Выбор вида транспорта на основании комплексного критерия

 

Каждый из видов транспорта общего пользования имеет свои преимущества. Так, самая высокая скорость доставки – на воздушном транспорте. Доступность – это способность транспорта обеспечить связь между любыми двумя географическими пунктами. Наибольшей доступностью отличается автотранспорт, так как грузовики могут взять груз непосредственно в месте отправления и доставить его непосредственно в место назначения. Показатель надежности отражает потенциальные отклонения от ожидаемого или установленного графика доставки. Поскольку трубопроводы работают круглые сутки и не боятся ни погоды, ни перегрузки, они являются самым надежным видом транспорта. Грузоподъемность характеризует способность перевозить грузы любого веса и объема. По этому признаку наивысшая оценка принадлежит морскому транспорту. 

При организации перевозок существенное значение имеет выбор такого вида транспорта, использование которого обеспечивало бы максималь­ную эффективность перевозок. На практике выбор вида транспорта или перевозчика никогда не производится только по одному критерию – отправителю приходится учитывать значительное число разнородных критериев, часто несопоставимых между собой:

· расходы на перевозку, ден. ед/т;

· средняя просрочка в доставке, сут;

· скорость доставки, сут;

· доля несохранных перевозок, %;

· продолжительность согласования и оформления перевозки, сут;

· транспортная доступность (расстояние от склада отправителя до места погрузки), км и др.

Выбор вида транспорта или перевозчика можно осуществить на основании расчета так называемого комплексного критерия, интегрирующего перечисленные факторы на основании их значимости для грузоотправителя.

Комплексный критерий для j -того вида транспорта вычисляется по формуле:

                                                       (1.1)

где kij – значение качественного критерия, определенное как отношение между значением наилучшего i -того показателя и значением i -того показателя для j -того вида транспорта; βi – коэффициент весомости или ранг i- того фактора, определяемый в долях.

Суть этого способа проиллюстрирована в таблицах 1.1 – 1.3.

В таблице 1.1. приведены некоторые исходные данные, которые могут быть приняты во внимание при выборе вида транспорта.

Таблица 1.1 – Исходные данные для выбора вида транспорта

Показатели

Вид транспорта

Автомо-бильный Железно-дорожный Воздушный Речной
Расходы на перевозку, ден. ед/т 250 120 600 100
Средняя просрочка в доставке, сут 0,2 1 0,5 3
Срок доставки, сут 3 7 0,5 10
Доля несохранных перевозок, % 12 5 2 4
Продолжительность согласования перевозки, сут 0,5 1,5 3 2
Транспортная доступность (расстояние от склада отправителя до места погрузки), км. 1 10 150 50

 

 

Все четыре рассматриваемых в примере критерия имеют несо­поставимые по абсолютному значению единицы измерения, по­этому их абсолютные значения необходимо представить в относи­тельном виде. Для каждого показателя выберем наилучшее из всех вариантов значение и примем его за единицу. Остальные значения представим относительными величинами, которые будут отобра­жать степень ухудшения значения для данного показателя по срав­нению с наилучшим, как это приведено в табл. 1.2.

Таблица 1.2 – Расчетные данные для выбора вида транспорта

Показатели

Вид транспорта

Ранг

Автомо-бильный Железно-дорожный Воздуш-ный Речной
Расходы на перевозку, ден. ед./т 0,40 0,83 0,17 1,00

0,28

Средняя просрочка в доставке, сут. 1,00 0,20 0,40 0,07

0,15

Срок доставки, сут. 0,17 0,07 1,00 0,05

0,14

Доля несохранных перевозок, % 0,17 0,40 1,00 0,50

0,16

Продолжительность согласования перевозки, сут. 1,00 0,33 0,17 0,25

0,18

Транспортная доступность (расстояние от склада отправителя до места погрузки), км 1,00 0,10 0,01 0,02

0,09

Итого        

1,00

Рассматриваемые показатели могут иметь различное влияние (вес) при формировании обобщенного критерия для выбора ПС. Учесть степень влияния различных показателей можно с помо­щью их ранжирования. Для этого введем дополнительный столбец «Ранг» и расставим показатели по значимости в долях от единицы. Затем каждое относительное значение показателей умножается на его ранг, по каждому столбцу определяется сумма значений. Полученное значение составит величину суммарного коэффициента, которую и можно принять за обобщенный показатель. Наибольшее значение суммарного показателя будет соответствовать лучшему варианту (таблица 1.3). Данный метод весьма чувствителен к набору рассматриваемых показателей и их ранжированию.

