Место психологии в системе наук

УД «Психология»

Тема занятия: «Место психологии в системе наук. Структура психологии»

Учебник: Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений

 

1. Актуализация опорных знаний. Выполните следующие задания в документе Word и отправьте на мою почту shevelevaanzhelika@yandex.ru до 9.15.

Соотнесите принцип психологии с его содержанием

1. Принцип детерминизма. А. Трудовая деятельность способствовала возникновению и развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность; благодаря сознанию человек составляет план деятельности, подбирает средства осуществления, мыслит о предполагаемом результате; сознание определяет целенаправленность деятельности. Сознание определяется деятельностью целенаправленно.
2. Принцип единства психики, сознания и деятельности. Б. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной; сознание человека возникает только в человеческом обществе и существует до тех пор, пока существуют люди.
3. Принцип развития психики и  сознания в деятельности. В. Изучение развития человека в филогенезе (история рода человеческого).
4. Личностный подход в изучении психики человека. Г. Человек рождается с природными задатками. Они могут остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответствующие действия.
5. Принцип исторического подхода к изучению психики человека. Д. Люди отличаются по своим природным задаткам, темпераменту, по силе нервной системы, по личностному характеру: по потребностям, мотивам, интересам, взглядам. Все это необходимо учитывать, изучая конкретного человека.

Опишите конкретные жизненные и профессиональные ситуации, в которых необходимы психологические знания и умения.

 

3. Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:

а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.

б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.

в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.

г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.

д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.

 

4. Определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи:

а) Определить факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста.

б) Выявить причины снижения производительности труда на предприятии.

в) Разработать способы привлечения внимания учащихся на уроке.

г) Выявить лидера в коллективе и привлечь его к организации групповой работы.

д) Определить темперамент человека по особенностям поведения.

е) Изучить влияние суточных биоритмов человека на производительность его труда.

ж) Установить объем кратковременной памяти у людей пожилого возраста.

з) Разработать способы установления деловых взаимоотношений в формирующемся коллективе.

и) Определить факторы, влияющие на психологические особенности безнадзорного подростка.

к) Оказать помощь подросткам при выборе профессии.

 

 

2. Изучение нового материала.

Напишите конспект лекции, отправив фото в комментариях.

Место психологии в системе наук

Человек в качестве предмета исследования может рассматриваться с различных точек зрения: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. При этом каждый человек неповторим и обладает своей индивидуальностью. Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена привело к возникновению значительного количества наук, изучающих человека. Психология как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.

Прежде всего, необходимо остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии. Став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. Сегодня существуют научные проблемы и понятия, которые рассматриваются как с позиции психологии, так и философии, например смысл и цель жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности, сущность и происхождение человеческого сознания, природа человеческого мышления, влияние личности на общество и общества на личность и др.

Долгое время существовало принципиальное разделение философии на материалистическую и идеалистическую. Чаще всего это противопоставление носило антагонистический характер, т. е. постоянно происходило противопоставление взглядов и позиций. Для психологии оба эти основные течения философии имеют одинаковую значимость: материалистическая философия явилась базой для разработки проблем деятельности и происхождения высших психических функций, идеалистическое направление дало возможность изучения таких понятий, как, например, ответственность, смысл жизни, совесть, духовность. Следовательно, использование в психологии обоих направлений философии наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу.

Другой наукой, которая так же, как и психология, изучает проблемы, связанные с личностью и обществом, является социология, которая заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. В то же время психология широко использует в своих исследованиях традиционные социологические приемы сбора информации, например опрос и анкетирование. Есть проблемы, которые совместно изучают психологи и социологи, такие как взаимоотношения между людьми, психология экономики и политики государства, социализация личности, формирование и преобразование социальных установок и др. Социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов. Развиваясь параллельно, они дополняют исследования друг друга в изучении взаимоотношений человека и человеческого общества.

Еще одной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Психология тесно связана с историей. Одним из примеров глубокого синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выгодским, суть которой заключается в том, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед фило– и онтогенетическое развитие людей. Другим, не менее известным примером взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода, суть которого состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его фило– и онтогенетическое развитие от элементарных форм к более сложным. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей. Таким образом, мнения психологов и историков сходятся в том, что современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества.

Отличительной особенностью психологии является ее связь не только с общественными, но и с техническими науками. Это обусловлено тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса. В исследованиях психологов, занимающихся разработкой социотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек – машина». Благодаря исследованиям психологов создаются образцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможности человека.

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Эта связь обусловлена двойственной природой человека – как социального, так и биологического существа. Большинство психических явлений и, прежде всего, психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания в области физиологии и биологии помогают лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние человека отражается на его физиологическом состоянии, и наоборот, различные заболевания, как правило, сказываются на психическом состоянии больного. С учетом этого, в современной медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии.

Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центре "треугольника наук". Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол - общественные науки, нижний правый - философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественными) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными науками находятся технические науки. Психология же занимает центральное место, объединяющее все три группы наук. Она выступает и как продукт всех других наук, и как возможный источник объяснения их формирования и развития (рис. I).

Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография.

 

Рис. 1. Классификация наук по Б. М. Кедрову

 

Естественные науки (физика, биология, химия, математика и т.д.)

 

К ним примыкает группа других родственных дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Их относят к гуманитарным наукам. Среди гуманитарных наук наиболее глубокие связи с психологией имеет педагогика. Психология также тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.

Таким образом, психология является наукой, в которой соотносятся социально-гуманитарное и естественнонаучное знание, что определяет ее роль фундамента в системе наук. Психология интегрирует данные этих отраслей научного знания и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в современное время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основным средством построения его общей теории. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в единую концепцию.

В последнее время усиливаются связи психологии с техническими науками, возникают смежные дисциплины: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология и т.п.

Сфера психологической науки представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах с науками о природе, обществе и человеке. Причины такого развития могут быть разными. С одной стороны, запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин, таких как инженерная психология, космическая психология, педагогическая психология и т.п. Это практические (эмпирические) причины развития науки. С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания. В частности, использование физических методов в психологии породило возникновение экспериментальной психологии, психофизики. В свою очередь, применение методов физиологии в психологии сформировало психофизиологию; внедрение математических методов обусловило формирование математической психологии, инженерной психологии, бионики. Это познавательные (гносеологические) причины разветвления психологических наук. Сегодня, по разным данным, насчитывается не менее ста отраслей психологии.

Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики, включает теоретические концепции и экспериментальные исследования.

Структура психологии:

1. Общая психология – теоретическая и экспериментальная наука, изучающая психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии.

2. Социальная психология – ряд отраслей, исследующих психологические аспекты отношений личности и общества.

3. Ряд отраслей психологии, которые исследуют психологические аспекты развития (возрастная, детская, подростковая, пожилых людей), психология аномального развития (больные дети и др. патологии).

4. Специальная психология, исследует психику деятельности (психология труда, педагогическая, медицинская, военная, психология спорта, торговли и т.д.).

3. Закрепление.

Работа с учебником: изучение п.1.7. Психология теоретическая и практическая  темы 1. Предмет психологии. История психологии.

4. Подведение итога

  Подведение итога в форме синквейна (1 определение из изученной темы, 2 прилагательных, 3 глагола и составление предложения, содержащего основную информацию по изученной теме)

5. Домашнее задание. Анализ конспекта лекции, ответы на вопросы учебника по теме 1. Предмет психологии. История психологии. Составление кластера по темам: «Отрасли психологии», «Взаимосвязь психологии с другими науками»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: