Частный (базовый и периферийный) процесс Характеризуются менее существенными изменениями, не оказывающими существенного влияния на доминирующие формы и способы отправления власти. | Кандидат в Президенты США Хиллари Клинтон после утечки электронных писем, в которых она обсуждала политические вопросы, потеряла часть электората. | |||
Способ достижения цели | 1. Консенсусный процесс. Сотрудничество | Согласование позиций привело к подписанию соглашения, по которому государство А отсрочило долг за импорт газа, а государство Б не стало препятствовать транзиту газа и решило изыскать внутренние резервы на погашение долга в течение 6 месяцев. | ||
2. Конфликтный процесс Соперничество | "Нафтогаз" в июле 2018 года подал иск против "Газпрома" в Стокгольмский арбитраж с требованием пересмотра тарифов на транзит газа. |
Политический процесс невозможно понять, если рассматривать лишь то, как принимаются решения. Ведь политика - это не только принятие каких-либо решений в отдельных областях, здесь важны и виды, типы решений. Начать с того, например, что всегда есть «решение о необходимости принять решение», то есть понимание того, что в какой-то области есть проблемы и их нужно решать, ощущение того, что «надо что-то делать». Затем процесс идет дальше - к вопросам о том, что именно должно быть сделано, как это должно быть сделано и когда. Но дело этим не ограничивается. Даже после того как «все сделано», и все решения проведены в жизнь, возникают новые проблемы, и требуются новые решения. Возникают вопросы, соответствуют ли полученные результаты первоначальным намерениям и как все это можно улучшить в будущем.
Стадии политического процесса
1.Формирование политических приоритетов
2. Формирование актуальных проблем
3. Принятие политических решений
4. Реализация принятых решений
5.Оценка эффективности проведенных мероприятий
Стадия и ее сущность | Пример проявления |
1.Формирование политических приоритетов. Посредством инсайдеров официальных институтов политическая элита выявляет актуальные потребности широких слоев населения (общественные потребности). | После грузино-южно-осетинского конфликта 2008 года политическому руководству РФ стали понятны основные проблемы в Вооруженных силах РФ. |
2.Формирование актуальных проблем. Эта стадия реализуется политиками разного уровня, а также с помощью СМИ. | Были выдвинуты следующие проблемы: слабая материально-техническая база вооружённых сил, низкий уровень военного образования, низкий уровень заработных плат. внедрение передового вооружения. |
3. Принятие политических решений. После актуализации проблемы начинает действовать механизм поиска оптимальных и эффективных решений проблемы. Далее эти механизмы оформляются в конкретные политические решения в виде нормативно-правовых актов. | Реформа Вооружённых сил РФ проводится в три этапа: 1) 2008 — 2011 тт. Оптимизация численности, оптимизация управления, реформа военного образования. 2) 2011 т. — настоящее время, Повышение денежного довольствия (на сегодняшний день увеличено в 2,5-3 раза в сравнении с 2008 годом), обеспечение жильём, повышение квалификации военнослужащих- 3) До 2020 года. Полное реформирование ВСРФ по новому государственному стандарту (переукомплектование новыми видами вооружений). |
4. Реализация принятых решений. В реальной жизни трудно провести грань между принятием политического решения и его реализацией. Активизируется механизм реализации принятых решений на местах посредством органов исполнительной власти разного уровня. | С 6 ноября 2012 года Министром обороны РФ является Сергей Шойгу, на которого возложена функция реализации проводимой реформы Вооружённых сил РФ. |
5. Оценка эффективности принятых решений. Осуществляется через СМИ, аналитические центры, независимые фонды, группы давления и проч. | Антитеррористическая операция в Сирии, в которой принимали участие ВСРФ, показали высокую эффективность проводимой реформы армии. |
|
|
Инсайдер (от англ. inside внутри) — член какой-либо группы людей, имеющей доступ к информации, недоступной широкой публике.
Политическое решение — результат преобразования политической воли субъекта в конкретную модель его будущих действий.
В зависимости от успешности реализации стадий процесса политики, политический процесс может существовать в разных режимах. Режим существования политического процесса определяется множеством факторов: уровень компетенции политической элиты, стадия экономического цикла, состояние войны и проч.
|
|
Режимы существования политического процесса.
Режим существования и его сущность | Пример проявления |
1. Режим функционирования Политическая система воспроизводит сложившиеся отношения между политической элитой и населением страны. | Эпоха правления Л.И.Брежнева в СССР, которая характеризовалась стагнацией в экономике и отсутствием политических реформ. Для характеристики эпохи правления Л.И. Брежнева часто используют пропагандистское клише «Эпоха застоя». |
2. Режим развития. Политический процесс проходит полностью все стадии с последующим качественным изменением: применяются методы управления, отвечающие происходящим переменам как внутри общества, так и на международной арене. | После «нефтяного шока» 1973 год в США начался нефтяной кризис, продолжавшийся 2 года. Для уменьшения возможных негативных последствий в будущем в США был создан Стратегический нефтяной резерв, а также стали активно развиваться отрасли ресурсосберегающих технологий. |
3.Режим упадка. Политическая система распадается, политические решения не исполняются, уровень легитимности политической элиты падает, доверие населения утрачивается. Могут начаться революционные процессы. | В 1991 году, по словам В.В. Путина, произошла «крупнейшая геополитическая катастрофа XX века» - распад СССР. |