Таблица 1.3 – Итоговые данные для выбора вида транспорта

Показатели

Вид транспорта

Автомо-бильный Железно-дорожный Воздушный Речной
Расходы на перевозку, ден. ед./т 0,11 0,23 0,05 0,28
Средняя просрочка в доставке, сут. 0,15 0,03 0,06 0,01
Срок доставки, сут. 0,02 0,01 0,14 0,01
Доля несохранных перевозок, % 0,03 0,06 0,16 0,08
Продолжительность согласования перевозки, сут. 0,18 0,06 0,03 0,05
Транспортная доступность (расстояние от склада отправителя до места погрузки), км 0,09 0,01 0,00 0,00
Значение комплексного критерия 0,58 0,41 0,44 0,42

По результатам расчетов, сведенным в таблицу 1.3, наилучшим выбором в заданных условиях является использование автомобильного транспорта.


Задание. В соответствии с исходными данными (таблица 1.4) рассчитать значение комплексного критерия и выбрать оптимальный вид транспорта для организации перевозки. Ранги показателей качества перевозочного процесса принять из таблицы 1.2.

Таблица 1.4 – Исходные данные для расчета

Вариант

Показатели

Вид транспорта

автомо-бильный железно-дорожный воздуш-ный речной

1

Расходы на перевозку, ден. ед./т 300 120 600 120
Средняя просрочка в доставке, сут. 0,3 1 0,5 3
Срок доставки, сут. 3 6 0,5 10
Доля несохранных перевозок, % 10 5 2 4
Продолжительность согласования перевозки, сут. 0,5 1,5 2 2
Транспортная доступность, км 2 5 100 50

2

Расходы на перевозку, ден. ед./т 300 100 700 100
Средняя просрочка в доставке, сут. 0,7 1 0,5 3
Срок доставки, сут. 4 7 0,5 10
Доля несохранных перевозок, % 10 3 5 4
Продолжительность согласования перевозки, сут. 1 2 3 2
Транспортная доступность, км 3 7 120 60

3

Расходы на перевозку, ден. ед./т 250 200 600 90
Средняя просрочка в доставке, сут. 1 1,5 2 2
Срок доставки, сут. 5 10 1,5 15
Доля несохранных перевозок, % 7 3 2 4
Продолжительность согласования перевозки, сут. 1,5 2 4 2
Транспортная доступность, км 4 15 100 40

4

Расходы на перевозку, ден. ед./т 320 160 800 120
Средняя просрочка в доставке, сут. 0,6 1 0,7 2
Срок доставки, сут. 4 7 1 10
Доля несохранных перевозок, % 8 5 2 4
Продолжительность согласования перевозки, сут. 0,8 1,6 2 2
Транспортная доступность, км 5 15 180 60

5

Расходы на перевозку, ден. ед./т 320 120 700 120
Средняя просрочка в доставке, сут. 1,5 1 1 2
Срок доставки, сут. 3 6 1 8
Доля несохранных перевозок, % 6 4 3 4
Продолжительность согласования перевозки, сут. 0,7 1,2 3 2
Транспортная доступность, км 3 12 140 50

6

Расходы на перевозку, ден. ед./т 220 100 600 80
Средняя просрочка в доставке, сут. 0,5 1,5 0,5 2
Срок доставки, сут. 3 12 1 20
Доля несохранных перевозок, % 6 3 2 4
Продолжительность согласования перевозки, сут. 1,5 2 3 2,5
Транспортная доступность, км 4 12 90 40

7

Расходы на перевозку, ден. ед./т 450 150 900 90
Средняя просрочка в доставке, сут. 1,2 2 0,5 3
Срок доставки, сут. 4 8 1 10
Доля несохранных перевозок, % 6 1 2 4
Продолжительность согласования перевозки, сут. 1 1 4 2
Транспортная доступность, км 3 13 120 45

5

Расходы на перевозку, ден. ед./т 320 100 850 120
Средняя просрочка в доставке, сут. 1,5 2 1 2
Срок доставки, сут. 4 7 1,5 9
Доля несохранных перевозок, % 5 4 2 3
Продолжительность согласования перевозки, сут. 0,7 1,3 2 1,5
Транспортная доступность, км 2 16 145 55

8

Расходы на перевозку, ден. ед./т 280 160 700 60
Средняя просрочка в доставке, сут. 0,7 1 3 2
Срок доставки, сут. 3 9 1 12
Доля несохранных перевозок, % 6 2 1 4
Продолжительность согласования перевозки, сут. 1 2,5 3 2,5
Транспортная доступность, км 5 10 160 60

9

Расходы на перевозку, ден. ед./т 340 200 900 120
Средняя просрочка в доставке, сут. 1 1,5 4 2
Срок доставки, сут. 3 10 1 15
Доля несохранных перевозок, % 8 2 0,5 4
Продолжительность согласования перевозки, сут. 1 2 3 2,5
Транспортная доступность, км 4 12 100 40

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: